Блог издательства Delibri

Идеи, опыт, вдохновение и мастерство
Рубрика: Мастерская автора

Рифма VS смысл: как на самом деле пишутся стихи


Когда поэт пишет стихи, то в первую очередь думает о том, как выразить свои чувства в эстетической оболочке. Но существуют ли определённые каноны для создания стихотворений? И всегда ли стоит пренебрегать рифмой, чтобы передать правильный смысл? В нашей статье поэтесса и писательница Дарья Коротина поделится своим опытом создания лирических произведений.

Она расскажет о том, сколько занимает написание стихотворения, покажет примеры, которые способны отпугнуть читателя своей заурядностью и наоборот, а в конце материала вы вместе с Дашей попробуете написать четверостишие по «рыбе» (шаблону, схеме).

Даша пишет под псевдонимом Даша Громова. Её роман «Вопреки» вышел в издательстве Эксмо 25 апреля. Также она опубликовала два сборника стихов: Beata stulticaи «Меланхолия».

Сколько пишутся стихи

Как писал Иосиф Бродский в предисловии к антологии русской поэзии XIX века:

«Хорошее стихотворение — это своего рода фотография, на которой метафизические свойства сюжета даны резко в фокусе. Соответственно, хороший поэт — это тот, кому такие вещи даются почти как фотоаппарату, вполне бессознательно, едва ли не вопреки самому себе».

Иногда это действительно так и стихи буквально по волшебству появляются на листе бумаги (сочинять на ноутбуке для меня слишком пресно: не видишь процесса метаморфоз мысли), а иногда стихи могут писаться ни один месяц, прежде чем обретут нужную форму.


Но сразу хочется отметить, что нет никаких правильных и единственно верных способов для писательства, а уж тем более для буста процесса, как и не существует волшебной таблетки для вдохновения.


Как ни странно, но процесс написания стихотворения иногда похож на алгебраическое выражение, где правильный ответ получится лишь тогда, когда будут верные знаменатели. Например, когда я писала стихотворение «Метеорит» — мне потребовалось 3 месяца, чтобы подобрать верные множители. В декабре я написала 4 строфы и попросту не смогла продолжить, потому что сама не понимала, что я хочу от этого стихотворения. Я не стала себя мучить и оставила его «дозревать». У меня есть даже отдельная тетрадь, куда я записываю от одной строчки до нескольких строф, и время от времени к ним возвращаюсь с новыми мыслями. В общем, стихотворение «Метеорит» я дописала лишь в феврале, и самое интересное, что в весьма неожиданной для себя обстановке — в картинной галерее.

«МЕТЕОРИТ»

Чёрный саван мёртвой ночи

Таял словно пепел в снег,

За рассветом нету мощи,

Чтобы сердцу дать разбег.

Альбатросом над планетой

Томная души тоска

Расправляет крылья ветру,

Чтоб исчезнуть навсегда.

Почему так больно верить

В то, что ранит сердце вновь?

Не суровой правды мерой,

А надеждой на любовь…

Камнем разбивая веру,

Как хрустальный свод небес,

Сыпался осколков веер

На пустыню из сердец.

Но моё ещё горело,

Хоть и льдом покрыто то.

Моё сердце не истлело,

Потому что не жило.

После первого осколка

Оно замерло в тиши,

И на всё смотрело волком,

Лишь бы только не нашли.

И так пряталось то днями,

Что и мне уже подчас

Не найти его ночами,

Словно призрачный пегас.

Без него, конечно, можно

Мне прожить и сотню лет,

Только быть с собою сложно,

Если света внутри нет.

Но а сердце, что пылает,

Вовсе не огнём горит:

В нём искрится и сгорает

Каждый раз метеорит.

Что приносит лишь разруху,

Погружая солнце в ночь.

И мечтать о звёздах глупо,

Если им мне не помочь.

19.12.2022 — 08.02.2023

А вот самое рекордное стихотворение по времени у меня было написано за 7 минут! Была полночь. Пустая Москва. Я ехала в такси после спектакля, и в какой-то момент мы встали на очень долгом светофоре. Посмотрев в окно, я увидела афишу спектакля, и внутри меня что-то щёлкнуло — вжух — и я уже сама не замечаю, как дописываю шестую строфу. Конечно, здесь очень хорошо сработали те яркие эмоции, которые я получила от постановки, моё сердце буквально вырвали из груди и сначала погрузили в вечную мерзлоту, а после подожгли. В общем, неудивительно, что тогда получилось достаточно экспрессивная и красочная на метафоры композиция «В сердце без тебя сквозняк…».

