Блог издательства Delibri

Идеи, опыт, вдохновение и мастерство
Рубрика: Мастерская автора

Неочевидные жанры для современного писателя: от постов в Telegram до лонгридов


«Литературная мастерская. От интервью до лонгрида, от рецензии до подкаста» — коллективный труд нескольких авторов, а именно: Галина Юзефович, Дмитрий Быков (признан иноагентом), Ирина Лукьянова, Алексей Вдовин, Екатерина Лямина, Александр Генис, Антон Долин (признан иноагентом), Дмитрий Данилов, Ольга Орлова, Егор Апполонов, Яна Семешкина, Александр Горбачёв.

Мы прочитали книгу и публикуем небольшую серию статей о полезных лайфхаках для писателей. Этот материал мы посвятили новым жанрам в современной литературе.

Хотите издать книгу в новом жанре? Оставьте заявку в форме ниже и получите бесплатную консультацию по изданию 📚



    Задача: провести ликбез и обучить классике жанров

    Авторы не претендуют на то, что читатель станет по мановению волшебной палочки мастером литературы. Однако предполагают, что он сможет попробовать себя в разных жанрах и найти своё писательское кредо. Поэтому книга будет интересна не только начинающим писателям, но и состоявшимся, а также тем, кто хочет попробовать себя в новых жанрах и формах.

    В книге вы найдёте примеры и практические задания, как писать литературную рецензию, биографию, автобиографию, эссе, нон-фикшен, посты для блогов и многое другое. В конце книги прямо как в задачнике по математике есть ответы, а практически каждая тема снабжена списком дополнительной литературы и полезных интернет-ресурсов.

    Также в пособии уделяется немало внимания тому, как брать комментарии у экспертов, выстраивать общение с ними. Для этого есть целый раздел про интервью. Поэтому если вы хотите написать экспертную книгу, где важно обозначить не только свою позицию, но и мнения других, то стоит с ним ознакомиться.

    Вот как обозначает широкий спектр автор раздела про интервью, журналист и телеведущая Ольга Орлова:

    «Ве­дущие на ра­дио и те­леви­дении, жур­на­лис­ты, со­ци­оло­ги, спе­ци­алис­ты по ус­тной ис­то­рии, фоль­кло­рис­ты и ан­тро­поло­ги, юрис­ты, пи­сате­ли-до­кумен­та­лис­ты, вра­чи, пси­холо­ги – вот лишь не­пол­ный спи­сок тех, ко­му день за днём при­ходит­ся от­та­чивать мас­терс­тво ин­тервью, кто поль­зу­ет­ся этим инс­тру­мен­том для до­бычи но­вых зна­ний, ин­форма­ции, для соз­да­ния об­ра­зов, вос­ста­нов­ле­ния кар­ти­ны со­бытий, пос­та­нов­ки ди­аг­но­за».

    Интервью, как и очерк, эссе, репортаж относится к классическим жанрам, о которых мы уже много писали. Поэтому мы не будем подробно их разбирать, а сразу перейдём к современным формам.

    Современная литература, которая вызывает вопросы

    Социальные сети, мессенджеры ворвались в нашу жизнь и восприняли роль не только площадок для общения и обмена мнениями, но и СМИ. Сегодня стремительными темпами развивается Telegram, а, кроме того, новые литературные жанры. Например, подкасты, посты в социальных сетях.

    Да, вопрос спорный на тему того, насколько такие формы можно назвать литературой. Однако факт налицо – эти жанры и формы существуют, максимально популярны и овладеть ими не так сложно.

    Ещё до появления мессенджеров в литературе преобладали похожие формы, но они были вписаны в классические жанровые рамки. Например, роман французского классика Шодерло де Лакло «Опасные связи» представляет собой переписку двух главных героев. А у одного из наших авторов Виктора Звагельского в сборнике «Дышать» есть рассказ с одноимённым названием, где герои переписываются сообщениями, а каждая СМС – отдельный рассказ.

    Telegram

    Жур­на­лист, соз­да­тель Telegram-ка­нала «Хе­мин­гу­эй поз­во­нит» Егор Аппол­о­нов приводит дан­ные TGstat на де­кабрь 2019 го­да, согласно которым а­уди­тория мессенджера в ми­ре нас­чи­тыва­ет бо­лее 200 млн че­ловек (из них 72 про­цен­та – из Рос­сии). В 2022 году Telegram вошёл в топ-5 самых загружаемых приложений в мире, а количество активных пользователей мессенджера превысило 700 миллионов человек в месяц.

    Не нужно заводить Telegram-канал только потому, что это модно, притом что для ваших задач площадка не подходит. Если вы считаете, что вам удобнее YouTube, «ВКонтакте», – заводите канал или группу на одной из этих платформ. У каждой из них своя специфика.

    Так, отличия Telegram-канала от YouTube-канала принципиальны: Telegram – текстовая площадка, YouTube – площадка для видео. А «ВКонтакте» – объединяет в себе все варианты, и текст, и музыку, и видео, и картинки.

