Блог издательства Delibri

Идеи, опыт, вдохновение и мастерство
Рубрика: Мастерская автора

Как написать роман за 30 дней: инструкция, которая работает


До 30 августа в нашем издательстве действует акция, по которой вы получаете гарантированную экономию почти в 15 тысяч рублей и несколько приятных плюшек, например скидку на допечатную подготовку, печать и дистрибуцию вашей книги и годовое бесплатное размещение на сервисе «ЛитРес». Многие авторы жалуются, что не успевают за столь краткий срок закончить свой роман, но это абсолютно реально.

Например, в США уже больше двадцати лет действует инициатива NaNoWriMo (сокращённое от National Novel Writing Month — национальный месяц написания романов) — ежегодный проект, участники которого должны за месяц написать роман. Некоторые из этих романов стали международными бестселлерами, например «Ночной цирк» Эрин Моргенштерн, «Золушка» Мариссы Мейер, «Воды слонам» Сары Груэн и «Иллюзия» Хью Хауи. Готовы пополнить список этих бестселлеров своим романом? Тогда читайте дальше нашу статью и записывайте лайфхаки.

Плюсы написания романа за 30 дней

  • Сжатые сроки мотивируют вас писать каждый день
  • У вас появляется привычка писать каждый день
  • Вызов мотивирует вас довести до конца первый черновик
  • Работа развивает и совершенствует ваши навыки

Как написать роман за 30 дней: практические советы

Мы подготовили для вас несколько советов, которые помогут справиться с поставленным вызовом.

Составьте план или поглавный синопсис

30 дней — это крайне сжатые сроки, поэтому нельзя тратить время на обдумывание того, что будет дальше. Вы должны заранее продумать весь сюжет своего романа от начала до самого конца. Можно ограничиться перечислением ключевых сцен и событий, можно расписать сюжет по главам — решать вам. Чем более подробным и развёрнутым будет план, тем проще будет работать. Этот подход работает как для «архитекторов», так и для «садовников». Даже если вы предпочитаете открывать сюжет одновременно с героями в процессе письма, заранее заданное направление позволит вам придерживаться плана и не тратить энное количество лет на разрешение Миэринского узла, как это сделал самый известный «садовник» среди писателей, Джордж Мартин.

Представьте примерный объём текста и установите себе дневной лимит слов

Наличие поглавного плана позволит вам буквально прикинуть примерный объём рукописи. Зная его, вы сможете установить себе ежедневный лимит слов. Писать больше лимита можно, меньше — нельзя.
Если вы знаете, что в течение недели у вас точно будут дни, когда вы будете писать меньше, и дни, когда будете писать больше, ежедневный лимит можно заменить еженедельным.

Создатели марафона NaNoRiMo рекомендуют писать от 1700 до 2000 слов в день. Столько же каждый день пишет Стивен Кинг. Согласитесь, почувствовать себя в шкуре короля современной прозы хотя бы на месяц — приятное ощущение.

Выделите для себя определённое время каждый день, в течение которого вы будете писать

Выделите себе какое-то конкретное время в течение дня, когда вы будете писать. Например, пара часов с утра до начала рабочего дня (так начинал автор романа «Пора убивать» Джон Гришэм), обеденный перерыв, дорога в электричке на работу и обратно, пока ваш ребёнок спит, вечером или ночью.

Если вы не можете выделить себе один временной промежуток для достижения ежедневного лимита, дробите его на несколько сессий. Главное — достичь нужного объёма к концу дня.

Мы быстро привыкаем к ежедневной рутине, например просыпаться в шесть утра, ходить на обед в два часа дня или засыпать в два часа ночи. Если вы каждый день будете выделять себе определённое время на написание книги, то вскоре ваш мозг начнёт заранее настраиваться на творческую пору.

Не существует какого-то оптимального для писательства времени, главное, чтобы этот отрезок приходился на ту часть дня, когда вы максимально продуктивны: кому-то лучше пишется с утра, кто-то не может проснуться до полудня, а кому-то лучшие идеи приходят в голову после заката солнца.

