Неочевидные жанры для современного писателя: от постов в Telegram до лонгридов
«Литературная мастерская. От интервью до лонгрида, от рецензии до подкаста» — коллективный труд нескольких авторов, а именно: Галина Юзефович, Дмитрий Быков (признан иноагентом), Ирина Лукьянова, Алексей Вдовин, Екатерина Лямина, Александр Генис, Антон Долин (признан иноагентом), Дмитрий Данилов, Ольга Орлова, Егор Апполонов, Яна Семешкина, Александр Горбачёв.
Мы прочитали книгу и публикуем небольшую серию статей о полезных лайфхаках для писателей. Этот материал мы посвятили новым жанрам в современной литературе.
Хотите издать книгу в новом жанре? Оставьте заявку в форме ниже и получите бесплатную консультацию по изданию 📚
Задача: провести ликбез и обучить классике жанров
Авторы не претендуют на то, что читатель станет по мановению волшебной палочки мастером литературы. Однако предполагают, что он сможет попробовать себя в разных жанрах и найти своё писательское кредо. Поэтому книга будет интересна не только начинающим писателям, но и состоявшимся, а также тем, кто хочет попробовать себя в новых жанрах и формах.
В книге вы найдёте примеры и практические задания, как писать литературную рецензию, биографию, автобиографию, эссе, нон-фикшен, посты для блогов и многое другое. В конце книги прямо как в задачнике по математике есть ответы, а практически каждая тема снабжена списком дополнительной литературы и полезных интернет-ресурсов.
Также в пособии уделяется немало внимания тому, как брать комментарии у экспертов, выстраивать общение с ними. Для этого есть целый раздел про интервью. Поэтому если вы хотите написать экспертную книгу, где важно обозначить не только свою позицию, но и мнения других, то стоит с ним ознакомиться.
Вот как обозначает широкий спектр автор раздела про интервью, журналист и телеведущая Ольга Орлова:
«Ведущие на радио и телевидении, журналисты, социологи, специалисты по устной истории, фольклористы и антропологи, юристы, писатели-документалисты, врачи, психологи – вот лишь неполный список тех, кому день за днём приходится оттачивать мастерство интервью, кто пользуется этим инструментом для добычи новых знаний, информации, для создания образов, восстановления картины событий, постановки диагноза».
Интервью, как и очерк, эссе, репортаж относится к классическим жанрам, о которых мы уже много писали. Поэтому мы не будем подробно их разбирать, а сразу перейдём к современным формам.
Современная литература, которая вызывает вопросы
Социальные сети, мессенджеры ворвались в нашу жизнь и восприняли роль не только площадок для общения и обмена мнениями, но и СМИ. Сегодня стремительными темпами развивается Telegram, а, кроме того, новые литературные жанры. Например, подкасты, посты в социальных сетях.
Да, вопрос спорный на тему того, насколько такие формы можно назвать литературой. Однако факт налицо – эти жанры и формы существуют, максимально популярны и овладеть ими не так сложно.
Ещё до появления мессенджеров в литературе преобладали похожие формы, но они были вписаны в классические жанровые рамки. Например, роман французского классика Шодерло де Лакло «Опасные связи» представляет собой переписку двух главных героев. А у одного из наших авторов Виктора Звагельского в сборнике «Дышать» есть рассказ с одноимённым названием, где герои переписываются сообщениями, а каждая СМС – отдельный рассказ.
Telegram
Журналист, создатель Telegram-канала «Хемингуэй позвонит» Егор Апполонов приводит данные TGstat на декабрь 2019 года, согласно которым аудитория мессенджера в мире насчитывает более 200 млн человек (из них 72 процента – из России). В 2022 году Telegram вошёл в топ-5 самых загружаемых приложений в мире, а количество активных пользователей мессенджера превысило 700 миллионов человек в месяц.
Не нужно заводить Telegram-канал только потому, что это модно, притом что для ваших задач площадка не подходит. Если вы считаете, что вам удобнее YouTube, «ВКонтакте», – заводите канал или группу на одной из этих платформ. У каждой из них своя специфика.
Так, отличия Telegram-канала от YouTube-канала принципиальны: Telegram – текстовая площадка, YouTube – площадка для видео. А «ВКонтакте» – объединяет в себе все варианты, и текст, и музыку, и видео, и картинки.
Первый совет: определите свою целевую аудиторию и проведите маркетинговое исследование. Есть ли вообще ваша аудитория в Telegram?
Считается, что в Telegram самая лояльная и активная аудитория, но доказательств пока нет. А вот что совершенно очевидно, так это преимущества прямой доставки сообщений пользователю напрямую в телефон.
