Неочевидные советы от Галины Юзефович и других публицистов: как написать литературную рецензию, биографию и автобиографию
Мы продолжаем серию образовательных статей по книге «Литературная мастерская. От интервью до лонгрида, от рецензии до подкаста». В предыдущих материалах мы поговорили о правилах кинокритики и новых жанрах в современной литературе. В этой статье рассказываем, как работать с классическими жанрами, которые в современном мире обретают новую популярность и на удивление становятся снова востребованными. Мы разберём техники и методы, как написать литературную рецензию, биографию, автобиографию и эссе.
Как написать литературную рецензию?
В общем понимании литературная рецензия – это рецензия на прочитанную книгу. Критик и писательница Галина Юзефович даёт более широкое понятие — сравнительно небольшой (от 3 тысяч до 6 тысяч знаков с пробелами) текст, посвящённый одной новой прозаической книге и ориентированный скорее на её потенциального читателя, чем на активного и заинтересованного участника литературного процесса.
Главная задача рецензии – вызвать желание у человека прочитать книгу
Процесс работы над текстом такого формата состоит из четырёх этапов.
- Выбор книги.
- Чтение.
- Написание рецензии.
- Редактура текста.
Как выбирать книги для рецензирования?
Галина Юзефович даёт несколько правил.
Правило 1. Следить за новинками. Совет вроде бы простой: следить за новостями издательств и за выходом наиболее резонансных и обсуждаемых книг, чтобы регулярно открывать для читателя что-то новое. Но сложность здесь заключается в том, чтобы не потонуть в потоке информации. Отсюда вытекает следующее правило.
Правило 2. Вести список произведений, которые собираетесь прочитать.
И в нём делать пометки, чем вас заинтересовала та или иная книга. Это уже серьёзная работа и не факт, что каждая книга окажется достойной рецензии.
«Сориентироваться в ожидаемых новинках помогают постоянно обновляющийся список „Анонсы книг. Скоро в продаже“ на сайте livelib.ru и информационные рассылки издательств, на которые стоит подписаться», — даёт ценный совет Юзефович.
Есть и ещё много способов и критериев отбора книг для рецензирования, но главное, чтобы читатель рецензии чувствовал компетентность её автора, свободную его ориентацию в мире литературы, неслучайность выбора того или иного издания.
Следует держать в поле зрения наиболее громкие, ожидаемые и обсуждаемые книги. С другой стороны, регулярно открывать читателю что-то неожиданное, новое и небанальное.
Критерии выбора наглядно представлены в таблице.
Как читать книги?
Это, пожалуй, основной вопрос, особенно если литературная критика не основное ваше занятие. Главное: дисциплина и тайм-менеджмент, чтобы всё успевать.
Что же касается техники чтения, Галина Юзефович советует делать выписки – яркие моменты, важные цитаты. В своём блоге она часто называет этот метод «чтение с карандашом». Всё это окажет существенную помощь в работе над рецензией и позволит не потерять интересные цитаты для текста.
Главная мысль рецензии
С самого начала нужно определить главную мысль рецензии, вокруг которой во время написания будет выстраиваться каркас и структура текста.
«В сущности, это тот ракурс, с которого мы смотрим на книгу, так что определить его и зафиксировать – важнейшая задача обозревателя», – пишет Юзефович.
На этом этапе вам очень пригодятся выписки и цитаты, которые вы выписывали во время чтения.
Именно главная мысль задаёт содержание рецензии её смысловой стрежень, однако автору не следует ограничиваться лишь этим. Важно умело пересказать содержание, сохранить при этом интригу, но не проспойлерить самые интересные моменты. И здесь многое зависит от самого характера, жанра книги.
Контекст может быть вертикальным (книга сопоставляется с более ранними явлениями) и горизонтальным (она помещается в ряд объектов, созданных в одно время с ней), историческим, социальным, литературным и общекультурным.
«Будет хорошо, если в анализе книги вы задействуете сразу несколько типов контекста – это сделает мысль более выпуклой и позволит вам продемонстрировать эрудицию и компетентность», – отмечает Юзефович.
Критик определённым образом оценивает книгу. Лучше выразить своё отношение к книге посредством правильного выбора интонации.
«Как и всё остальное в рецензии, она должна соответствовать основной мысли: если вы собрались говорить о «Гарри Поттере» как о серьёзном романе воспитания, глумливо-ироничная тональность может ввести вашего читателя в заблуждение. Также не забывайте, что смена интонации внутри одной рецензии не должна выглядеть произвольной: если от мягкой иронии вы внезапно взмываете к высокому пафосу, это должно быть оправданно», – советует критик.
По завершении раздела даны упражнения, а в конце самого пособия ответы на них. Приведём примеры.
