Блог издательства Delibri

Идеи, опыт, вдохновение и мастерство
Рубрика: Личный опыт

Личный опыт: как сочинять роман и быть учёным-историком одновременно


Многие писатели, даже профессиональные, помимо творчества работают еще и на основной или дополнительной работе, которая приносит им доход. Сложность состоит в том, что эту работу нужно как-то совместить с любимым делом и при этом в конец не вымотаться. В нашей статье кандидат исторических наук, автор сетевого романа «Деревия. Одиссея историка Улетова» и научно-исследовательских статей Сергей Васильев делится своим опытом, как ему удается писать романы, заниматься наукой, журналистикой и готовить статьи для наших читателей.

Подобное с подобным

Многие считают, что писательство оптимально сочетается с журналистской деятельностью и одно гармонично перетекает в другое. Это может быть и так, а может, и нет. Все зависит от того, насколько загружен журналист на основной работе. И если он выгорает так, что в свободное время не может смотреть на клавиатуру и монитор, тут уж не до литературных нагрузок в свободное от работы время.

Есть такая шутка: почему работники турфирм не отдыхают там, куда отправляют своих клиентов? Ответ: представьте, вы токарь, и вот вы прибыли на отдых, а там станки, станки, станки…

Примерно то же самое происходит и с работником СМИ, который в часы отдыха обходит компьютер за версту. Но как быть, если в голове родился замысел, скажем, романа и хочется воплотить задуманное в жизнь?

Я в свое время был весьма загружен корреспондентской работой. Занятость выходила за рамки пятидневки с восьмичасовым рабочим днем. Приходилось делать репортажи, рекламные материалы, интервью и в выходные, плюс на недели по две командировки в столицу, а как-то доехал даже до Сочи, когда шла подготовка к Олимпиаде.

И вот какой я выбрал метод — писать от руки. Завел себе блокноты и в свободное время (а оно все же иногда бывает) стал делать наброски будущего романа. Писал в гостиницах, в поездах. И заметил, что написание от руки, во-первых, восстанавливает навык (в эпоху клавиатуры порой «забываешь», как пишется та или иная буква), во-вторых, это очень хороший способ релаксации — отдых от основной работы. Писать текст от руки в современных условиях сродни занятию каким-нибудь ручным творчеством: вышивкой, аппликацией, лепкой — неплохая психотерапия.

Работая таким образом над текстом, воспринимаешь его несколько иначе, смотришь под другим углом, нежели, делая это на компьютере. Все эти вычеркивания, вставки, дописывания и переписывания, как представляется, позволяют в итоге качественнее доводить до читателя свои мысли, чувства, описания вещей.

Конечно, рано или поздно придется переводить текст в электронный формат. Если делать это поэтапно, когда выдается больше свободного времени, особой нагрузки такая двойная работа не несет. К тому же в процессе переноса с бумаги текст может быть окончательно отшлифован.

Ну а если журналист и в свободное от основной работы время с радостью садится за компьютер, конечно, стоит творить «традиционным» способом. Впрочем, могу рекомендовать какие-то фрагменты произведения, с которыми возникли трудности, попробовать реализовать вначале на бумаге, поскольку именно так вы сможете взглянуть свежим взглядом на свой текст и выйти наконец из творческого тупика. Возможно, бумага — это способ преодолеть творческий кризис и вновь заставить себя писать.

От обратного

А если писатель-любитель не работает в журналистике и его деятельность вообще никак не связана с написанием текстов?

Здесь вроде бы все просто, но с другой стороны и сложно. Для многих именно работа (зачастую, скучная, механическая, монотонная) является стимулом и источником вдохновения.

Прийти домой, сбросить оковы трудовой повседневности и с восторгом предаться любимому делу! Творчеству и еще раз творчеству! Недаром в советское время на предприятиях и в Домах культуры существовали кружки для взрослых, любительские театры, всевозможная самодеятельность. Руководство понимало, что людям, занятым далеко не самой интересной работой, нужен реализовывать и свое творческое начало. И один из видов отдыха — смена занятий.

Для многих наших современников, пробующих себя на литературной ниве, это еще и попытка вырваться из привычного круга и подняться на социальном лифте. На работе не видно никаких перспектив карьерного роста, сама она уже поперек горла и воспринимается лишь как осознанная необходимость. Так почему бы не пробиться в писатели и круто не изменить жизнь?

Но вот тут-то и подстерегает опасность. Все это может породить наплевательское отношение к основному делу, невнимательность, рассеянность. И, как следствие, нарекания со стороны начальства с перспективой увольнения.

Поэтому рекомендую руководствоваться известной пословицей: «Делу время, потехе час». То есть, придя на работу, полностью забываем о книге, сюжетах, ваших литературных героях и погружаемся в то, что на данный момент дает вам стабильный источник дохода. Кстати, это хороший тайм-менеджмент. Вы разгружаетесь, чтобы после работы творить с большей плодотворностью и энергией. Тем более если работа для вас что-то да значит, и вы собираетесь взбираться по карьерной лестнице, достигать определенных результатов.

Однако здесь нужно найти баланс между карьерой и временем/силами для творческого труда, то есть ваши литературные увлечения не должны привести к синдрому хронической усталости и выбивать вас из колеи на основной работе.

Как избавиться от творческого груза перед тем, как отправиться на работу?

Если вы трудились над произведением в выходные, то за несколько часов до того, как отойти ко сну в воскресенье, мысленно скажите себе «стоп». Прогуляйтесь перед сном пешком, примите ванну, в общем, полностью освежите голову и настройтесь на будничный рабочий лад.

Перед дилеммой

Если писатель сумел монетизировать свое творчество и выйти на определенный (даже существенный) уровень дохода, то возникает соблазн бросить работу и попробовать жить на те деньги, которые приносит любимое дело. Но стоит ли резко обрубать концы?

Литературная деятельность зачастую не стабильна в плане дохода. Поэтому нужно взвесить все «за» и «против», особенно если вы только достигли коммерциализации, когда ваше творчество стали оценивать рублем. Должно пройти некоторое время перед тем, как вы обретете стабильность. Однако и это само по себе требует усилий. Если коротко, то вам необходимо постоянно продвигать свое произведение, творчество и самого себя как автора — без этого никак.

Тут могу дать совет: можно поменять работу, найти что-то с более свободным графиком, пусть и с потерей в зарплате, особенно, если это с лихвой окупается появившимися писательским доходом. Это может стать переходным периодом и в перспективе поможет полностью обеспечивать себя за счет любимого дела.


Хотите издать книгу? Заполните форму и получите бесплатную консультацию по изданию.




     

    guest
    0 комментариев
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии

    Рубрики