Качество аудитории мессенджера эксперты оценивают как высокое. Основатель проекта «Мы и Жо (Медиа и журналистика)» Александр Амзин отметил:
«Так как Telegram поощряет осознанное потребление, его аудиторию можно назвать премиальной. Это новая площадка встречи лидеров мнений, которые ждут не дождутся, когда их придут послушать».
Создание канала – это формирование или усиление бренда, в том числе личного.
«Рассказывайте о том, что хорошо знаете», – учат молодых писателей. Telegram не исключение. Уникальное торговое предложение – вот что важно. А её можно подать через вашу историю. Пусть она будет самой заурядной и простой, но она будет уникальна тем, что она исключительно ваша, а не чья другая. А значит, вы должны подумать, как свою историю, текст своего произведения подать на площадке.
Вот что пишет Егор Апполонов:
- Цитаты, выдержки из книг, интервью с писателями (сделанные не вами) – это всё замечательно. И такие каналы собирают аудиторию. Но такой контент не уникален. Почему люди должны подписаться именно на вас? Дайте им то, чего нет больше нигде.
- Итак, ваш канал – товар, а вы – продавец. Современный покупатель (то есть пользователь Telegram) избалован и требователен. Сумеете ли вы «продать» ему что-то?
- Например, что «продаю» я? Мой канал «Хемингуэй позвонит» предлагает авторский контент, которого нет у других: интервью с писателями, главы из книги «Пиши рьяно, редактируй резво». Когда я говорю, что «продаю» что-то, я подразумеваю отнюдь не товарно-денежные отношения. Я говорю о том, что подсаживаю вас на интересный контент. Скажу честно, я продаю вам иллюзию того, что однажды вы станете писателем. Я «продаю» писательскую мечту.
На что обратить внимание
Типографская гигиена
Соблюдайте типографскую гигиену при оформлении постов. Принципы таковы: читаемый текст без орфографических и пунктуационных ошибок, безупречная типографика (по возможности никаких дефисов вместо тире), пустые строки между абзацами (для удобства восприятия информации), короткие ссылки, кавычки (“” вместо «»).
Например:
– “Мир” – космическая станция, о которой все забыли. – сказал председатель.
И вот это:
– «Мир» – космическая станция, о которой все забыли, – сказал председатель.
Вы заметили разницу? Что лучше?
Авторская интонация
Она появится у вас не сразу. Пишите и прислушивайтесь к себе. Следите за собой. Ведение Telegram-канала – неплохой способ самоанализа. Вы лучше узнаете себя и поймёте то, чего не понимали раньше.
Подкаст
Это новый для России тип сторителлинга (рассказывание историй). Подкаст представляет собой регулярный аудиоблог. Его можно слушать онлайн в мобильном приложении или на сайте, либо офлайн, скачав на телефон или планшет. Формат напоминает радиопередачу, работают над ней блогеры, эксперты, СМИ и крупные бренды. А ещё подкаст по формату может стать и вашей аудиокнигой, или, наоборот, – подкаст собрать в будущую книгу.
«Подкасты не конкурируют с другими жанрами ни за время, ни за внимание слушателя. Наоборот, они помогают накапливать ресурсы. Они сохраняют наше время, а если говорить начистоту, даже приумножают его, – потому что, слушая подкаст, мы успеваем гораздо больше», – пишет автор раздела, филолог, литературный критик, автор подкастов Fabula Rasa и «ВопЛи» Яна Семешкина.
Интерес к подкастингу вызван запросом на экологичность. Вокруг полно информационного мусора, и на фоне таких хронофагов, как YouTube, книги и подкасты выступают самым экологичным жанром. Подкасты способны не только развлекать, но и вовлекать, вводить пользователя в трансовое состояние, потому они служат инструментом нативного пиара и продвижения. Это «вечнозелёный» продукт, который не теряет своей актуальности с течением времени, его можно масштабировать в разных форматах начиная с соцсетей и заканчивая книгами.
Подкасты делятся на четыре жанра
Интервью. Здесь в центре внимания спикер, именно он задаёт тему и антураж беседы. Интервьюер должен раскрыть мотивацию гостя, показать аудитории подкаста, что за человек сидит у микрофона, что для него важно, какую ценность и какие смыслы он несёт. Главное преимущество формата интервью – динамика разговора и живая драматургия.
Ток-шоу. Группа ведущих разговаривает на заданную тему и, как правило, делает это остроумно и смешно. У такого подкаста может быть задача развлекать, а может – вовлекать. Ток-шоу хороши, когда их записывает компания друзей, тогда они довольно легко превращаются в авторский дневник или дружеский стендап. Например, подкаст «Ковен дур», который ведут несколько авторов, пишущих в жанре young-adult, – классический окололитературный стендап, в то время как «Книжный базар» Галины Юзефович и Анастасии Завозовой или подкаст «Полки» – уже ток-шоу.
