Блог издательства Delibri

Идеи, опыт, вдохновение и мастерство
Рубрика: Читательский дневник

Быстро и легко: 4 приёма, которые помогут овладеть навыком эффективного чтения


Современное общество невидимыми нитями соткано из информационных потоков: Интернет, электронная почта, социальные сети, мессенджеры, но свою службу по-прежнему служит и старая добрая книга. Всемирная Сеть приучила к быстрой и поверхностной обработке больших объёмов информации, при этом очень многие разучились понимать и усваивать прочитанное, особенно если речь идёт о серьёзной литературе — художественных произведениях, научных изданиях, учебных пособиях. Как же вновь научиться «читать» и, самое главное, понимать? В чём секреты эффективного и быстрого чтения? Рассказываем в нашей статье.

Cкорочтение

Многие из тех, кому по роду деятельности приходится много читать, жалуются, что банально не успевают осваивать материал. Способы эффективно воспринимать и анализировать информацию требуют определённых навыков техники быстрого чтения или скорочтения; одно неразрывно связано с другим.

Итак, скорочтение — способность (навык) оперативно «пролистать» глазами текст, вычленив из него главное, а эффективное чтение — навык читать так, чтобы информация воспринималась адекватно и запоминалась надолго.

Для результативной работы с текстом необходимы обе эти составляющие. Самый элементарный уровень бегло просмотреть текст и дать оценочное суждение, ответив на вопрос: необходимо ли изучать его детально?

Три в одном

Книгу можно прочитать всего лишь раз, применив при этом целых три способа чтения.

Первый способ — структурный, или аналитический. Это продвижение читателя от целого к частному, подразумевающее нескольких этапов:

  • поиск ключевых слов в книге;
  • поиск самых важных предложений;
  • выделение главных абзацев в книге;
  • понимание задач, которые автор решил и которые решить не удалось.

Второй способ получил определение «интерпретационный», или «синтетический». Здесь мы двигаемся, наоборот, от частного к целому по следующему алгоритму:

  • определение жанра книги, предмета, о котором она рассказывает;
  • определение основного смысла книги;
  • разделение книги на смысловые, а затем на структурные части;
  • определение основных проблем, которые исследует автор, — смог ли он их решить?

Третий способ — критический, или оценочный. Рецензирование книги, формирование критического мнения о прочитанном материале. Если качественно и глубоко проработаны первые два способа чтения, это не должно вызывать затруднений. Произведение необходимо сперва действительно понять, а уж потом критиковать, то есть искать ответы на следующие вопросы:

  • где автор недостаточно компетентен и ошибается?
  • есть места, где отсутствует логика?
  • имеются ли незавершённые, неполные высказывания, выводы, доказательства?

Эффективные приёмы оценки

  1. Начать с аннотации или предисловия — именно это даёт первое представление о книге и отвечает на вопрос: читать или не читать?
  2. Далее содержание (оглавление) — также важно для оценки текста. Год издания и тираж — если книга представлена солидным количеством экземпляров, а также выдержала не одно издание, это говорит о многом. Есть, конечно, узкоспециализированные издания, но здесь уже следует довериться своему опыту как профессионала.
  3. При оценке специальной литературы знакомимся с графиками, диаграммами, иллюстрациями — всё это в сжатом виде отражает содержание текста, его сути.
  4. Читаем несколько предложений любой главы, чтобы понять стиль автора и его манеру изложения — здесь нужно принять во внимание, что иногда самые полезные вещи могут быть изложены самым неудобоваримым языком.

Чтение по диагонали

Основной приём чтения по диагонали заключается в охватывании одним взглядом как можно больше фрагментов текста. В первую очередь фокусируем внимание на заголовках, списках, выделенных словах. Это позволит вычленить ключевые моменты, отсеять второстепенное.

Далее достаточно лишь понять смысл основных фраз, чтобы возникло общее понимание текста — как его структуры, так и смысла. Если материал достаточно сложен, то ключевые фразы можно проговаривать вслух.

Лайфхаки для большей эффективности чтения

  • Длинный текст разбиваем мысленно на куски или смысловые единицы. Каждую из них следует затем проработать детально.
  • Можно рисовать схемы и графики — так легче запомнить логику повествования, связать воедино разные факты, особенно в специализированных научных книгах.
  • После прочтения книги или её отдельной части запишите по памяти тезисы. Возникли затруднения?
    Значит, содержание усвоено недостаточно, нужно перечитать.
  • Следует овладеть техникой конспектирования, выделяя лишь факты. Лирике и прочим отступлениям не место.
    Почему важно конспектирование? Во время письма мы задействуем не только зрительную, но также мышечную память. Создаются новые нейронные связи, что дополнительно помогает в усвоении материала. Сюда же можно отнести и составление реферата по прочитанному.

Список книг, которые пригодятся для изучения чтения

Чтение по-прежнему, несмотря на альтернативные способы получения информации и познания мира, относится к числу вечных ценностей — будь то традиционная бумажная книга или её электронный аналог. Читать люди любят, а в нынешний век космических скоростей хотят это делать быстрее и эффективней. Чтению вообще, а также овладению особыми техниками посвящен целый ряд изданий. Представим наиболее интересные из них.

  • Американский педагог, писатель и философ Мортимер Адлер рассказывает «Как читать книги» — произведение о том, что чтение должно приносить истинное удовольствие.
  • «Не надейтесь избавиться от книг!» — призывают Умберто Эко и Жан-Клод Карьер. Это рассуждение-диалог писателя и драматурга о том месте, что занимает литература в нашем мире. Особую изюминку придают жизненные истории, философские очерки и примеры из истории науки и техники.
  • «Как писать книги» Стивена Кинга, казалось бы, о том, что «не читатель — писатель», однако признанный классик делится своим опытом изучения чужих работ.
  • «Искусство чтения» Томаса Фостера раскладывает по полочкам, как анализировать художественный текст, уметь читать «между строк».
  • «Техника быстрого чтения», О. А. Кузнецов и Л. Н. Хромова вышла впервые в 1983 году, выдержав с тех пор множество переизданий. Вот один из краеугольных постулатов: «Читают все, но умеют быстро читать немногие. Наши многолетние исследования доказали справедливость этого тезиса. Действительно, несмотря на всё увеличивающийся объём информации, большинство людей читает недопустимо медленно».

Что ж, звучит вполне актуально и для дня сегодняшнего, однако в настоящее время мы знаем, как повысить и скорость чтения, и его эффективность.

guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

Рубрики