Блог издательства Delibri

Идеи, опыт, вдохновение и мастерство
Рубрика: Мастерская автора

Как писать о кино, если вы писатель: азы кинокритики


В предыдущем материале мы познакомили вас с книгой «Литературная мастерская. От интервью до лонгрида, от рецензии до подкаста». Это коллективный труд нескольких авторов, которые учат и делятся опытом, как писать тексты в разных форматах.

Рубрика: Мастерская автора
Неочевидные жанры для современного писателя: от постов в Telegram до лонгридов
О современных жанрах литературы, которые вызывают дискуссии
14 февраля 2023Время чтения: 16 минут

В этой статье мы расскажем, как писать о кино по советам журналиста, кинокритика и радиоведущего Антона Долина* (признан иностранным агентом на территории РФ).

Рецензирование не считается литературой?

«Литературная мастерская» обходит стороной такой жанр, как киносценарий, однако рецензирование разобрано подробно, в том числе кинокритика, создание рецензий на кинофильмы.

При этом Антон Долин* указывает, что «Моё кредо – не считать рецензирование литературой». И объясняет это так: «Вот ты критик и написал целую книжку. Если скажешь, что ты писатель, то возьмёшь на себя чрезмерную ответственность. Человек, который садится писать рецензию в газету, говоря о себе: „Я писатель“, – сам себе вредит».

Долин* утверждает, что в критике и в кинокритике основное – техника и наличие критического мышления.
С этим, конечно же, можно поспорить. Яркая увлекательная рецензия, критический разбор вполне можно расценивать как литературное произведение, тем более, если это относится к такому виду искусства как кино. При этом совершенно необязательно упражняться в изящной словесности.

Зачем учиться писать рецензии?

  • Это хорошая практика создания текстов. Кинокритика, рецензирование фильмов – наиболее востребованные направления, поскольку кино сегодня одно из самых популярных искусств.
  • Сам Долин* считает кино не только искусством, но и формой коммуникации. Формой коммуникации, по его мнению, является и любая критика. Этот формат позволяет провести работу над собой и попробовать посмотреть на произведение со стороны. Иногда многим начинающим писателям этого не хватает, чтобы понять, почему публике или издателю книга не понравилась.
  • Написание рецензии – практика, которая поможет осознать, что вы в конечном счёте работаете не для себя или в стол, а для внешней аудитории. Вот что говорит автор раздела: «Вы не должны общаться с самим собой. Когда вы пишете книгу в стол, вы обращаетесь к некоему воображаемому альтер-эго, к людям, мыслящим как вы, выросшим на тех же ценностях. Когда вы учитесь, вы должны писать для кого-то, и самое лучшее здесь – понять языки разных СМИ, разных форм коммуникации и площадок. Если вы разберётесь с ними, вам станет проще».
  • То есть кинокритик должен изучать разные аудитории через понимание языков различных изданий, и именно это один из основных методов его работы. Часто писатели стараются работать по той же логике, чтобы найти своего читателя и аудиторию.
  • Написание рецензий для СМИ – работа оперативная и достаточно стремительная именно в силу динамики выхода публикаций. Если книги можно писать годами, то с критикой работает иначе. Буквально сегодня посмотрели фильм, завтра выдали критический текст. При этом он должен быть понятен практически любому.
  • Часто критика требует простого и безэмоционального языка. А такая практика молодым писателям часто трудно даётся. Поэтому рецензия – ещё один способ потренироваться в другом стиле письма.

«Вы решаете своего рода алгебраическую задачу: как написать так, чтобы любой понял, о чём вы хотели сказать. Вам нужно чётко понимать, что и почему для вас самое важное», – резюмирует Долин*.

Для чего и для кого пишутся рецензии?

Несмотря на то, что Долин* считает рецензию «не литературой», он пишет о том, что это достаточно сложный жанр, особенно с точки зрения структуры.

«Структура – очень сложная вещь. Она зависит от того, для кого вы пишете и каков объём вашего текста».

Не нужно излишне описывать собственное восприятие картины и вести повествование от первого лица и местоимения «я». Ваши мысли, не почерпнутые непосредственно из фильма, должны занимать не более трети материала.

Рецензия – это служебный текст. Вы пишете для человека, который хочет решить, идти ему в кино или нет. Если вы начинаете кормить его своими воспоминаниями о том, как вы учились кататься на лошади, велик шанс, что человек бросит читать её на середине. На самом деле он читает не вас, а «Афишу», газету «Коммерсант» или ваш блог на определённую тематику. Но это не значит, что вы должны заставить человека интересоваться вашим внутренним миром.

По мнению Долина*, единственный капитал кинокритика – его аудитория, его читатели, а их потеря означает творческую смерть. Он предостерегает от соблазна хвалить или ругать по заказу. Люди быстро поймут фальшь и отвернутся от вас.

Техника работы с рецензией

  1. Если рецензия кажется вам слишком сложной, дайте её прочитать нескольким людям, лучше всего начать с членов семьи. И если кто-то сказал, что определённый кусок ему непонятен, Долин* не защищается и не объясняет, а просто вымарывает этот кусок и пишет новый.
  2. Мысль нужно доносить доходчиво и лаконично, чтобы было понятно всем, а не только глубоким интеллектуалам и ценителям словесных экзерциций. Язык определяется мыслью, которая является стержнем вашего текста, так как невнятная мысль не нужна никому. Собственно, этот тезис носит универсальный характер. В полной мере это относится и к литературе в целом.

Как смотреть фильмы?

Антон Долин* советует смотреть фильмы исключительно в кинотеатре. Да, сегодня есть разные сервисы, но, по его мнению, это вовсе не то. Вот несколько причин.

