9 литературных критиков России, которых надо знать в лицо
Литературный критик — у многих это понятие ассоциируется с «неистовым Виссарионом» Белинским или Дмитрием Писаревым. В общем, с XIX веком. Однако профессия эта отнюдь не канула в Лету: в современной России есть признанные мастера жанра. Давайте посмотрим, к кому потенциально может попасть ваша книга на критическую оценку.
Сегодня каждый может стать литературным критиком: Сеть предоставляет все возможности в виде блогов, пабликов. Книжные блогеры стали особым классом в мире сетевой литературы и всего того, что связано с этим новейшим явлением, однако речь пойдёт совсем не о них. Мы расскажем о представителях сравнительно узкой когорты. Итак, знакомьтесь!
Николай Александров
Николай Александров известен в нескольких ипостасях: литературовед, литературный критик, ведущий передач, преподаватель. За плечами филологический факультет МГУ. Александров обладает неоспоримым преимуществом: он лёгок на подъём и его рецензии выходят практически одномоментно с появлением книжных новинок на полках магазинов. А ещё он всеяден, то есть ему интересны книги самых разнообразных жанров. Это и детская литература, и научпоп, поэзия, политика, экономика. Он краток — не растекается мыслью по древу, а свою задачу видит в том, чтобы объективно и доходчиво рассказать. По мнению Александрова:
«…критика вообще довольно сомнительная штука. Не академическая дисциплина, не писательство. Даже не журналистика».
В своей недавней работе Николай Александров обратился к такой непростой теме как «Русские тексты» Юрия Гаврилова, вышедшие в «Самиздате» в далёкие 70-е годы прошлого века. С творчеством Александрова как литературного критика можно ознакомиться здесь.
Павел Басинский
Литературный критик Павел Басинский «по совместительству» писатель, а также литературовед. Выпускник Литературного института имени А. М. Горького Басинский обладает такими замечательными качествами как ирония и искромётный юмор, что в полной мере отражено в его рецензиях — легко читаемых, доступных для широкого читательского круга. Критик отнюдь не пренебрегает массовой литературой, хотя относительно недавно рецензировал классическое произведение — роман Максима Горького «Мать».
Басинский считает, что современная критика «перестала справляться с литературным процессом». У критики как будто «нет инструмента для описания этого процесса».
Дмитрий Быков
Дмитрий Быков, наверное, в представлении не нуждается, но всё же напомним: писатель, поэт, публицист, преподаватель, теле- и радиоведущий. И, разумеется, литературный критик. Альма-матер Дмитрия — факультет журналистики МГУ. Он достаточно медийная персона, а рецензии Быкова отличают краткость и меткость. Он откровенен: без обиняков говорит, кто из авторов ему нравится, а кто — нет. При этом невзирая на лица. Так в своё время он высказался о Довлатове как о «крепком середнячке». По поводу этого высказывания было сломано немало копий в Интернете.
«У нас уже давно нет литературной критики, есть только пиар недавно вышедших книг», — полагает Дмитрий Быков.
Борис Кузьминский
Борис Кузьминский слева
Литературный критик Борис Кузьминский, выступающий под псевдонимом Аделаида Метёлкина, известен также и как переводчик. Выпускник филфака МГУ. Пик его деятельности как критика пришёлся на самое начало «нулевых» — именно тогда он создал серию заметок о литературной жизни России под вышеуказанным псевдонимом. Сегодня Кузьминский работает по принципу «редко, но метко»: обычно обращает внимание на резонансные книжные новинки. Его обзоры тщательно проработаны, обширны, их достоинством является язвительная ирония.
Сквозит она и в следующем высказывании критика:
«Нет, г-да, воля ваша, а современный критик должен быть барышней — и всё тут. Желательно, кисейной».
Анна Наринская
Выпускница этого же факультета Анна Наринская — журналистка — начинала как довольно воинственный литературный критик. Своей задачей она видела ограждение читателя от откровенно плохих произведений, а если брать шире — стремилась не допустить их в современную русскую литературу.
«Я так много всех ругала… Я не считаю, что это было неправильно, просто от подобного очень устаёшь», — вспоминает Наринская, понизившая сегодня эмоциональный градус своих критических стрел.
Ныне она видит своё предназначение в том, чтобы знакомить читателя с по-настоящему хорошими книгами, причём не только современными. По её мнению, это разновидность литературного пиара.
Андрей Немзер
И вновь воспитанник филологического факультета Московского госуниверситета Андрей Немзер. Он литературовед, профессор ВШЭ и суровый литературный критик. В то время как читающая публика была в восторге от Виктора Пелевина, Владимира Сорокина и Татьяны Толстой, Немзер громил их в своих рецензиях — признанных авторитетов для него не существует. Правда, в последнее время от литературной критики он практически отошёл.
«Я полагаю, что Бог есть, что добро и зло — разные вещи», — таково, наверное, его кредо.
Валерия Пустовая
Литературный критик и журналистка Валерия Пустовая окончила журфак МГУ. Помимо критики занимается преподаванием в альма-матер. Пустовую как литературного критика отличает фундаментальность — она концентрируется на философии и эстетике рецензируемых произведений. Является автором нескольких манифестов, после которых её стали называть идеологом «нового реализма».
Фундаментальный подход чувствуется и в следующем высказывании Валерии Пустовой:
«Критика разом пытается ответить на два вопроса: „что почитать?“ и „что происходит с литературой?“. Но именно сегодня особенно чувствуешь, насколько могут не совпасть ответы на эти вопросы».
Михаил Эдельштейн
А вот слова другого нашего современного литературного критика Михаила Эдельштейна как характеризуют состояние этого направления, так и подводят некий итог:
«Удивляться надо не малому числу действующих литературных критиков, а тому, что они вообще ещё существуют».
А вот его свежее интервью, где он делится своим взглядом на такое многогранное явление как литературная критика.
Михаил окончил филологический факультет Ивановского университета и аспирантуру там же — он кандидат филологических наук. Ныне является старшим научным сотрудником факультета журналистики МГУ. Автор работ «Письма А. А. Смирнова к А. А. Ахматовой (1954—1957)» и других.
Галина Юзефович
«Пять-шесть достойных книг в год — всё же очень мало для страны с населением сто пятьдесят миллионов человек», — рассуждает литературный критик Галина Юзефович. Она также является преподавателем, руководителем мастерской литературной критики в Creative Writing School. Окончила классическое отделение историко-филологического факультета РГГУ. Её литературные обзоры выходили в «Ведомостях», «Огоньке», «Эксперте», «Итогах», «Знамени» и «Октябре».
«Я думаю, что критик — это совокупность читательского опыта и персонального вкуса», — вот ещё одна мысль Юзефович.
В своих критических публикациях она ориентируется на обыкновенного, заурядного читателя и пишет довольно субъективно. Считает, что основная её цель: помочь читателю выбрать книгу по своему вкусу.
Итак, мы видим, что современная российская литературная критика во многом лежит в русле пиара книжных новинок. Можно ли говорить об упадке? Скорее всего, это переход в некое новое качество в соответствии с нынешними реалиями книжного рынка и индустрии.
Your article helped me a lot, is there any more related content? Thanks!