Как писателю работать с историческими источниками
Представим, что начинающий автор пишет роман, полный исторических ляпов. Без проверки отправляет его в издательство, где рукопись попадает на стол к главному редактору. Знакомство с вашим трудом ввергает главреда в ужас, а рукопись летит в корзину, автор навсегда заносится в черный список.
Разберёмся, как избежать этой ситуации.
«Фактчекинг» или проверка фактов
Многие книги не публикуются именно по причине пренебрежения «историческим фактчекингом».
Фактчекинг — понятие в современное журналистике, означающие вкратце проверку достоверности фактов.
«Журналист обязан подвергать сомнению все, что видит. Только так он сможет отличить выдумку от действительности.
Основные правила, которые помогут избежать ошибок:
найти первоисточник информации;
найти альтернативный источник информации, подтверждающий проверяемый факт;
использовать средства верификации при работе с пользовательским контентом и социальными сетями».
(Амзин А. и др. Как новые медиа изменили журналистику. 2012-2016 — Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2016. –304 с.)
Этим принципам необходимо следовать и при работе над историческим литературным произведением.
На языке исторической науки это называется «критика источника», то есть скепсис и сомнение по принципу: ничего не принимать на веру. Перепроверять и еще раз перепроверять.
Предположим, автор задумал создание биографического произведения с элементами художественного текста (вымышленных диалогов и пр.) о ком-нибудь из великих. Казалось бы, под рукой куча литературы, есть что взять за основу, а дальше дать волю фантазии. Однако при изучении не одного, а нескольких таких текстов ему бросились в глаза расхождения в нескольких датах, фактах. Автор решил все тщательно проверить, сопоставить несколько жизнеописаний, опираясь на более ранние. Наконец, он обратился к специалисту, изучающему деяния данного исторического персонажа. Такая проработка позволила избежать фактических ошибок. Добротное произведение получило достойную оценку и неоднократно переиздавалось.
Представим себе обратную ситуацию. Писатель взял несколько источников, что называется наобум и наделал массу ошибок. Они были замечены читателями и критиками. Работа подверглась обструкции, а самого автора стали воспринимать как халтурщика и конъюнктурщика.
Итак, все даты, события и факты лучше исследовать сразу по нескольким источникам: это могут быть справочники, учебные пособия или книги. Однако и в учебниках бывают ошибки.
Например, до сих пор в некоторых учебниках для студентов юридических специальностей можно встретить утверждение, что составителем первого русского Судебника 1497 года был дьяк Владимир (Володимир) Гусев. Его именуют даже «первым русским юристом». Однако, как доказали историки, это не так.
Не стоит, однако, уповать на вездесущую Википедию. Она пестрит всевозможными погрешностями и неточностями, а то и откровенной дезинформацией.
Хорошая замена Википедии — Большая российская энциклопедия. Много лет над ней работал большой коллектив ученых, все статьи рецензировались и перепроверялись по многу раз.
Оценка деяний исторической личности в хрониках и исследованиях
Часто их авторы имеют свою точки зрения, которая искажает историю. Например, император Николай I для одних был жестоким солдафоном на троне, но для других он — рыцарь в белых одеждах.
Иногда оценка исторического деятеля может разниться от эпохи. При Сталине Иван Грозный — прогрессивный царь, громивший зловредных бояр при помощи прообраза НКВД — Опричнины. Однако, уже при Хрущеве он стал изображаться в негативном свете. Поэтому оценивая личность в истории, полезно изучить, как можно больше разных точек зрения. Результатом такой работы может стать уникальное творческое видение личности, ее роли и значения, которое обогатит и добавят книге уникальности.
Цитаты
Это, вообще, дурной тон прикрываться авторитетом чьей-то цитаты. К тому же, Сеть изобилует фейковыми высказываниями «великих».
Мемуары и интервью
Писателю пригодятся воспоминания людей, которые решили поведать потомкам о своей жизни на фоне исторических событий. Важно помнить, что авторы мемуаров бывают предвзяты: и память может подводить, и себя вдруг захотелось выставить в более выгодном свете. Один из приемов в работе с мемуарами: выяснить, сколько на момент выхода в свет издания мемуаров осталось в живых участников описываемых событий. Если таковых не было, значит, вполне возможно, автор мемуаров «темнит».
Для выяснения подлинной картины можно воспользоваться таким журналистским приемом как «перекрестное интервью», то есть связаться с живыми участниками событий и опросить их, выяснив то, что представляется сомнительным и недостоверным.
Где искать информацию?
Классические архивы
Наиболее благодатное поле для писательской работы. Архивные документы, как правило, объективно отражают события и факты.
Согласно российскому законодательству (Федеральный закон от 22 октября 2004 г. № 125-ФЗ Об архивном деле в РФ), архивы открыты для граждан. Любой россиянин (и даже иностранец) может оформить читательский билет и работать с архивными документами. Кроме того, архивы обязаны отвечать на запросы и высылать выписки и копии документов в случае их обнаружения, а при отрицательном результате письменно информировать об этом. Есть и законодательные ограничения на доступ к архивным документам (ст. 25 указанного закона).
