Блог издательства Delibri

Идеи, опыт, вдохновение и мастерство
Рубрика: Мастерская автора

Как написать сильный текст: советы от Марины Степновой


Друзья, мы начинаем серию познавательных статей от мастеров курсов литературных мастерских Creative Writing School в рамках коллаборации. В школе писательского мастерства преподают известные писатели, критики и эксперты: Дмитрий Быков (признан иноагентом в РФ),  Валерия Пустовая, Алла Горбунова, Линор Горалик, Майя Кучерская, Ольга Славникова и другие. И в первом материале серии с нами поделилась советами и лайфхаками писательница, сценаристка и педагог — Марина Степнова.

Марина окончила факультет перевода Литературного института, в 1990-е годы начала печатать стихи, позднее обратилась к прозе. Автор романов «Сад», «Хирург», прогремевшей семейной саги «Женщины Лазаря» и романа о любви и свободе «Безбожный переулок», а также множества рассказов («Новый мир», «Сноб»).

Роман «Женщины Лазаря» вошёл в десятку самых читаемых в России книг о любви, по версии Forbes. Книги Марины Степновой переведены на 26 языков.

Автор сценариев: «Однолюбы», «Степные дети», «Линия Марты» и других проектов для 1 и 2 канала.


В начале своего писательского пути молодые авторы совершают одни и те же ошибки, поэтому их тексты не публикуют. Отказ может пошатнуть уверенность в себе и даже вызвать желание больше никогда ничего не писать. Зачем, если ничего не получается?

Писательница и мастер курсов в литературных мастерских Creative Writing School Марина Степнова на вопрос о мотивах и причинах писать отвечает так:

«Это точно не чеховский писательский зуд, нет. Это, скорее, эдакая помесь упрямства, упорства с воспитанием. Я совершенно нетщеславна, поэтому успех или неуспех не влияет на моё решение продолжать. Я люблю рассказывать истории, очень люблю сочинять».

Мастерство приходит с опытом, поэтому если хотите стать писателем, заведите привычку писать регулярно. Советы от Марины Степновой помогут избежать самых частых ошибок начинающих авторов и сделать первые тексты лучше. Попробовать применить их на практике можно на онлайн-курсе Марины Степновой «Язык и стиль», который начинает работу в Creative Writing School на этой неделе.

  • Не пишите о себе

К вопросу о чём писать, авторы подходят по-разному. Одни предпочитают писать о себе, описывают в книгах свой уникальный опыт, делятся личными переживаниями. Так появляются автобиографии, мемуары, дневники и особенно популярный сегодня автофикшн. Но Марина Степнова, напротив, не поддерживает такой подход, а письмо о себе считает дурным тоном.

«Я всегда берусь за темы, которых не знаю», — говорит она.

Себя мы знаем и так, и писать о своей жизни неинтересно, ведь здесь всё и так понятно. Другое дело — придумывать героев, воображать, какие они, что может с ними произойти и как они будут из этого выпутываться.

«Читатель хочет живого, интересного героя, а не страницы тягомотных размышлений автора о самом себе. Лучшие книги пишут не о себе, а из себя. А как же Лимонов, Хемингуэй и прочие мастера автобиографической прозы? Эти писатели не пишут о себе, они создают персонажей на основе собственной биографии», — говорит Марина.

Если очень хочется описать свой уникальный опыт — пишите. Но помните, что ваш герой — это не вы, а художественный персонаж, пусть и с некоторыми вашими чертами.

  • Оживляйте персонажей

Ваш герой должен быть реальным, трёхмерным и сложным. Люди устроены так, что не бывает хороших плохих, у каждого есть сильные качества и свои слабости.

«Интереснее, когда в герое много всего намешано, как и в любом человеке. Ещё более интересно, когда у него есть какие-то выдающиеся способности. Любой выход за рамки, за пределы привычного, это уже хорошо. Тогда писателю есть о чём подумать, а читателю есть о чём почитать». 

Приёмы, которые помогут оживить вашего персонажа:

  • Создавайте контраст

Сочетайте в характерах героев противоположные качества, пусть на первый взгляд они кажутся несовместимыми. Это создаёт тот самый 3D-эффект: читатель сможет посмотреть на вашего героя с разных сторон, проникнуться симпатией, даже если изначально он казался неприятным типом.

  • Заставьте героя говорить

Общением помогает нам раскрыться как личность наиболее полно. Наша речь, ритм, слова, которые мы подбираем — всё это отражает черты нашего характера. Показывайте героев через диалоги, тогда, общаясь друг с другом, они будут разговаривать с читателем напрямую, без авторского фильтра.

