Блог издательства Delibri

Идеи, опыт, вдохновение и мастерство
Рубрика: Мастерская автора

Как понять, к какому жанру относится ваш роман


Когда вы начинаете рассказывать о своей уже написанной книге редакторам, издателям, агентам и просто друзьям, едва ли не первым делом почти все ваши собеседники спрашивают: «А в каком жанре написана ваша книга»? В нашей даём простую схему, как определить жанр.


Согласно Википедии, литературный жанр — исторически сложившаяся группа литературных произведений, объединенных совокупностью формальных и содержательных свойств.


Но если говорить простым языком, жанр — это своего рода ярлык, который навешивается на ваше произведение для того, чтобы помочь издателям и читателям понять, что же за книгу вы написали, на что она похожа и кому может приглянуться.

Читатели в поисках новых книг часто делают выбор среди представителей определенного жанра, потому что таким образом они вправе рассчитывать на соблюдение определенных правил, условностей и клише. К примеру, поклонники детективных романов ожидают, что повествование начинается с убийства или другого тяжкого преступления, в процессе расследования детектив, следователь или полицейский собирает улики, заходит в тупик и ошибается с подозреваемыми, но в финале приходит к правильному выводу, и преступника ловят или убивают.


Уже определились с жанром и написали книгу? Издайте её у нас! Заполните форму и получите бесплатную консультацию по изданию и печати тиража




    Классификация жанров

    Понятие жанра эволюционировало со временем, и сейчас в зависимости от критериев отбора существует сразу несколько классификаций.

    Например, по форме повествования выделяются:

    • эпос — масштабная история, которая способна захватить жизни нескольких поколений героев и затронуть тектонические сдвиги в обществе;
    • роман — самый распространенный жанр. Повествует о жизни персонажа в переломный для него момент времени. Как правило, в романе присутствует несколько сюжетных линий, а у главных героев есть четко выраженные арки развития;
    • повесть — средний по объему формат между романом и рассказом, занимает от 2 до 6 авторских листов (22—23 машинописные страницы А4 на русском языке при стандартном заполнении). Как правило, действие ограничено по времени и пространству, а сюжет строится вокруг переживаний главного героя;
    • рассказ — самый маленький по объему жанр прозы. Рассказывает одну короткую историю, с одной сюжетной линией, минимумом персонажей и четко очерченной проблемой. Может уложиться в 100 слов. Например, вот вам рассказ Нила Геймана «Старый Николас». Целиком.

    Николас был
    …старше первородного греха, и голова у него была белее белого. Ему хотелось умереть.
    Малорослые обитатели пещер Севера не знали его языка, они говорили на собственном наречии, напоминавшем птичий щебет, и совершали непонятные ритуалы, когда не были заняты повседневной работой.
    Раз в год, несмотря на его протесты и рыдания, они изгоняли его в Бесконечную Ночь. За одну эту ночь он должен был проведать каждого в мире ребенка, оставив возле кроватки один из невидимых даров пославших его карликов, покуда детишки спали в ледяных объятиях времени.
    Он завидовал Прометею и Локи, Сизифу и Иуде]. Его наказание было суровее.
    Ох. Хо. Хо.

    • пьеса — драматическое произведение, предназначенное для исполнения на сцене;
    • поэма — крупное или среднее по объёму многочастное стихотворное произведение;
    • ода — торжественна и пафосна и, как правило, кого-то восхваляет.

    По содержанию все произведения делятся на:

    • комедии — остроумные и динамические произведения, выставляющие в смешном ракурсе те или иные проблемы общества;
    • трагедии — основываются на неразрешимом конфликте и непримиримых противоречиях, герой страдает, терзается, мучается, переживает испытания, но в конечном итоге, как правило, гибнет;
    • драмы — основаны на бытовых ситуациях из жизни героев, посвящены их взаимоотношениям и конфликтам друг с другом и с окружающим миром и не требуют трагического финала;
    • ужасы — пугают, шокируют или вызывают у аудитории чувство отвращения.

    В зависимости от рода литературы выделяют:

    • эпические — беспристрастные и объективные истории о значимых событиях, имевших место в прошлом (басня, былина, баллада, роман, рассказ, эпос);
    • лирические — отражающие личные чувства или настроения автора: ода, послание, элегия и эпиграмма;
    • лиро-эпические (на пересечении эпоса и лирики) — стансы, баллада, поэма;
    • драматические — произведения, построенные на диалогах персонажей и описывающие более бытовой характер событий (драма, комедия, трагедия).

    Однако, если вы придете в современный книжный магазин, вы не увидите деления на баллады, комедии или трагедии, а все романы художественной литературы будут рассортированы по другим классификаторам.

    Прикладная классификация жанров

    Современную художественную литературу можно поделить на следующие жанры.

    Фантастика допускает наличие элементов, не известных или несуществующих в данный момент, но возможных при условии дальнейшего развития научно-технического прогресса: полеты к другим звездным системам, колонии на других планетах, контакт с инопланетными расами («Марсианин», «Звездный десант», «Загадка трех тел»).