В читальных залах архивов трудятся опытные архивисты-консультанты. Они помогут с поиском интересующих источников.
Например, в Российском государственном историческом архиве (РГИА) хранятся материалы Капитула императорских орденов, где иногда подробно сообщается, кого и за что награждали. То есть детально описывается бой за какой-нибудь аул в Кавказской войне или баталии Крымской войны, Русско-японской и других сражений.
Проявив художественную фантазию, можно на основании этих материалов создать рассказ, повесть или даже роман.
Некоторые современные авторы художественных произведений работают в академической манере — указывают в конце список архивных источников, положенных в основу книги.
Разумеется, наиболее крупные архивы находятся в Москве и Санкт-Петербурге.
Электронные архивы
Иногда у писателя нет возможности попасть в архив. Сегодня это не проблема — существуют многочисленные электронные архивы. В них можно скачать документы, скопировать нужные фрагменты и сделать для себя подборку для последующей работы. В массиве данных можно вычленить, например, имя нужной личности и, после сбора данных, приступить к работе.
С архивами можно работать и удаленно. Практически у каждого из них есть сайт с удобной навигацией — можно осуществить, по крайней мере, первичный поиск документов.
Так, для поиска документов на сайте Российского государственного архива (РГИА) не нужна регистрация, а навигация включает поиск «именной», «географический», «топографический», «предметный», а также «адрес-календарь» (фактически ежедневное описание событий государственной жизни). Документы отсканированы и выложены в формате PDF.
Аналогичная функция есть и на сайте Российского государственного архива древних актов (РГАДА).
Электронные библиотеки
Существуют и электронные библиотеки различных исторических источников. Они удобны тем, что поиск можно осуществлять самостоятельно, задав тот или иной запрос. Так можно сформировать подборку источников для работы.
Лжеисточники
Бывает, что писатель обращается к авторитетному ученому, чьи работы выглядит солидно: сноски, наукообразный язык и ссылки на другие источники. Однако впечатление может быть обманчивым. Так, выдающийся советский историк, академик Борис Александрович Рыбаков (1908-2001) написавший, в том числе впечатляющие труды о славянском язычестве, признается многими коллегами по историческому цеху чуть ли не основателем жанра фолк-хистори из-за тенденциозной интерпретации письменных источников и археологических данных.
К фолк-хистори относят и «фоменковщину» — лженаучную «новую хронологию» Носовского и Фоменко. Иногда фолк-хистори рядится во вполне «научные» одежды. Здесь востребована бдительность — особое чутье на подделки. При малейших сомнениях лучше проконсультироваться у специалистов.
Исторические источники — особенности работы
Нужно понимать, что особенности работы с историческими источниками зависят от жанра задуманного произведения. Наиболее почтительного отношения требуют научно-популярные работы. Это, по сути, те же научные труды, только изложенные доступным языком.
Очерки, если они близки к художественному повествованию, дают больше пространства для вымысла; это же можно сказать и о романах.
В работе над семейными летописями нужно придерживаться документалистики, однако вполне уместны и вымышленные диалоги героев, описания быта, нравов.
В каких случаях можно обойтись без исторических источников?
В исторической фантастике и фэнтези иногда можно и пренебречь бережным отношением к источникам. Писатель берёт за основу что-нибудь историческое, а далее работает с помощью метода «полета мысли во времени и пространстве».
Однако и здесь полезно тонко чувствовать описываемую альтернативную реальность, создаваемого мира. Если в их основу заложен некий исторический фундамент, его нужно, по крайней мере, понимать. В этом ключе отличную работу проделали такие классики, как Толкиен, Мартин, Желязны.
Скрупулезная работа с источниками может стать основой для создания своего мира — фантастического, но переплетенного с реальными историческими событиями, как в романе «Пражское кладбище» Умберто Эко.
Право на ошибку
Любой писатель имеет право на ошибку, ведь иначе можно застрять в перфекционизме и не дописать книгу. Хотя здоровый перфекционизм не навредит ни самому автору, ни его читателям, нужно помнить известную истину: не ошибается тот, кто ничего не делает.
Итак, вы допустили ошибку. Что делать?
Сообщите об ошибках, неточностях издателю, чтобы оперативно внести правки.
Если книга уже издана, а тираж не поступил в продажу можно сделать вклейку «Замеченные опечатки», а при допечатке внести правки.
Если у вас есть собственный сайт (блог) сообщите о своих неточностях с извинениями. Читатели по достоинству оценят этот шаг.
И в заключение отметим, что профессиональные издательства предоставляют услуги не только корректора, но и редактора. Он проверяет логику и последовательность изложения, а также приведенные в произведении факты, даты, цифры, цитаты.
I am currently writing a paper and a bug appeared in the paper. I found what I wanted from your article. Thank you very much. Your article gave me a lot of inspiration. But hope you can explain your point in more detail because I have some questions, thank you. 20bet
Thank you very much for sharing, I learned a lot from your article. Very cool. Thanks. nimabi
Can you be more specific about the content of your article? After reading it, I still have some doubts. Hope you can help me.
I don’t think the title of your article matches the content lol. Just kidding, mainly because I had some doubts after reading the article.