  • Крадите как художник

Заимствуйте черты характеров ваших близких и знакомых, но не создавайте точных прототипов. Смешивайте черты разных людей в одном персонаже, тогда он получится более многогранным.

Живые персонажи запоминаются, дают читателю узнать себя в вашем герое, а это делает вашу историю ещё более увлекательной и близкой.

  • Не сводите счёты

Всегда есть соблазн сделать злодеем реального человека, который нагрубил, обманул или обидел, и показать мерзавца во всей его отвратительности. Многие русские классики не упускали случая высмеять обидчиков в своих текстах. Грибоедов списал образ Фамусова со своего родного дяди, прототипом для критика Латунского в романе Булгакова стал литератор Асаф Литовский. Чехов осудил отношения Левитана с замужней женщиной в рассказе «Попрыгунья», за что был вызван на дуэль.

Желая отомстить, автор может увлечься и наделить персонажа всеми плохими качествами сразу. Такой герой получится карикатурным, шаблонным, фальшивым, и читатель в него просто не поверит. Как бы ни хотелось разоблачить обидчика, помните, что в первую очередь вы создаёте художественный текст. Хорошая книга не отражает реальность досконально, она подсвечивает только то, что важно для вашей идеи.

«Если отказаться от мести никак нельзя, советует Марина Степнова, возьмите самую мерзкую черту и подарите её самому любимому герою. Это совершенно точно даст читателям любопытного и необычного персонажа». 

  • Пишите только о том, что волнует вас по-настоящему

«О чём писать?» — вопрос, с которым часто сталкиваются начинающие и опытные авторы. Идеи не берутся из пустой головы: чтобы написать хороший текст, не обязательно выдумывать что-то новое. Можно искать вдохновение в том, что нас окружает. Вот несколько источников сюжетов для будущих историй.

Где искать вдохновение

  1. Блоги. В сети много интересных блогов на самые разные темы. Читайте о том, что интересно другим, возможно, там вы найдёте свою идею.
  2. Книги. Читайте тех писателей, которые вам нравятся, анализируйте их тексты, позаимствуйте интересные приёмы, но не подражайте. Выбирайте книги разных жанров, эпох и авторов. Вы найдёте много новых идей.
  3. Подслушанные диалоги. Когда вы оказываетесь в общественном месте, прислушивайтесь к тому, о чём говорят люди. Заведите привычку делать заметки, кратко записывайте кусочки разговоров и фраз. Записи могут пригодиться для ваших работ или стать источником вдохновения.
  4. Журналы. Статьи в журналах тоже могут стать источником идей и натолкнуть на какую-то мысль. Там можно найти необычные истории, научные открытия, новости или неожиданный угол зрения на какой-то вопрос.
  5. Фильмы. Живописные пейзажи, нетривиальный сюжет, искромётные диалоги — всё, за что мы любим кино, может послужить «пищей» для воображения.

Лучший рецепт хорошей книги от Марины Степновой:

«Настоящую, искреннюю, важную книгу невозможно написать, если тема вам неинтересна. Что беспокоит лично вас? Мировое зло? Неразделённая любовь? Статистика абортов и разводов? Трудно ли быть богом? Вот об этом и пишите».

  • Не пишите слишком подробно

Детали помогают выразить настроение героев, передать атмосферу и временную эпоху, направить внимание читателя на самое важное. Но если переборщить, читатель просто увязнет в подробностях, тогда книга быстро ему наскучит и он бросит её читать.

Вот что советует Марина Степнова:

«Ваша задача подключить воображение читателя. Выберите одну-две самые яркие детали и с их помощью создайте полноценный образ, который каждый читатель узнает (и дополнит) сам». 

Как отбирать детали

Оставляйте только те детали, которые работают на вашу идею. Но помните, что чем их меньше, тем выше их художественное значение. В хорошо продуманном тексте «чеховское ружьё» обязательно должно «выстрелить».

1. Ставьте детали на первый план

В произведениях малой формы деталь выходит на первый план и становится основой для структуры и сюжета. Работая с деталью, всегда задавайте себе вопрос — может ли эта деталь стать чем-то большим, чем просто дополнением к основному описанию (внешности, погоды, времени года или суток, одежды, интерьера). Практически любая деталь может стать ключевой в вашем тексте.

2. Используйте «Толстовские» детали

Каждый помнит лучистые глаза и тяжёлую походку княжны Марьи, большой рот Наташи Ростовой, изящные и сухие руки князя Андрея. Всё потому, что Толстой наделил детали символическим значением. Такие детали становятся «визитной карточкой» персонажа и не просто характеризуют его, а сплетают особую «ауру», из-за которой он становится узнаваем и дорог читателю.