«В СЕРДЦЕ БЕЗ ТЕБЯ СКВОЗНЯК…»

В сердце без тебя сквозняк,

Будто комната — айсберга глыба.

Я не знаю без тебя как

Мне без тебя выжить?

Если в сердце бушует пожар,

То бензином его не потушишь!

Когда огненно-рыжий жар

Сердце пустыней иссушит…

Золотая твоя голова:

Падший ангел — безвинный демон?

Я любила тебя допьяна,

Я люблю и обет мой вне врéмен!

Жизнь, как спичка: сгорит без следа,

Не оставив и горстки пепла.

Так за что ж мне винить себя,

Когда руки твои как клетка?!

Красный яд твоих дразнящих губ

Отравляет едва коснёшься.

Ты скандален бываешь и груб,

А любви едва поддаёшься…

Что такое любовь для тебя?

Ты мальчишкой в неё изверился,

Когда алую розу ты не стерпя

Растоптать в пылу чувств вознамерился!

Только сердце моё и душа

Зацвести по весне не сумеют,

Если их растоптать, если их удержать,

Словно камень они зачерствеют!

08.04.2022

Не могу сказать, что яркие эмоции — это всегда волшебная таблетка, но иногда они очень помогают. Но мои лучшие спутники, когда я пишу роман или сочиняю – музыка, блокнот и словарь финского языка. Блокнот нужен, если я хочу что-то нарисовать для сюжета, а словарь — для транскрипции в тексте интересных слов (но это почти всегда для прозы).

Кстати, все свои стихи я пишу на бумаге, это очень помогает следить за ходом мысли, можно что-то зачеркнуть, а после использовать в другом месте, или написать больше, а потом «отрезать» до нужной формы без потери мысли. В ноутбуке так не получится, ведь файл сохранится без этой творческой истории поиска рифм и смыслов.


Хотите издать книгу? Заполните форму и наши специалисты вас проконсультируют




    Эстетическая функция языка

    Что такое эстетическая функция языка и зачем она нужна в лирике?

    Художественную реальность создаёт физическая и психическая работа: слова, краски, тексты, ноты, языки жеста и тела, чувства и эмоции. Ещё художественная реальность выражается языком исполнения, который передаёт мысль художника. То есть как именно написан текст, есть ли в нём жаргонизмы, повторы, или даже мат. Так, автор с помощью языка выражает смысл произведения. Ещё это можно назвать техникой, но помните, что она у каждого своя. Проблемы возникают, когда форма не отражает содержание, потому что сильно вульгарная, грубая, выпуклая, или, наоборот, содержание не соответствует форме — роман о XIX веке написан современным языком.

    Примеры «неправильных» стихотворений, которые способны отпугнуть читателя

    Эстетическая функция языка связана с внимательным отношением к языковой/речевой форме текста. Классические литературные произведения построены на принципе языковой вежливости (то есть без мата и оскорблений, вычурной и вульгарной лексики), и если в них и есть жаргонизмы, плеоназмы и стилистически сниженная лексика, то её употребление оправдывает художественный фрагмент. Например, чтобы создать образ антисоциального героя.

    Не существует классического произведения, написанного только жаргонизмами, вульгаризмами или арго. А вот лирика ХХ века и современные стихи вполне могут быть такими — сейчас литература более свободна в выборе форм.

    Но важно помнить: если читатель не понимает языка произведения, не понимает формы, то и не сможет оценить смысл и стихи будут казаться ему плохими, потому что эстетика произведения резко снизится. Например, стихотворение Велимира Хлебникова:

    Мы чаруемся и чураемся.

    Там чаруясь, здесь чураясь,

    То чурахарь, то чарахарь,

    Здесь чуриль, там чариль.

     Из чурыни взор чарыни.

    Есть чуравель, есть чаравель.

    Чарари! Чурари! Чурель!

    Чарель! Чареса и чуреса.

    И чурайся, и чаруйся.

    Смысл этого стихотворения невозможно уловить ни с первого, ни с десятого прочтения, а потому эстетическая функция здесь отсутствует. Мы не понимаем ни формы, ни содержания. Таким же стихотворением будет и «Дыр бул щил» Алексея Кручёных.

    Дыр бул щыл

    убеш щур

    скум

    вы со бу

    р л эз.

    Канонное стихотворение в качестве примера

    А теперь давайте посмотрим на стихотворение Сергея Есенина.

    Плачет метель, как цыганская скрипка.

    Милая девушка, злая улыбка,

    Я ль не робею от синего взгляда?

    Много мне нужно и много не надо.

     

    Так мы далеки и так не схожи —

    Ты молодая, а я всё прожил.