    Фэнтези допускает существование элементов, невозможных в реальности: магии, эльфов, драконов («Властелин колец», «Игра престолов», «Гарри Поттер и философский камень»).

    Хоррор пугает читателей всеми возможными способами, зачастую с помощью появления сверхъестественных явлений или созданий, но допускается и хоррор, полностью укладывающийся в реальность, в нём самым страшным монстром оказывается представитель рода Homo Sapiens («Восставший из ада», «История с привидениями», «Кладбище домашних животных»).

    Детективы обладают достаточно структурированным сюжетом: в начале случается преступление (убийство, похищение, теракт), герои обладают четкими ролями, повествование строится на причинно-следственной связи, в конце все вопросы получают ответы, а преступника каким-то образом карают (арестовывают или убивают), хотя в некоторых случаях ему удается избежать наказания («Убийство в Восточном экспрессе», «Собака Баскервилей», «Смерть приходит в Пемберли»).

    Триллеры — мрачные и атмосферные романы с лихо закрученным сюжетом, активно использующие такие элементы, как сюжетный твист, отвлекающий манёвр или клиффхэнгер («Код да Винчи» Дэна Брауна, «Поле смерти» Ли Чайлда, «Молчание ягнят» Томаса Харриса).

    Боевики и приключенческие романы — герои активны, постоянно попадают в угрожающие жизни ситуации, порой от их поступков зависит множество жизней, а то и судьба целой страны или мира. Нередко им противостоит преследующий диаметрально противоположные цели антагонист («Сахара» Клайва Касслера, «Копи царя Соломона» Генри Райдера Хаггарда, «Тарзан» Эдгара Райса Берроуза).

    Исторические романы — их действие разворачивается в прошлом, описываемая эпоха играет важную роль в сюжете, антураж времени соблюден и описан до мельчайших деталей, и автор не позволяет себе «переписывать историю» слишком сильно. Во многих представителях жанра среди действующих лиц встречаются реально жившие исторические фигуры («Повелители Рима» Колин Маккалоу, романы «Волчий зал» и «Внесите тела» Хилари Мантел, «Столпы земли» Кена Фоллетта).

    Военные романы — произведения, действие которых разворачивается во время войны («На западном фронте без перемен» Ремарка, «И пели птицы» Себастьяна Фолкса, «Уловка-22» Джозефа Хеллера).

    Вестерны — истории о ковбоях, индейцах и бандитах на американском Диком Западе. Некогда один из самых популярных жанров, пик которого пришелся на сороковые — шестидесятые годы прошлого века («Одинокий голубь» Ларри Макмёртри, «Железная хватка» Чарльза Портисса).

    Социальные романы, утопии и антиутопии — социальные романы исследуют проблемы общества, антиутопии возводят некоторые проблемы в абсолют, а утопии, напротив, рисуют идеальное и зачастую недостижимое общество («1984», «Скотный двор», «О, дивный новый мир»).

    Любовные, романтические и эротические романы — сюжет строится вокруг взаимоотношений двух влюбленных, которым нередко приходится преодолевать самые разные барьеры и препятствия, чтобы оказаться вместе. Возможно появление третьего лишнего или даже любовного треугольника («Дневник Бриджит Джонс», «Гордость и предубеждение», «Бриджертоны»).

    Романы взросления посвящены психологическому и моральному росту и взрослению персонажа («Жизнь Дэвида Копперфильда», «Волшебная гора», «Над пропастью во лжи», «Щегол»).

    Как понять, к какому жанру относится ваш роман

    Мы сделали небольшую схему, которая поможет вам разобраться. Помните, что жанры могут смешиваться между собой и порождать новые. Из-за этого их становится ещё больше, поэтому мы могли какие-то из них не учесть.

    Комбинация жанров

    Стивен Кинг назвал жанры «ограничениями для ленивых авторов». Вам вовсе не обязательно во всем придерживаться законов и клише одного жанра. Наоборот, читатели даже поощряют использование элементов из разных жанров — так на свет появляются, например, фантастические боевики, исторические детективы или фэнтезийные любовные романы. А недавняя книга самого Кинга «Билли Саммерс» объединяет в себе черты криминального романа, романа взросления, современного вестерна, дорожного романа и военных мемуаров.

    Однако книги Стивена Кинга, скорее всего, будут продаваться на полке «Стивен Кинг», а подобный коктейль от молодого автора рискует запутать издателя или читателя, поэтому при его позиционировании все равно стоит выделить один основной жанр, например детектив в исторических декорациях или романтическая история в декорациях фэнтези.


    А вы пробовали комбинировать жанры? Расскажите нам в комментариях.

    guest
    1 Комментарий
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии
    20bet
    20bet
    7 месяцев назад

    Your article gave me a lot of inspiration, I hope you can explain your point of view in more detail, because I have some doubts, thank you.


    Рубрики