Блог издательства Delibri

Идеи, опыт, вдохновение и мастерство
Рубрика: Мастерская автора

Стань новым Толкином или Мартином: мы собрали 30 советов, как писать фэнтези


В последние двадцать лет значительно увеличилась популярность фэнтези. «Гарри Поттер», «Властелин колец» и «Песня льда и пламени» лидируют в рейтингах продаж. Не отстает и кинематограф: львиную долю лидирующих в прокате блокбастеров можно отнести к фэнтези или фантастике. Да и на телевидении правит бал фэнтези. Два самых популярных сериала этого года — «Дом дракона» и «Кольца власти» — это фэнтези, основанное в обоих случаях на книжном материале. Мы решили собрать 30 советов о том, как писать фэнтези, в одном материале.

Перед тем как начать

Читайте. И не только фэнтези. Читайте и перечитывайте хорошие книги и пытайтесь понять, что делает их хорошими. Читайте крутые детективы, любовные романы, триллеры и нон-фикшн. Подмечайте удачные приемы, способы построения диалогов, запоминающиеся описания. Подмечайте идеи — многие удачные романы родились после сплетения двух совершенно разных идей и вопроса «а что, если?». Например, идея романа Нила Геймана «История с кладбищем» родилась после того, как он прогулялся с двухлетним сыном по кладбищу и задумался: «А что, если события „Книги джунглей“ Киплинга развернулись бы на большом кладбище?»

«Читая, вы поглощаете идеи, вы поглощаете грамматику, структуру предложений, ритм и прозу, — говорит Черсти Нивен, редактор известного автора фэнтези Брендона Сандерсона.Читайте книги, в которых содержатся описания и диалоги, которые вам нравятся. Читайте классику — она стала классикой не просто так. Читайте книги, которые стали бестселлерами, и читайте книги, которые завоевали литературные награды. Читайте, читайте, читайте, и ваша собственная проза обязательно станет лучше».

Изучите клише. У каждого жанра есть свой набор клише, который уже приелся читателям. Зная их, вы всегда сможете избежать сюжетных поворотов вроде «сын простого фермера оказывается избранником, которому суждено победить темного властелина, оказавшегося его настоящим отцом». Или использовать их совершенно иначе и полностью обмануть ожидания читателя, сделав сюжет непредсказуемым, а сам роман — более интересным и захватывающим. Кроме того, знание клише жизненно необходимо для пародийной и юмористической фантастики. Ранние романы Терри Пратчетта такие смешные как раз потому, что он отлично знает все штампы и клише жанра и мастерски их обыгрывает. К примеру, роман «Благие знамения» — отличная пародия на «Омен» и другие подобные истории.


Уже написали роман в жанре фэнтези, вносите последние коррективы, хотите его издать или проконсультироваться? Заполните форму и специалисты свяжутся с вами

 




    Изучите рынок, своих конкурентов, своего читателя. Каждый писатель создает истории, которые в первую очередь хочет прочитать он сам. Но чтобы они продавались, нужно найти своего читателя и грамотно их подать. Например, если сейчас на рынке пользуются спросом истории о попаданцах (герой, обычно наш современник, попадает в другое время или другой мир) или ЛитРПГ (герой, обычно наш современник, попадает внутрь ролевой компьютерной игры, большое внимание уделяется прокачке игровых атрибутов), стоит включить какие-то элементы этих жанров в свой текст, так он привлечет больше внимания. Но даже если вы не хотите равняться на других авторов, смотрите, где они публикуются, где общаются с читателями, как привлекают к себе внимание.

    Изучите материал. Не нужно думать, что раз уж фэнтези разворачивается в вымышленном мире, то к его написанию не нужно готовиться. Нужно. Если вы пишете о драконах, нужно как минимум изучить, что писали о драконах до вас. Если действие вашего романа разворачивается в средневековом городе, нужно почитать, как жили средневековые города. А если ваш герой — пивовар в средневековой пивоварне, нужно выяснить, как в Средние века варили этот напиток. Главное — не вываливайте все, что вы узнали, на читателя, в конце концов вы пишете художественное произведение, а не трактат о пивоварении или гигантских огнедышащих ящерицах.

    Начните с малого. Прежде чем приступить к роману или циклу, попробуйте раскрыть мир и персонажей в рассказах. Пусть эти рассказы дополняют вашу историю.

    Экспериментируйте с формами. Рассказы помогут вам экспериментировать с подачей информации, с развитием сюжета и раскрытием персонажей.

    Персонажи

    Персонажи важнее сюжета и мира. Если герои не вызовут у читателя никаких эмоций, ему не будет дела ни до сюжета, ни до мира, в котором разворачивается действие вашей книги, поэтому уделяйте проработке персонажей максимум внимания.