Упражнение 1. Определяемся с выбором
Откройте «длинный список» любой литературной премии за последний год («Большая книга», НОС, «Просветитель», Букеровская премия и другие). Ориентируясь на него, составьте перечень книг, которые вам хочется прочесть. Аргументируйте свой выбор: для каждой книги укажите, почему она кажется вам интересной (см. выше таблицу с примерами). Выберите из полученного списка одну, максимум две книги, наиболее подходящие для рецензирования.
Чтобы быстрее погрузиться в контекст, прочитайте не только саму книгу, но и все посвящённые ей рецензии. В первую очередь исследуйте авторитетные источники – то, что пишут литературные критики The Guardian, The New York Times, Forbes…и других крупных медиа.
Резюме
Итак, чтобы начать работу над рецензией, нужно следующее.
- Правильно выбрать книгу.
- Для этого важно следить за книжными новинками.
- Искать по-настоящему стоящие произведения.
- Для рецензии различный контекст (исторический, социальный, культурный), куда помещается книга.
- Важна и интонация подачи материала.
Хотите издать книгу или проконсультироваться? Заполните форму и наши специалисты сделают вам бесплатный просчет стоимости издания
Как написать биографию?
На фото: иностранный агент Дмитрий Быков*
Над разделом «Биография» работали три известных писателя и публициста: Дмитрий Быков* (признан иностранным агентом), Ирина Лукьянова, прозаик, журналист, автор биографии Корнея Чуковского в серии ЖЗЛ и историк литературы, автор биографии Н. А. Добролюбова в серии ЖЗЛ Алексей Вдовин. У каждого из них разные точки зрения на биографию и биографический очерк, поэтому мы выбрали только те рекомендации, которые носят прикладной характер.
Чтобы написать хорошую биографию, стоит следовать нескольким правилам.
- Найти моральный посыл. Это довольно смелый художественный эксперимент, который нужен, чтобы отыскать смысл в чужой жизни.
- Найти узор. Биографию нельзя рассказать без деталей, персонажей, всего того, что его окружало человека на протяжении жизни. Всё это должно быть искусно вплетено в повествование, подобно узорчатой ткани.
- Найти аттрактанты. Выбрать в чужой биографии то, что привлекает вас и способно зацепить читателя, определить точки, которые заставят человека погрузиться в другую жизнь.
У хорошей биографии двойственная природа – академическая и художественная. Это всегда строго научный подход, потому что биограф соединяет в себе писателя и исследователя. При этом не стоит писать сухим научным языком, но и терять академическую точность нельзя. Вот как это сочетается.
Следует хорошо представлять себе ту историческую эпоху, в которой жила и творила исследуемая личность. А чтобы чужая история жизни стала интересна другим людям, в ней должны появиться элементы художественного повествования: идея, сюжет, конфликт.
- Идея. Отвечает на вопрос: какую мысль мне важно донести до читателя?
- Сюжет. Что происходит в этой биографии? Куда идёт эта жизнь? Почему она идёт именно так? К чему всё это приведёт?
- Конфликт. Раскрывает, какие силы противостоят и борются в этой истории.
Помните, каким бы выдающимся ни было описываемое лицо, нельзя лепить из него идеал
В конце раздела есть несколько упражнений. Вот одно из них.
Упражнение 3
Главная задача в этом упражнении – научиться выделять смыслообразующий узор из нагромождения рефренов. Представьте себе один день из жизни кассира в магазине, смотрителя в музее или любого другого представителя знакомых вам профессий, предполагающих однообразную и не очень творческую работу. Перечислите, что повторяется в их повседневной деятельности. Что здесь рутина, а что могло бы стать смыслообразующим мотивом в жизни этих людей? Напишите небольшой текст (2000–3000 знаков).
Как написать автобиографию?
Профессор школы филологии факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ Екатерина Лямина разложила по полочкам эту задачу.
«Линейная структура „родился, учился, женился“ здесь не годится», – заявляет она и приводит два основных способа работы над собственным жизнеописанием.
- Чёткие вехи, осознание своего места в социуме и пути, который привёл к определённому итогу.
- Попытка понять собственную личность, откуда она взялась, из каких травм или, наоборот, из каких радостей, открытий и восторгов она складывается (сложилась).
Можно отразить становление вашей личности через описание творческого процесса. Например, как вы начали писать книгу и к каким выводам в жизни приходили.
В автобиографии можно смело использовать разные текстовые формы и жанры. Например, дневник, блог, письмо, электронные письма, СМС и сообщения в мессенджерах и наконец «мемуары». Всё это также несёт печать личностного свойства и таит множество нюансов. Так, блог очень часто переходит в медийную сферу; письмо адресовано конкретному человеку; лаконичны и часто небрежны сообщения в соцсетях и мессенджерах; мемуары носят ярко выраженный личностный характер.
Для тренировки предлагаем вам сделать одно из упражнений.
