Блог издательства Delibri

Идеи, опыт, вдохновение и мастерство
Рубрика: Издательское дело

Кто такие литературные агенты и зачем они нужны


Представьте: ваша книга успешно издаётся и распространяется без вашего активного участия. Да-да, вся коммуникация с издательствами и продвижение вас не заботят, позволяя сконцентрироваться на главном – творчестве. Вы скажете, что это приятная, но нереальная фантазия? Мы скажем, что это вполне реализуемо при сотрудничестве с литературным агентом. Кто этот полезный человек, чем именно он занимается и где искать надёжного исполнителя разберёмся прямо сейчас.

Кто такие литературные агенты

Литературный агент – посредник между издательством и автором. И по совместительству главное заинтересованное в вашем успехе лицо. Почему? Такая работа. Буквально: агент чаще всего работает за процент от доходов писателя, поэтому тоже хочет, чтобы произведение стало популярным (а главное – работает над этим). Если агент хорош, то сотрудничество может длиться годами: крепость такой связи покажем на примере Стивена Кинга.

Рубрика: Мастерская автора
Как писать книги на иностранном языке: с чего начать?
Разбираемся, как передать свои мысли на любом иностранном языке и не сойти с ума.
25 октября 2022Время чтения: 7 минут

Так, Кирби Макколи из Миннесоты работал с Кингом почти двадцать лет. На этой должности его сменил Ральф Вичинанца. Он взялся за дела с особой энергичностью и навёл строгий порядок в делах подопечного автора: торговля правами на издание Кинга за рубежом перешла от пяти отдельных фирм в руки агентства Вичинанцы. При этом внутри страны делами писателя занимался другой агент – Артур Грин, много лет проработавший его бухгалтером.

Как и Кирби Макколи, Вичинанца успел стать и другом Кинга, но при этом вёл себя максимально деликатно. Кроме Кинга, он вёл дела ещё порядка тридцати писателей и, по неофициальным данным, входил в первую десятку самых богатых литагентов США, что можно приравнять к лидерству во всём мире.

Что входит в задачи литагента

Без преуменьшения – облегчение жизни автора. А детально вот такие:

  • оценка рукописи и навигация по дополнительной работе над ней;
  • подготовка презентации произведения;
  • поиск подходящего издательства, ведение переговоров о публикации книги;
  • составление юридически грамотного контракта;
  • управление правами писателя и их защита;
  • отслеживание полагающихся выплат, продвижение;
  • при необходимости – курирование продажи прав на экранизацию / перевод / озвучивание для аудиоверсии.

Для чего вам может понадобиться такой человек

Литагент необходим вам, чтобы:

  • договариваться о максимально выгодных условиях, обсуждать приемлемый тираж и честный гонорар;
  • аргументировать и запрашивать у издателя бюджет на продвижение;
  • отслеживать премии, куда можно податься с вашим произведением;
  • проверять, как соблюдаются ваши права по договору;
  • если у вас нет желания самостоятельно проводить раунды переговоров с издательствами, и вы готовы это делегировать;
  • у профессионального литагента есть нужные контакты, в этом бизнесе широкий круг полезных связей многое решает.

Можно обойтись без литагента, если вы:

  • хотите напрямую общаться с издательствами;
  • готовы самостоятельно выстраивать и контролировать все договорённости по контракту;
  • уже ориентируетесь в трендах и знаете, на какие выставки/премии нужно отправить заявку;
  • активно ведёте соцсети не только для себя, но и для продвижения своих работ.

Словом, если вашему таланту нет дела до бытовых историй — скучных, но необходимых, чтобы о творениях узнали не только подписчики в соцсетях, обращайтесь к профи, который отслеживает тренды, портфели издательств и ориентируется в литературной повестке. Он станет связующим звеном, которое будет искать выигрышные условия для всех заинтересованных в сотрудничестве сторон.

Процесс и стоимость работы с литагентом

Для общения с агентом нужно подготовить определённый пакет материалов, как для издательства: заявка, синопсис, рукопись или глава. Некоторые литературные агентства рассматривают отдельно заявки и уже после рукописи. Конкретные требования лучше уточнять заранее — например, на сайте выбранного вами агентства или в личном письме/сообщении конкретному специалисту.

Если агент заинтересован в сотрудничестве с вами, важно сразу обсудить условия взаимодействия, гонорар агента (обычно это 15–20% от дохода автора), права и обязанности сторон плюс заключить договор, прописав и условия его расторжения.

Форматы совместной работы бывают разными. Литагент может выступать в качестве книжного продюсера и получать фиксированный гонорар, а не проценты. Ещё есть агенты, которые занимаются только переговорами с издательствами, и за свои услуги, выполненные в конкретный срок, они тоже получают фиксированный гонорар.

Кстати, вовсе не обязательно становиться автором в портфеле конкретного агента (то есть, одним из нескольких его клиентов), чтобы с ним сотрудничать: всегда можно взять точечные консультации по интересующим вас вопросам. Это может быть выгодной стратегией, если вы публикуетесь в самиздате или планируете издать свои произведения таким способом – для этого литагент тоже пригодится.

Чем литагенты в России отличаются от зарубежных

На начало 2023 года мировой книжный рынок оценивался в 91,39 миллиарда долларов. Ожидается, что к 2027 году он вырастет на 7,06% и достигнет 97,84 миллиарда долларов.