    Юношам счастье, а мне лишь память

    Снежною ночью в лихую замять.

     

    Я не заласкан — буря мне скрипка.

    Сердце метелит твоя улыбка.

    Давайте сравним стихотворения

    В первом примере мы не можем определить размер и рифмовку у Алексея Кручёных, также не совсем понятно, что нам хотел донести автор.

    В стихотворении Велимира Хлебникова мы встречаем экспрессию и хорей (что это объясним ниже), но всё равно текст остаётся трудным для восприятия.

    Стихотворение Сергея Есенина лаконично и соответствует литературным и эстетическим законам классики: поэт соблюдает рифму, академический строй стиха и использует привычный для восприятия словарь.

    Сразу хочу оговорить, что мы оцениваем форму стихосложения с точки зрения академической грамотности и чистоты языка. Говоря об академической грамотности, я имею в виду именно классическую структуру, которая пошла от пушкинского стихосложения. Поэтому «канонная» здесь именно форма, которая принята в классической литературе. Каждый вправе писать так, как он хочет, и мы ни в коем случае не умаляем талан Хлебникова и Кручёных 👏 По-нашему своего рода «техническому» анализу получается, что стих Есенина лучше и в нём соблюдается академическая структура: написано четырёхстопным дактилем и трёхсложной стопой с ударением на первом слоге.


    Стихотворение Сергея Есенина кажется правильным ещё и в силу привычки — почти вся школьная программа построена на изучении авторов с академической формой сочинения. Но это не значит, что при написании стихов нужно строго следовать правилу: писать можно и даже нужно как угодно и про что угодно — автор здесь вы. 


    Как написать стихотворение

    Виды рифмовок и способы, чтобы найти хорошую рифму

    Обратимся к теории.

    Рифма – это звуковой повтор на конце строк. Рифмовка бывает:

    • смежная (рифмуются соседние строки ААВВ);

    Даша Громова «Пассионарность», Beata stultica

    • перекрёстная (строки рифмуются через одну АВАВ);

    Даша Громова «Меланхолия», Меланхолия

    • кольцевая (строки рифмуются через 2 других АВВА). Кстати, эта рифмовка называется так, потому что своей формой похожа на кольцо. Также часто можно встретить название «опоясывающая рифмовка» — это то же самое;

    Александр Пушкин «Движение»

    • вольная (различные комбинации рифмовок в сложном типе стихосложения);

    Вольную рифму проще найти в полном тексте стихотворения, но иногда она встречается и в двух соседних строфах [это название четверостишия (пятистишия и другие) в стихотворении]

    Даша Громова «На краю», Меланхолия

    В первой строфе мы встречаем смежную рифмовку (ААВВ), а во второй строфе — перекрёстную (АВАВ).

    • холостая (частичная утрата рифмовки АВСВ). Часто эта рифмовка встречается в частушках;

    Леонид Филатов сказ «Про Федота-стрельца»

    • гиперхолостая (рифмовка есть только с первой строкой, все остальные строки не рифмуются АВАС). Употребляется этот тип рифмовки очень редко;

    Вс. Рождественский «Баллада»

    Размер – способ звуковой организации стиха (то есть чередование слогов в стопе, ударный/безударный).

    Стопа — это повторяющаяся группа ударных и безударных слогов в строке. Есть два вида стоп: двусложная (когда идёт чередование ударного и безударного слогов) и трёхсложная (когда один ударный и два безударных).

    Разные способы определить размер

    • Силлабическое стихосложение — когда мы считаем слоги в каждой строке, размер определяется числом слогов. Обычно для академической лаконичности число слогов в каждой рифмованной строчке должно совпадать (например: 5 слогов в первой и третьей, 7 слогов во второй и четвёртой), при этом предлоги часто присоединяются к первому слогу следующего за ним слова. Неожиданно, но ярким примером применения силлабической системы служат произведения японской поэзии – хокку.

    Хаттори Рансецу

    Схема: 5 слогов – 8 слогов – 5 слогов

    • Тоническое стихосложение — когда мы считаем число ударений. Имеется более или менее фиксированное количество ударных слогов, в то время как безударные считаются не столь важными, а потому их число может колебаться. Самый яркий пример тонического стихосложения — акцентный стих. Он содержит фиксированное количество ударных слогов и свободное безударных, но при условии не больше трёх в строке.

    Александр Блок «Девушка пела в церковном хоре…»

    Как мы видим, ударение фиксировано почти везде на первых слогах, а всего в каждой строке 4 ударных слога и свободное количество безударных (от двух до пяти).

