
Литературные архетипы: что это такое и как работает
Задумывались ли вы, почему одни сюжеты, персонажи и ситуации цепляют вас сильнее других? Почему только что повстречавшийся герой кажется таким родным и знакомым, а его история отзывается у вас в сердце? Разумеется, часто виной всему служит талант автора, но порой всё дело в том, что он воспользовался архетипическим сюжетом или ситуацией. Люк Скайуокер — архетипический герой, а в основе «Властелина колец» лежат архетипические сюжеты. Но что это такое и как они работают? Об этом — наша статья.
Что такое архетипы
Термин «архетип» происходит от латинского слова archetypum, которое в свою очередь образовалось от греческого слова arkhetypon и означает «шаблон, модель или структуру». В английском языке «архетип» впервые появляется в 1540-х годах и означает «модель или оригинальный шаблон, с которого делают копии».
Применительно к искусству и литературе архетипы использовал известный психолог Карл Юнг. Он выделил двенадцать разновидностей персонажей, которые можно встретить в любой культуре любой эпохи. Юнг считал, что эти двенадцать архетипов обитают в коллективном бессознательным и в итоге являются той самой связью, которая и объединяет всё человечество.
Архетипы персонажей
В современном литературоведении существует несколько классификаций персонажей, но чаще всего выделяют двенадцать.
1. Герой
- Протагонист, который отвечает на вызов и спасает ситуацию.
- Альтернативные названия: воин, рыцарь, крестоносец, спаситель и супергерой.
- Сильные стороны: смелость, доблесть, упорство, честь.
- Слабые стороны: самоуверенность и высокомерие.
Ахиллес («Илиада»), Люк Скайуокер («Звёздные войны»), Гарри Поттер («Гарри Поттер»), Китнисс Эвердин («Голодные игры»), Гавейн («Артуриана»).
2. Творец
- Мотивированный создатель, который творит искусство или формирует структуру нарратива. Может испытывать сложности с донесением своих идей до окружающих и впадать в ступор пред ликом проблем и несовершенства.
- Альтернативные названия: артист, изобретатель, музыкант.
- Сильные стороны: креативность, сила воли, убеждённость.
- Слабые стороны: самоуверенность, зацикленность на одной цели, отсутствие практических навыков.
Доктор Эммет Браун («Назад в будущее»), доктор Моро («Остров доктора Моро»), Рик («Рик и Морти»), Зевс («Илиада»), Виктор Франкенштейн («Франкенштейн, или Современный Прометей»).
3. Правитель
- Персонаж, обладающий моральной или фактической властью над окружающими. Может играть как положительную, так и отрицательную роль.
- Альтернативные названия: начальник, босс, лидер.
- Сильные стороны: могущество, статус, ресурсы.
- Слабые стороны: отчуждённость, оторванность от реальности, неприязнь окружающих.
Дейенерис Таргариен («Игра престолов»), король Артур («Артуриана»), тётя Салли («Приключения Гекльберри Финна»), Тони Сопрано («Клан Сопрано»).
4. Бунтарь
- Мятежник, который не подчиняется нормам и законам общества.
- Альтернативные названия: разбойник, революционер, дикарь, отщепенец.
- Сильные стороны: независимое мышление, добродетель, никому ничего не должен.
- Слабые стороны: эгоизм, склонность к преступным деяниям.
Хан Соло («Звёздные войны»), Робин Гуд («Робин Гуд»), Роб Рой («Роб Рой»), Дин Мориарти («В дороге»).
5. Исследователь
- Персонаж, которого вечно тянет в дорогу туда, куда не ступала нога человека. Ведь приключения ждут
- Альтернативные названия: искатель приключений, искатель, пилигрим.
- Сильные стороны: любопытство, целеустремлённость, стремление к самосовершенствованию.
- Слабые стороны: беспокойство, ненадёжность, неусидчивость, никогда не сможет усидеть на одном месте.
Индиана Джонс («В поисках утраченного ковчега»), Звёздный лорд («Стражи галактики»), Гекльберри Финн («Приключения Гекльберри Финна»), Одиссей («Одиссея»).
