Современный рынок детской и подростковой литературы: авторы, жанры, деньги
Да что там может быть интересного, в этой детской литературе? Развивашки да энциклопедии. А, ну ещё «Гарри Поттер», но на четвёртой книге это уже совсем не детская книжка. Но если приглядеться внимательно, то детская книга за предыдущие годы стала драйвером рынка — тиражи за последние десять лет держатся на одном уровне. Сейчас в стране издается более тринадцати тысяч наименований детских книг, тогда как в 1985 году было чуть более четырёх тысяч. Плюс, даже звёзды шоу-бизнеса, например, Павел Воля пишут книги для детей, а поэтесса Вера Полозкова написала несколько стихотворений, посвящённых малышам. Поэтому давайте сначала посмотрим на сложные графики, которые покажут динамику рынка детской литературы, а потом перейдём к рейтингу самых продаваемых авторов в России, чтобы понимать, как вообще в этот сегмент зайти молодому автору.
Доли рынка, объёмы названий и тиражей
В нашем обзоре мы воспользовались данными Российской книжной палаты, которая ежегодно считает объёмы литературы по разным сегментам и продажи.
Так в сегменте художественной литературы в 2020 году было выпущено 17 076 наименований книг и брошюр, что на 12,1 % меньше, чем в 2019 году. Её совокупный тираж составил 42,6 млн экземпляров, что на 21,1 % меньше, чем в 2019. Здесь, как и в сегменте детской литературы, второй год подряд наблюдается снижение числа выпущенных наименований после нескольких лет уверенного роста. Безусловно, сказалась пандемия.
В 2021 году начался дефицит офсетной бумаги — это тоже повлияло на количество выпущенных книг. В итоге раздел художественной литературы оказался самым пострадавшим по объёму тиражей.
В сегменте детско-юношеской литературы в 2020 году было издано 11 985 названий книг и брошюр, что на 12,3 % меньше, чем в 2019 году. Её тираж составил 78,2 млн экземпляров, что на 18,2 % меньше, чем в 2019. За период с 2008 по 2020 число ежегодно выпускаемых детско-юношеских изданий увеличилось на 6,1 %, однако их совокупный тираж сократился почти вполовину — на 47,8 %.
Соотношение названий и тиражей художественной и детской литературы
Но если посмотреть на график и сравнить показатели между двумя сегментами, то видно, что по объёму тиражей детская литература чувствует себя чуть лучше, чем художественная. Чего не скажешь о числе названий.
Мы предполагаем, что такая картина связана с трендами в обществе на осознанное родительство, популяризацию психологии детско-родительских отношений, в целом появление другого взгляда на семью и воспитание детей. К тому же появились новые и интересные авторы. Да, их немного, но они уже успели завоевать любовь больших и маленьких читателей. Нельзя не учитывать пандемию, типографский кризис и ещё часть новых условий, которые стали причиной санкций и падения курса рубля.
Самые продаваемые детские авторы
Ниже в таблице представлены ТОП-10 авторов детской литературы за 2020 год, чьи книги были изданы в России наибольшими тиражами (для сравнения приводятся данные за 2008 год).
Самым популярным автором произведений детской литературы в 2020 уже девятый год подряд остаётся Корней Чуковский — настоящая классика, которая не выходит из моды. Заметьте, даже не русские сказки! Общий тираж его произведений составил 1081,1 тысяч экземпляров. Второе место по совокупному тиражу изданных книг заняла автор детской обучающей и художественной литературы Елена Ульева (924,0 тысяч экземпляров), отвоевавшая звание самого печатаемого современного детского писателя России у Ирины Гуриной (в 2020 году «лишь» 494,3 тысяч экземпляров). На третьем месте британская писательница Холли Вебб (912,0 тысяч экземпляров), которая с достаточно большим отрывом обгоняет в рейтинге следующих за ней советских детских классиков Николая Носова (588,0 тысяч экземпляров) и Александра Волкова (556,6 тысяч экземпляров).
Но если мы будем говорить именно о продажах, то ситуация выглядит несколько иначе. В таблице для сравнения приведены данные о российских и зарубежных авторах, а также о жанровых различиях — художественная детская литература и познавательная (скажем так, научпоп для маленьких).
Очевидно, что в текущей ситуации расстановка сил по этой таблице изменится, так как серию книг о Мальчике, который выжил, снимают с продажи, а новые российские авторы ещё не успели выйти большими тиражами из-за типографского кризиса.