    • Силлабо-тоническое стихосложение — здесь мы считаем ударение и важный акцент на том, что количество ударных и безударных слогов должно быть фиксированным и равным. Обычно такой способ стихосложения используют при написании од, благодарственных и восхваляющих лирических произведениях, панегириках. В общем, этот формат стихосложения чаще всего используется тогда, когда нужно петь дифирамбы.

    Михаил Ломоносов «Я знак бессмертия себе воздвигнул…»

    Длина и размер стихотворения

    Как мы уже определили выше, стопа — это повторяющаяся группа ударных и безударных слогов в строке. Соответственно, считать длину (прямо как сантиметры на линейке) мы будем простым подсчётом стоп: двустопный, трёхстопный, четырёхстопный, пятистопный и так далее. Но усложним работу и добавим к длине ещё и литературный размер.

    Существуют 5 самых распространённых видов размера.

    • Ямб — двусложный размер, в котором ударение в стопе падает на второй слог, то есть сначала один безударный слог, а за ним следом ударный слог по простой арифметике 1 + 1 = 2, поэтому двусложный. Во французском языке ударение всегда падает на последний слог, поэтому представьте, что какой-нибудь француз Ришар пишет стихи о своей любви:

    • Хорей — двусложный размер, в котором ударение в стопе падает на первый слог, то есть сначала один ударный слог, а за ним один безударный слог (по простой арифметике 1 + 1 = 2, поэтому двусложный). Например, в финском языке ударение всегда падает на первый слог, поэтому представьте, что какой-нибудь финн Юрки решил написать список продуктов в стихах:

    *tomaatti — по-фински это «помидор»

    **peruna — по-фински это «картофель»

    • Амфибрахий — трёхсложный размер, в котором ударение в стопе падает на второй слог, то есть сначала один безударный слог, потом один ударный слог, потом опять один безударный слог (по простой арифметике 1 + 1 + 1 = 3, поэтому трёхсложный).

    Михаил Лермонтов «Воздушный корабль»

    • Анапест — трёхсложный размер, в котором ударение падает на третий слог, то есть сначала идут два безударных слога, а за ним ударный (по простой арифметике 2 + 1 = 3, поэтому трёхсложный).

    Александр Пушкин «Цыганы»

    • Дактиль (кстати, совсем нестрашный как птеродактиль) — трёхсложный размер, в котором ударение в стопе падает на первый слог, то есть сначала один ударный, а потом два безударных слога (по простой арифметике 1 + 2 = 3, поэтому трёхсложный).

    Александр Блок «Тяжко нам было под вьюгами»


    Подробнее теорию можно прочитать на сайте Рифмовед.ру или в «Справочнике по стихосложению» Онуфриева.


    Но что делать, если есть фабула стихотворения в голове, а рифма, чтобы начать, никак не находится? Тогда советую обратиться к сайту Рифме.нет, который даёт огромную базу с точными рифмами, ассонансами и синонимами к заданному слову.

    Авторская «рыба» для написания стихов

    Я решила провести мини-исследование и рассмотрела все стихи из своего нового сборника «Меланхолия», который опубликован на ЛитРес как черновик, по рифмовкам и размерам. Обычно, в школе советуют хлопать в ладоши на ударных слогах, чтобы было проще понять размер, но я предпочитаю расставить ударение на листке бумаги и посчитать с натуры 😉 В «Меланхолии» все стихотворения большие, поэтому возьму короткий стих из Beata stultica, и мы вместе посчитаем длину+размер, а ещё определим рифмовку:

    Красным выделена ударная гласная

    Стих написан анапестом с чередованием 10 и 9 слогов построчно. Я выделила ударные слоги в каждом слове, поэтому анапест можно сразу и не опознать, но если все короткие слова (моя/всю/ты) мы приклеим к длинным, то анапест будет вырисовываться сам собой.

    Рифмовка перекрёстная (АВАВ). Скажу по секрету: это моя любимая рифмовка, потому что с ней удобнее всего работать 💖

    Когда я разбирала так каждое стихотворение из сборника, то, к своему удивлению, встретила все 5 видов размеров, но преобладающим был хорей: из 15 стихотворений он встретился 9 раз. Ямб я нашла 3 раза, 1 стих был написан дактилем и 2 анапестом. Из чего я могу сделать вывод, что мой любимчик среди размеров — хорей. Это, кстати, неудивительно, потому что 70% слов в русском языке имеют ударение на первый слог, да и хорей вполне себе приятный стиховой размер, который за школьные годы может войти в аудиовизуальную привычку.

