Блог издательства Delibri

Идеи, опыт, вдохновение и мастерство
Рубрика: Мастерская автора

Личный опыт и писательство: как использовать и нужно ли это вообще


Стоит ли писать о личном опыте, переживаниях и событиях в своих книгах или же личное должно оставаться личным, а читателям лучше преподнести выдуманный мир?

Конечно, истории, которые автор сам в той или иной степени пережил, всегда будут ярче придуманных, а у читателя они найдут отклик гораздо быстрее: людям нравится узнавать себя в книгах, нравится ставить себя на место героя и размышлять о том, как бы он сам поступил в такой ситуации, нравится искать пути решения своих проблем в книгах. При этом зная, что книга — отчасти личный опыт автора, читатель, скорее всего, с большим интересом будет её читать. Но иногда чрезмерное описание личного опыта делает из хорошей книги роман самолюбования. В материале разбираемся, как использовать личный опыт при написании книги и нужно ли это вообще.

Личный опыт — это не всегда личный опыт конкретного события в жизни человека. Так, некоторые персонажи и даже судьбы героев романа Льва Толстого «Анна Каренина» имели вполне реальные прототипы, один из которых — сам Лев Николаевич. А по мнению критика и писателя Павла Басинского, сюжет романа появился благодаря реальному случаю, которому Толстой был свидетелем — женщина легла под поезд при странных обстоятельствах. Подробнее Басинский описывает это в своей книге «Подлинная история Анны Карениной». Но как соблюсти баланс?

Можно ли рассказать о жестокости, насилии и боли, не испытав их?

«Голос потерянного поколения», Эрих Мария Ремарк во многом перенёс события своей жизни в своё творчество: жестокость войны, гонения, попытки найти утешение в алкоголе — всё это красной нитью проходило через книги писателя. Роман «Искра жизни» Ремарк посвятил сестре, казнённой нацистами, а его невероятная любовь к Марлен Дитрих и образ актрисы были описаны в «Триумфальной арке». Книги Ремарка — это многослойные переживания, острая человеческая боль и луч надежды среди, казалось бы, беспросветной тьмы. К слову, за книгу «На Западном фронте без перемен» Ремарк был номинирован на Нобелевскую премию мира. Смог бы Ремарк создать такие произведения, если бы не всё пережитое им? Вряд ли.

Важно отметить, что все события в жизни Ремарка и его, казалось бы, личный опыт на самом деле вписывается в общую историческую канву. Ведь война, трагедии, потеря близких затронули каждого человека и каждую семью в XX веке. Да, можно сказать, что его опыт не уникален в таком случае, но в этом и суть — его личный опыт перекликается с опытом миллионов людей, которые в его романах увидели себя, а значит, нашли отдушину и успокоение.

Значит ли это, что нужно специально испытывать боль и подвергаться насилию, чтобы получить для книги ценный опыт? Конечно, нет! Как говорит писательница Линор Горалик, «если для создания хорошей литературы нужно страдать, то пусть у нас вообще не будет никакой литературы».

Поэтому, если у вас нет своего опыта в определённой теме, обратитесь к личному опыту других людей. Поговорите с ними, попытайтесь почувствовать их боль, погрузитесь в контекст. Тогда у вас появится опыт переживания чужого опыта (да, звучит тавтологично, тем не менее), а значит, и новая оптика на ситуацию. Это сложно, но интересно.

Личный опыт через образы волшебников

Ещё один интересный пример использования личного опыта в художественной литературе — легендарный «Гарри Поттер». Конечно же, вряд ли Джоан Роулинг училась в школе чародейства и волшебства или жила в чулане под лестницей, но то, что детство и юность у писательницы было небогатым, она неоднократно рассказывала в интервью.

В «Гарри Поттере» мы видим многодетную семью Уизли, которые живут небогато, и на этом неоднократно, так или иначе, делается акцент в книгах. Да и сам Гарри Поттер до того, как узнал, что он волшебник, носил обноски, не получал подарков на день рождения и жил в каморке.

Также, по утверждению самой Роулинг, дементоров (существ, которые высасывают из человека всю радость) она создала в период депрессии, дав тем самым, своим переживаниям литературное воплощение.

Излить личные переживания и стать Стивеном Кингом

Кинг неоднократно признавался, что его личные события и переживания находили отражение в книгах: негативное отношение к существующей школьной системе во время учёбы и необходимость работать в этой системе позднее вылились в роман «Кэрри», а проблемы жестокости в семье и взаимоотношений отцов и детей легли в основу «Сияния». Сам же Кинг был брошен отцом в возрасте двух лет, что тоже частично отразилось в его романах.

Близкая и простая: самая популярная писательница России

Наверное, имя Дарьи Донцовой слышал хоть раз каждый житель нашей страны, даже если и не читал её книг, изданных общим тиражом более 200 млн экземпляров. Не секрет, что её героини — отчасти списаны с её самой: дети, собаки, отношение к жизни. И в каждой книге что-то «своё», простое, близкое и понятное народу. А история её борьбы с онкологическим заболеванием стала отдельной (и хорошо продаваемой) книгой, и не удивительно: история Дарьи Донцовой реальна и дарит людям, столкнувшимся с такой сложной проблемой, надежду.

Не страданиями едины: светлые воспоминания Булгакова

Автор романа «Мастер и Маргарита» перенёс в своё творчество тёплую атмосферу родительского дома и материнской любви, отразив их в «Белой гвардии», ставшей своеобразной данью памяти матери писателя, смерть которой потрясла его. Так что иногда личный опыт или воспоминания в книгах — способ для автора сказать спасибо кому-то дорогому и увековечить память о нём.

Выводы

Использование личного опыта в художественных книгах — не всегда просто прямой пересказ событий, произошедших с автором. Обычно он укладывается в общую канву исторических событий или всеобщих проблем, чтобы каждый читатель мог примерить ваш опыт на себя. Поэтому важно не переборщить!

Вот в каких случаях стоит использовать личный опыт (помните, что это не железное ограничение, это рекомендация!):

  • способ создать определённую атмосферу, которая будет отличаться правдоподобностью;
  • высказать давние переживания;
  • увековечить память о дорогих людях;
  • пережить утрату.
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

Рубрики