    Определите рассказчика и выделите точку зрения. Будет ли ваше повествование вестись от третьего лица или от первого? Если повествование будет вестись от третьего лица, глазами скольких персонажей вы будете смотреть на происходящее? К примеру, Алексей Пехов очень любит повествование от первого лица, поэтому и в «Страже», и в «Хрониках Сиалы», и в «Пересмешнике» основной рассказчик один, но повествование иногда переключается на вид от третьего лица, чтобы сообщить читателю ту информацию, которую не мог знать основной рассказчик. А у Джорджа Мартина в «Песни льда и пламени» точек зрения очень много, что позволяет рассмотреть описываемые в цикле конфликты со всех сторон.

    Не делайте своих героев идеальными. В реальном мире идеальных людей не бывает. С чего бы им взяться в мире вымышленном? У вашего героя должны быть недостатки. Преодоление некоторых из них может стать отличной сюжетной линией. Например, Фродо: каким бы положительным героем он ни был, он тоже подпадает под воздействие кольца.

    Возьмите у ваших героев интервью. Представьте, что вы общаетесь с вашими персонажами в непринужденной обстановке и они выкладывают вам все, что знают о себе. Спросите, кто они? Где родились? Где учились? Чего боятся? К чему стремятся? На что готовы ради достижения своих целей? Чем больше вы узнаете о персонажах, тем более реалистичными они покажутся читателям.

    Дайте героям запоминающиеся и необычные имена. Имена в фэнтези могут стать ахиллесовой пятой писателя. Если назвать героев распространенными именами типа Билл, Джон или Иван, как читатель поймет, что это фэнтези? (Исключая, разумеется, те случаи, когда вы пишете городское фэнтези, действие которого разворачивается в нашем мире, тогда ваших героев и должны звать Антон, Светлана, Гарри или Питер.) С другой стороны, имена персонажей не должны быть труднопроизносимыми или навевать ненужные ассоциации (к примеру, легендарный темный эльф Дриззт до’Урден в российском переводе стал Дзиртом). Имена ваших героев должны следовать системе — если он встретил троицу гномов из Серых гор, их имена должны быть Фили, Кили и Ори, а не Фили, Ваня и Джесси. Можно сжульничать и взять имена, скажем, из скандинавских саг. Так, к примеру, поступил Толкин. Гэндальф, Дурин и Торин — это имена из Старшей Эдды.

    Не описывайте персонажа во всех деталях. Оставьте пространство для работы читательского воображения. Но придайте ему какую-нибудь запоминающуюся черту. К примеру, у Гарри Поттера шрам на лбу, у Геральта из Ривии два меча за спиной и белоснежные волосы, Рон Уизли — рыжий, а Тирион Ланнистер — карлик.

    Диалоги

    Диалоги должны отражать характер и происхождение персонажа и быть аутентичными. Ваши орки не могут говорить как пермские гопники, а ваши эльфы — как лондонские брокеры. Если ваш герой — крестьянин или фермер, он не может изъясняться литературным языком.

    Хорошие диалоги должны выполнять одну из трех задач: знакомить с персонажами, раскрывать мир или продвигать сюжет.

    Если вы не профессиональный филолог, не пытайтесь выдумывать собственные языки. Оставьте это удовольствие профессионалам, например, Толкину.

    Мир фэнтези

    Определите правила мира и соблюдайте их. Будьте последовательными. Внутренняя непротиворечивость важнее зрелищности или реалистичности. Если в начале книги вы пишете, что любое заклинание ослабляет мага и тратит его энергию, в финале он не может бросаться файерболлами (огненными шарами) направо и налево, разве что по ходу действия он нашел переносной источник магической силы.

    Задавайте себе вопросы.

    «Как возникают большие города? — пишет автор романа „Имя ветра“ Патрик Ротфусс. — Они возникают на пересечении торговых маршрутов. Маршруты часто пролегают вдоль рек или по рекам. Откуда текут реки? Есть водоносные слои, бассейны и прочие вещи. Я постоянно задаю эти вопросы. Постоянно спрашиваю: почему? почему? почему? почему? почему?»

    Знайте больше, чем сообщаете читателю. Вы не должны заваливать его деталями об устройстве ваших фэнтезийных городов, но вы должны знать, сколько народу там живет, откуда они берут продовольствие и как устроена местная канализация. Это позволит избежать обидных ляпов.

    Рубрика: Мастерская автора
    Какой художественный мир в романе продается лучше всего
    Как создать в романе художественный мир, чтобы заинтересовать читателя и продать тираж.
    22 ноября 2022Время чтения: 20 минут

    Не вываливайте все, что знаете, на первых страницах. Сообщайте ровно столько, сколько нужно знать. Пусть читатель чувствует себя исследователем, постепенно познающим новый мир.

    Избегайте сплошной экспозиции. Не нужно только описывать окружающий героев мир, пусть персонажи взаимодействуют с ним: путешествуют, пробуют на вкус, сталкиваются с его ограничениями. Не надо писать как устроена канализационная система в вашем фэнтезийном городе, придумайте сюжетный ход, который потребует от вашего героя открыть канализационный люк и испытать это на своей шкуре.