Лекция. Лекции лучше всего вписываются в концепцию осознанного потребления. Они представляют собой, как правило, рассказ на научно-популярную тему. В качестве примера можно привести подкасты «Лайфхакера» и «Арзамаса».
История. Подкаст этого формата предполагает одного или нескольких ведущих и сложный монтаж. Он строится как аудиофильм, со звуковыми и композиционными эффектами. Цель – рассказать историю так, чтобы слушатель мог ощутить её всеми чувствами, а не только слухом. Вот несколько интересных подкастов в формате истории: «Поляринов говорит», «Горячая ультрасовременность», «Заварили бизнес», «Жизнь человека», «Лётчицы».
Оборудование и программное обеспечение
Для записи подкаста вам понадобятся следующие инструменты.
- Skype, Zoom? Google Meet – для удалённой записи интервью.
- Программа для записи звонков – Call Recorder, Zoom, Cast, Ringr, Anchor, Zencastr (для последней в России понадобится VPN).
- Микрофон – можно использовать обычную петличку, которая подключается и к компьютеру, и к телефону.
- Любая удобная программа для монтажа звука.
Лонгрид
Журналист, редактор, музыкальный критик, сценарист креативной студии Lorem Ipsum, экс-главный редактор журнала «Афиша» и сайта «Афиша-Волна», автор раздела «Литературной мастерской» Александр Горбачёв утверждает, что «Каждый журналист – в некотором роде Шахерезада».
А мы хотим дополнить, что каждый писатель – это рассказчик, для которого важно, чтобы его читали, узнавали и помнили. Поэтому краткая, но ёмкая форма лонгрида, которую журналисты используют для больших и длинных историй, идеально подойдёт и для писателей.
Лонгрид издания «Секрет фирмы» о смерти русской деревни
Лонгрид – это длинная история, которая совмещает в себе текст, картинки, видео и даже аудио. Формат претендует на то, чтобы описать окружающий мир во всей его сложности и противоречивости. Такой подход отнимает больше времени – и у автора, и у читателя – и предполагает опыт иного типа: в лонгридах, как правило, есть герои, которым симпатизируешь или которых ненавидишь; есть драматургия; есть интрига; и вовсе не обязательно есть окончательный ответ на поставленный вопрос.
Тогда возникает справедливый вопрос: а чем отличается от рассказа? По структуре – можно сказать, что ничем. У лонгрида также есть завязка, кульминация и финал. Но если в ваш рассказ добавить технологические иллюстрации, иллюстрации, чтобы читатель мог не только читать, но и взаимодействовать с текстом, то получится писательский лонгрид.
Великий американский журналист и писатель Том Вулф определял то, что сильно позже назовут лонгридами, так: это журналистика, которая читается как роман.
Лонгрид-рассказ о баскетболисте Док Эллисе
То есть: текст, который мы пишем, в идеале должен получиться таким же захватывающим, как хорошая книга, из-за которой мы проезжаем нужную станцию метро. В нём должны быть интригующий сюжет; герои, которые вызывают у читателя эмоции; сцены; диалоги; конфликт; развитие; интересный стиль письма.
Поэтому у писателей в этом формате есть главное преимущество – умение рассказывать истории.
Что вам теперь делать со всей этой информацией?
- Не бойтесь пробовать новые форматы: посты в Telegram, лонгриды, подкасты. Необязательно начинать их выкладывать на широкую публику, начните пробовать для себя и близких.
- Не ограничивайте себя в жанровых формах. Они постоянно смешиваются между собой, поэтому работать в рамках одного жанра или одной формы не всегда бывает продуктивно.
- Читайте разные тексты. Чем больше у вас будет читательского опыта, тем обширнее и интереснее вы сможете писать.
Thank you very much for sharing. Your article was very helpful for me to build a paper on gate.io. After reading your article, I think the idea is very good and the creative techniques are also very innovative. However, I have some different opinions, and I will continue to follow your reply.
Thank you very much for sharing. Your article was very helpful for me to build a paper on gate.io. After reading your article, I think the idea is very good and the creative techniques are also very innovative. However, I have some different opinions, and I will continue to follow your reply.
Thank you for your sharing. I am worried that I lack creative ideas. It is your article that makes me full of hope. Thank you. But, I have a question, can you help me?
«Fantastic read! Your in-depth analysis and thoughtful insights were very helpful. I appreciate the time and effort you put into researching and writing this post. Thank you for sharing your knowledge and expertise with us. Looking forward to reading more of your content.