Блог издательства Delibri

Идеи, опыт, вдохновение и мастерство
Рубрика: Мастерская автора

Сила слова: как собрать словарь для своего произведения?


Слова обладают огромной силой. Они могут подбодрить в трудную минуту, вдохновить или до глубины души обидеть — то есть, выражают эмоции. Поэтому правильно подобранные выражения и лексические конструкции могут выразить весь спектр чувств, который вы закладываете в произведение. В нашей статье разбираемся, как правильно подобрать слова и составить тезаурус, чтобы попасть в самое сердце читателей.

Что такое тезаурус?

  • Если говорить сложно, то это словарь, отражающий систематизированную совокупность понятий какой-либо отрасли знаний.
  • Но если объяснить по-простому, то это скорее справочник, в котором содержится не только дополнительная информация обо всех сведениях, которыми обладает субъект, но и даётся их развёрнутая лексико-семантическая цепочка (ну или очень просто: пример использования).

В нашем материале мы будем опираться на тезаурус Роже. Это первый тезаурус в современном смысле слова, но не первый в истории. Составлен британским лексикографом Питером Марком Роже около 1805 и опубликован в 1852.

Зачем тезаурус писателю?

Классический тезаурус нужен для чистоты и грамотности лексического ландшафта текста. Но мы обратимся к более частному случаю, а именно тезаурусу эмоций, который даёт прямые подсказки поведения при описании определённого чувства.

Тезаурус эмоций — это незаменимая вещь для прозаика, потому что в лирике эмоции чаще (читайте всегда) метафоричны. Эмоции помогают раскрыть персонажей намного лучше их действий и мыслей, но не всегда эмоциональный опыт совпадает с общепринятым. Тогда в дело вступает тезаурус эмоций, где можно найти всё — от невербального языка до моментальных действий.

Необходимость эмоций

Все успешные романы, независимо от жанра, имеют одно общее — эмоциональность. Она лежит в основе любого решения, действия и слова персонажа — то есть всего, что двигает повествование вперёд. Без эмоций личное путешествие героя бесцельно и неинтересно. Сюжетная линия становится иссохшим руслом бессмысленных событий, на чтение о которых ни один читатель не станет тратить время. Почему? Прежде всего потому что читатели берут в руки книгу ради эмоционального опыта. Они читают, чтобы соотнести себя с героями, которые их развлекают, а испытания, выпадающие на долю героя, могут сделать более осмысленным жизненный путь самого читателя.


Важный нюанс

Но помимо помощи, тезаурусы могут здорово искалечить текст. Поэтому выбирать такого помощника нужно основательно, ведь когда ты на пике поиска, то сбивчивый и алогичный тезаурус — худший друг для тебя.


Как показать эмоции?

  • Диалог мы используем для того, чтобы изложить свои идеи, мысли и нужды, причём то, как мы их передаём, зависит от эмоционального состояния.
  • Голосовые сигналы (вербальный язык) — это изменения голоса, дающие читателям ценные подсказки об эмоциональном состоянии говорящего.
  • Язык тела (невербальный) — понятие, описывающее внешние реакции нашего тела, когда мы что-то чувствуем. Чем сильнее чувство, тем значительнее эти проявления и тем хуже наше сознание контролирует ситуацию.
  • Мысли служат окном в умственный процесс, который связан с эмоциональным опытом — это хороший способ сообщить, как герой видит мир.
  • Инстинктивные реакции — самая эффективная форма невербальной коммуникации, требующая осторожного использования (в этом случае без тезауруса не обойтись!). Такие внутренние ощущения, как биение сердца, головокружение, выбросы адреналина, считаются первичными и неконтролируемыми, провоцирующими реакцию «бей, беги или замри».

Что должно быть в тезаурусе?

  • Невербальный язык – это язык тела

Например: эмоция — безысходность — [полная утрата надежды; уныние]

В тезаурусе будет описываться невербальный язык как:

  • Плечи опущены, руки совершенно безвольны.
  • Впалая грудь.
  • Унылое выражение лица.
  • Опущенная голова.

… и ещё 20 сигналов тела.