Страны, на книжные рынки которых приходится 2/3 всего мирового оборота рынка: США (~30%), остальное влияние распределено между Китаем, Японией, Германией, Великобританией и Францией.

Рубрика: Издательское дело
Как издать книгу за рубежом через самиздат и продать её на Amazon
А ещё через издательство и агента
17 марта 2023Время чтения: 11 минут

В США как в стране-лидере в книжной индустрии, где ежегодные продажи составляют около 26 миллиардов долларов, книгоиздательский процесс уже давно немыслим без литературных агентов. И авторы-новички уже на старте задумываются, как попасть в портфель известного литагента, так как это может сильно повлиять на развитие их писательской карьеры.

Так вышло, что профессия литературного агента в России до сих пор не особо популяризирована. К сожалению! Причин несколько:

  • рынок переживает спад в контексте мировых событий (коммерческий российский рынок сократился на 7% – до 229 млн рублей за год, хоть общие продажи книг и увеличились за счёт роста цен на 10% – до 109 млрд рублей);
  • стереотипы о заработке на книжном деле и недоверие к посредникам, укоренившееся в обществе, никуда не исчезли.

Параллельно с этим увеличивается доля самиздата, продажам которого прогнозируют рост через 4–5 лет с текущих 3–4 млрд рублей до 10 млрд рублей в год. Бытует ошибочное мнение, что при самиздате агент бесполезен, но это не так: он может так же, как и в схеме с классическими издательствами, взять на себя коммуникацию и решение ряда ключевых вопросов.


И всё же литагенты в нашей стране востребованы: игроки рынка понимают, что эти люди полезны и авторам, и издателям. Например, по состоянию на конец марта 2023 на одном из ключевых сайтов по поиску исполнителей свои услуги предлагают более 9800 литагентов – это говорит о немалом спросе для такой условно узкой специализации.

К слову, за рубежом активно издают качественную российскую беллетристику, фантастику и ужасы в переводе: Марину Степнову, Анну Старобинец, Людмилу Улицкую, Лукьяненко. Петрушевская на слуху, благодаря обзорам СМИ, а Михаил Шишкин получил уже не одну литературную премию в Германии. Это происходит благодаря качественной работе агентов и формирует благоприятный фон для талантливых русскоязычных авторов.

Где искать литагента

Рассматривайте все варианты: частные объявления (например, на Профи.ру), ключевых игроков рынка и специализированные агентства: Banke, Goumen & Smirnova, Flauberium, Литагентство Насти Дьяченко, Elkost, Galina Dursthoff.

На что обратить внимание.

  • При выборе человека очень важен личный контакт: если вас что-то напрягает или смущает – лучше не замалчивать это, а проговорить сразу. Или продолжить поиски того, с кем работа будет комфортной.
  • Главное, на что стоит обратить внимание – портфолио. Просмотрите список уже изданных с помощью агента книг, оцените тиражи, серии, авторов. Это также поможет понять, с какими издательствами он работает.

Лайфхак: можно связаться с авторами и попросить дать фидбэк на совместную работу с выбранным специалистом.


Заодно подумайте, вписывается ли ваша книга в концепцию конкретного издательства, с которым агент сотрудничает. У крупных игроков рынка есть основная специализация и дополнительные направления: для художественной литературы лучше подойдёт ЭКСМО и АСТ (плюс здесь есть нон-фикшен и блогерские направления), а Бомбора, МИФ и Альпина Паблишер специализируются на нон-фикшен (у последних двух есть также направление по прозе).

Но доступны и другие варианты – самиздат более гибкий по структуре: здесь можно общаться и напрямую, и подключать агента к коммуникации.

Осторожно: мошенники!

Разумеется, есть и подводные камни – риск быть обманутым. Мошенники могут выдавать себя за представителя агентства и просить перевести оплату за рассмотрение рукописи. Проблема в том, что эти агентства могут оказаться выдумкой. Поэтому важно тщательно отбирать контакты для сотрудничества. Если от вас скрывают портфолио и уклончиво отвечают на вопросы о кейсах, ссылаясь на конфиденциальность, но гарантируют небывалый успех (который, вообще-то, зависит от множества факторов и нюансов), это явно красный флаг.

И ещё повод задуматься, если литагент предлагает только:

  • подготовить обложку, создать и опубликовать электронную версию книги на ключевых ресурсах, сделать рекламные посты в соцсетях;
  • или получить платную рецензию лидера мнений и на этом остановиться;
  • или издать бумажный тираж за счёт клиента в типографии в обход издательства классического типа или коммерческого самиздата (иногда – по знакомству).

Потому что по отдельности эти пункты не ведут к бумажным публикациям в издательстве.

Выводы

Каждый автор сам принимает решение, проходить ли ему по пути книгоиздания в одиночестве или прибегнуть к сторонней помощи. Но в основе литературного труда всегда лежит:

  • понимание своего читателя и аудитории;
  • продвижение и привлечение аудитории;
  • качественная работа над текстом.

Хотите издать книгу? Заполните форму и получите бесплатную консультацию по изданию от наших специалистов



    guest
    0 комментариев
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии

    Рубрики