    Черпайте идеи из истории или мифологии, причем не только скандинавской. Попробуйте, например, китайскую или филиппинскую, а уж какие сюжеты есть в африканских мифах. К примеру, в основу «Песни льда и пламени» Джорджа Мартина легла Война Белой и Алой розы в Англии, а Красная свадьба основана на двух событиях из шотландской истории — резне в Гленко и Черном обеде.

    Добавьте деталей из реального мира. Одна маленькая реалистичная деталь способна придать достоверности куда более масштабной картине. Например, вы пишете о том, как ваши герои едут по фэнтезийному лесу. Но добавьте в текст свои ощущения от прогулки по обычному лесу или парку — напишите, как скрипит снег под ногами, как ветер шелестит кронами деревьев, опишите запахи или игру красок осеннего леса.

    Нарисуйте карту, пусть даже для собственного пользования. Карта позволит вам не заблудиться в собственном мире и не запутаться с расстоянием.

    Магия

    Обозначьте границы реалистичности в вашем фэнтези. «Гарри Поттер», «Песнь льда и пламени», «Властелин колец» и «Первый закон» Джо Аберкромби — фэнтези. Но если в «Гарри Поттере» магия — обычное дело, во «Властелине колец» есть маги, драконы и балроги, то из мира «Песни льда и пламени» магия почти ушла, и драконы считались вымершими, а в «Первом законе» магии почти нет, и последние маги считаются самозванцами и шарлатанами.

    Установите, насколько распространена магия и как к ней относятся обыватели. Во «Властелине колец» магией владеют только волшебники вроде Гэндальфа, а люди и хоббиты не верят в нее, а самого Митрандира считают ярмарочным фокусником. В «Гарри Поттере» магов много, но волшебный мир полностью скрыт от магглов. А в «Трилогии Бартимеуса» Джонатана Страуда маги — высшая каста, которая открыто правит всем миром, причем все не способные колдовать люди сведены на уровень разве что скота.

    Показывайте, как работает ваша магия. Определите границы возможного для ваших магов и покажите, насколько легко или сложно дается колдовство вашим героям. К примеру, во «Властелине колец» у магов почти нет никаких ограничений, в «Гарри Поттере» для волшебства нужны палочка и слова заклинания, а в «Магах без времени» Сергея Лукьяненко волшебники расплачиваются за каждое заклинание временем собственной жизни — чем мощнее заклинание, тем старше становится волшебник после каждого волшебства.

    Сюжет

    Пишите о том, что вас интересует. Не пишите о чем-то только потому, что это сейчас пользуется спросом. Чтобы читателя заинтересовала ваша книга, она должна сначала заинтересовать вас.

    Заимствуйте темы и проблемы из реального мира и ищите способ отразить их в романе. К примеру, Нила Геймана в романе «Никогде» волновала проблема бездомных в Лондоне и того, как общество их игнорирует. Но чтобы об этих проблемах было интересно читать, писатель превратил бездомных в жителей Нижнего Лондона, которые в буквальном смысле выпадают из жизни Верхнего Лондона, стоит им хоть раз побывать в подземном мире.

    Обманывайте ожидания читателей. Давайте им то, что они хотят, но совершенно не так, как они этого ждут. К примеру, Терри Пратчетт и Нил Гейман в романе «Благие знамения» обещают рассказать очередную историю о наступлении на земле Апокалипсиса и пародировать «Омен» и другие подобные истории, но едва ли читатели ожидают, как именно авторы это сделают.

    Рубрика: Мастерская автора
    «Представьте, что не вам платят за каждое написанное слово, а вы платите читателю»: как рассказывать истории по правилам Нила Геймана
    Публикуем конспект мастер-класса Нила Геймана («Благие знамения», «Американские боги», «Звёздная пыль»), который рассказывает ключевые правила сторителлинга, поиска идей и собственного литературного голоса.
    18 октября 2022Время чтения: 29 минут

    Детали

    Не пытайтесь копировать других авторов. Заимствуйте определенные приемы, но не дублируйте полностью стиль того или иного писателя. В мире и так полно третьесортных копий Толкина, Пратчетта и Геймана. Миру нужен первосортный оригинал.

    Не пытайтесь позиционировать себя как «Такой же как, но другой». Таких тоже полно. К примеру, после выхода «Властелина колец» очень многие авторы фэнтези пытались писать свои эпики в духе романа Толкина, но в итоге следующим большим событием в жанре стала «Игра престолов» Джорджа Мартина, который вообще не пытался копировать Толкина и считал себя скорее его противоположностью.


    А вы уже написали свое первое фэнтези? Расскажите нам, каким советам вы следовали и что для вас было самое сложное?

    guest
    0 комментариев
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии

    Рубрики