Что из себя представляет российский рынок поэзии: Астахова, Полозкова, Монова
Каждый россиянин знает имена Есенина, Пушкина, Лермонтова, Маяковского и Ахматовой и знает хотя бы несколько строчек из их творчества. Но все эти авторы жили сто-двести лет назад, а что мы знаем о современной поэзии? Есть ли в нынешней России наследники Евтушенко и Рождественского? Может ли современный поэт собрать стадион или заработать на жизнь умением складно складывать рифмы? Разбираемся в нашем материале.
Как дела на рынке
Крупные издательства практически не обращают внимания на современную поэзию, предпочитая издавать классиков — Пушкина и Лермонтова, Есенина и Маяковского, Ахматову и Цветаеву, Чуковского и Маршака. Исключение составляют наиболее востребованные поэты (Полозкова, Сола Монова и Ах Астахова) и авторы, в первую очередь известные другими гранями своей деятельности. Например, актёр Миша Коллинз, музыкальные исполнители Тиль Линдеманн, Диана Арбенина и Андрей Макаревич. Бывают исключения: в издательстве «БОМБОРА» в 2018 году вышла антология современной поэзии «Живые поэты», в редакции Елены Шубиной в 2021 году вышла первая за десять лет поэтическая книга Дмитрия Воденникова, а самая свежая книга Веры Полозковой «Работа горя» вышла в издательстве Livebook.
За редкими исключениями поэзия современных авторов издаётся в небольших издательствах и издательствах, специализирующихся на поэзии — в «Новом издательстве», «Издательстве Ивана Лимбаха», «Новом литературном обозрении», «Арго-риск» да «Объединённом гуманитарном издательстве». Встретить эти книги на полках сетевых магазинов нелегко — главным поставщиком поэтических изданий являются небольшие независимые книжные, где часто проходят презентации поэтов и встречи с читателями.
За исключением Солы Моновой, Ах Астаховой и Веры Полозковой, тиражи у современных поэтов мизерные даже по современным меркам — редко какая книжка превышает порог в тысячу экземпляров, а две тысячи считается уже достойным достижением. Заработать на стихах тоже довольно сложно. Продажи книг приносят стабильный доход всё той же небольшой группе авторов. На публичных выступлениях зарабатывают Дмитрий Воденников, Вера Полозкова и Андрей Родионов, а все остальные вынуждены совмещать творчество с основной работой. Кто-то трудится программистом, кто-то — управляющим в независимом книжном магазине, а писательница и поэтесса Оксана Васякина за свою насыщенную трудовую карьеру успела сменить профессии официанта, натурщицы, продавщицы, репетитора, няни и воспитателя в лагере.
Куда податься молодому поэту
Несмотря на относительную непредставленность на книжной полке, современная российская поэзия — явление настолько богатое, благотворное и многогранное, что направления его развития не только не пересекаются с другими, но даже и не подозревают о существовании друг друга. Одни авторы предпочитают публиковаться на страницах толстых литературных журналов, вторые выкладывают свои творения на сетевых площадках, третьи выступают на квартирниках, открытых микрофонах и других публичных мероприятиях.
Уже более двадцати лет произведения молодых поэтов публикует журнал «Новая литература», стихотворения появляются на страницах «Нового мира», «Знамени», «Юности», «Невы», «Зеркала», «Дружбы народов» и «Урала». Сохранились ещё и отдельные специализированные журналы поэзии, такие как «Воздух», «Интерпоэзия» и «Prosōdia».
Но главные поэтические площадки представлены в Интернете. На сайтах «Стихи.ру» и «Рифма.ком» зарегистрированы сотни тысяч человек. Опубликоваться на этих площадках ничего не стоит — достаточно компьютера с доступом во всемирную сеть, текстового редактора да умения пользоваться сочетаниями клавиш ctrl+c и ctrl+v. Однако там столь же легко затеряться в многообразии других авторов.
Сочетание большой аудитории и хотя бы минимальной фильтрации поступающего контента дают сообщества в социальных сетях. К примеру, в «Чае со вкусом коммунальной квартиры» состоит свыше 600 тысяч подписчиков, на страничку «Хрустальных стихов» подписано 570 тысяч, а в «Веке новейшей поэзии» состоят 150 тысяч человек. Специально для работы с начинающими авторами существует паблик «Первые стихи». Подписчиков у него немного, но аудитория весьма открытая и доброжелательная к новым именам.
