Блог издательства Delibri

Идеи, опыт, вдохновение и мастерство
Рубрика: Мастерская автора

Как писать как Джек Лондон: советы от автора «Мартина Идена» и «Зова предков»


Популярность Джека Лондона не думает снижаться и спустя сто лет после смерти писателя. Лондон был весьма плодовитым и разносторонним автором — всего за шестнадцать лет он написал пятьдесят книг: романов, сборников рассказов и эссе. Успех Лондона тем более невероятен, что он никогда не получал профильного образования (да и вообще так и не окончил университет) и всего добился тяжким трудом. В какой-то момент Лондон твёрдо решил, что хочет стать писателем и всего за несколько лет достиг своей цели. Он не скрывал секретов своего возвышения — отдельные советы можно найти и в автобиографическом романе «Мартин Иден», и в статье Getting Into Print, опубликованной в мартовском номере журнала The Editor за 1903 год. Мы проштудировали материал и собрали всё самое важное в статью.

Изучайте секреты успеха опытных авторов

«Изучайте секреты авторов, которые добились успеха. Они уже освоили инструменты, о которые вы порезали себе пальцы. Они выпускают книги, и их произведения служат внутренним доказательством того, как они пишутся. Не ждите доброго самаритянина, который придёт и всё вам расскажет, пойдите и раскопайте всё сами».

У Джека Лондона не было никакого профильного образования, да и вообще высшего образования — он был вынужден работать с ранних лет, а когда у него появились деньги на обучение, их хватило всего на пару семестров, после чего Лондон бросил университет и уехал на Клондайк, где начиналась золотая лихорадка. Будущий писатель зарабатывал на жизнь тяжёлым (и не всегда законным) трудом — он работал кочегаром в котельной и матросом на промысловой шхуне, искал золото на Аляске и вкалывал на джутовой фабрике, вместе с другими устричными пиратами совершал набеги на устричные фермы в заливе Сан-Франциско, а затем в составе рыбачьего патруля устраивал налёты уже на устричных пиратов. В какой-то момент он понял, что не сможет заработать себе на достойную жизнь физическим трудом и решил переключиться на труд интеллектуальный.

Лондон с детства занимался самообразованием и читал любые книги, до которых мог добраться. Но, решив стать писателем, он не просто стал больше читать, он изучал труды своих предшественников и пытался понять, что именно сделало их успешными. Позже он опишет этот процесс в практически автобиографическом романе «Мартин Иден».

«Он пошёл дальше. Читая преуспевающих авторов, отмечал каждую их удачу, продумывал использованные для этого приёмы — приёмы повествования, композиции, стиля, мысли, сравнения, остроты; и всё это выписывал и продумывал. Он никому не подражал. Он искал принципы. Составлял списки впечатляющих и привлекательных особенностей, потом из множества их, отобранных у разных писателей, выводил какой-то общий принцип и, оснащённый таким образом, обдумывал новые, собственные приёмы и уже со знанием дела взвешивал, определял и оценивал их. Таким же образом он выписывал яркие выражения, живые разговорные обороты, едкие, точно кислота, или обжигающие, как огонь, фразы, что вдруг попадутся в бесплодной пустыне обыденной речи, пламенеющие, сочные, ароматные. Всегда искал принцип, лежащий за этим и под этим».

Черпайте вдохновение из окружающего мира

Большинство сюжетов Лондона вдохновлены случаями из его собственной жизни. Его приключения в качестве бродяги, устричного пирата, офицера рыбачьего патруля, матроса и золотоискателя легли в основу таких сборников как «Дорога», «Рассказы рыбачьего патруля», «Сын солнца», «Смок Беллью» и многих других. Мы не советуем вам бросать всё и отправляться бродяжничать по стране или искать золото на Юконе — не всем это по плечу, а золотая лихорадка на Клондайке и вовсе уже сто лет как закончилась. Но писатель не может существовать в отрыве от окружающего мира — смотрите по сторонам, знакомьтесь с новыми людьми, прислушивайтесь к тем историям, что рассказывают вам друзья и родные. Читайте нон-фикшен, биографии, автобиографии и сводки новостей — реальная жизнь зачастую оказывается куда более талантливым сценаристом, а новая отличная идея может посетить вас в любой момент. Главное — не прекращайте искать.

Записывайте все идеи

«Всегда держите при себе записную книжку. Путешествуйте с ней, ешьте с ней, спите с ней. Вбивайте в неё каждую шальную мысль, что посетит ваш мозг. Дешёвая бумага долговечнее серого вещества, а карандашные пометки живут дольше, чем память».