  • Избегайте штампов

Штампы — это затёртые, заезженные выражения и фразеологизмы, которые мы используем не думая. Когда-то штампы были метафорами, но от частоты употребления эти образы потеряли свою уникальность. Косые лучи заходящего солнца, пухлые малиновые губки, скупые мужские слёзы – список очень длинный. Штампы убивают текст и мешают автору выразить свою индивидуальность, стать узнаваемым. Даже самую интересную историю можно загубить, если не обращать внимания на язык, которым вы пишите. Воевать со штампами нужно обязательно для этого есть некоторые приёмы.

Марина Степнова разработала несколько методов борьбы со штампами:

  • Уберите

Самый простой способ — не использовать штамп. Если ваш герой встал как вкопанный, напишите замер. Текст от этого не станет хуже, наоборот, вы не обезличите его, что очень важно.

  • Скажите прямо

Перефразируйте штамп в конкретную и понятную фразу. Пусть глаза вашего героя будут не изумрудными, а просто зелёными, а пшеничные волосы — светлыми. Такой способ не сделает текст богаче, но и не вызовет желания захлопнуть вашу книгу.

  • Разверните в метафору

Возьмите штамп и верните его к состоянию первоначального образа, из которого штамп и появился. Лучше всего это получается у поэтов, поэтому учитесь смотреть на мир сквозь призму образов. Например, Белла Ахмадулина в одном из своих стихотворений превратила штамп длинноногий угловатый подросток в многоугольник скул, локтей, колен, и образ сразу стал уникальным. Задача сложная, потребует времени и усилий, но с опытом придумывать метафоры станет легче.

«Конечно, не стоит превращать в метафору каждый штамп, предупреждает Марина, Если вам удалось придумать действительно уникальную метафору, она может вашим бриллиантом. Но если в тексте их будет слишком много, читатель просто не заметит их, не сможет оценить по-настоящему». 

  • Индивидуализируйте

Внутри штампа можно рассказать маленькую историю, которая добавит вашему тексту той самой авторской интонации. Например, фразу сладкий как мёд, можно преобразовать так: сладкий как мёд, который бабушка добавляла в горячее молоко и поила меня, когда в детстве я часто болел. Оживляйте штампы, используя собственные образы, воспоминания, наблюдения. Как и метафоры, такой способ стоит использовать точечно, только в самых важных сценах.

  • Посмейтесь

Даже самый затёртый штамп можно сделать особенностью вашего текста, если вы сможете его высмеять. Этот приём подойдёт авторам, которые работают в жанрах юмора и сатиры. Покажите читателю, что иронизируете над штампом, и предложите посмеяться вместе с вами.

Для примера возьмём любимый штамп Марины Степновой — прижаться лбом к холодному стеклу. Вот что можно с ним сделать: Он прижался лбом к холодному стеклу и посмотрел на меня сквозь бутылку: Будешь?

Заменяйте штампы, используйте свои наблюдения и писательское чутьё, а главное, не бойтесь придумывать оригинальное.

  • Будьте лаконичным 

Иногда, борясь со штампами, автор уходит в другую крайность, начиная нагромождать эпитеты и придаточные предложения каждой фразе. От этого текст не только становится вязким и трудным для восприятия, но и просто скучным. К примеру, фразы «засияло солнце» достаточно, чтобы вызвать в голове у читателя нужный образ и подготовить к следующей сцене. Но многоэтажное описание вызовет у него не восхищение, а раздражение и скуку: «Засияло солнце, разливаясь по полям золотым светом, освещая каждый куст и делая чёткой каждую травинку…». Обилие эпитетов, сравнений и метафор вовсе не делает текст более художественным. Наоборот, избыточность замедляет темп и затягивает ваш рассказ.

«Задача автора — ярко, страстно рассказать и прожить интересную историю с живыми героям так, чтобы её читали как минимум через 50–70 лет» — подытоживает Марина Степнова.


Что ещё может повредить вашему тексту

  • Причастия с суффиксами -вш-, -ш- 

«Нанизывание» причастий и причастных оборотов затрудняет чтение. Меняйте причастия и деепричастия на сильные глаголы — это сделает текст динамичным.

  • Сложные предложения

Разбивайте длинные и сложные предложения на короткие, чередуйте фразы разной длины, чтобы сделать текст ритмичным.

