Блог издательства Delibri

Идеи, опыт, вдохновение и мастерство
Рубрика: Мастерская автора

Литературные архетипы: что это такое и как работает


Задумывались ли вы, почему одни сюжеты, персонажи и ситуации цепляют вас сильнее других? Почему только что повстречавшийся герой кажется таким родным и знакомым, а его история отзывается у вас в сердце? Разумеется, часто виной всему служит талант автора, но порой всё дело в том, что он воспользовался архетипическим сюжетом или ситуацией. Люк Скайуокер — архетипический герой, а в основе «Властелина колец» лежат архетипические сюжеты. Но что это такое и как они работают? Об этом — наша статья.

Что такое архетипы

Архетип — это ситуация, символ, тема или тип персонажа, повсеместно встречаемый во всех земных культурах. Применённый в искусстве, он немедленно вызывает чувство узнавания и избавляет автора от необходимости излишне расписывать характер персонажа или природу сложившейся ситуации.

Термин «архетип» происходит от латинского слова archetypum, которое в свою очередь образовалось от греческого слова arkhetypon и означает «шаблон, модель или структуру». В английском языке «архетип» впервые появляется в 1540-х годах и означает «модель или оригинальный шаблон, с которого делают копии».

Применительно к искусству и литературе архетипы использовал известный психолог Карл Юнг. Он выделил двенадцать разновидностей персонажей, которые можно встретить в любой культуре любой эпохи. Юнг считал, что эти двенадцать архетипов обитают в коллективном бессознательным и в итоге являются той самой связью, которая и объединяет всё человечество.

 

 

Архетипы персонажей

В современном литературоведении существует несколько классификаций персонажей, но чаще всего выделяют двенадцать.

1. Герой

  • Протагонист, который отвечает на вызов и спасает ситуацию.
  • Альтернативные названия: воин, рыцарь, крестоносец, спаситель и супергерой.
  • Сильные стороны: смелость, доблесть, упорство, честь.
  • Слабые стороны: самоуверенность и высокомерие.

Ахиллес («Илиада»), Люк Скайуокер («Звёздные войны»), Гарри Поттер («Гарри Поттер»), Китнисс Эвердин («Голодные игры»), Гавейн («Артуриана»).

2. Творец

  • Мотивированный создатель, который творит искусство или формирует структуру нарратива. Может испытывать сложности с донесением своих идей до окружающих и впадать в ступор пред ликом проблем и несовершенства.
  • Альтернативные названия: артист, изобретатель, музыкант.
  • Сильные стороны: креативность, сила воли, убеждённость.
  • Слабые стороны: самоуверенность, зацикленность на одной цели, отсутствие практических навыков.

Доктор Эммет Браун («Назад в будущее»), доктор Моро («Остров доктора Моро»), Рик («Рик и Морти»), Зевс («Илиада»), Виктор Франкенштейн («Франкенштейн, или Современный Прометей»).

3. Правитель

  • Персонаж, обладающий моральной или фактической властью над окружающими. Может играть как положительную, так и отрицательную роль.
  • Альтернативные названия: начальник, босс, лидер.
  • Сильные стороны: могущество, статус, ресурсы.
  • Слабые стороны: отчуждённость, оторванность от реальности, неприязнь окружающих.

Дейенерис Таргариен («Игра престолов»), король Артур («Артуриана»), тётя Салли («Приключения Гекльберри Финна»), Тони Сопрано («Клан Сопрано»).

4. Бунтарь

  • Мятежник, который не подчиняется нормам и законам общества.
  • Альтернативные названия: разбойник, революционер, дикарь, отщепенец.
  • Сильные стороны: независимое мышление, добродетель, никому ничего не должен.
  • Слабые стороны: эгоизм, склонность к преступным деяниям.

Хан Соло («Звёздные войны»), Робин Гуд («Робин Гуд»), Роб Рой («Роб Рой»), Дин Мориарти («В дороге»).

5. Исследователь

  • Персонаж, которого вечно тянет в дорогу туда, куда не ступала нога человека. Ведь приключения ждут
  • Альтернативные названия: искатель приключений, искатель, пилигрим.
  • Сильные стороны: любопытство, целеустремлённость, стремление к самосовершенствованию.
  • Слабые стороны: беспокойство, ненадёжность, неусидчивость, никогда не сможет усидеть на одном месте.

Индиана Джонс («В поисках утраченного ковчега»), Звёздный лорд («Стражи галактики»), Гекльберри Финн («Приключения Гекльберри Финна»), Одиссей («Одиссея»).