Хорошие идеи могут прийти в любой момент — за ужином, на прогулке или под душем. Главное — записать её именно в моменте, пока идея ещё свежа и ярка, даже если поначалу кажется, что это какая-то бессмыслица. Лучше записать сотню бесполезных мыслей, чем забыть хотя бы одну стоящую, а кто знает, что и когда может пригодиться. Поэтому записывайте всё и не полагайтесь на память, тем более что сегодня современные технологии позволяют вбивать все мысли в телефон, а многие из нас и так не расстаются с гаджетами даже во время сна.

Старайтесь иметь чёткий план

«Так уж он был устроен, мог работать, только понимая, что делает. Не мог он работать вслепую, во тьме, не ведая, что творит, не мог довериться только случаю и счастливой звезде своего гения в надежде создать нечто замечательное и прекрасное. Он хотел понимать, почему и как такое создано. Он творил не стихийно, а обдуманно, рассказ или стихотворение сначала целиком складывались у него в голове и он уже видел конец и сознавал, как напишет всё до конца. Иначе попытка была обречена на провал». 

Судя по этому абзацу из «Мартина Идена», Джек Лондон относился к «архитекторам» — авторам, предпочитавшим работать по заранее составленному плану. Этот совет в равной степени подходит и «архитекторам», и «садовникам» — вовсе не обязательно расписывать весь сюжет книги наперёд, но иметь чёткую структуру текста с завязкой, кульминацией и финалом необходимо. Детали могут меняться, их можно будет продумать или поменять по ходу, но структура должна существовать с самого начала, иначе в какой-то момент можно зайти в тупик и застрять, не зная, куда двинуть сюжет дальше.

Не отгоняйте вдохновение

«С другой стороны, ему нравились слова и фразы, которые рождались вдруг сами собой, а потом выдерживали все испытания на красоту и силу и придавали задуманному невероятные, непередаваемые оттенки. Перед такими озарениями он склонял голову, восхищался ими, понимая, что они выше, чем любое заранее обдуманное творение».

Этот совет вытекает из предыдущего — продумывайте структуру заранее, но оставляйте детали на откуп вдохновению, которое может посетить вас в тот конкретный момент, когда вы переносите эту часть плана на бумагу. Как правило, вдохновение позволяет менять мелкие или второстепенные детали, но, с другой стороны, если в какой-то момент вас посещает идея, как можно улучшить книгу, серьёзно поменяв структуру, вы можете поддаться ей и свернуть с пути. Но в таком случае, постарайтесь вернуться на этап планирования и продумать всю структуру заново.

Но и не ждите его

«Не бездельничайте и не ждите вдохновения. Разбудите его дубиной, и, даже если оно и не появится, вы получите что-то, его напоминающее. Заведите себе привычку, и если вы будете заниматься этой привычкой каждый день, к концу года на вашем счету будет гораздо больше слов».

Проблема вдохновения заключается в его мимолётности, сегодня оно есть, а завтра — не факт. Настоящие писатели, если они рассчитывают добиться чего-то серьёзного, не могут рассчитывать на что-то столь непостоянное, они должны работать каждый день.

У этого правила есть и ещё одно следствие. Заведите себе привычку писать каждый день, примерно в одно и то же время, и вы заметите, что в скором времени вы будете испытывать прилив творческой мысли как раз в то время, когда вам предстоит приступать к работе.

Пробуйте себя в разных жанрах

«Я сел и попытался набить руку. Я писал все — рассказы, статьи, анекдоты, шутки, эссе, сонеты, баллады, вилланели, триолеты, песни, лёгкие пьесы четырёхстопным ямбом и тяжёлые трагедии белым стихом».

Когда у вас появятся постоянные читатели, возможность для экспериментов будет несколько ограничена — появится риск, что если вы слишком сильно отойдёте в сторону от предыдущих работ, постоянный читатель отвалится, а новые уже будут считать вас автором конкретного жанра. Но когда вы только начинаете, попробуйте поэкспериментировать в разных жанрах. Дело не только в том, что так вы привлечёте больше потенциальных поклонников. Вы можете считать, например, что вам лучше всего удаются, например, исторические романы, а окажется, что вы созданы для детективов и триллеров.

Не распыляйтесь

«Вместо того чтобы распыляться на дюжину историй, сконцентрируйтесь на одной».

