Блог издательства Delibri

Идеи, опыт, вдохновение и мастерство
Рубрика: Мастерская автора

Как начать работать в новом жанре без осуждения читателей


Многие начинающие писатели, желающие попробовать себя в новом жанре, опасаются реакции читательской аудитории на такой новый опыт и не хотят терять уже сформированную целевую аудиторию. Кто-то специально для работы в новом жанре, берёт псевдоним, желая разграничить направления творчества, а кто-то экспериментирует прямо в рамках одного произведения. На примере известных писателей разбираем, стоит ли бояться нового опыта.

Дарья Донцова

Метод: уйти в жанры прикладной литературы

Самая известная писательница России, прославившаяся ироническими детективами в знаменитых чёрно-жёлтых обложках. Поразительно, но факт — она ещё пишет кулинарные книги, автобиографии «Записки безумной оптимистки» и «Я очень хочу жить», а также серии детских книг «Сказки прекрасной долины».

Здесь важно обратить внимание, что у Донцовой уже есть сложившаяся аудитория поклонников среди читателей, поэтому уход в прикладную литературу и мемуары здесь оправдан. Наверняка фанатам писательницы интересна её личная история и, конечно же, секреты авторской кулинарии. Если бы она решила писать книгу в жанре исторического фэнтези, то навряд ли у неё получилось бы хорошо, потому что она специалист по детективам, и не факт, что поклонники встретили новинку позитивно.

Мэри Хиггинс Кларк

Американская писательница Мэри Хиггинс Кларк стала автором множества триллеров, ставших бестселлерами, что не помешало ей также выпустить автобиографию «Кухонные привилегии» и роман о Джордже Вашингтоне «История любви в Маунт-Верноне».


Так что если вы хотите попробовать себя в новом жанре, то попробуйте начать с прикладной литературы, чтобы поделиться с читателями своими лайфхаками или историей жизни.


Джоан Роулинг

Метод: использовать псевдоним

Англичанка, подарившая миру историю о Мальчике, который выжил, и совершившая своего рода революцию в мире книжного фэнтези, в 2013 году выпустила роман для взрослой аудитории «Случайная вакансия». Это книга о войне за место в местном совете маленького городка. В центре сюжета: непростые отношения между жителями, потому что случайно появившаяся вакансия грозит превратить их в настоящую войну. Однако книга успеха не получила и, по мнению многих критиков, была написана не очень хорошо.

Затем Роулинг выпустила детективную серию о Корморане Страйке — «Зов Кукушки», «Шелкопряд», «На службе зла», «Смертельная белизна», «Дурная кровь», а также не вышедшие в России The Ink Black Heart и The Running Grave. Только нюанс в том, что она сделала это под псевдонимом Роберт Гелбрейт.

По словам Роулинг, она решила использовать псевдоним, чтобы получить от читательской аудитории максимально честные отзывы, на которые не будет влиять популярность Гарри Поттера. Впрочем, инкогнито писательницы было быстро раскрыто. Однако эффект оказался положительным — у книги есть поклонники и хорошие продажи. Конечно, не такие, как у Гарри Поттера 🙂.

Эрл Стэнли Гарднер

Этого писателя мы тоже можем привести в качестве примера про использование псевдонима. Американец, чьи произведения, написанные под разными псевдонимами (их насчитывается около восьми), стали классикой детективного жанра. Например, «Загадка убегающей блондинки», «Убийство во время прилива», «Дело упрямого свидетеля». Кроме этого, он стал автором документальных произведений и книг о путешествиях.


Поэтому, если вы хотите кардинально поменять своё творческое направление и не потерять свою основную читательскую аудиторию, что смело используйте псевдоним.


Кир Булычев

Метод: раскрыть псевдоним

Имя советского писателя-фантаста Кира Булычева прочно ассоциируется с циклом историй об Алисе Селезнёвой, девочке, живущей в конце XXI века, и её космических приключениях. Однако в то же время Кир Булычев стал автором научно-популяризаторских работ, в частности, «1185 год». Произведение издали под его настоящим именем — Игорь Можейко. Работа рассказывала о первой попытке глобализации на территории Евразии.


Метод раскрытия псевдонима в этой ситуации помог произведению стать известным и обратить внимание аудитории на себя. Логика здесь работает так: автор Игорь Можейко никому не известен, а вот Кира Булычева обожала вся страна (да и до сих пор обожает 🙂).


Павел Астахов

Метод: выбрать смежный к своей основной профессии жанр

Павел Астахов — известный адвокат. Благодаря широкому кругозору, он работает в разных жанрах. Например, на полках книжных магазинов можно найти детективы, вышедшие из-под пера правозащитника (некоторые из них — в соавторстве с Татьяной Устиновой). Это логичное решение, так как он по профессии адвокат, а значит, у него есть опыт и экспертиза в детективных и правозащитных делах. А ещё у него есть книга «Простые чудеса», написанная в жанре «Православная художественная литература», а также произведения, вышедшие в серии «Детям о праве».


Отсюда можно сделать вывод: для того чтобы упростить себе переход в другой жанр, загляните в свою профессию, посмотрите, что в ней есть интересного.


Литературные гибриды

Никто не запрещает автору экспериментировать с жанрами прямо внутри одного произведения. Соблюдать какие-либо канонические требования не обязательно: можно смешивать автобиографию и вымысел (но читателей надо об этом предупредить), в полностью вымышленном сюжете делать отсылки к реальным персоналиям и существующим научным исследованиям.

Например, произведения Дэна Брауна — это смесь вымышленной истории, реально существующих общественных организаций, отсылок к историческим личностям (например, к Данте Алигьери в романе «Происхождение» или к творениям Леонардо да Винчи в «Код да Винчи»), детектива и приключений. Правда, у него настолько тонко и гармонично получилось смешать жанры, что Ватикан даже решил отлучить его от католической церкви, а поклонники до сих пор пристально изучают полотно «Тайная вечеря».

Выводы

  • Не стоит бояться идти в новый литературный опыт: именно смена жанра иногда помогает добиться успеха и получить желанное признание.
  • Работу над «взрослой» и над «детской» литературой можно успешно совмещать с другими жанрами, но нужно выбирать подходящий вам сюжет.
  • Для разграничения произведений разных жанров в своём творчестве можно брать псевдонимы — и не один.
  • Автор может работать не только в разных жанрах художественной литературы, но и, кроме романов и рассказов, писать научно-популярные книги. Так получится совместить принципы художественного письма и научно-популярного.
  • В современной литературе грани жанров становятся все более размытыми, чем можно и нужно пользоваться, если хочется воплотить в жизнь интересные творческие задумки.

Хотите издать книгу? Оставьте заявку и получите бесплатную консультацию ❤️




    guest
    1 Комментарий
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии
    indicac~ao binance
    indicac~ao binance
    7 месяцев назад

    Your article helped me a lot, is there any more related content? Thanks!


    Рубрики