    С рифмой всё проще. Я очень люблю перекрёстную рифмовку и очень редко её меняю на смежную, другие виды рифмовок я вообще не рассматриваю при написании, так как они мне кажутся сложными для понимания читателей. Но когда я нахожусь в процессе, то, конечно, не задумываюсь ни о размерах, ни о видах рифм, потому что лишний шум в голове при сочинении лирики очень отвлекает.

    Обычно рифмы у меня идут по наитию, и я стараюсь за весь текст стихотворения их не повторять, а также стараюсь не начинать четверостишия с вопросительных слов, союзов или междометий, так как они придают тексту определённую коннотацию (например, вопросительную или негативную, если постоянно начинать четверостишие с «нет!» или «но»), что, конечно же, влияет на чувственное восприятие смысла.

    Эксперимент: пишем четверостишие

    Есть очень распространённое мнение, что поэт, когда пишет стихи, целенаправленно садится за стол, берёт чистый лист бумаги, ручку, и тут же, как по мановению волшебной палочки, начинает сочинять. Нет, это не так. Обычно процесс сочинительства весьма спонтанный и экспрессивный. Когда я училась в школе, могла вообще начать сочинять стих, сидя на контрольной или решая пример у доски. Сейчас я очень часто сочиняю на лекциях или в пробках, перед сном или во время чтения книг.

    Предлагаю вам поэкспериментировать и написать вместе со мной четверостишие. За размер можно взять самый лёгкий хорей, а за конструкцию рифмы – смежную.


    Редакция: напишите стихи, которые сочинили в результате эксперимента, в комментариях к статье, чтобы мы могли почитать друг друга и посмотреть, что получилось 💖


    Начнём!

    Посмотрите в окно, если вы находитесь в помещении, или оглядитесь вокруг, если вы на улице. Что вы видите? Солнце? Лужи? Дворников? Какие звуки слышите? Что при этом ощущаете внутри? Можете сделать набросок из слов, например: апрель, солнце, капель. Необязательно, чтобы вид за окном вас радовал.

    У меня, например, из окон видно миллион складов, железную дорогу и магистраль, где почти каждые пять минут непременно кто-то кому-то почти прижмёт хвост. А ещё с октября я начала кормить голубей. Они вычислили моё окно, поэтому иногда прилетают меня проведывать. Когда мы ещё не установили москитную сетку, то отъявленные экстраверты из них (ну, знаете этих гостей, которые любят прийти без приглашения) залетали к нам в окно и спокойно ходили по подоконнику, иногда оставляя на нём дары природы.

    Между прочим, о мире вокруг, который, мягко говоря, не так уж и радует, есть прекрасное стихотворение.

    Когда слов будет достаточное и комфортное количество, можно приступать к написанию стихотворения.

    Здесь мы видим четырёхстопный хорей, смежную рифмовку (апрель/капель; небесах/сердцах). Четверостишие достаточно простое для восприятия, поэтому способно вызвать положительные эмоции, не требующие более глубокой рефлексии.

    А можно сделать более сложную структуру и изменить размер с четырёхстопного хорея на четырёхстопный ямб, а смежную рифмовку на перекрёстную, и это же стихотворение предстанет уже в совершенно отличном настроении, с прекрасной почвой для рефлексии чувств и дальнейшего продолжения лирического текста.

    Что вам с этого?

    Написание лирики это не так страшно, как кажется. Да, филологические детали на первый взгляд кажутся сложными, особенно названиями, но с ними стоит познакомиться, чтобы понимать, что вообще происходит в процессе скорее вычитки, чем написания, и что нужно с академической точки зрения, чтобы смысл ваших стихов читался.

    Художественный смысл каждого стихотворения можно обозначить как эстетическую функцию (любого) языка, которая находит своё отражение через различные формы стихосложения. Несмотря на то что она связана с внимательным отношением к языковой/речевой форме сообщения, и что все классические литературные произведения, так или иначе, построены на принципе языковой вежливости, мы не призываем вас писать так, как правильно, а не так, как нравится. Вспомним, что когда-то и поэты Золотого века казались заурядными и исторически внеконтекстными для своих современников.

    В заключение хотелось бы отметить высказывание Пушкина: «Рифм в русском языке слишком мало. Одна вызывает другую. Пламень неминуемо тащит за собою камень», — а значит, нет никакой ошибки, если при написании стихов вы невольно будете кому-то подражать или повторять слог. Главное — что чувствуете вы при сочинении и что должен почувствовать ваш читатель.

    guest
    2 комментариев
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии
    Людмила
    Людмила
    10 месяцев назад

    Спасибо!Прочитала с удовольствием!

    koda
    koda
    10 месяцев назад
    Ответить на  Людмила

    благодарю за оценку! буду рада поддержке автора на онлайн-платформах 🙂


    Рубрики