6. Мудрец
- Мудрая фигура, способная поделиться знаниями с теми, кто не убоится спросить. Пытается познать мир и вычленить правду.
- Альтернативные названия: наставник, философ, академик, исследователь.
- Сильные стороны: мудрость, опыт, проницательность.
- Слабые стороны: осторожность, нерешительность, не горит желанием присоединиться к действию.
Йода («Звёздные войны»), Афина («Одиссея»), Оракул («Матрица»).
7. Маг
- Могущественная фигура, которая пользуется тайными силами Вселенной для достижения своих целей.
- Альтернативные названия: волшебник, изобретатель, целитель, катализатор.
- Сильные стороны: могущество, всеведение, дисциплина.
- Слабые стороны: продажность и высокомерие.
Просперо («Буря»), Гэндальф («Властелин колец»), Дамблдор («Гарри Поттер»), Мэрлин («Артуриана»), Морфеус («Матрица»).
8. Невинный
- Морально чистый персонаж, действующий исключительно с благими намерениями.
- Альтернативные названия: дитя, ребёнок, идеалист, святой, мечтатель, романтик, мистик, утопист.
- Сильные стороны: мораль, доброта, искренность.
- Слабые стороны: наивность, уязвимость, редко обладает полезными навыками.
Перегрин Тук («Властелин колец»), Прим Эвердин («Голодные игры»).
9. Любовник
- Романтик, движимый сердцем.
- Альтернативные названия: партнёр, энтузиаст, супруг.
- Сильные стороны: гуманизм, страсть, сострадание.
- Слабые стороны: наивность и иррациональность.
Ромео и Джульетта («Ромео и Джульетта»), Роуз и Джек («Титаник»), Скарлетт О’Хара («Унесённые ветром»), Белль («Красавица и чудовище»).
10. Опекун
- Персонаж, который постоянно заботится о других и идёт на жертвы ради их благополучия.
- Альтернативные названия: альтруист, родитель.
- Сильные стороны: благородство, самоотверженность, верность.
- Слабые стороны: отсутствие лидерских качеств и личных амбиций.
Хагрид («Гарри Поттер»), Сэм Джемджи («Властелин колец»), Кальпурния («Убить пересмешника»), Мэри Поппинс («Мэри Поппинс»), Долли Облонская («Анна Каренина»).
11. Шут
- Смешной персонаж или обманщик, который присутствует ради комического эффекта, но временами проговаривает важные для сюжета вещи.
- Альтернативные названия: дурак, шутник, джокер, обманщик.
- Сильные стороны: смешной, обезоруживающий, проницательный.
- Слабые стороны: может быть поверхностным и неприятным.
Санчо Панса («Дон Кихот»), Фальстаф («Генрих IV»), C-3PO и R2D2 («Звёздные войны»).
12. Обыватель
- Персонаж, больше всего укреплённый в реальности. Верит, что все люди равны.
- Альтернативные названия: сирота, сосед, реалист, обычный парень.
- Сильные стороны: приземлённость, солидность, обыденность.
- Слабые стороны: отсутствие особых сил, зачастую полная неготовность к тому, что его ждёт.
Ник Каррауэй («Великий Гэтсби»), доктор Ватсон («Шерлок Холмс»), Артур Дент («Автостопом по галактике»), Бильбо Бэггинс («Хоббит»), Леопольд Блум («Улисс»), Уинстон Смит («1984»).
Другие классификации
Известный академик и философ Джозеф Кэмпбелл в своей основополагающей работе «Тысячеликий герой» выделяет восемь архетипов персонажей, а именно: герой, наставник, союзник, герольд, обманщик, оборотень, страж и тень.
А в книге «Полный авторский гид к героям и героиням» Тэми Коуден, Кэролайн ЛаФевр и Сью Вайдерс отдельно прописывают восемь мужских и женских архетипов. К мужским относятся вождь, плохиш, лучший друг, очароваш, потерянная душа, профессор, авантюрист и воин, к женским — начальница, соблазнительница, безбашенный ребёнок, вольнолюбивая, беспризорница, библиотекарша, воительница и воспитательница.
