Блог издательства Delibri

Идеи, опыт, вдохновение и мастерство
Рубрика: Вдохновение

Необычные литературные места для отпуска в России. Часть 2


В последние три года количество мест для отпуска резко сократилось, и если вы не хотите провести его с книгой, мы подготовили для вас список рекомендаций, которые позволят совместить приятное с полезным, — путеводитель по местам, связанным с фигурами известных русских литераторов во второй части.

Рубрика: Вдохновение
Необычные литературные места для отпуска в России. Часть 1
Подготовили для вас список рекомендаций, которые позволят совместить приятное с полезным, — путеводитель по местам, связанным с фигурами известных русских литераторов. Возможно, на берегах Тамани или под сенью Ясной Поляны вас посетит идея для нового великого русского романа.
10 июня 2022Время чтения: 21 минута

Москва

«Вода в пруде почернела, и лёгкая лодочка уже скользила по ней, и слышался плеск весла и смешки какой-то гражданки в лодочке. В аллеях на скамейках появилась публика, но опять-таки на всех трёх сторонах квадрата, кроме той, где были наши собеседники.
Небо над Москвой как бы выцвело, и совершенно отчетливо была видна в высоте полная луна, но ещё не золотая, а белая. Дышать стало гораздо легче, и голоса под липами звучали мягче, по-вечернему».

Михаил Булгаков, «Мастер и Маргарита»

Одним из самых известных мест литературной Москвы остаются Патриаршие пруды. Благодаря роману Михаила Булгакова мы знаем, что не стоит разговаривать с незнакомцами (особенно когда один из них — говорящий прямоходящий кот), а вот тех самых трамвайных путей, на которые Аннушка разлила масло, вы не найдёте — трамвай на Патриарших по «новопроложенной линии с Ермолаевского на Бронную» не ходил никогда.

Кстати, там же стоит памятник Крылову и героям его басен. В конце девяностых на прудах хотели поставить монумент и Булгакову, но что-то пошло не так, и теперь Мастер и Маргарита обнимают друг друга, стоя в машине, застрявшей на углу Земляного вала и Николоямской набережной.

Неподалёку от прудов, по адресу Большая Садовая, дом 10, квартира 50, располагается та самая «нехорошая квартира», в которой после смерти Берлиоза поселился Воланд. В реальности по тому же самому адресу проживал сам Булгаков, и квартира появляется во многих его произведениях. Сейчас там располагается музей, среди экспозиций которого представлены такие выставки, как кабинет писателя, «Коммунальная кухня», «Нехорошая лестница», подборка иллюстраций к «Мастеру и Маргарите» и многое другое.

После осмотра «Нехорошей квартиры» можно отправиться в Дом поэтов, который находится совсем недалеко. Там организовывают экскурсии, проводят концерты классической музыки и устраивают встречи с людьми творческих профессий. А ещё можно выйти на Садовое кольцо и спуститься до Арбата — в окрестностях расположены мемориальные дома и квартиры Цветаевой, Пушкина, Гоголя, Герцена, Алексея Толстого, Горького, установлены памятники Окуджаве, Бунину и Шолохову.

Там же, на Арбате, дом 9, в литературном кафе собирались ведущие литераторы Серебряного века — сюда ходили Владимир Маяковский и Андрей Белый, а Сергей Есенин впервые зачитывал поэму «Чёрный человек». На Арбате после бракосочетания поселились Александр Пушкин и Наталья Гончарова — рядом с этим зданием паре установлен памятник. Ещё это место увековечено в «Детях Арбата» Анатолия Рыбакова и «Легендах Арбата» Михаила Веллера.

Если вернуться к Садовому и спуститься к реке, то на набережной возле британского посольства вы встретите что-то тихо обсуждающих Шерлока Холмса и доктора Ватсона. А если дойти до другого конца Арбата, выйти на Бульварное кольцо и спуститься до Кропоткинской, то дальше можно пойти двумя путями — на Пречистенке расположен Литературный музей Льва Николаевича Толстого, а на Остоженке — дом-музей Ивана Сергеевича Тургенева. В небольшом особняке представлены 12 экспозиций, которые рассказывают не только о жизни и творчестве автора «Отцов и детей», но и о быте и устройстве той эпохи. Кстати, неподалёку от особняка можно найти памятники и самому Тургеневу, и одному из его наиболее известных персонажей — Му-му.