  • Моментальные эмоции — чаще про них говорят «сначала делает, потом думает»

Например: эмоция — выхолощенность — [состояние упадка из-за ощущения, что человека лишили власти, положения или роли, связанной с его идентичностью]

В тезаурусе моментальные эмоции будут описываться как:

  • Человек занижает планку, боясь снова разочаровать других и себя.
  • Склонность следовать за другими, а не возглавлять (даже если человек мечтает быть лидером).
  • Ощущение несчастности и неудовлетворённости жизнью.
  • Депрессия.

… и ещё шесть пунктов.

  • Эмоции подавления

Например: эмоция — стыд — [чувство, порождаемое бесчестным или дурным поступком; ощущение бесчестья].

В тезаурусе эмоции подавления будут описываться как:

  • Закрытая поза.
  • Дрожь.
  • Жар.
  • Ком в горле.
  • Прерывистое дыхание.
  • Отдаление.

…. и ещё 11 пунктов.

  • Усиление до / ослабление до

Например: эмоция — замешательство — [состояние недоумения или озадаченности]

В тезаурусе гиперболизация и регресс эмоции будет описываться как:

  • Может усилиться до: взвинченности, фрустрации, обречённости, незащищённости.
  • Может ослабнуть до: принятия, любопытства, облегчения.
  • Внутренние ощущения и психологические реакции

Например: эмоция — ощущение недооцененности — [чувство, что тебя не ценят по заслугам, словно другие не видят или не признают твои достоинства или твой вклад]

В тезаурусе внутренние ощущения и психологические реакции будут описываться как:

  • Ощущение, будто внутри что-то оборвалось.
  • Внутри всё сжимается всякий раз, когда человеком пренебрегают.
  • Трепетание в животе в присутствии людей, заставляющее человека чувствовать себя никому не нужным.
  • Нервные пальцы.
  • Тошнота.
  • Связанные глаголы

Например: эмоция — чувство вины — [ощущение ответственности за проступок (реальный или мнимый)].

В тезаурусе приводятся такие связные глаголы как: доказывать несостоятельность, доказывать, избегать, искупать, наказывать, обременять, окрашивать, отрицать, планировать, подразумевать, преследовать, признавать(ся), прощать, пытать, скрывать, страдать, терзать, уменьшать.

  • (Факультативно) «Вредные» шаблоны и полезные советы

Обычно про этот пункт все забывают, а он может хорошо помочь новичкам. Во вредных советах, подобно книгам Григория Остера, приводятся примеры сюрреалистичного использования эмоциональных связок при описании.

Например: «Улыбка — до ушей / Глаза налились слезами, и вот уже слезинка покатилась по щеке / Дрожь в ногах не унималась», — эти и другие литературные клише ругают не зря. Это признак писательской лени, следствие готовности автора довольствоваться легко давшейся фразой, поскольку придумать что-то новое трудно.

Хороший тезаурус: пример

Всё вышеописанное мы подсмотрели в книге «Тезаурус эмоций» Анджела Акерман, Бекка Пульизи. 

Вот что они указывают в предисловии:

«Поскольку в характеристике персонажа огромную роль играет его предыстория, мы добавили информацию о том, что надо изучить, чтобы описать травмирующие события в жизни героев и их эмоциональный спектр, — это позволит вам реалистично и согласованно прописывать их реакции.

Что касается эмоций как таковых у нас теперь в общей сложности 130 позиций, каждая из которых включает физические признаки, мысли и внутренние ощущения, позволяющие вам при осмысленном выборе, создавать идеальные реакции своих персонажей. Мы добавили глаголы-усилители, чтобы вы могли выбрать более яркие слова для описания соответствующих действий, и словосочетания для нарастающих и слабеющих эмоций, помогающие представить, в какой момент герой готов перейти к следующему этапу».

Каждая из 130 эмоций тезауруса раскрывается достаточно подробно и интересно. 

Некоторые элементы эмоционального проявления я взяла себе на карандаш. Кстати, благодаря тезаурусу я на одном дыхании написала около двадцать страниц для романа «Вопреки», значительно оживив эмоциональный интеллект персонажей. Тем более, когда у тебя роман, переваливший за 370 страниц, то реально хочется какой-то помощи, чтобы прочувствовать новый эмоциональный опыт вместе с героем не по колено в воде, а занырнув в его эмоцию полностью. Поэтому тезаурус от Анджелы Акерман и Бекки Пульизи я могу рекомендовать с учётом своего опыта.