Упражнение 2
Попробуйте вспомнить какую-то вещь (желательно из раннего периода своей жизни), которая вам нравилась или пугала вас и которой вы хотели обладать. Хорошо известный пример: многие, наверно, читали трогательный рассказ, который советские воспитатели сделали из огромного романа Виктора Гюго «Отверженные», вырезав оттуда кусочек про маленькую сироту Козетту. Важное место там занимает отношение Козетты к кукле, которая выставлена в окне деревенской лавки. Эта кукла абсолютно недостижима для Козетты, которая и так живёт у чужих людей. В какой-то момент случается чудо: приходит странный незнакомый пожилой человек, покупает эту роскошную куклу, дарит её замарашке Козетте – и для той перестаёт существовать весь остальной мир. Была ли у вас в детстве вещь, которая поглощала вас до такой степени? В тексте обязательно должно найтись место для внешнего облика этой вещи (размер, цвет, назначение, происхождение), для вашего отношения к ней и для описания её дальнейшей судьбы: долго ли она была с вами? Где она сейчас? Попробуйте уложиться в 2 тысячи знаков. Получилось? Если нет, то проследите, за счёт чего разрастался текст, – возможно, это даже важнее, чем основная тема задания.
Как написать эссе
Классический журналистский жанр представил в «Литературной мастерской» писатель, эссеист и литературовед Александр Генис.
Путём образных описаний и сравнений он показывает, что эссе сродни приятельскому разговору.
«Эссе покрывает слишком большое литературное пространство, чтобы ограничиться акробатическими номерами», – указывает Генис, отделяя этот жанр от рассказа и, тем более, романа.
Эссе – это произведение на стыке жанров, включающий элементы рассказа и фельетона
Как определиться с темой, а также как с ней «говорить» – предмет одного из закрепляющих упражнений. В упражнениях дана и методика создания эссе.
Упражнение 1. Выбираем тему
Следуя творческому методу Чехова, выберите некий предмет, который потом станет «смысловым центром» вашего эссе: что-то повседневное и конкретное (пепельница, карандаш, смартфон) или же что-то абстрактное (движение, личностные границы, страх темноты). Конкретная вещь может стать метафорой, которая развернётся в целую картину (пример: серая пепельница как атрибут серых будней партработника). Автору эссе даётся полная свобода ассоциаций: здесь уместны любая «прихоть певца», любые художественные средства. Но, так или иначе, всегда следует держать в фокусе тот самый «смысловой центр». Поэтому первый вопрос, на который следует ответить, приступая к написанию эссе: «О чём я хочу рассказать?»
Составьте список тем, которые вам действительно интересны, которые радуют, раздражают, сердят или восхищают вас. Затем выберите то, что отзывается наиболее сильно. Подумайте, какая тема в данный момент для вас особенно важна. Что именно в ней так волнует или трогает вас, какие связанные с ней мысли у вас накопились? Помните, что искренность и личная заинтересованность для эссе важнее энциклопедичной точности фактов. В конце концов, эссе – это не статья, а душевный разговор с читателем, возможность поделиться своими мыслями, не опасаясь обвинений в дилетантизме.
Упражнение 2. Интонация и читатели
Эссе – жанр размытый, расслабленный, чем-то похожий на лёгкий дружеский разговор. Но, как говорил поэт и эссеист Сергей Маркович Гандлевский, «до задушевного приятельского трёпа ещё нужно дорасти». Дорасти прежде всего внутренне – найти свою тональность, выработать авторскую интонацию. Чтобы проще было её подобрать – по крайней мере, расслышать первые ноты, – представьте себе свою аудиторию. С кем вы хотите поговорить? Это начитанные молодые люди, за внимание которых вы сражаетесь с соцсетями? Или это представители старшего поколения, для которых вы – такой же студент, напоминающий их самих в молодости? Вы делитесь собственным опытом, добытым по крупицам, – или рассуждаете как сторонний наблюдатель, фланёр, которому важно лишь обменяться с кем-то новостями за чашкой кофе? Придумайте своё альтер эго или даже несколько (ведь все мы, так или иначе, играем разные социальные роли). Прислушайтесь к внутреннему голосу: что он пытается донести до аудитории? Он солирует, сыплет афоризмами, демонстрирует своё остроумие? Он о чём-то недоговаривает? Или же апеллирует к опыту читателя, пробуждая в нём ощущение соприсутствия, дружеских посиделок за одним столом?
Чтобы вам было проще представить и «реконструировать» свой разговорный тон, запишите на диктофон фрагмент беседы с друзьями или родственниками. Изнутри мы слышим себя иначе, чем со стороны; прослушивание собственных записей поможет выяснить, как вы строите предложения, где делаете паузы, какую лексику используете. Так будет проще перенести особенности своего авторского голоса на бумагу.