Архетипические сюжеты
Ксаверий Грушин, первый наставник Эраста Петровича Фандорина в сыскных делах, поговаривал, что существует всего четыре основных мотива для преступлений — страсть, корысть, месть и опасность. Точно также ограничено и число основных сюжетов мировой литературы — и все без исключения произведения можно поделить на несколько условных групп.
Существует сразу несколько разных классификаций сюжетных архетипов. Зарубежные профильные сайты выделяют следующие темы.
- Путешествие — странствие или квест, в которое отправляются главные герои, чтобы лучше понять себя и мир. Может быть физическим, эмоциональным или ментальным. Пример: Фродо Бэггинс и его путешествие через всю карту в Мордор к жерлу Роковой горы.
- Инициация (взросление) — ситуации, в которые попадает главный герой, приводят к его взрослению или эволюции. Пример: развитие Гарри Поттера в течение семи книг.
- Падение — главный герой совершает плохой выбор или поступок и как результат из князей падает обратно в грязь. Далее возможны вариации: это может быть как конец истории, превращение из героя в злодеи, так и стартовая площадка для будущего искупления и возвышения. Пример: «Портрет Дориана Грея».
- Добро против зла — и треснул мир напополам, и поперёк… Всё тот же «Властелин колец» — эталонный пример противостояния сил света и тьмы.
4 цикла Борхеса
В 1972 году известный аргентинский прозаик, поэт и публицист Хорхе Борхес опубликовал эссе «Четыре цикла», в котором заявил, что на протяжении всей истории вся мировая литература основывалась на четырёх базовых сюжетах.
- Осада — история об осаждённом городе, который защищают и штурмуют герои. Защитники осознают, что их город обречён, но и главный среди атакующих герой понимает, что не доживёт до победы. Пример: «Илиада».
- Возвращение домой — главный герой возвращается домой, преодолевая множество препятствий. Пример: «Одиссея».
- Поиск — герои что-то ищут: одни — себя, другие — пленительные сокровища, и только поиск правды ведёт к неудаче и гибели. Пример — Ясон и его странствия за золотым руном.
- Самоубийство Бога — божественная или великая фигура жертвует собой, чтобы даровать миру прощение или истину. Ну или ради обретения знаний, которые будут использованы во благо народа. Примеры: Один пронзает себя копьём и вешается на Иггдрасиле, чтобы обрести мудрость, а римские легионеры распинают на кресте Христа.
7 основных сюжетов Букера
В 2004 году английский писатель, редактор и журналист Кристофер Букер выпустил книгу «Семь основных сюжетов: почему мы рассказываем истории», в которой выделил базовые сюжеты, лежащие в основе всех историй в мире.
- Из грязи в князи — история обычного человека, который поднимается на самую вершину, теряет всё и возвращается на дно, а затем снова поднимается обратно. Примеры: «Аладдин», «Принц и нищий», «Гадкий утёнок».
- Приключение — герой или герои отправляются за тридевять земель в конкретную локацию или за конкретным примером и переживают по пути уйму приключений и испытаний. Примеры: «Одиссея», Ясон и аргонавты, «Копи царя Соломона», «Вокруг света за 80 дней».
- Туда и обратно — герой отправляется в странное и необычное место и, пережив множество испытаний и выучив множество уроков, возвращается обратно. Примеры: «Хоббит», «Робинзон Крузо», «Алиса в Стране чудес».
- Комедия — основанная на путанице или недопонимании история приводит к конфликту, который завершается хорошо. Примеры: «Много шума из ничего», «Сон в летнюю ночь», «Двенадцатая ночь».
- Трагедия — недостаток или ошибка в поведении в итоге приводят к падению и гибели хорошего персонажа. Яркий пример — любая трагедия Шекспира, будь то «Макбет», «Король Лир» или «Отелло».
- Возрождение — вследствие какого-то пережитого события персонаж меняет взгляды на жизнь, а иногда становится лучше. Примеры: «Красавица и чудовище», «Снежная королева», «Рождественская песнь».
