Майя Кучерская: что нужно знать о сюжете, чтобы придумать хорошую историю
Что отличает хороший текст от плохого? Его хочется читать дальше, хочется следить за развитием сюжета. Проза может быть и бессюжетной, но, как правило, даже в таких текстах есть история. Вместе с Майей Кучерской, писателем и автором онлайн-курса «Проза для продолжающих» Creative Writing School поговорили об основах и тонкостях сюжетной прозы. В статье разбираемся, что такое сюжет, каким он бывает, как его придумать и о чём следует помнить автору, чтобы его историю прочитали до конца.
Что такое сюжет и какие истории нравятся читателям
Сюжет — это цепочка событий, причинно-следственных связей, и в том, как они располагаются, должна быть какая-то логика. В отличие от фабулы, события в сюжете не обязательно следуют друг за другом хронологически. Грамотно выстроенный сюжет поможет заинтересовать читателя, обратить его внимание на то, что для вас важно, удержать напряжение и решить другие писательские задачи.
Майя Кучерская: «Сюжет обнажает сущность характеров героев, их внутренние противоречия и отношения друг с другом через столкновение с реальностью и то, как они к ней приспосабливаются. Сюжет — это всегда развитие персонажа, в лучшую или худшую сторону, но никогда не топтание на одном месте».
Откуда берутся сюжеты
Для писателя важно не только наличие воображения, но и умение находить сюжеты в повседневной жизни. Личный опыт, воспоминания, сны, истории ваших знакомых и друзей, книги, кино, блоги, газеты и журналы. Идеи прячутся повсюду, и любая из них может развиться в интересный рассказ, повесть или роман.
Майя Кучерская: «Не нужно пытаться насильно выудить из себя историю — вымученный текст никогда не получится хорошим. Ждать вдохновения тоже не обязательно: если сюжет долго не приходит, можно себе помочь, направив мысль в правильную сторону. Выберите момент, когда вам точно никто не помешает. Сядьте перед компьютером или блокнотом. Включите музыку, не обязательно любимую и лучше без слов. Погрузитесь в себя. Слушайте, смотрите. Что вы увидели? Запишите своё видение в двух-трёх строках. Теперь подумайте, о чём можно было бы на основе увиденного сочинить рассказ».
Четыре надёжных источника идей для сюжета
- Мы сами. Самая богатая сокровищница идей: наши сны, мысли, наблюдения, личный опыт. Ведите дневники, записывайте сны, воспоминания. Писать о том, что нам знакомо, получается легче и убедительнее.
- Люди вокруг нас. Подслушивайте диалоги, подглядывайте за окружающими на улицах, в кафе, метро. Заведите привычку делать заметки, кратко записывайте кусочки разговоров и фраз. Записи могут вдохновить или пригодиться для будущих текстов.
- Окружающий мир. Блоги, журналы, газеты, новостные сводки — там можно найти необычные истории, научные открытия или неожиданный угол зрения на какой-то вопрос. Читайте о том, что интересно другим, возможно, там прячется нужная идея.
- Чужие иллюзии. Вдохновляйтесь искусством. Смотрите фильмы, ходите в галереи и музеи, слушайте музыку, читайте книги разных авторов и жанров. Всё, за что мы любим искусство, может послужить «пищей» для воображения.
Пишите о важном для себя
Майя Кучерская: «Возможно, вас давно беспокоит какая-то тема? Тогда начните с неё. Проведите журналистское расследование, соберите материал, постарайтесь докопаться до истины, найти ответ на вопрос, который не даёт вам покоя. Ваш энтузиазм и энергия, которые отразятся в тексте, обязательно зацепят читателя».
Из чего состоит хороший сюжет
Герой как отправная точка сюжета
Центром истории всегда выступает герой. Всё, что происходит в вашем тексте, разворачивается вокруг личности персонажа. В хорошем рассказе нет ни одной случайной сцены, каждая, так или иначе, показывает главного персонажа с разных сторон, и все вместе — работает на сюжет. Вы должны знать и понимать вашего героя лучше, чем он сам. Создавая персонажа, придерживайтесь следующего плана:
- Физический облик
Как выглядит ваш герой? Какого он роста, телосложения? Какого цвета у него глаза, волосы, кожа? А что форме ушей, носа, губ? Представьте его в деталях, составьте список характерных черт, можно даже визуализировать, например, подобрав фотографию сети.
- Личность героя
Характер вашего персонажа влияет на всё, что с ним происходит, а это и есть история — сюжет. Какой ваш герой внутри? Что он любит, а что не любит? Чего боится, избегает? Какие у него привычки? Как он ведёт себя с другими людьми? И самое важное — чего он хочет? Научитесь предугадывать, как герой поступит в той или иной ситуации, тогда его поведение не вызовет недоумение читателя.
- Речь героя
Выбор голоса персонажа очень важен для понимания того, чью именно историю вы хотите рассказать. Попробуйте расслышать своего героя. Как он говорит, какой у него голос, тембр, темп речи? Может, он картавит или вставляет в каждой фразе слово-паразит? Диалог (или монолог) выражается не только в словах, но и в мыслях. Залезьте в голову к своему герою: о чём он думает, когда остаётся наедине с собой?