6. Мудрец

  • Мудрая фигура, способная поделиться знаниями с теми, кто не убоится спросить. Пытается познать мир и вычленить правду.
  • Альтернативные названия: наставник, философ, академик, исследователь.
  • Сильные стороны: мудрость, опыт, проницательность.
  • Слабые стороны: осторожность, нерешительность, не горит желанием присоединиться к действию.

Йода («Звёздные войны»), Афина («Одиссея»), Оракул («Матрица»).

7. Маг

  • Могущественная фигура, которая пользуется тайными силами Вселенной для достижения своих целей.
  • Альтернативные названия: волшебник, изобретатель, целитель, катализатор.
  • Сильные стороны: могущество, всеведение, дисциплина.
  • Слабые стороны: продажность и высокомерие.

Просперо («Буря»), Гэндальф («Властелин колец»), Дамблдор («Гарри Поттер»), Мэрлин («Артуриана»), Морфеус («Матрица»).

8. Невинный

  • Морально чистый персонаж, действующий исключительно с благими намерениями.
  • Альтернативные названия: дитя, ребёнок, идеалист, святой, мечтатель, романтик, мистик, утопист.
  • Сильные стороны: мораль, доброта, искренность.
  • Слабые стороны: наивность, уязвимость, редко обладает полезными навыками.

Перегрин Тук («Властелин колец»), Прим Эвердин («Голодные игры»).

9. Любовник

  • Романтик, движимый сердцем.
  • Альтернативные названия: партнёр, энтузиаст, супруг.
  • Сильные стороны: гуманизм, страсть, сострадание.
  • Слабые стороны: наивность и иррациональность.

Ромео и Джульетта («Ромео и Джульетта»), Роуз и Джек («Титаник»), Скарлетт О’Хара («Унесённые ветром»), Белль («Красавица и чудовище»).

10. Опекун

  • Персонаж, который постоянно заботится о других и идёт на жертвы ради их благополучия.
  • Альтернативные названия: альтруист, родитель.
  • Сильные стороны: благородство, самоотверженность, верность.
  • Слабые стороны: отсутствие лидерских качеств и личных амбиций.

Хагрид («Гарри Поттер»), Сэм Джемджи («Властелин колец»), Кальпурния («Убить пересмешника»), Мэри Поппинс («Мэри Поппинс»), Долли Облонская («Анна Каренина»).

11. Шут

  • Смешной персонаж или обманщик, который присутствует ради комического эффекта, но временами проговаривает важные для сюжета вещи.
  • Альтернативные названия: дурак, шутник, джокер, обманщик.
  • Сильные стороны: смешной, обезоруживающий, проницательный.
  • Слабые стороны: может быть поверхностным и неприятным.

Санчо Панса («Дон Кихот»), Фальстаф («Генрих IV»), C-3PO и R2D2 («Звёздные войны»).

12. Обыватель

  • Персонаж, больше всего укреплённый в реальности. Верит, что все люди равны.
  • Альтернативные названия: сирота, сосед, реалист, обычный парень.
  • Сильные стороны: приземлённость, солидность, обыденность.
  • Слабые стороны: отсутствие особых сил, зачастую полная неготовность к тому, что его ждёт.

Ник Каррауэй («Великий Гэтсби»), доктор Ватсон («Шерлок Холмс»), Артур Дент («Автостопом по галактике»), Бильбо Бэггинс («Хоббит»), Леопольд Блум («Улисс»), Уинстон Смит («1984»).

Рубрика: Мастерская автора
Страшнее, чем у Стивена Кинга: как создать персонажа-монстра
Приемы и рекомендации по созданию самых страшных персонажей в ваших романах.
7 февраля 2022Время чтения: 19 минут

Другие классификации

Известный академик и философ Джозеф Кэмпбелл в своей основополагающей работе «Тысячеликий герой» выделяет восемь архетипов персонажей, а именно: герой, наставник, союзник, герольд, обманщик, оборотень, страж и тень.

А в книге «Полный авторский гид к героям и героиням» Тэми Коуден, Кэролайн ЛаФевр и Сью Вайдерс отдельно прописывают восемь мужских и женских архетипов. К мужским относятся вождь, плохиш, лучший друг, очароваш, потерянная душа, профессор, авантюрист и воин, к женским — начальница, соблазнительница, безбашенный ребёнок, вольнолюбивая, беспризорница, библиотекарша, воительница и воспитательница.

Архетипические сюжеты

Ксаверий Грушин, первый наставник Эраста Петровича Фандорина в сыскных делах, поговаривал, что существует всего четыре основных мотива для преступлений — страсть, корысть, месть и опасность. Точно также ограничено и число основных сюжетов мировой литературы — и все без исключения произведения можно поделить на несколько условных групп.