Под конец путешествия по Москве можно проехаться до расположенного напротив Третьяковской галереи Дома писателей. Идея создания целого жилого комплекса литераторов принадлежит Максиму Горькому, который донёс свою задумку до самого Сталина. Квартиры в мрачном и тяжеловесном сооружении получали только самые известные (или идеологически преданные) авторы советской эпохи — Пастернак, Ильф и Петров, Паустовский, Барто, Олеша. Проживание в доме писателей было мечтой многих, и Михаил Булгаков, к слову, очень жалел, что ему там квартиру не дали.

Переделкино

«У нас весною до зари
Костры на огороде —
Языческие алтари
На пире плодородья».

Борис Пастернак

Переделкино считается одним из центров русской литературы XX века. Идея создания писательского посёлка в Подмосковье принадлежит опять же Максиму Горькому, который явно что-то испытывал к идее о том, что все литераторы должны жить кучно. В 1934 году он уговорил советское правительство выделить участок земли неподалёку от реки Сетунь для строительства тридцати деревянных домов. Дачи здесь получали те же самые лица, что и в доме писателей. Борис Пастернак, Илья Эренбург, Исаак Бабель, Всеволод Иванов, Илья Ильф и Евгений Петров, а позднее Валентин Катаев, Булат Окуджава, Евгений Евтушенко, Белла Ахмадулина, Корней Чуковский и многие другие подолгу жили здесь, снимали дачи, гостили у родственников или друзей и творили свои самые знаменитые произведения. Именно здесь Симонов написал «Жди меня», а Пастернак закончил «Доктора Живаго».

Сегодня на территории посёлка действует Дом творчества писателей и открыто несколько мемориальных музеев, в которых можно узнать о жизни и творчестве Пастернака, Чуковского, Окуджавы и Евтушенко. Главное при посещении поселка — не пугаться дома-музея Зураба Церетели, где выставлены десятки скульптур в натуральную величину.

Мелихово

«Фруктовый сад. Парк. Большие деревья, длинные липовые аллеи. Сараи и амбары недавно построены, имеют довольно приличный вид. Курятник сделан по последним выводам науки. Колодезь с железным насосом. Вся усадьба загорожена от мира деревянною оградою на манер палисадника. Двор, сад, парк и гумно также отделены друг от друга оградами. Дом и хорош, и плох. Он просторнее московской квартиры, светел, тёпел, крыт железом, стоит на хорошем месте, имеет террасу в сад, итальянские окна и проч., но плох он тем, что недостаточно высок, недостаточно молод, имеет снаружи весьма глупый и наивный вид, а внутри преизбыточествует клопами и тараканами, которых можно вывести только одним способом — пожаром; всё же остальное не берёт их».

Из письма Антона Чехова Алексею Киселёву. 7 марта 1892 года

Русская классическая литература XVIII–XIX века тесно связана с дворянскими усадьбами. Пушкин, Лермонтов, Толстой, Блок, Чехов и многие другие росли, жили и писали в дворянских имениях, многие из которых сегодня превратились в литературные музеи, посвящённые своим самым знаменитым обитателям.

В полутора часах от Москвы по Курскому направлению находится усадьба Мелихово, где в течение семи лет жил и творил Антон Павлович Чехов. Её часто называют родиной «Чайки», но за проведённое здесь время Антон Павлович написал более четырёх десятков произведений, в том числе «Палату № 6», «Дядю Ваню», «Дом с мезонином» и «Человека в футляре». Именно в Мелихове разворачиваются события чеховского города С и уездных деревень, описанных в его рассказах.

При этом здесь писатель занимался не только литературной, но и врачебной и просветительской деятельностью. Он бесплатно принимал пациентов, боролся с эпидемией холеры, построил три школы, почту, врачебный пункт и дорогу, помог с обустройством библиотек и даже сам принимал экзамены в школе.

