Блог издательства Delibri

Идеи, опыт, вдохновение и мастерство
Рубрика: Издательское дело

Стартовая площадка: как начинающему писателю работать с электронным самиздатом


Электронный самиздат — явление, возникшее со становлением всемирной Сети. Хотя само по себе оно не ново. Ещё в XIX веке появились списки произведений, особенно подвергавшихся гонениям цензуры. Так распространялись комедия «Горе от ума» Грибоедова, многие стихотворения Пушкина и Лермонтова, а знаменитое письмо Белинского Гоголю вообще было предано максимальному остракизму.

Настоящим расцветом самиздата стало советское время. Само слово восходит к поэту Николаю Глазкову. Постоянно сталкиваясь в конце 1940-х годов с нежеланием редакций печатать его произведения, он начал ставить на титульных листах своих машинописных текстов (на месте предполагаемого названия издательства) «Самсебяиздат». А уже в 70-е годы слово сократилось до «самиздат» и занимало огромный пласт литературы — от произведений, которых не было в продаже в силу дефицита, до диссидентской литературы и периодических изданий, идеологически чуждых советской цензуре.

Сегодня оно обрело системный и объективно удобный характер, особенно для автора-новичка. Давайте разбираться, что может дать самиздат и каковы его перспективы для издания книги «в бумаге» в качестве первого шага на рынке.

Самиздат подкупает, прежде всего, свободой. Автор не зависит более от издательств, их редакторов, маркетинговых служб. Ему не надо рассылать рукопись в десятки мест и терпеливо ждать ответа, который, скорее всего, будет отрицательным. Особенно важно это для новичков. У нынешнего электронного самиздата, как и у всякого явления, есть свои писанные и неписанные правила и законы. Попробуем суммировать их.

Электронный самиздат: краткий путеводитель

Сегодня электронный самиздат превратился в настоящий рынок, объёмы которого пока не берутся оценивать даже эксперты. Помимо интернет-версии, современный самиздат подразумевает и издание книг в бумаге, но, как правило, этому предшествует именно сетевое распространение авторского продукта. Это можно делать просто ради хайпа и лайков, отзывов и охвата. А можно и ради заработка на своих произведениях. Рассмотрим алгоритм действий.

  1. Вы регистрируетесь на одном из сайтов самиздата.
  2. Размещаете там своё произведение в соответствии с принятыми на данном сайте правилами.
  3. Устанавливаете на него цену. Здесь следует отметить, что некоторые ресурсы самиздата позволяют это делать сразу после публикации вашей рукописи. Есть и те, у кого для получения «коммерческого статуса», то есть предоставления права продажи своего произведения, необходимо выполнить определённые условия: набрать аудиторию (подписчиков), определённое количество и часы просмотра (чтения) произведения.
  4. Новинка самиздата — произведение «по подписке» или «в процессе», что коренным образом отличает этот формат от прежней бумажной литературы. То есть, набрав аудиторию, вы можете предложить вашим читателям произведение, что ещё только создаётся и выкладывается (чаще всего по главам). А они подписываются на вас, как на периодическое издание (газету или журнал) и за некую сумму могут получать для удовлетворения своих читательских потребностей вожделенную проду. Как правило, такой формат накладывает на автора определённые обязательства — он подписывается выкладывать главы-продолжения своего романа с интервалом, скажем, каждые две недели. Иногда даже указывается день недели, когда писатель обязан явить миру новые страницы. Хотя в реальности не всё конечно же так жёстко, но ряд обязательств перед читателями соблюдать придётся.
  5. Электронный самиздат, как уже говорилось, — это своя аудитория, общение с ней и зачастую критика, дружеские пожелания или, наоборот, пресловутый хейт. Поэтому ко всему нужно быть готовым.

Доброжелательная критика может быть важным подспорьем в подготовке печатного издания. Хорошо известно: что написано пером — не вырубишь топором. Однако на электронный формат эта истина не распространяется. Можно и вырубать и перекраивать. Читатель может указать на непонятные ему моменты, неровности, шероховатости. Максимально проработав таким образом свою рукопись перед предстоящим бумажным изданием, можно избежать этих проблем.

Кроме того, вы учитесь общаться с читателем, отвечать на вопросы, отбиваться от нападок тех же хейтеров. Всё это очень хорошая школа, ведь издание книги подразумевает её последующее продвижение. Его составляющей являются и встречи с вашими потенциальными почитателями, иные форматы, в том числе общение на вашем персональном сайте, в блогах.
Нужно отметить и такой важный момент, предлагаемый сервисами самиздата, как участие в писательских конкурсах. Они разнообразны и рано или поздно можно найти свою нишу. Это также своеобразная оценка вашего творчества.

Типичные ошибки

1. Бездействовать. Издав своё произведение в самиздате, новички искренне недоумевают: как так, моё распрекрасное творение, можно сказать шедевр, и никто не читает?! Им невдомёк: для того, чтобы на вас обратили внимание, нужно, как впрочем и везде, предпринимать определённые усилия, ведь под лежачий камень вода не течёт. Об этом мы ещё поговорим ниже.

2. Выкладывать сразу всё. Как уже отмечалось, на самиздате есть возможность выкладывать ваше творчество частями. Создавать разделы с аннотациями, иллюстрациями и даже видео.

Итак, продумайте разделы, напишите к ним интересные аннотации, подберите картинки. Здесь можно воспользоваться услугами профессионального дизайнера, а можно попробовать поработать над этим самостоятельно. Сегодня нет недостатка в различных дизайнерских программах и фоторедакторах.