Все мы знаем, что краткость — сестра таланта. В хорошем тексте нет ничего лишнего, а каждое слово метко передаёт идею и смысл.


  • Ищите ритм

Автор должен в совершенстве владеть языком и стилем, но умение подбирать нужные слова — ещё не всё. Многое решает ритм текста.

Ритм — это чередование предложений, слов и слогов в определённой последовательности. Главное правило ритма — сочетание.

Вот что нужно делать, чтобы добиться гармоничной структуры:

  • помните, что короткие предложения замедляют темп, а длинные — ускоряют;
  • избегайте монотонности и чередуйте фразы по длине, делите текст на абзацы;
  • ставьте «сильные» слова в конце предложения, чтобы сделать акцент;
  • избавляйтесь от «словесного мусора» — канцеляризмов, наречий, абстрактных прилагательных.

Правильный ритм создаёт напряжение и позволяет читателю скользить по тексту, замирая от ожидания и расслабляясь в нужных местах. Ритм формируется не только на уровне структуры текста, но и на уровне его звучания. Развить в себе чувство ритма помогут следующие приёмы:

  • Читайте хорошие книги. Выбирайте классиков и современников, переводную и русскоязычную литературу — чтение развивает языковое чутьё.
  • Читайте собственные тексты вслух. Самый простой способ узнать насколько гармоничен ваш текст — озвучить и прослушать его. Сразу находятся неудачные предложения, сбитый ритм, перегруженные фразы.

«Автору стоит стремиться к ритмической выверенности каждой фразы — уверена Марина Степнова, — Эта ритмичность сама по себе создаст ощущение необыкновенной чёткости вашего текста. Умение работать с ритмом — большой прорыв к индивидуальному авторскому стилю. Возьмите любого большого писателя. Все они обладают своим мгновенно узнаваемым стилем. У каждого писателя ритмичность своя, но именно она выделяет ваши тексты среди множества других».  

  • Не пишите ради денег

Если вы мечтаете написать книгу ради славы и богатства, то очень скоро разочаруетесь. Писатели в России зарабатывают мало и разбогатеть на продаже книг удалось очень немногим (разве что, Виктору Пелевину). В среднем опытный автор единоразово получает от 30 до 80 тысяч рублей за книгу, а начинающий — всего лишь 25 тысяч. При этом по-настоящему хорошая книга пишется не один год, а первый тираж обычно составляет 3–5 тысяч экземпляров. Конечно, есть ещё роялти с продаж, но доход автора с них не больше 5–10%.

Как бы ни хотелось, зарабатывать на жизнь только лишь литературным трудом в России практически невозможно, поэтому многие авторы совмещают письмо с основной работой. Такова реальность. Но это не значит, что стать успешным писателем нельзя, просто помните, что успех в этом случае — не деньги, а ваше собственное ощущение выполненного перед собой долга. Ведь настоящий писатель пишет потому, что просто не может не писать.

«Большинство известных авторов добились успеха не потому, что стремились к этому. А потому что просто хотели написать самую важную для себя книгу. И написали её. Если в этом и есть ваша цель, то всё получится», — делится Марина Степнова.  

  • Пишите для себя

Последний совет Марины Степновой вытекает из предыдущего. Не пытайтесь понравиться целевой аудитории или жюри литературных премий. Невозможно написать хорошую книгу, подгоняя её под чужие требования. Секрета бестселлера не знает никто.

«Пишите книгу для себя, исключительно для себя, – говорит Марина, Главное вы расскажете эту историю, вложив в неё всю искренность и любовь. Возможно, тогда ваша книга действительно получится хорошей, ведь то, что важно для вас, наверняка важно и для кого-то ещё».

guest
4 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Павел
Павел
11 месяцев назад

«помните, что короткие предложения замедляют темп, а длинные — ускоряют;»
Может наоборот?
Короткие, обрывистые предложения нужны для динамики.

Павел
Павел
11 месяцев назад
Ответить на  Павел

А так статья хорошая.

Сергей!
Сергей!
11 месяцев назад

Марина, Вы прекрасны! Как всегда!

Зинаида Васильева
Зинаида Васильева
11 месяцев назад

Благодарю Вас Марина за советы ! Как всё точно подмечено , а главное для меня своевременно. Начала писать роман ( до этого писала стихи и издала одну книгу , написала и для детей , но из-за финансов пока « книга в личном архиве «) самой так интересно писать , увлекательно , что порой живу как бы жизнью героинь и волнуюсь за них . Да просто не остановится в этой интересном полёте мыслей. Ещё раз благодарю Вас !


Рубрики