Цены и продажи
Цены на детскую литературу имеют большой диапазон. Если мы говорим о простейших развивающих книгах в десять страниц для детей от трёх лет, то их можно и за двадцать рублей купить. Такие книги выполнены просто и без излишеств — обычная бумага или картон, минимум текста, простая вёрстка с картинками на всю полосу. А если мы говорим про красивые иллюстрированные энциклопедии для детей от десяти лет на мелованной бумаге и с фотографиями, то цена может доходить до четырёх-пяти тысяч рублей. Сюда же относятся иллюстрированные книги сказок большого формата с работами художников и карикатуристов, адаптированные взрослые романы для детей, например, произведения Жюля Верна.
Однако если посмотреть на график, можно заметить, что в 2020 году цена на детские книжки даже снизилась на 10,29 %.
Индекс розничных цен по тематическим разделам книжного рынка в 2015—2020.
При этом стоит учитывать, что большинство дорогих детских книг покупают в подарок. Но и это ещё не всё. Проведённый журналом «Книжная индустрия» опрос ведущих книжных магазинов и сетей показал, что в 2020 году наибольшую долю в обороте всех каналов сбыта дали детская, учебная и художественная литература. Так, детская литература занимает почти 27,57 % и это больше, чем художка и учебные книги.
Однако нельзя забывать, что в период пандемии оборот конкретных торговых сетей, а не рынка в целом, изменился. Так, оборот «Читай-города — Буквоеда» составил порядка 10,11 млрд рублей. Это примерно 14,5 % всех розничных продаж бумажных книг в стране или 19,1 % продаж бумажных книг в структуре рыночных каналов сбыта (розница плюс интернет-магазины). Экземплярные продажи снизились до 28,9 % по всей сети с учётом открытия новых магазинов, а книги в целом составляют лишь 40,7 % оборота «Читай-город — Буквоед».
В тематической структуре сети преобладает:
- художественная литература для взрослых (34,2 %);
- детская литература (20,7 %);
- прикладная литература (дом — быт — досуг, кулинария, популярная психология, медицина, эзотерика) (19,2 %);
- издания по экономике, политике, истории, технике (14,5 %);
- учебная литература для школ, ВУЗов, ССУЗов (11,3 %).
То есть детская литература снова на втором месте, что достаточно хороший показатель.
А вот доля различных тематических разделов книжной продукции в обороте интернет-каналов в 2020 выглядит ещё интереснее. Детская литература занимает 34,8 % в доле, далее идут учебная и учебно-методическая литература (23,2 %), а также художественная литература (21,5 %). Основным трендом развития книжного интернет-канала в 2018—2020 гг. стала его структурная перестройка — продолжающееся укрупнение основных игроков и рост популярности маркетплейсов. Это означает, что родители предпочитают покупать и выбирать книги детям именно в Интернете, потому что это просто, удобно и можно отзывы почитать, подойдёт книга ребёнку или нет.
Кстати, интересно то, что в этом плане интенсивнее всего растёт Wildberries. В 2018 г. на маркете продали более 2,2 млн книг, 2019 г. — 6,6 млн книг, а в 2020 г. — 20 млн книг. И основным драйвером продаж стала именно детская литература.
Жанровое своеобразие и возраст
Детская литература — это книги для детей и подростков до шестнадцати лет. По возрастной категории она подразделяется на следующие группы.
Детскую:
- дошкольников — от 1 до 6 лет;
- младших школьников — от 7 до 10 лет.
Подростковую:
- средний школьный возраст — от 11 до 13 лет;
- старший школьный возраст — от 14 до 16 лет.
Если смотреть на более детальную разбивку и форму исполнения, то можно обратиться к такой классификации:
- 0—3 лет — книги на картоне (иногда без текста), книги-игрушки;
- 3—5 лет — книги с картинками, азбуки, сказки и стихи для чтения взрослыми;
- 5—7 лет — книги с картинками, начальное чтение, раскраски, сказки и стихи для чтения взрослыми;
- 7—9 лет — истории с чёрно-белыми и цветными иллюстрациями, комиксы, обучающая литература, детские повести;
- 9—11 лет — рассказы, повести, комиксы, манга, обучающая литература;
- 11—16 — подростковая литература.
Таким образом литература взрослеет вместе с ребёнком, поэтому часто можно наблюдать стирание границ между детским и взрослым мирами в книге. Например, такое часто происходит в неадаптированных сказках или в произведениях Нила Геймана, Клайва Льюиса. Достаточно вспомнить знаменитые «Хроники Нарнии: Лев, Колдунья и Платяной шкаф», где фантастический мир переплетается с реальными событиями и трудностями детей.
В любом жанре или произведении детской литературы есть ключевой момент — главный герой всегда ребёнок, который может сталкиваться с различными приключениями. Разница только в книгах для малышей — так как у них задача развивать ребёнка, то сам маленький читатель становится героем среди мишек, зебр и других животных.
Современные авторы детской литературы
Безусловно, никто не отменяет классическую детскую литературу и сказки Пушкина, однако мы хотим познакомить вас с современными авторами, на которых стоит обратить внимание.