Существует сразу несколько разных классификаций сюжетных архетипов. Зарубежные профильные сайты выделяют следующие темы.

  • Путешествие — странствие или квест, в которое отправляются главные герои, чтобы лучше понять себя и мир. Может быть физическим, эмоциональным или ментальным. Пример: Фродо Бэггинс и его путешествие через всю карту в Мордор к жерлу Роковой горы.
  • Инициация (взросление) — ситуации, в которые попадает главный герой, приводят к его взрослению или эволюции. Пример: развитие Гарри Поттера в течение семи книг.
  • Падение — главный герой совершает плохой выбор или поступок и как результат из князей падает обратно в грязь. Далее возможны вариации: это может быть как конец истории, превращение из героя в злодеи, так и стартовая площадка для будущего искупления и возвышения. Пример: «Портрет Дориана Грея».
  • Добро против зла — и треснул мир напополам, и поперёк… Всё тот же «Властелин колец» — эталонный пример противостояния сил света и тьмы.

4 цикла Борхеса

В 1972 году известный аргентинский прозаик, поэт и публицист Хорхе Борхес опубликовал эссе «Четыре цикла», в котором заявил, что на протяжении всей истории вся мировая литература основывалась на четырёх базовых сюжетах.

  • Осада — история об осаждённом городе, который защищают и штурмуют герои. Защитники осознают, что их город обречён, но и главный среди атакующих герой понимает, что не доживёт до победы. Пример: «Илиада».
  • Возвращение домой — главный герой возвращается домой, преодолевая множество препятствий. Пример: «Одиссея».
  • Поиск — герои что-то ищут: одни — себя, другие — пленительные сокровища, и только поиск правды ведёт к неудаче и гибели. Пример — Ясон и его странствия за золотым руном.
  • Самоубийство Бога — божественная или великая фигура жертвует собой, чтобы даровать миру прощение или истину. Ну или ради обретения знаний, которые будут использованы во благо народа. Примеры: Один пронзает себя копьём и вешается на Иггдрасиле, чтобы обрести мудрость, а римские легионеры распинают на кресте Христа.

 

 

Рубрика: Мастерская автора
4 вечных повторения: мировая литература под микроскопом Борхеса
Борхес убеждает, что не нужно изобретать велосипед: уже есть выверенные пути построения канвы сюжета, которые помогут сделать шедевр.
11 октября 2021Время чтения: 11 минут

 

7 основных сюжетов Букера

В 2004 году английский писатель, редактор и журналист Кристофер Букер выпустил книгу «Семь основных сюжетов: почему мы рассказываем истории», в которой выделил базовые сюжеты, лежащие в основе всех историй в мире.

  • Из грязи в князи — история обычного человека, который поднимается на самую вершину, теряет всё и возвращается на дно, а затем снова поднимается обратно. Примеры: «Аладдин», «Принц и нищий», «Гадкий утёнок».
  • Приключение — герой или герои отправляются за тридевять земель в конкретную локацию или за конкретным примером и переживают по пути уйму приключений и испытаний. Примеры: «Одиссея», Ясон и аргонавты, «Копи царя Соломона», «Вокруг света за 80 дней».
  • Туда и обратно — герой отправляется в странное и необычное место и, пережив множество испытаний и выучив множество уроков, возвращается обратно. Примеры: «Хоббит», «Робинзон Крузо», «Алиса в Стране чудес».
  • Комедия — основанная на путанице или недопонимании история приводит к конфликту, который завершается хорошо. Примеры: «Много шума из ничего», «Сон в летнюю ночь», «Двенадцатая ночь».
  • Трагедия — недостаток или ошибка в поведении в итоге приводят к падению и гибели хорошего персонажа. Яркий пример — любая трагедия Шекспира, будь то «Макбет», «Король Лир» или «Отелло».
  • Возрождение — вследствие какого-то пережитого события персонаж меняет взгляды на жизнь, а иногда становится лучше. Примеры: «Красавица и чудовище», «Снежная королева», «Рождественская песнь».
  • Победа над чудовищем — герой сражается с монстром, побеждает его и получает награду: власть, сокровища или любовь. Примеры: «Беовульф», «Дракула», «Война миров».

36 сюжетов Польти

В 1895 году французский писатель, переводчик, литературовед и театровед Жорж Польти проанализировал тысячу с лишним литературных произведений, в основном пьесы, драмы и трагедии, и выделил тридцать шесть основных сюжетных коллизий.