Публикуя своё произведение поэтапно, вы сохраняете интригу, дискутируете с читателем, чем привлекаете к себе дополнительное внимание. Это сродни искусству переговоров или даже дипломатии — нельзя выкладывать все карты на стол.

3. Бояться критики. Здесь уместно привести ещё одну поговорку: волков бояться — в лес не ходить. Иными словами: пугаться критики — ничего не писать. И, соответственно, не публиковать.

Разгромных критических стрел страшатся в особенности те, кто привык, что у них всегда всё хорошо, кого с детства только и делали, что хвалили. Этакий синдром отличника, который может навредить писательской карьере.

Но подобно тому, как реклама — двигатель торговли, так и критика помогает писателю исправлять ошибки. К тому же на сайтах самиздата аудитория, как правило, доброжелательная и никто вас размазывать и уничтожать не будет.

Ну а если вы станете объектом атаки хейтеров? Что ж, умение держать удар нужно и в писательском ремесле. Из истории мы знаем, что многие авторы подвергались, как принято говорить сейчас, буллингу, а по-старому — травле, а то и остракизму. И если бы все из них после этого забрасывали перо с чернильницей или пишущую машинку на антресоли, мы бы не увидели и не прочитали многих гениальных произведений.

Обратитесь к профессионалам

Однако неплохо и подстелить соломку для амортизации критических ударов.

Многие писатели (особенно начинающие), сделав ставку на самиздат, решают: я сам себе редактор и корректор в одном лице. Действительно, в таком формате, в отличие от классических бумажных издательств, нет специально обученных людей, которые занимаются подготовкой вашей рукописи к выходу в свет. Всё сам. Но ведь писатель далеко не всегда означает профессиональный филолог. И явные ошибки могут дорого обойтись — те же хейтеры развернут такую кампанию, что мало не покажется.

Как избежать возможного негатива? Не полагаться на собственные силы, но обратиться к профессионалам. То есть к корректору, редактору, возможно, консультанту по тем или иным вопросам. Это и хороший способ подготовить книгу к изданию на бумаге.

Сегодня многие издатели мониторят самиздат, подыскивая достойные кандидатуры для обновления своих издательских портфелей. Разумеется, они могут обратить внимание лишь на достойно оформленные рукописи.

Многие авторы считают так: издали (выложили) книгу — и она сразу начнёт набирать популярность, в идеале продаваться. Однако это далеко не так. И чтобы наступил момент истины, в дело вступает его величество пиар. При этом нужно действовать по принципу: готовь сани летом. То есть следует озаботиться продвижением своего произведения ещё до его выхода.

Нужно завести блог и собрать подписчиков. Постепенно выкладывать главы произведения и общаться с читателями, используя для этого также самые разные площадки, создать собственный живой сайт с постоянно обновляемой информацией — вариантов много. И здесь также следует обратиться к профессионалам, по крайней мере, проконсультироваться с ними.

Резюме

  1. Электронный самиздат может стать отличной стартовой площадкой. Автор знакомится со своими первыми читателями, получает первые отзывы, находит критиков.
  2. С самиздатом нужно уметь работать, то есть продвигать своё творчество самостоятельно, хотя можно для этого обратиться к профи.
  3. Именно на платформах самиздата автор может получить предложение о публикации своего произведения в бумаге от заинтересовавшихся издательств. Некоторые из них имеют на таких ресурсах свои разделы, а кроме того регулярно отслеживают новинки в поисках будущих бестселлеров.

4 истории успеха в самиздате

Энди Вейер — автор «Марсианина». Свой дебютный роман начал публиковать по главам на собственном сайте. Ну а далее по просьбам читателей разместил на Amazon Kindle по цене 99 центов. Всего лишь за три месяца было продано 350 000 книг. Такой успех не мог не привлечь издателей, и в 2013 году аудио-версия и традиционная печатная книги вышли в свет. Ещё через два года на экранах блистал фильм с Мэттом Деймоном в главной роли.

К 2010 году у Аманды Хокинг было 17 романов, написанных в стол. Издатели один за другим давали от ворот поворот. Писательница решила попробовать Amazon Kindle, где разместила вампирский роман My Blood Approves. И случилось чудо: он стал продаваться со скоростью девять копий в день. Вскоре она разместила другие книги серии… Успех был таким оглушительным, что она смогла распрощаться с работой, посвятив себя писательству. Сегодня Хокинг входит в «Клуб миллионеров Kindle». Это сообщество писателей, продавших через платформу более миллиона экземпляров. Компания у неё достойная: Джоан К. Роулинг (также начинавшая с самизадата), Стиг Ларссон и Джордж Мартин.

Ярким отечественным примером является Алексей Сальников. Один из самых резонансных романов «Петровы в гриппе и вокруг него» изначально был напечатан в журнале «Волга», а затем размещён на Bookmate для бесплатного чтения. На волне успеха книгу издали в АСТ.

Свой роман «Незадолго до ностальгии» Владимир Очеретный изначально опубликовал также на Bookscriptor. Автор очень активно занимался продвижением книги в Сети. Роман издан и лежит на полках книжных магазинов, а кроме того был номинирован на премию «Национальный бестселлер».

guest
4 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
20bet
20bet
8 месяцев назад

Your article gave me a lot of inspiration, I hope you can explain your point of view in more detail, because I have some doubts, thank you.

nimabi
nimabi
5 месяцев назад

Thank you very much for sharing, I learned a lot from your article. Very cool. Thanks. nimabi

bonificación de referencia de Binance
bonificación de referencia de Binance
2 месяцев назад

Thanks for sharing. I read many of your blog posts, cool, your blog is very good.

binance
binance
12 дней назад

Can you be more specific about the content of your article? After reading it, I still have some doubts. Hope you can help me.


Рубрики