Образное мышление в креативном письме: 7 упражнений на развитие
Создание литературных произведений зиждется на развитии образного мышления и креативности. Этого можно достичь с помощью упражнений, позволяющих снять барьеры и в своих мыслях выйти за рамки предложенного. Рассказываем, что нужно делать, чтобы развить образное мышление.
Упражнение 1: запоминать и воссоздавать
Везде, где бы вы ни находились, старайтесь запоминать пейзажи, предметы, людей, животных – в общем, всё, что вас окружает.
Вечером закройте глаза и попытайтесь вспомнить самый яркий образ из увиденного за день. И не только его зрительное восприятие, но и звуки, запахи, которые на него «накладывались» – мельчайшие детали – тактильные ощущения, вкусовые, если это какое-то блюдо.
Попробуйте описать воссозданные образы, не жалея словесных красок.
Упражнение 2: видеть и фантазировать
Это упражнение не только на развитие образного мышления, но и целенаправленного восприятия. Вы гуляете по городу, возле дома, или на удалении от него. Дайте себе установку, скажем, на восприятие зданий и сооружений, особенно если они возведены недавно. Постарайтесь «записать» в голове их архитектурные детали.
Придя домой, дайте волю фантазии: а как бы выглядели дома через 100–200 лет?
Какие архитектурные элементы могли бы развиться, какие отмереть в связи с развитием научно-технического прогресса?
Свои фантазии, мысли зафиксируйте на бумаге. Как знать, может, это станет фрагментом научно-фантастического рассказа, его основой. Как вариант, можно вернуться к записям через некоторое время и попробовать создать на их основе (отталкиваясь от них) полноценное произведение фантастического жанра.
Упражнение 3: создать живой образ
Это упражнение предложили Меерович и Шрагина в книге «Технология творческого мышления».
Берём любую букву. Например, «Б». «Разглядываем» её произносим на несколько ладов, «пробуем на вкус». И… создаём живой образ буквы, то есть представляем в виде живого существа. В большей или меньшей степени разумного, но главное живого.
То же самое можно проделывать с различными предметами.
Вот карандаш, что он чувствует, когда его затачивают, когда им рисуют?
А как воспринимает своего хозяина кофеварка?
Каковы взаимоотношения с водой у стиральной машины?
Если у вас есть домашний питомец, поработайте с ним. Понаблюдайте более внимательно за его поведением, быть может, вам откроется что-то новое. Представьте, что он говорит с вами человеческим языком, думает о вас.
Попробуйте себя в роли натуралиста даже в городских условиях – сколько удивительного можно узнать, наблюдая за птицами, особенно воронами, которые порой ведут себя вполне разумно. Продумайте взаимоотношения внутри стаи, диалоги пернатых.
Упражнение 4: ответить на вопросы
Составьте список вопросов, касающихся ваших родных и близких, окружения, можно даже «привлечь» незнакомых воображаемых людей.
Вот примеры таких вопросов.
- Что делал сегодня Григорий после работы?
- Какие мысли могли посетить вашего коллегу после разговора с вами?
- Семён опоздал на работу и получил нагоняй от начальства. Что думает об этом он сам и руководство?
- Долгожданные выходные. Представьте себе планы ваших коллег и опишите их.
- О чём думает пассажир метро, сидящий напротив вас?
- Родственник зашёл на кухню и тут же вышел – что это могло значить?
- Домашний питомец забился в угол и не встречает вас – в чём причина?
Попробуйте интересные или абсурдные версии ответов, балансируя между реальностью и фантазией.
Упражнение 5: оседлать поток сознания
Для этого нужно просто взять ручку и бумагу и начать писать. Особо не задумываясь, описывайте окружающую обстановку, то, как вы провели день, вспомните какое-либо историческое событие. Пишите, просто выплёскивая поток сознания на бумагу и постепенно пытаясь оседлать его, чтобы получился более или менее связанный текст.
Если вам не о чем писать, так об этом и скажите на бумаге. А далее попробуйте ответить на вопрос, почему так? И…не задумываясь, пишите.
Упражнение 6: войти в роль
Здесь необычайно широкий простор для фантазии и развития образного мышления. Представьте, что вы исторический персонаж прошлого, государственный деятель, полководец. Вживитесь в эту роль. Думайте, как эта историческая личность, смотрите и оценивайте текущую ситуацию её глазами. Представьте мысли и чувства определённого деятеля в определённый исторический день. Например, Александр Невский после битвы на Чудском озере 5 (12) апреля 1240 года, что он ощущал после победы, над чем размышлял, какие строил планы?
Сегодня в фантастике есть целое направление: наши современники и их сознание вселяется в того или иного правителя. Например, «День опричника» Владимира Сорокина.
Упражнение 7: писать письма
Это упражнение также находится, скорее, в исторической плоскости. Сегодня прежний эпистолярный жанр почти что сошёл на нет – развились иные электронные формы. Тем не менее берём бумагу и ручку и пишем различные пространные послания или конкретным лицам.
Можно адресовать их себе в прошлом или будущем. В качестве адресата можно выбрать родных, друзей, знакомых, коллег.
А теперь представьте, что вы отправились в длительное путешествие, командировку, где нет возможности поддерживать общение, кроме как посредством бумажных писем. Описывайте воображаемые странствия как можно ярче.
Полезно изучить старинные приёмы и обороты в написании писем с такими обращениями как «Милостивый государь!». И опять же «сменить» эпоху, писать письма в соответствующем стиле. Это хорошая тренировка, если вы задумали, скажем, исторический роман, где будет присутствовать переписка.
Упражнения по развитию образного мышления можно комбинировать, разрабатывать, отправляясь от различных жизненных ситуаций – это также интереснейший творческий процесс.
Your point of view caught my eye and was very interesting. Thanks. I have a question for you.
Your point of view caught my eye and was very interesting. Thanks. I have a question for you. https://accounts.binance.com/en-IN/register?ref=UM6SMJM3