    Пер­вый со­вет: оп­ре­дели­те свою це­левую а­уди­торию и про­веди­те мар­ке­тин­го­вое ис­сле­дова­ние. Есть ли во­об­ще ва­ша а­уди­тория в Telegram?

    Считается, что в Telegram самая лояльная и активная аудитория, но доказательств пока нет. А вот что совершенно очевидно, так это преимущества прямой доставки сообщений пользователю напрямую в телефон.

    Качество аудитории мессенджера эксперты оценивают как высокое. Основатель проекта «Мы и Жо (Медиа и журналистика)» Александр Амзин отметил:

    «Так как Telegram поощряет осознанное потребление, его аудиторию можно назвать премиальной. Это новая площадка встречи лидеров мнений, которые ждут не дождутся, когда их придут послушать».

    Создание канала – это формирование или усиление бренда, в том числе личного.

    «Рассказывайте о том, что хорошо знаете», – учат молодых писателей. Telegram не исключение. Уникальное торговое предложение – вот что важно. А её можно подать через вашу историю. Пусть она будет самой заурядной и простой, но она будет уникальна тем, что она исключительно ваша, а не чья другая. А значит, вы должны подумать, как свою историю, текст своего произведения подать на площадке.

    Вот что пишет Егор Апполонов:

    • Цитаты, выдержки из книг, интервью с писателями (сделанные не вами) – это всё замечательно. И такие каналы собирают аудиторию. Но такой контент не уникален. Почему люди должны подписаться именно на вас? Дайте им то, чего нет больше нигде.
    • Итак, ваш канал – товар, а вы – продавец. Современный покупатель (то есть пользователь Telegram) избалован и требователен. Сумеете ли вы «продать» ему что-то?
    • Например, что «продаю» я? Мой канал «Хемингуэй позвонит» предлагает авторский контент, которого нет у других: интервью с писателями, главы из книги «Пиши рьяно, редактируй резво». Когда я говорю, что «продаю» что-то, я подразумеваю отнюдь не товарно-денежные отношения. Я говорю о том, что подсаживаю вас на интересный контент. Скажу честно, я продаю вам иллюзию того, что однажды вы станете писателем. Я «продаю» писательскую мечту.

    На что обратить внимание

    Типографская гигиена

    Соблюдайте типографскую гигиену при оформлении постов. Принципы таковы: читаемый текст без орфографических и пунктуационных ошибок, безупречная типографика (по возможности никаких дефисов вместо тире), пустые строки между абзацами (для удобства восприятия информации), короткие ссылки, кавычки (“” вместо «»).

    Например:

    – “Мир” – космическая станция, о которой все забыли. – сказал председатель.

    И вот это:

    – «Мир» – космическая станция, о которой все забыли, – сказал председатель.

    Вы заметили разницу? Что лучше?

    Авторская интонация

    Она появится у вас не сразу. Пишите и прислушивайтесь к себе. Следите за собой. Ведение Telegram-канала – неплохой способ самоанализа. Вы лучше узнаете себя и поймёте то, чего не понимали раньше.

    Под­каст

    Это но­вый для Рос­сии тип сто­рител­линга (рассказывание историй). Подкаст представляет собой ре­гуляр­ный а­уди­об­лог. Его мож­но слу­шать он­лайн в мо­биль­ном при­ложе­нии или на сай­те, ли­бо оф­лайн, ска­чав на те­лефон или план­шет. Фор­мат напоминает ра­ди­опе­реда­чу, работают над ней бло­геры, эк­спер­ты, СМИ и круп­ные брен­ды. А ещё подкаст по формату может стать и вашей аудиокнигой, или, наоборот, – подкаст собрать в будущую книгу.

    «Под­касты не кон­ку­риру­ют с дру­гими жан­ра­ми ни за вре­мя, ни за вни­мание слу­шате­ля. На­обо­рот, они по­мога­ют на­кап­ли­вать ре­сур­сы. Они сох­ра­ня­ют на­ше вре­мя, а ес­ли го­ворить на­чис­то­ту, да­же при­ум­но­жа­ют его, – по­тому что, слу­шая под­каст, мы ус­пе­ва­ем го­раз­до боль­ше», – пишет автор раздела, фи­лолог, ли­тера­тур­ный кри­тик, ав­тор под­кастов Fabula Rasa и «Воп­Ли» Яна Се­меш­ки­на.

    Интерес к подкастингу вызван запросом на экологичность. Вокруг полно информационного мусора, и на фоне таких хронофагов, как YouTube, книги и подкасты выступают самым экологичным жанром. Подкасты способны не только развлекать, но и вовлекать, вводить пользователя в трансовое состояние, потому они служат инструментом нативного пиара и продвижения. Это «вечнозелёный» продукт, который не теряет своей актуальности с течением времени, его можно масштабировать в разных форматах начиная с соцсетей и заканчивая книгами.

    Подкасты делятся на четыре жанра

    Интервью. Здесь в центре внимания спикер, именно он задаёт тему и антураж беседы. Интервьюер должен раскрыть мотивацию гостя, показать аудитории подкаста, что за человек сидит у микрофона, что для него важно, какую ценность и какие смыслы он несёт. Главное преимущество формата интервью – динамика разговора и живая драматургия.