И главное: вам нужно полюбить персонажа. Примите все его слабости, ошибки и промахи. Не пытайтесь предвосхитить чужие интересы, пусть герой будет важен лично для вас. Если вам с ним не скучно, то, вероятно, он понравится и другим, и тогда читатель с готовностью последует за ним куда угодно.
Майя Кучерская: «Придумайте себе такого героя, за которым вам интересно было бы наблюдать. Представьте, как он выглядит, что любит и не любит, его характер, привычки, манеру говорить и вести себя. Запишите всё детально, для себя, и не забывайте сверяться каждый раз, логично ли поступает ваш герой, похоже, ли это на него. Далее, поместите героя в худшую для него ситуацию — что самое плохое может с ним произойти? Это событие будет началом, катализатором вашей истории».
Историей движет конфликт
Конфликт в художественной прозе — отправная точка истории, главное условие её развития. Он задаёт направление сюжета и реализуется в словах и действиях героев, помогая им раскрыться. Антагонистом, то есть противоборствующей главному герою силой, не обязательно должен быть конкретный человек. Герой может противостоять обществу, обстоятельствам или самому себе — любое столкновение интересов может стать отправной точкой.
Типологий конфликтов много, они различаются по степени разрешимости, соотношению сторон, предмету спора и другим факторам. Придумать герою насущную проблему, поможет следующая схема:
- среда — герой попадает в обстоятельства, с которыми вынужден бороться за личные интересы или даже жизнь. Например, оказывается оторванным от внешнего мира на необитаемом острове или на северном полюсе;
- загадка — такое противоречие часто используют в детективах. В начале истории перед героем ставится задача (например, выяснить, кто украл цветок). Пытаясь её решить, герой узнает подробности, у него появляются новые вопросы, на которые сложно найти ответы, и каждый следующий шаг двигает сюжет;
- личное — у героя есть проблема в отношении к самому себе или окружающих к нему. Персонажами таких историй могут быть люди, которые не принимают себя, или те, кого не принимают в обществе: жертвы буллинга, насилия;
- событие — привычную жизнь героя нарушает какое-то происшествие, и пытаясь вернуть равновесие, он проходит ряд испытаний, которые его меняют. Например, в город прилетают инопланетяне с целью захватить Землю, но герой сближается с ними и уговаривает улететь обратно.
Теперь разберем особенности сюжета.
Сюжетный каркас истории: разбираем структуру
Часто истории строятся по одной и той же схеме: мы знакомимся с героем и следим за его приключениями, которые чем-то завершаются. В любом рассказе всегда есть ключевые моменты, или узловые точки — завязка, кульминация и развязка. Историю можно начать сразу с финала, например, в детективах преступление случается на первых страницах, а затем сюжет движется к отправной точке. Или с середины, где мы видим героя в настоящем, иногда возвращаемся в прошлое, заглядываем в будущее, перемещаемся обратно и так далее. Композиция может быть разной, но все ключевые точки истории должны быть связаны в единый, логичный сюжет.
Майя Кучерская: «Нам нравятся книги, где мы не спотыкаемся о каждое слово, а плавно скользим по истории, следуем за героем. Хорошо устроенный текст подвижен, он бежит, как река, и влечёт за собой читателя. О чём бы вы ни писали, ваша история должна развиваться, наращивать напряжение, чтобы разрешиться в финале. Структура, форма, язык — ничего не должно мешать читателю погружаться в ваш рассказ».
Как начать историю, которую прочитают до конца
Каждая история с чего-то начинается. Чтобы читатель не захлопнул книгу на первой странице, вступление должно цеплять. Начать рассказ можно тремя способами:
- Погрузить читателя в атмосферу текста
Кратко опишите сеттинг и героя, обрисуйте его проблему и цель. Читатель должен проникнуться к нему симпатией или неприязнью, но главное — его история должна заинтересовать. - Заинтриговать
Начните сразу с загадки. Кто живёт на чердаке у бабушки? Куда пропал кот? Кто крадёт печенье из шкафа? Придумайте головоломку и поставьте читателю вопрос, ответ на который он захочет найти в вашей книге. - Заявить главную идею
Читатель ждёт от автора новых идей. Обрисуйте её в начале, поразите абсурдностью, неординарностью, и разворачивайте повествование вокруг неё. Идея не обязательно должна быть близка читателю, но ваша цель в том, чтобы заставить его посмотреть на мир по-другому.
Держим читателя в напряжении
После хорошего начала истории читатель ждёт не менее интересного продолжения. Несколько приёмов помогут захватить и удержать внимание к герою и тексту, превратив даже заурядный сюжет в историю, от которой невозможно оторваться.
Сюжетные крючки истории
Угрожайте герою
Угрожать можно не только жизни, угроза — это любая потеря: риск остаться без работы, семьи, друзей, потерять рассудок и свою идентичность. Задача автора подсказать, что герой может столкнуться с опасностью, но самого персонажа оставить в неведении. Читатель начинает нервно грызть ногти, переживать и гадать, что же будет дальше.