С 2014 года существует основанный писателем, поэтом и журналистом Андреем Орловским проект «Живые поэты», или «ЖЫ». Цель проекта — развитие и популяризация современной поэзии. Отбор в проект достаточно жёсткий, порядка 1 к 80, зато за восемь лет редакторы «ЖЫ» получили свыше 20 тысяч заявок и опубликовали большое количество стихотворений 250 авторов из 15 стран. В 2018 году одноимённая антология вышла в издательстве «БОМБОРА» — её до сих пор можно приобрести в большинстве книжных магазинов, а в 2021 году свет увидела и вторая книга проекта.
Для тех, кто не боится выступать перед аудиторией, существуют разнообразные поэтические турниры и конкурсы. В 2021 году на участие в первом этапе турнира «Чувство ритма» подали заявки свыше 1200 человек, с января по март 2022 года проходил отбор в VII международный литературный конкурс «Верлибр», в 2022 году должен состояться уже восьмой всероссийский фестиваль молодой поэзии «Филатов Фест» — победителя ждёт солидный денежный приз номиналом в миллион рублей.
За исключением «Лицея» литературные премии редко замечают поэтические книги, зато для поэтов существуют свои специальные премии, в том числе премия Андрея Белого, премия Аркадия Драгомощенко, премия «Московский счёт».
Наконец современные поэты могут опубликовать свои поэтические книги собственными усилиями как в электронной («Литрес.Самиздат»), так и в бумажной форме. Такие услуги оказывают различные издательства, а команда «Делибри» предлагает такие дополнительные опции как профессиональная вёрстка и редактура, разработка обложки и реализация тиража по книжным сетям.
Многочисленные статьи «Как заработать современному поэту» предлагают также писать стихи на заказ, регистрироваться на биржах фриланса и сочинять корпоративные поздравления и оды любимому начальнику, но, во-первых, подобные советы не имеют ничего общего с творчеством, а во-вторых, любому копирайтеру, который хоть что-то из себя представляет, не говоря уже о поэтах или прозаиках, стоит бежать от бирж сломя голову, как только у него появится хоть какое-никакое портфолио.
Какие современные поэты сегодня популярны
Современная российская поэзия удивительно многогранна, причём поклонники одних авторов порой даже не подозревают о существовании других. Тем не менее в общем многообразии встречаются имена, популярность которых признают даже те, кто морщит нос от творчества вышеуказанных персон.
Правдивые, написанные на стыке поэзии и прозы стихи Веры Полозковой проникают в самое сердце читателя и заставляют переосмысливать собственный взгляд на мир.
Дмитрий Воденников пишет искренние, местами сентиментальные, местами безжалостные и полные боли стихи, созвучные произведениям поэтов Серебряного века. Он придаёт новый смысл и звучание заезженным истинам и обладает удивительным даром говорить простыми словами о таких сложных вещах как боль и счастье, любовь и разлука. Правда, в последние годы Воденников почти не пишет стихи, концентрируясь на эссе.
Поэзия Линор Горалик с одной стороны демонстрирует безграничность словарных, технических и визуальных художественно-выразительных средств и богатство современного языка, с другой стороны посвящена вечным темам — жизни, смерти и любви.
Искусно выстроенная и подчиняющаяся чёткому ритму поэзия Али Кудряшовой с безжалостной искренностью, но с нотками светлой грусти говорит об окружающей нас действительности.
Оксана Васякина сегодня наиболее известна как автор пронзительно честного романа «Рана», но ещё до его выхода она была поэтессой, эссеисткой и лауреаткой премии «Лицей». Стихи Васякиной лишены привычной для поэзии лирики и зачастую касаются вещей сугубо жизненных: поэтесса пишет о домашнем насилии, бытовом расизме, проблемах мигрантов и отчаянии оказавшихся в плену огромных городов людей — о вещах, на которые зачастую закрывают глаза не только поэты, но и всё общество в целом.