Сегодня Мелихово превратилась в посвящённый Чехову музей-усадьбу, в котором выставлено более 30 тысяч предметов, в том числе личные вещи. В усадьбе отреставрированы главный дом, амбулатория и ряд флигелей и построек, включая тот, где и была написана «Чайка». Лучшее время для посещения усадьбы — май и лето, когда на территории расцветают деревья и проводится международный театральный фестиваль «Мелиховская весна», в котором принимают участие полтора десятка театров из Москвы, Подмосковья, российских регионов и стран СНГ.

Санкт-Петербург

«Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней мере в Петербурге; для него он составляет всё. Чем не блестит эта улица — красавица нашей столицы!».

Николай Гоголь, «Невский проспект»

Знакомство с Питером стоит начать с Невского проспекта, главной городской артерии, проходящей через весь исторический центр. На Невском происходит место действия одноимённой повести Николая Гоголя, проспект упоминается в романе Вениамина Каверина «Два капитана», а Михаил Веллер собрал весь местный фольклор в книге «Легенды Невского проспекта». Связан проспект и с именем Александра Пушкина — на углу Невского и набережной Мойки находилась знаменитая кондитерская Вольфа и Беранже, куда Александр Сергеевич заезжал перед роковой дуэлью с Дантесом.

Если после Лиговского свернуть с Невского налево на первом перекрестке, то на углу Пушкинской и Кузнечного вы увидите величественное здание, где до революции располагались роскошные меблированные комнаты. Сначала здание было известно как «Дом Фон Таубе», по фамилии владелицы, а в самом конце XIX века за ним закрепилось название «Пале-Рояль» в честь парижского дворца. Меблированные комнаты были очень популярны у литераторов — здесь останавливались Бунин, Куприн, Чехов и многие другие. Чуть дальше по Кузнечному, к слову, расположен Литературно-мемориальный музей Достоевского — один из шести, открытых в Петербурге.

Если с Кузнечного выйти на Владимирский проспект и свернуть в Щербаков переулок, вы в конечном итоге выйдете на набережную реки Фонтанки. Сейчас река является одной из главных достопримечательностей города, по ней снуют разве что прогулочные катера, но во времена Достоевского здесь пролегала граница между городским центром и рабочими окраинами, и выглядело это место гораздо мрачнее.

«Судоходный канал Фонтанка! Барок такая бездна, что не понимаешь, где всё это могло поместиться. На мостах сидят бабы с мокрыми пряниками да гнилыми яблоками, и все такие грязные, мокрые бабы. Скучно по Фонтанке гулять!».

Фёдор Достоевский, «Бедные люди»

Если пересечь Фонтанку по Гороховой улице и свернуть налево на Садовой, то можно выйти на Сенную площадь. Во времена Достоевского она была одним из центров городской торговли, а также местом, куда стекалась вся местная беднота. Именно на Сенной площади Родиону Раскольникову приходит в голову замысел убийства старухи-процентщицы, и именно там несколько дней спустя до него доходит весь ужас совершённого им преступления.

Кстати, жил Раскольников неподалеку от Сенной — согласно мнению большинства литературоведов, под С-м переулком подразумевается Столярный переулок, где в доходном доме Шиля с 1847 по 1849 года снимал каморку сам Достоевский.

Если выбраться из лабиринта закоулков обратно на Гороховую и дойти до пересечения с Малой Морской, то можно увидеть трёхэтажный особняк княгини Голицыной — именно это здание стало прообразом дома Пиковой дамы. Сам Пушкин, к слову, жил по соседству — в доме № 14 по Гороховой, где он снимал квартиру из двенадцати комнат, конюшню и сарай для экипажей — разительный контраст по сравнению с «похожей на шкаф каморкой» Достоевского!

Если дойти по Гороховой до самого Александровского сада и выйти к Неве, то вы упрётесь в памятник Петру I. Отлит памятник из бронзы, но в обиходе за ним закрепилось название «Медный всадник» — в честь одноимённой поэмы Александра Пушкина.

guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

Рубрики