Придумайте загадку
Вспомните детективы — такие истории часто напичканы загадками, которые читателю приходится решать вместе с героем. Важно: загадка должна быть сложной, герой не может решить её с первого раза, а результат должен влиять на его судьбу.
Добавьте новую информацию
Новость поможет удержать внимание читателя уже после того, как конфликт разрешён. Обычно его используют в конце главы, чтобы создать интригу и вывести сюжет на новый виток.
Не бойтесь препятствий
Помните, с чем герой приходит в вашу историю, и с чем он уйдёт в конце. Что за его плечами, к чему он стремится, чего хочет, кто и как мешает ему получить желаемое. Герою всегда что-то противостоит — мир, другие люди или он сам. Эти противоречия, конфликт интересов, — и есть костяк сюжета. Они создают препятствия, мешающие герою получить желаемое. Трудности должны быть неожиданными и появляться в сюжете внезапно. Хорошо, если их будет несколько, тогда в каждой новой сцене их сложность будет повышаться, поднимая планку героя и увеличивая риски.
Правильный финал: чем закончить свой текст
Хорошая концовка даёт читателю чувство удовлетворения, а неудачная может вовсе испортить впечатление от книги. Выбор концовки зависит от ваших намерений вызвать у читателя определённые чувства. Подумайте, чего вы хотите, а для ориентира присмотритесь к основным видам концовок:
- Разрешённая
Все сюжетные линии завершаются однозначно, а история не предполагает продолжения. Такой конец не обязательно должен быть счастливым, герой может не добиться своей цели, и тогда его история обернётся драмой, или даже трагедией.
- Неоднозначная
Герой получает то, к чему стремился, но вместо ожидаемого удовольствия испытывает разочарование. Либо, достигнув цели, он понимает, что хотел совсем не этого, но взамен обретает нечто ценное, о чём даже не думал.
- Неожиданная
Финальный твист застаёт читателя врасплох, и в этом есть свой риск. Играть на эмоциях читателя следует осторожно, иначе легко слить концовку, и вместо восхищённого «вот это да!» вызвать только раздражение.
Майя Кучерская: «Помните, что в финале вашей истории всё затронутое вами должно быть проговорено, ответы на вопросы получены, а цели героев, так или иначе, достигнуты — нельзя заканчивать текст на полуслове и оставлять читателя в недоумении».
Закончить историю так же сложно, как и начать, — открывающую и финальные сцены читатель обычно запоминает лучше всего. Чтобы избежать ошибок, не забывайте о следующем:
- Найдите центральный вопрос
Всю историю ваш герой ищет ответ, пытается решить противоречие, вернуть равновесие в свой мир. Это движущая сила вашего сюжета. Вопрос заставляет героя отправиться в метафорическое (или реальное) путешествие, которое заканчивается успехом или поражением, но в любом случае — меняет героя.
- Следуйте логике
Нелепые концовки в духе «рояля в кустах» раздражают читателя сильнее, чем клише «они жили долго и счастливо». Финал должен быть правдоподобным, поэтому убедитесь, что все события вашей истории логично следуют друг за другом, и не забывайте про «причину и следствие».
- Доведите до пика
Чем ближе к концу, тем быстрее становится темп истории. События быстро сменяют друг друга, а это задаёт динамику и удерживает напряжение в тексте. Подумайте, что испытают и запомнят читатели после прочтения вашей книги.
Майя Кучерская: «Напишите несколько финалов и посмотрите, какой лучше. Сведите концы с концами, проверьте все узелки, развязали ли вы их? Особое внимание уделите последней странице — она должна быть идеальна. Диалог должен окликать темы, которые есть в книге, описание — быть динамичным, а любые мелочи — символичны, неслучайны».
Финальное слово
Секрета идеально книги не существует, и даже самый невероятный сюжет не гарантирует успех. Самое важное, о чём нужно помнить автору: пишите книгу для себя. Расскажите историю, значимую лично для вас, вложив в неё всю искренность и любовь. Возможно, тогда она действительно получится хорошей.
Майя Кучерская: «Даже самую невероятную историю можно рассказать так, что читатель уснёт на третьей странице. Если автор не испытывает эмоций по поводу того, что происходит в его истории, их не испытывает герой, а значит, читатель тоже ничего не почувствует и забросит вашу книгу. То, о чём вы пишите, должно быть, интересно в первую очередь вам. На основе вашего опыта может получиться уникальный, неповторимый рассказ. Пишите о том, что вас волнует, тревожит, завораживает. Если история нравится вам, она точно понравится и читателю».
Очень поверхностные рекомендации, как и сама проза Майи, всё это запросто можно найти в интернете и без «экспертного мнения», которое не очень-то и экспертное тут. Очень счастлива, что не поступила на её магистерскую программу, так как почти вся программа — набор статей из интернета, максимальный объём общих фраз, очень мало практики и какой-либо филологической базы.
О, вот это инсайдерская информация:) Спасибо, что поделились своим опытом с нами и читателями!
Thanks for sharing. I read many of your blog posts, cool, your blog is very good.