Плохой тезаурус: пример из собственного опыта

Перед покупкой книги Анджелы Акерман и Бекки Пульизи я купила тезаурус у иностранного писателя (сознательно не называю имя, но в интернете её легко найти). Стоил он 8 $ (это было ещё во времена, когда можно было платить валютой), но если бы я знала наполнение, то мне и 1 $ было бы жалко, с учётом, что это цена за электронную версию. Там был просто список глаголов, причём довольно маленький (20<), но из-за записи их в столбик, казалось, что информации много.

В тезаурусе не было даже основных эмоций, зато было много клише и отсутствовала половина букв алфавита в списке разбираемых чувств. Примеров использования и эмоциональной центрифуги я тоже не нашла, зато в тезаурусе были довольно яркие образы внешности, которые дальше тезауруса почти никуда и не применить в силу их специфичности.

Какие-либо плюсы я выделить не могу, потому что этот тезаурус был похож на неумелый рерайт тезауруса Анджелы Акерман и Бекки Пульизи. Поэтому будьте аккуратны в выборе таких пособий, чтобы не нарваться на неумелые творения.

Как использовать тезаурус в тексте?

Можно выделить небольшой план действий, который поможет пользоваться тезаурусом не только правильно, но и продуктивно.

  • Найдите коренную эмоцию

Определённые ситуации вызывают единственную эмоцию, которую легко определить. Чаще всего люди испытывают одновременно несколько чувств. Если вы не знаете, как передать конфликт, сделайте шаг назад и определите коренную эмоцию. Это катализатор, который способен объяснить все остальные возможные переживания персонажа. Ясно показав коренную эмоцию, вы можете наслаивать на неё другие, менее выраженные, и создать объёмный целостный опыт переживаний героя.

  • Используйте обстановку

Многие авторы не слишком задумываются о том, где происходит описываемое ими действие, полагая, что любое количество локаций можно использовать с равным эффектом. Но это не так. Почему бы не включить обстановку, уже эмоционально заряженную для персонажа — скажем, болезненно напоминающую о прошлом? Это может вызвать у героев недовольство, разбередить старые раны или обострить их переживания и повысить вероятность того, что они совершат какую-то глупость. Всё это пойдёт на пользу развитию сюжета.

Обстановку можно использовать и на микроуровне. Как вариант, она может содержать подсказки, нужные вам, чтобы выявить эмоциональное состояние героя.

  • Чем меньше, тем лучше

Используя слишком много подсказок для передачи чувств персонажа, вы рискуете замедлить действие и размыть эмоциональный опыт читателя. Иногда это происходит, если писателю не удаётся идентифицировать коренную эмоцию и сосредоточиться прежде всего на ней. Не допускайте слишком длинных эмоциональных пассажей, замедляющих действие. Всегда мыслите, как читатель, и следите, чтобы ему хотелось переворачивать страницы.

  • Уходите от клише

При любой возможности писателю следует использовать свежие находки для передачи эмоций. Однако признаём, некоторые привычные описания прекрасно работают. Поэтому они и мелькают на страницах романов снова и снова. Каждый пункт тезауруса включает великое множество возможных подсказок. Если замечаете, что скатываетесь к традиционным описаниям эмоциональных реакций, наподобие закатывания глаз или сжимания кулаков, которые можно считать клише, прежде всего измените их.

  • Используйте связанные эмоции

Если вы упорно ищете идеальный физический отклик, инстинктивную реакцию или мысль, попробуйте обратиться к пунктам, посвящённым аналогичным эмоциям.

  • Добавьте усилитель

Эмоциональные усилители — это состояния, стимулирующие определённую эмоцию и делающие персонажа более подверженным ей. Например, голод, скука, боль, болезнь исчерпывают эмоциональные резервы героя и усиливают стресс, ставя его на грань и активизируя способности к принятию решений. Имейте в виду подобную возможность, если нужно подстегнуть эмоции персонажа.