- Победа над чудовищем — герой сражается с монстром, побеждает его и получает награду: власть, сокровища или любовь. Примеры: «Беовульф», «Дракула», «Война миров».
36 сюжетов Польти
В 1895 году французский писатель, переводчик, литературовед и театровед Жорж Польти проанализировал тысячу с лишним литературных произведений, в основном пьесы, драмы и трагедии, и выделил тридцать шесть основных сюжетных коллизий.
- Мольба о заступничестве.
- Спасение.
- Преступление и месть.
- Кровная месть.
- Преследование.
- Катастрофа — гонец приносит вести о разгроме армии.
- Жертва.
- Бунт.
- Отважная попытка — герой совершает дерзкий подвиг или поступок, например, побеждает дракона или завоёвывает сердце девушки.
- Похищение.
- Загадка.
- Обретение — герой старается чего-то добиться или получает что-то, например, яблоко раздора.
- Вражда между близкими — родичи строят друг против друга козни.
- Соперничество между близкими — два брата соперничают за руку и сердце одной и той же девушки.
- Адюльтер.
- Адюльтер, приводящий к убийству, — двое любовников договариваются убить мешающего супруга, или же узнавший об измене супруг убивает неверного партнёра.
- Безумие — проститутка в порыве гнева убивает клиента, мать выбрасывает из окна ребёнка.
- Роковая неосторожность — охотник на охоте по ошибке убивает друга.
- Невольное кровосмешение — разлучённые при рождении брат и сестра влюбляются друг в друга и узнают о собственном родстве после секса или свадьбы.
- Невольное убийство близкого — тиран приказывает расстрелять мирную демонстрацию, не зная, что её возглавляет его сын.
- Самопожертвование ради близких.
- Самопожертвование во имя идеала.
- Жертвование всем ради страсти — менеджер спускает деньги фирмы на скачках, любовники предаются страсти там, где их могут заметить.
- Жертвование близким во имя долга — правитель приносит собственную дочь в жертву ради успеха военной кампании, например, Агамемнон приносит Ифигению в жертву Артемиде.
- Соперничество неравных — богатый против бедного, профессиональный боец против любителя.
- Запретная любовь.
- Любовь, преодолевающая препятствия.
- Бесчестие близкого или любимого.
- Любовь к врагу.
- Честолюбие и властолюбие.
- Борьба против бога.
- Безосновательная ревность или зависть.
- Судебная ошибка.
- Угрызения совести.
- Вновь найденный.
- Потеря близких.
Теория мономифа Кэмпбелла
Путь героя делится на три этапа — исход, инициация и возвращение. Во время исхода герой слышит зов приключений, пытается от него откреститься, в итоге подчиняется, встречает наставника или покровителя, преодолевает порог между знакомым миром и неизведанным пространством и оказывается в «чреве кита», где он окончательно избавляется от прежней инфантильности и рождается заново.
Во время инициации герой следует путём испытаний, встречает Богиню — проекцию женского архетипа, переживает искушение, примиряется с отцом, переживает апофеоз странствия и собирается вернуться домой.
Во время возвращения герой не хочет возвращаться домой, затем ему приходится спасаться бегством от зловредных сил, он получает помощь из обыденного мира, возвращается к повседневности и обретает свободу жить в обоих мирах.
Выводы
Архетипы порой можно перепутать со стереотипами, клише или штампованными персонажами, и если архетипы идут вашей прозе во благо, то вот стереотипов и всего остального лучше избегать.
Отличия следующие:
- стереотип — это упрощённая характеристика персонажа, например, тупой спортсмен, хамоватый певец или коррумпированный чиновник;
- клише — идея, событие или деталь, которая использовалась в литературе и кино так долго, что уже стала предсказуемой и даже скучной, например, опытному пожарнику не дают покоя мысли о девушке, которую он не смог спасти;
- шаблонные персонажи — что-то среднее между стереотипом и архетипом: персонаж, который соответствует узкому и предсказуемому описанию.
Thank you for your sharing. I am worried that I lack creative ideas. It is your article that makes me full of hope. Thank you. But, I have a question, can you help me?