Галина Рымбу называет свои стихи скульптурами, которые высекаются путём отхода от классической поэтической строки и утяжеления синтаксиса. Рымбу пишет о насущных и наболевших вещах, ищет новые способы выражения своих мыслей и постоянно экспериментирует с языком.
Дмитрий Данилов — ещё один автор, который одинаково хорош и как поэт, и как прозаик. У Данилова-прозаика довольно специфичный, но цветастый язык, и его поэзия является логичным продолжением его прозы. Стихи Данилова — это своеобразная стенограмма написанной в рифму обыденной мысли, которая сначала усыпляет внимание читателя монотонным перечислением скучных и утомительных действий (например, автор едет в электричке, ему звонит его приятель Толик, автор раздражается и спешит выпить пива с другом), а затем сражает наповал пронзительно эмоциональной концовкой.
Лауреат премии «Большая книга» за роман «Памяти памяти» Мария Степанова в первую очередь поэтесса, стихи которой переведены на десятки мировых языков. Её поэтика поражает одновременной современностью и вневременностью, экспериментами с языком и поисками новых смыслов, а также акцентом на проблемах современных, остросоциальных и актуальных.
Сола Монова — главная звезда российской сетевой поэзии, на её страничку во вКонтакте подписано свыше 640 тысяч человек. Критики обвиняют Монову в дешёвом мелодраматизме и полном отсутствии понимания стилистики текстов, а вот многочисленные поклонники и поклонницы не могут сдержать чувств и полными волнения голосами объясняют, что своими строчками Монова «попала точно в цель» и «полностью выразила прямо их чувства».
Ах Астахова — вторая звезда российской сетевой поэзии. У неё свыше полумиллиона подписчиков во вКонтакте и ещё 400 тысяч в другой, ныне забаненной на территории Российской Федерации социальной сети. Критики обвиняют Астахову в пошлости, безвкусии и незнании банальных правил, законов и стилей поэзии, а она в это время собирает полные залы благодарных слушателей, ездит в туры по всей России и является одной из немногих поэтесс в стране, которая действительно зарабатывает исключительно своим творчеством (ну и рекламными контрактами до кучи).
«Современная поэзия удивительно многогранна. Пожалуй, стоит отдельно отметить Марию Степанову, Елену Фанайлову, Полину Барскову, Линор Горалик и покойного Григория Дашевского. Это поэты первой величины. Из молодых поэтов стоит следить за Оксаной Васякиной и Галиной Рымбу. Интересно, что в современной поэзии мы видим огромное количество женских имён — женский голос сегодня звучит звонче, ярче и самобытнее. Как-то так получается, что женщины, в отличие от мужчин, не боятся говорить на табуированные темы».
Екатерина Писарева, шеф-редактор группы компаний «ЛитРес»
А что на рынке продаётся ещё?
В марте 2021 года сервис Storytel опубликовал статистику самых прослушиваемых поэтов на русском языке. Первое место ожидаемо занял Александр Пушкин, кроме него в тройку попали Александр Грибоедов и Сергей Есенин. В первую десятку также вошли Михаил Лермонтов, Вера Полозкова, Анна Ахматова, Борис Пастернак, Корней Чуковский, Марина Цветаева и Владимир Маяковский. Примечательно, что в этом списке отсутствует Иосиф Бродский — зато его книги чаще встречаются в топе продаж книжного магазина «Москва».
Отдельных исследований продаж классиков в открытом доступе нет. Судя по косвенным признакам, средний тираж новых поэтических изданий классиков варьируется от 2500 до 5000 тысяч экземпляров — цифры, в целом соответствующие тиражам классической прозы. Наиболее популярные вещи регулярно допечатываются и переиздаются в разных сериях. К примеру, книги запущенной недавно в издательстве «АСТ» серии «Эксклюзив: Поэзия» дублируются в «Эксклюзив: Русская классика».
А вот последняя работа Веры Полозковой «Работа горя» стартовала в 2021 году тиражом в 20 000 экземпляров. Примерно соразмерные тиражи у новых книг Астаховой и Солы Моновой: «Без грима» Ах Астаховой в 2019 году вышла тиражом в 10 000 экземпляров.