Соорудите себе место для писательства

Это место может быть совершенно разным — рабочий стол перед окном, кресло на балконе, крепость из подушек в собственной кровати, главное — чтобы вам было удобно работать там каждый день. Как и в случае со временем для писательства, наш разум привыкает к повторяющейся обстановке. Стоит вам присесть за стол в нужное время — и ваш мозг уже будет готов приступить к полёту мысли.

Отключите все раздражители

Установите себе твёрдое правило: пока вы пишете, вы пишете, не отвлекаясь ни на что. Выключите телефон, отключите уведомления, закройте соцсети и мессенджеры, выставьте за дверь кошку с собакой, попросите близких вас не трогать и запретите себе каждые пять минут отвлекаться на мемы с котиками. Всем этим можно будет заняться после достижения ежедневной нормы — вот вам и ещё один стимул поскорее её выполнить.

Черпайте вдохновение в чтении

Известный писатель, автор романов «Столпы земли», «Мир без конца» и «Столп огненный» Кен Фоллетт в интервью говорил, что любой писатель должен быть заядлым читателем, иначе писателем ему не стать. Особенно полезно перечитывать чужие тексты во время марафона по написанию своего текста — как знать, на какие идеи и эксперименты вас сподвигнет та или иная строчка у Стэйнбека, Кинга или Ли Чайлда. Причём читать можно и нужно что угодно, как лучшие образцы жанра, в котором вы сами собираетесь творить, так и любые другие книги — хорошая идея может поджидать вас везде.

Записывайте идеи

Как мы только что сказали, хорошая идея может найти вас везде — во сне, в душе, во время завтрака, по пути на работу, в очереди в магазине или прямо на кассе, пока вас спрашивают: «Пакет надо?» Некоторые идеи крайне живучи и не покинут вас даже спустя 10 лет, о других вы забудете уже на выходе из магазина или в конце обеденного перерыва. Чтобы этого не произошло, всегда носите с собой блокнот или создайте отдельную заметку на телефоне, куда вы будете записывать все приходящие к вам идеи. Не факт, что вы используете все эти идеи в романе, но, с другой стороны, возможно, из одной из не пригодившихся мыслей родится ваша следующая книга.

Заранее поработайте с источником

Если вы пишете фэнтези или космическую оперу, то работа с источниками может быть минимальной. Но если вы пишете исторический роман или даже детектив, вам необходимо изучить нужный материал. Например, если вы пишете роман об убийстве на маяке на Шетлендских островах в восьмидесятых годах (это самая крайняя северная точка Шотландии, настолько крайняя, что до Норвегии даже ближе чем до собственно Шотландии), вам придётся как минимум изучить материал об устройстве шотландских маяков (хотя бы когда они все были автоматизированы), о структуре полиции Шотландии 40 лет назад и о составе и принципах работы полиции Леруика — островной столицы.

Никакой редактуры в процессе

Все писатели работают по-разному. Одни предпочитают приступать к редактуре только после того, как поставлена последняя точка в эпилоге, другие (привет, Джордж Мартин!) по десять раз полируют одну и ту же главу, прежде чем перейти к другой. Стремление вторых сразу же добиться идеального результата понятно и похвально, но во время месячного марафона постоянная редактура будет только замедлять работу, поэтому её следует отложить на самый конец.

У редактуры после написания есть ещё один существенный плюс — перечитав получившийся у вас текст целиком, вы будете лучше понимать, какие вещи работают, а какие нет, какие сцены надо расширить, а какие сократить, какие сюжетные линии нужно развить, а какие — вообще выкинуть из повествования.

Если вы решили что-то поменять по ходу пьесы, меняйте

Если на середине текста вы вдруг решили, что вашего персонажа зовут не Толя, а Коля, и он не двухметровый голубоглазый блондин, а крепкий гном-брюнет с карими глазами, переименовывайте его прямо по ходу пьесы и дальше обращайтесь к нему как к Коле. Все правки в первой половине текста нужно отложить до его окончания.