Наталья Евдокимова, «Конец света»
В мире, где живут главные герои, раз в несколько лет наступает конец света. Нет, совсем не страшный и не трагичный, но всё вокруг бесповоротно меняется — погода, дома, обстановка, правила жизни. Конечно, интересно, каким будет следующий мир! Хотя всё-таки и нынешнего немного жалко. Но конец света неотвратим, всё должно меняться. Или, может быть, это меняются сами герои? Утопический фантастический роман Натальи Евдокимовой о дружбе, любви, взрослении и реальности, которая оказывается главным чудом.
«Конец света» в 2012 году получил Крапивинскую премию, в 2014 году был выбран «Книгой года-2014» детским читательским жюри Ленинградской области. За иллюстрации к повести Марина Павликовская получила диплом конкурса «Образ книги».
Книга рекомендована для детей семи — десяти и одиннадцати — четырнадцати лет.
Юрий Вийра, «Мой папа — Мюнхгаузен»
В эту книгу вошли самые интересные циклы автора: «Завийральные истории», «Беседки», «О вреде и пользе…», «Белый Ёжик у Белого моря» и другие.
В книге Вийра отвечает на неудобные вопросы, которые обычно задают дети. Например, в сказке «О вреде и пользе курения» герои пытаются разобраться, почему курить плохо, но отец в семье всё равно курит. Тогда папа придумывает завиральную историю, чтобы объяснить ребёнку о всех последствиях вредной привычки.
Возрастных ограничений для книги нет, но для малышей она конечно же не подойдёт.
Марина Бородицкая, «Телефонные сказки Маринды и Миранды»
Маринда и Миранда — две мамы, весёлые, симпатичные и только самую чуточку одинокие. По вечерам, чтобы не грустить, они сочиняют и рассказывают по телефону друг другу сказки. У Маринды, мамы двух мальчиков, сказки озорные: про котов и разбойников, бабушек и милиционеров. У Миранды, любительницы нарядных платьев и мамы двух девочек, — романтические, про принцев и принцесс. Сначала все герои живут в своих сказках, а вот потом…
Возрастное ограничение — 6+.
Алёна Емелина, «Лестории. Для детей и их родителей»
Лес — это целая страна, в ней происходят как чудесные события, так и обыкновенные. Тот Лес, в котором живут персонажи этой книги, — особенный. Он похож и не похож на другие. Какие звери живут в русском лесу? Все знают — это медведи, волки, зайцы, лисы, ежи… Кто ещё? Конечно, птицы. Их много, но самые-самые известные — вороны, сороки, синицы. В этом сказочном лесу они все тоже есть, только ещё не все успели подружиться.
Возрастных ограничений нет.
Оксана Онисимова, «Добрый дракон, или 22 волшебные сказки для детей»
Замечательные сказки, современные и одновременно классические, о том, сколько волшебства в обычных вещах, которые нас окружают: о подушке, которая однажды решает уйти от плаксивой хозяйки, о роднике, который исполняет все заветные желания, о звёздочке на небе, с которой дружит одинокая девочка, или о драконе, которому очень нужны друзья.
«Далеко-далеко в песках мрачной пустыни, жил дракон. Он чувствовал себя очень одиноким, потому что у него не было друзей. Когда-то много лет назад дракоша хотел поселиться среди людей. Но там, где он появлялся, люди бежали из своих домов в страхе и ужасе».
Выводы
Ситуация в сегменте детской литературы меняется так же, как и в художественной, однако рынок так или иначе более стабильный. Это значит, что никогда не поздно начать писать детские книги, если есть желание и идеи. Однако стоит учитывать, что многие авторы детского сегмента не так широко известны публике, как писатели взрослой литературы. А это значит, что нужно не только издавать книги, но и продвигать себя как автора.
- Пока трудно предсказать, как будет меняться рынок в 2022 году, но можно сказать следующее.
- Многие зарубежные авторы уходят с российского рынка, поэтому самое время молодым детским писателям на него выйти.
- Спрос на детские книги будет расти, так как у читателей в целом просыпается интерес к литературе.
- Тренд на осознанное родительство развивается, становится популярным, а значит, самое время смело знакомиться с новыми писателями.
Your article made me suddenly realize that I am writing a thesis on gate.io. After reading your article, I have a different way of thinking, thank you. However, I still have some doubts, can you help me? Thanks.
I don’t think the title of your article matches the content lol. Just kidding, mainly because I had some doubts after reading the article.
Thank you very much for sharing. Your article was very helpful for me to build a paper on gate.io. After reading your article, I think the idea is very good and the creative techniques are also very innovative. However, I have some different opinions, and I will continue to follow your reply.
I don’t think the title of your article matches the content lol. Just kidding, mainly because I had some doubts after reading the article.