  1. Вы можете скачать плохую копию с невнятным переводом. Надо принять во внимание, что книга «Литературная мастерская» вышла в свет в 2020 году, и сейчас ситуация поменялась – показ пиратских версий можно и в кинотеатре встретить.
  2. Долин* считает фактически обязательной плату за право просмотра фильма, то есть за билет. Не стоит руководствоваться мнением о том, что журналист, кинокритик должен ознакомиться с предметом своего преломления труда бесплатно, «…деньги, которые вы платите, дают вам внутреннее основание и моральное право для суждения». Кроме того, уплаченная сумма – некая гарантия того, что вы досмотрите до конца и не покинете зал до окончания киносеанса. Хотя могут быть и исключения.
  3. Также он полагает, что просмотр картины в кинотеатре несёт в себе, прежде всего, не технологический, но психологический аспект. Это очень важный момент, поэтому поговорим про него подробнее.

Кино со времён братьев Люмьер – это публичные показы, то есть некая коммуникация со зрительской аудиторией. Действительно, в этом случае можно услышать зрительские мнения, что называется, «с колёс». То есть обсуждение картины после её показа и даже во время такового.

«И воздух в зале действительно пронизан электричеством. Очень интересно наблюдать, как люди реагируют, – не обязательные аплодисменты в конце, а то, как они смеются или как выходят из зала, как теряют интерес к происходящему. На самом деле фильм рождается из реакции на него. Пока нет этой связи, нет никакого фильма, есть только некий его зародыш», – рассуждает Антон Долин*.

И ещё одна важная рекомендация – смотреть картину на языке оригинала с субтитрами. И дело не только в том, что таким способом хорошо учить иностранные языки – их интонацию, мелодику, что важно, например, в японском и корейском. Важно помнить, что актёры играют внешностью и голосом, а в оригинале у вас получится лучше прочувствовать игру и эмоции.

Долин* указывает, что есть огромное количество кинокартин, где именно голос определяет актёрскую игру, а не внешность или костюм.

«Я не понимаю, как люди смотрят в дубляже гениальный фильм Триера «Догвилль», ведь там каждого артиста взяли в очень большой степени за голос. Этот фильм очень близок к театральной постановке», – пишет кинокритик.

И ещё один секрет профессионального мастерства критика заключается в отказе от просмотров трейлеров. Это может лишь испортить впечатление, потому что трейлер – это рекламное видео, смонтированное из того же материала фильма, но совершенно другими людьми. Сами режиссёры себя съёмкой трейлеров не утруждают. К тому же эту рекламную продукцию чаще всего делают на раннем этапе, когда ещё не готов звук, может быть другая музыка, чем в будущем фильме.

Неоспоримым достоинством уроков кинокритики от Антона Долина* являются практические задания, которыми они снабжены. Вот наиболее интересные, на наш взгляд

  • Упражнение 1

Составьте анкету, чтобы определить портрет своей аудитории: возраст, работа, семейное положение, хобби, место жительства, привычки и т. д. Чем подробнее вы опишете своего воображаемого читателя, тем выше вероятность, что он превратится в читателя реального.

  • Упражнение 2

Посмотрите фильм в новом, непривычном для вас жанре – сначала просто для знакомства и удовольствия, затем пересмотрите его осознанно, с ручкой и блокнотом. Запишите свои эмоции, отметьте, какие моменты вызывают у вас особо яркие чувства.

  • Упражнение 3

Представьте, что знаменитая кинокомедия Леонида Гайдая «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» (1967) только что вышла. Вы попали в число первых зрителей на закрытом показе. Напишите рецензию на этот фильм – такую, чтобы всем захотелось его посмотреть. Не забывайте: вы ещё не знаете, что он станет классикой!

  • Упражнение 4

Напишите рецензию объёмом 140 символов, не раскрывая сюжета.

Резюме

  • Писателям полезно писать рецензии, потому что формат позволяет потренироваться и прокачать свои писательские навыки.
  • Рецензия – это предельная ясность языка. Стиль должен быть понятен среднему читателю. Если посмотреть на этот тезис с точки зрения успешной коммерческой литературы, которую часто называют бульварными романами (мы называем в хорошем смысле), то он выражает главную цель и задачу таких книг. Но и к другим литературным жанрам его можно применить. Поэтому прихватите себе на заметку.
  • Для рецензии, как и для книги, нужно отчётливо представлять свою аудиторию. Ваши внутренние переживания и впечатления от фильма нужно подать максимально доступно, но не переборщить. Конечно, в книге, особенно в автобиографии, нужно подробно разбирать свои эмоции, поэтому к этому тезису относимся без фанатизма. К тому же если вы пишете рецензию в своём блоге, то аудитории будет интересно и ваше мнение.
  • Смотреть кино лучше всего в кинотеатре. Там же можно получить первые зрительские впечатления, что поможет в рецензировании. Но так как сейчас мы находимся в сложной экономической и геополитической ситуации, то тезис лучше воспринять как рекомендацию.
  • Сделайте упражнения, чтобы потренироваться в написании рецензии, а также посмотреть фильм, который долго откладывали.

Хотите издать книгу? Заполните форму и наши специалисты вас проконсультируют



     

    В статье использованы фотоматериалы великого русского режиссёра Андрея Тарковского из открытых источников.

    guest
    1 Комментарий
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии
    win usdt
    win usdt
    10 месяцев назад

    Reading your article helped me a lot and I agree with you. But I still have some doubts, can you clarify for me? I’ll keep an eye out for your answers.


    Рубрики