Продолжайте писать несмотря ни на что

У всех нас случаются трудности и форс-мажоры: у вас в доме отключили свет, на работе случилась учебная эвакуация или вам с самого утра понадобилось срочно мчаться в больницу с кем-то из членов вашей семьи. Будут дни, когда вы не сможете выработать дневную норму слов или даже написать хотя бы парочку. Главное в такие моменты — не отчаиваться, не сдаваться, не вешать руки и продолжать работать.

В конце каждой сессии пишите две-три строчки того, что будет дальше

Один из величайших страхов писателя — боязнь чистого листа. Даже если вчера вы превысили норму и в целом знаете, куда дальше пойдёт сюжет, на следующий день порой бывает очень трудно себя заставить положить пальцы на клавиатуру. А так у вас заранее будет готов задел на день, который поможет вам побыстрее настроиться на нужный лад.

Установите себе промежуточные цели и балуйте себя, когда их достигаете

Задача написать книгу поначалу кажется крайне тяжелой. Написать книгу за 30 дней — практически неосуществимой. Но если ставить себе целью писать по 2000 слов каждый день, эта цель выглядит уже вполне достижимой.

Но даже эту цель можно поделить на несколько промежуточных. И если время позволяет, можно награждать себя маленькими подарками за достижение каждой вехи. Допустим, написали 500 слов — и на 10 минут заглянули в соцсети. Написали 1000 слов — заварили свежего чая с вкусняшкой и позалипали в Интернете ещё 15 минут. Написали 2000 слов — и наградили себя просмотром сериала, прогулкой по парку или походом на обед.

Найдите себе единомышленников

Найдите себе единомышленников — других авторов, в идеале тех, кто, как и вы, старается написать роман за 30 дней. Вместе вы сможете поддерживать друг друга, делиться успехами, обсуждать наиболее эффективные практики и, возможно, давать обратную связь. Найти единомышленников, например, можно в комментариях в нашем телеграм-канале.

Возьмите перерыв перед редактурой

После того как книга закончена, возьмите небольшой перерыв хотя бы на пару дней и позвольте рукописи отлежаться. Так, приступив к работе, вы сможете взглянуть на текст свежим взглядом, и все ошибки, нестыковки и провисшие места отчётливее бросятся вам в глаза.

Первый драфт — ещё не финал

После того как черновик вашего романа будет закончен, вы можете испытать искушение побыстрее показать его читателям. Но первый черновик, особенно написанный за месяц, — это ещё не финал. Книгу обязательно нужно редактировать, в идеале несколько раз. Многие популярные авторы, например создатель трилогии «Первый закон» Джо Аберкромби, делают по три-четыре черновика, прежде чем отправляют издателю финальный текст.
За время редактуры вы сможете расширить или сократить те или иные главы, исправить неработающие сцены и лучше показать характеры персонажей. Главное — не превращать редактуру в безостановочный процесс. Джордж Мартин уже 10 лет работает над «Ветрами Зимы», по много раз переделывая и переписывая одни и те же главы, а до конца работы по-прежнему остаётся очень много времени. Так поступать точно не стоит.


Не все авторы способны так быстро писать. Возможно, столь сжатые темпы работы и не для вас. Но попробовав поучаствовать в этом эксперименте, вы получите новые навыки, обретёте привычку писать каждый день и, возможно, у вас на руках будет приличная часть романа. Ну как, готовы к вызову?

guest
3 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Залина
Залина
1 месяц назад

Полезная статья. Спасибо. Пробовала такой метод, но не потянула. Бывает, что пишешь определённый момент и останавливается, потому что не знаешь, что писать дальше. Особенно диалоги не складываются и перерыв составляет несколько дней.
Для меня тяжелей всего бывает летом из-за апатии в жару и т.д. и т.п.
Но попытку не оставлю☺️
Скоро ещё раз попробую уложиться в месяц, используя все ваши советы.

Редакция Delibri
Редакция Delibri
1 месяц назад
Ответить на  Залина

Спасибо, наши эксперты стараются вытаскивать полезное! Мы уверены, что у вас все получится!:) Обязательно потом поделитесь с нами своими успехами и обратной связью!

Василий
Василий
11 дней назад

Правильная статья. Советы дельные. Примерно так и пишу в последнее время, хотя к такой методике пришёл сам интуитивно.


Рубрики