На первый взгляд, этот совет — противоположность предыдущему, но на самом деле Лондон говорит, что в один конкретный момент времени автор должен работать над одной вещью и переключаться на другую только после её окончания. Так, во-первых, у вас уже будет одна законченная вещь вместо десятка начатых, а во-вторых, появится стимул побыстрее закончить её и переключиться на что-то ещё.

Будьте упорны

«Я вкладывал свои различные творения в конверты, наклеивал марки и отправлял на почту. О, я был очень плодотворным. День за днём мои рукописи накапливались, пока у меня в округе не случился дефицит марок».

Джек Лондон — яркий пример автора, который добился всего своим тяжким трудом. Но даже ему пришлось ждать, коллекционируя рассказы, пока кто-то из издателей не решил приобрести одну из историй Лондона за 40 долларов. Вывод здесь один: если вы хотите пробиться, не останавливайтесь, пишите, трудитесь и упорно идите к цели, какой бы отдалённой и недостижимой она ни казалась.

Ставьте себе достижимые цели

«Не набрасывайте рассказ в шесть тысяч слов перед завтраком. Не пишите слишком много».

Довольно любопытный совет от человека, который за шестнадцать лет написал пятьдесят книг. Но его можно толковать двояко: во-первых, ставьте себе достижимые цели. Шесть тысяч слов — это довольно большой объём, чтобы успеть до завтрака, и если вы будете отказывать себе в перерыве до тех пор, пока не достигнете этой цели, завтракать, скорее всего, вы будете уже на следующий день. Поэтому желательно ставить себе цели, которые возможно достичь в имеющийся у вас срок. Во-вторых, если писать так много каждый день, вы рискуете очень быстро выгореть. Даже самые плодотворные писатели в мире, вроде Стивена Кинга и Джона Гришэма, пишут не больше двух тысяч слов в день. Сам Лондон предпочитал останавливаться на отметке в тысячу. Как говорил Эрнест Хемингуэй, лучше всегда заканчивать на моменте, когда вы ещё не окончательно устали и способны продолжать, в таком случае на следующий день ваше желание вернуться к тесту будет ещё выше, и к тому же вы уже будете точно знать, что именно хотите написать.

Выбирайте популярные жанры

«За художественную литературу платят больше всего, а когда она достойного качества, её легче продать».

Здесь ничего не изменилось: публика голосует рублём за то, что ей нравится, и издатели всегда в первую очередь ищут тех авторов, что пишут в популярных жанрах. Так что, перед тем как приступать к работе, изучите списки недавних бестселлеров и подумайте, к каким жанрам они относятся. Мы не заставляем вас писать именно в них, как говорится, «насильно мил не будешь», но если вы выберете одно из популярных направлений, ваши шансы на успех возрастут.

Юмор продаётся лучше всего

«Юмор тяжелее пишется, быстрее продаётся и лучше вознаграждается. Мало кто умеет шутить хорошо. Если вы из их числа, дерзайте. Вы откроете для себя настоящий Клондайк. Посмотрите на Марка Твена».

За сто лет здесь ничего не изменилось. Публика очень любит тех, кто её смешит, а качественных юмористов с тех пор не прибавилось. Поэтому, если у вас есть дар хорошо шутить, развивайте его.

Избегайте несчастливых концовок

«Избегайте несчастливого конца — сурового, жестокого, трагического и ужасного — если хотите увидеть свои произведения в печати».

Примечательно, что Джек Лондон верит в счастливые концовки, особенно если учесть, сколько его собственных произведений окончились трагично. Автор и сам это понимает, поэтому тут же добавляет «В этом отношении поступайте так, как я говорю, а не так, как я делаю». И в этом тоже есть смысл — уже сложившийся автор уровня Джека Лондона мог позволить себе писать всё, что ему вздумается. Но начинающим литераторам желательно всё же придерживаться негласных правил, например, запрещающих печальный конец. А вдруг публика потребует продолжения, а вы всем своим героям Красную свадьбу устроили?

Не лишайте себя других источников к существованию

«Не бросайте свою постоянную работу ради того, чтобы писать, если только ваше увольнение от вас не зависит».

И здесь за сто лет ничего не изменилось. Мало кто из современных писателей может позволить себе жить на гонорары. Да и платят авторам, как правило, далеко не сразу, а книга пишется в течение продолжительного периода. И всё это время нужно как-то поддерживать себя на плаву. Поэтому, если у вас есть постоянная работа, держитесь за неё и создавайте себе свободное время, чтобы писать.

Хотите издать книгу? Оставьте заявку и получите бесплатную консультацию ❤️




    guest
    0 комментариев
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии

    Рубрики