    Ток-шоу. Группа ведущих разговаривает на заданную тему и, как правило, делает это остроумно и смешно. У такого подкаста может быть задача развлекать, а может – вовлекать. Ток-шоу хороши, когда их записывает компания друзей, тогда они довольно легко превращаются в авторский дневник или дружеский стендап. Например, подкаст «Ковен дур», который ведут несколько авторов, пишущих в жанре young-adult, – классический окололитературный стендап, в то время как «Книжный базар» Галины Юзефович и Анастасии Завозовой или подкаст «Полки» – уже ток-шоу.

    Лекция. Лекции лучше всего вписываются в концепцию осознанного потребления. Они представляют собой, как правило, рассказ на научно-популярную тему. В качестве примера можно привести подкасты «Лайфхакера» и «Арзамаса».

    История. Подкаст этого формата предполагает одного или нескольких ведущих и сложный монтаж. Он строится как аудиофильм, со звуковыми и композиционными эффектами. Цель – рассказать историю так, чтобы слушатель мог ощутить её всеми чувствами, а не только слухом. Вот несколько интересных подкастов в формате истории: «Поляринов говорит», «Горячая ультрасовременность», «Заварили бизнес», «Жизнь человека», «Лётчицы».

    Оборудование и программное обеспечение

    Для записи подкаста вам понадобятся следующие инструменты.

    • Skype, Zoom? Google Meet – для удалённой записи интервью.
    • Программа для записи звонков – Call Recorder, Zoom, Cast, Ringr, Anchor, Zencastr (для последней в России понадобится VPN).
    • Микрофон – можно использовать обычную петличку, которая подключается и к компьютеру, и к телефону.
    • Любая удобная программа для монтажа звука.

    Лон­грид

    Журналист, редактор, музыкальный критик, сценарист креативной студии Lorem Ipsum, экс-главный редактор журнала «Афиша» и сайта «Афиша-Волна», автор раздела «Литературной мастерской» Алек­сандр Горбачёв утверждает, что «Каж­дый жур­на­лист – в не­кото­ром ро­де Ша­хере­зада».

    А мы хотим дополнить, что каждый писатель – это рассказчик, для которого важно, чтобы его читали, узнавали и помнили. Поэтому краткая, но ёмкая форма лонгрида, которую журналисты используют для больших и длинных историй, идеально подойдёт и для писателей.

    Лонгрид издания «Секрет фирмы» о смерти русской деревни

    Лонгрид – это длинная история, которая совмещает в себе текст, картинки, видео и даже аудио. Формат претендует на то, чтобы описать окружающий мир во всей его сложности и противоречивости. Такой подход отнимает больше времени – и у автора, и у читателя – и предполагает опыт иного типа: в лонгридах, как правило, есть герои, которым симпатизируешь или которых ненавидишь; есть драматургия; есть интрига; и вовсе не обязательно есть окончательный ответ на поставленный вопрос.

    Тогда возникает справедливый вопрос: а чем отличается от рассказа? По структуре – можно сказать, что ничем. У лонгрида также есть завязка, кульминация и финал. Но если в ваш рассказ добавить технологические иллюстрации, иллюстрации, чтобы читатель мог не только читать, но и взаимодействовать с текстом, то получится писательский лонгрид.

    Великий американский журналист и писатель Том Вулф определял то, что сильно позже назовут лонгридами, так: это журналистика, которая читается как роман.

    Лонгрид-рассказ о баскетболисте Док Эллисе

    То есть: текст, который мы пишем, в идеале должен получиться таким же захватывающим, как хорошая книга, из-за которой мы проезжаем нужную станцию метро. В нём должны быть интригующий сюжет; герои, которые вызывают у читателя эмоции; сцены; диалоги; конфликт; развитие; интересный стиль письма.

    Поэтому у писателей в этом формате есть главное преимущество – умение рассказывать истории.

    Что вам теперь делать со всей этой информацией?

    • Не бойтесь пробовать новые форматы: посты в Telegram, лонгриды, подкасты. Необязательно начинать их выкладывать на широкую публику, начните пробовать для себя и близких.
    • Не ограничивайте себя в жанровых формах. Они постоянно смешиваются между собой, поэтому работать в рамках одного жанра или одной формы не всегда бывает продуктивно.
    • Читайте разные тексты. Чем больше у вас будет читательского опыта, тем обширнее и интереснее вы сможете писать.
    guest
    2 комментариев
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии
    gate.io borsası hangi ülkenin
    gate.io borsası hangi ülkenin
    11 месяцев назад

    Thank you very much for sharing. Your article was very helpful for me to build a paper on gate.io. After reading your article, I think the idea is very good and the creative techniques are also very innovative. However, I have some different opinions, and I will continue to follow your reply.

    gate io telegram
    gate io telegram
    11 месяцев назад

    Thank you very much for sharing. Your article was very helpful for me to build a paper on gate.io. After reading your article, I think the idea is very good and the creative techniques are also very innovative. However, I have some different opinions, and I will continue to follow your reply.


    Рубрики