  1. Мольба о заступничестве.
  2. Спасение.
  3. Преступление и месть.
  4. Кровная месть.
  5. Преследование.
  6. Катастрофа — гонец приносит вести о разгроме армии.
  7. Жертва.
  8. Бунт.
  9. Отважная попытка — герой совершает дерзкий подвиг или поступок, например, побеждает дракона или завоёвывает сердце девушки.
  10. Похищение.
  11. Загадка.
  12. Обретение — герой старается чего-то добиться или получает что-то, например, яблоко раздора.
  13. Вражда между близкими — родичи строят друг против друга козни.
  14. Соперничество между близкими — два брата соперничают за руку и сердце одной и той же девушки.
  15. Адюльтер.
  16. Адюльтер, приводящий к убийству, — двое любовников договариваются убить мешающего супруга, или же узнавший об измене супруг убивает неверного партнёра.
  17. Безумие — проститутка в порыве гнева убивает клиента, мать выбрасывает из окна ребёнка.
  18. Роковая неосторожность — охотник на охоте по ошибке убивает друга.
  19. Невольное кровосмешение — разлучённые при рождении брат и сестра влюбляются друг в друга и узнают о собственном родстве после секса или свадьбы.
  20. Невольное убийство близкого — тиран приказывает расстрелять мирную демонстрацию, не зная, что её возглавляет его сын.
  21. Самопожертвование ради близких.
  22. Самопожертвование во имя идеала.
  23. Жертвование всем ради страсти — менеджер спускает деньги фирмы на скачках, любовники предаются страсти там, где их могут заметить.
  24. Жертвование близким во имя долга — правитель приносит собственную дочь в жертву ради успеха военной кампании, например, Агамемнон приносит Ифигению в жертву Артемиде.
  25. Соперничество неравных — богатый против бедного, профессиональный боец против любителя.
  26. Запретная любовь.
  27. Любовь, преодолевающая препятствия.
  28. Бесчестие близкого или любимого.
  29. Любовь к врагу.
  30. Честолюбие и властолюбие.
  31. Борьба против бога.
  32. Безосновательная ревность или зависть.
  33. Судебная ошибка.
  34. Угрызения совести.
  35. Вновь найденный.
  36. Потеря близких.
Рубрика: Мастерская автора
Всему конец: как написать хороший финал книги?
Внимание, статья с бесконечным количеством спойлеров, но иначе про финал не рассказать!
15 марта 2022Время чтения: 18 минут

Теория мономифа Кэмпбелла

В 1949 году уже упоминавшийся Джозеф Кэмпбелл опубликовал книгу «Тысячеликий герой». В ней он не только вывел восемь основных архетипов героя, но и обосновал концепцию, согласно которой все без исключения мифические герои, вне зависимости от эпохи и культуры, в которой они были созданы, всегда проходят один и тот же путь, который можно свести к следующей формуле: герой отправляется из обычного мира в область сверхъестественных чудес, встречает там невероятные силы, одерживает решительную победу и возвращается домой. Эта концепция получила название «мономиф».

Путь героя делится на три этапа — исход, инициация и возвращение. Во время исхода герой слышит зов приключений, пытается от него откреститься, в итоге подчиняется, встречает наставника или покровителя, преодолевает порог между знакомым миром и неизведанным пространством и оказывается в «чреве кита», где он окончательно избавляется от прежней инфантильности и рождается заново.

Во время инициации герой следует путём испытаний, встречает Богиню — проекцию женского архетипа, переживает искушение, примиряется с отцом, переживает апофеоз странствия и собирается вернуться домой.

Во время возвращения герой не хочет возвращаться домой, затем ему приходится спасаться бегством от зловредных сил, он получает помощь из обыденного мира, возвращается к повседневности и обретает свободу жить в обоих мирах.

Выводы

Архетипы порой можно перепутать со стереотипами, клише или штампованными персонажами, и если архетипы идут вашей прозе во благо, то вот стереотипов и всего остального лучше избегать.

Отличия следующие:

  • стереотип — это упрощённая характеристика персонажа, например, тупой спортсмен, хамоватый певец или коррумпированный чиновник;
  • клише — идея, событие или деталь, которая использовалась в литературе и кино так долго, что уже стала предсказуемой и даже скучной, например, опытному пожарнику не дают покоя мысли о девушке, которую он не смог спасти;
  • шаблонные персонажи — что-то среднее между стереотипом и архетипом: персонаж, который соответствует узкому и предсказуемому описанию.
guest
1 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
binance signup bonus
binance signup bonus
24 дней назад

Thank you for your sharing. I am worried that I lack creative ideas. It is your article that makes me full of hope. Thank you. But, I have a question, can you help me?


Рубрики