  • Инстинктивные реакции как физические показатели

Иногда самыми сильными эмоциональными откликами являются инстинктивные, возникающие главным образом внутри организма, из-за чего они малозаметны для окружающих. Это становится проблемой для писателя, желающего показать эмоции персонажа, в то же время оставаясь верным своей позиции рассказчика от третьего или первого лица. В этих случаях следует сосредоточиться на инстинктивных реакциях, имеющих физические «подсказки». Например, потение, румянец и слабость в ногах имеют внешний компонент, который могут заметить остальные.

Пример из литературы

Приведу пример из своего романа «Вопреки», который я писала с использованием тезауруса.


 – Я хотел посмотреть, как ты относишься к искусству. Ведь любое искусство помимо уважения, очевидно, заслуживает ещё и внимание. Я, так получилось, наблюдал за тобой с твоего прихода на выставку и мне приятно, что я в тебе не ошибся. Что ж, я, конечно, помню, что обещал отдать тебе эту роль сразу же, – начал Том, когда мы спускались на следующий этаж экспозиции. – Но, надеюсь, ты понимаешь, что просто так это не произойдёт, – я кивнул, думая уже о том, что он пытается меня слить и попытался не выдать своего разочарования. – Поэтому я хочу ещё раз подтвердить своё решение. Здесь сцена одного из кульминационных эпизодов. Я даю тебе 15 минут на подготовку и жду тебя на 4 этаже!

– Прям здесь?

– Да. Каждое искусство заслуживает внимания, помнишь? Думаю, никто не будет против перформанса, тем более театрального! – Я застыл на месте, уставившись на тонкую папку с листами, которую протянул мне Том. – Или ты струсил? – Я с усилием растянул губы в улыбке и помотал головой, взяв папку в руки. – 15 минут! – Том показал на свои часы и скрылся в сумраке лестничного пролёта. Такой подставы от него я не ожидал! И всё ещё стоял с глупой улыбкой, смотря ему вслед и переминаясь с ноги на ногу. Ну вот кто, скажите мне, за 15 минут сможет выучить роль, пусть даже и маленькую? Её же прочувствовать нужно, осознать в конце концов.

Я наморщил лоб и потёр виски, когда открыл папку с текстом и прочитал первые строки – «убийство на рассвете»… Прекрасно! Надеюсь, хотя бы убивают не меня, а то мне этого и в жизни хватает…

<…> Знаете, я заметил, что время довольно интересная штука: когда ты ждёшь – оно тянется, будто густой мёд, а когда ты торопишься, то оно словно песок, утекающий сквозь пальцы. Это я к тому, что лишь стоило мне дойти до последней строчки, как отведённые Томом 15 минут предательски кончились, оставив меня на тет-а-тет с неизвестностью.

Я с трясущимися коленками и ледяными ладонями спустился на 4 этаж, увидев перед собой в кромешной тьме освещённое пространство, ограниченное белой линией по периметру. Видимо, это моё поприще, но легче от этого не становилось. Я положил листы на табуретку, которая стояла при входе в зал и с ужасом заметил, что на меня смотрит ещё и полусотни глаз, отчего я глубоко вздохнул, думая лишь о том: зачем я вообще в это ввязался. Но времени на душевные метания у меня не было, поэтому я сделал непринуждённый вид и шагнул в центр, словно делаю это не в первый раз, уставившись куда-то вглубь зала.


Обратите внимание, как я описала волнение. Особенно отмечу, как себя ведёт герой и что при этом испытывает.

  • Всё ещё стоял с глупой улыбкой, смотря ему вслед и переминаясь с ноги на ногу.
  • Я наморщил лоб и потёр виски.
  • Время довольно интересная штука: когда ты ждёшь – оно тянется, будто густой мёд, а когда ты торопишься, то оно словно песок, утекающий сквозь пальцы.
  • Я с трясущимися коленками и ледяными ладонями.
  • В глубоко вздохнул, думая лишь о том: зачем я вообще в это ввязался.

Хотите издать книгу? Оставьте заявку и получите бесплатную консультацию ❤️




    guest
    1 Комментарий
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии
    binance Registro
    binance Registro
    1 месяц назад

    Can you be more specific about the content of your article? After reading it, I still have some doubts. Hope you can help me.


    Рубрики