Литературные премии: кому и зачем пригодятся
Литературные премии в современной России не всегда означают большое денежное вознаграждение, далеко не все гарантируют известность. Но за ними следят: и читатели, и издатели. А иногда получить такую отметку просто приятно, да и в издательстве можно показать книгу-победителя. Разберём подробнее, чего ждать и куда можно податься, если хочется славы.
Законченный труд, отредактированный и вычитанный, покоится в памяти компьютера. Не всегда понятно, что с ним делать, когда уже пришла пара ответов от издательств, что не формат или просто вежливый отказ без особых оснований. В толстые журналы, когда-то модные, отправлять большую рукопись не хочется, публиковать самостоятельно кажется риском.
Есть ещё один путь — отправить работу на литературный конкурс. Никто, кроме жюри, книгу не увидит, но в случае победы можно будет насладиться не только заслуженным чувством гордости, финансовым призом, но и — главное для любого писателя — публикацией книги в уважаемом издательстве.
Поиск подходящей премии
Искать себе премию — заведомо интересный труд, ведь в мире литературы всё очень тонко и иногда ограничивается темами и жанрами, а иногда даёт неограниченный простор для творчества и самовыражения. Важно помнить, что, несмотря на круглогодичное наличие конкурсов, многие премии имеют жёсткие дедлайны, в которые необходимо уложиться.
Легче всего свой поиск ограничить не просто поисковыми системами, типа Яндекса или Гугла, а специальными сайтами-агрегаторами, на которых премии перечислены в порядке близости дедлайна. Тогда можно не тратить время впустую, и понимать благодаря упорядоченности данных, на кого рассчитана премия.
Примером может стать сайт «Все конкурсы», но есть списки конкурсов и на литературных сайтах, например «Литературно».
География и язык
Премии можно делить в зависимости от языка, на котором написано произведение: международные, принимающие работы на английском или испанском, и русскоязычные — тоже международные или ограниченные гражданством РФ или стран СНГ. География участников таких конкурсов может быть самой различной, но ясно, что результаты будут более весомыми для общественности, чем какой-нибудь небольшой конкурс локального значения при доме-музее пусть даже известного писателя.
Обязательно держите в голове, чего вы хотите в итоге от премии: простого признания своего таланта, комментариев жюри, или шага в новое творческое пространство, публикации, или просто возможности быть услышанным. Разные премии носят не просто разные имена, за ними стоят разные фонды, люди, организации, а значит, полученные медали будут иметь разный вес и собирать вокруг себя соответствующие тексты и участников.
Примите во внимание, что у шорт-листеров премии могут быть дополнительные «подарки»: они смогут познакомиться друг с другом и цветом современной литературы, приглашенной в качестве жюри — к общению тоже нужно быть готовым. И даже если вы в конечном счете не окажетесь победителем, полезные связи обязательно пригодятся, так как вас могут либо порекомендовать издателю или литературному агенту, либо хотя бы оставить отзыв на ваше произведение. А это тоже дополнительный бонус при подаче рукописи издателю.
Возрастные ограничения
Самый значимый параметр для премии, с которым точно не поспоришь, — это возрастные ограничения для участников. Есть премии детские, до 18 лет, есть молодежные, обычно до 35 лет — для тех, кто только входит в большую литературу: скажем, «Лицей». Они важны, как способ познакомить «свежую кровь» с маститыми писателями, входящими в состав жюри.
Есть и премии, не ставящие жёстких возрастных рамок, но они, как правило, либо более узконаправленные по темам, либо распространяются на всю страну и являются известными и признанными: например «Нос». Там уже возраст — второстепенный параметр «по умолчанию», ведь ясно, что подросток не напишет большой роман, который окажется значимым для взрослых.
Требования для рукописи
Ещё один параметр, про который не стоит забывать, — это размер произведения. Можно узнать про конкурс с завтрашним дедлайном, но небольшим максимальным объемом, указанным в правилах для произведений, за ночь написать рассказ — и победить. Есть и конкурсы, которые ставят акцент как раз на маленькие по объему произведения, написанные за короткий период времени — в отличие от больших, в которых одни только рукописи собираются несколько месяцев.
Второй критерий, который точно не получится обойти, если вы ещё не издавали книгу или пользовались только услугами самиздат-платформ: наличие факта как таковой публикации книги и связанный с ним фактор, агент выдвижения. Есть премии, такие как «Большая книга», в которых требуется, чтобы книга была уже издана, а на суд жюри её представил бы не автор, а редакция толстого литературного журнала или само издательство, опубликовавшее книгу. Тут также необходимо быть внимательным: следить за годом публикации, важно успеть попасть в список до того, как ваша книга окажется «старой».
Наконец, пара советов
Главное правило любого победителя — ждать победу. Нужно обязательно настроиться на получение почетного места в шорт-листе. Только это вовсе не означает сидеть сложа руки. Необходимо проработать текст, возможно, показать его не только знакомым или родным, но и профессиональному корректору и редактору. Прислать рукопись в числе первых, чтобы эксперты, отбирающие произведения для жюри, читали не замыленными глазами, а отсеивали работы во время, когда они почти ещё не поступают. Это выгодно отличит вас на фоне любителей все делать в последний момент.
И да, важный психологический урок — уметь просто забыть. После отправки рукописи и сопутствующих документов постарайтесь забыть, что вы принимаете участие в каком-то важном для вас конкурсе. Не грызите карандаш, не просматривайте каждый день страницу премии — лучше почитайте книгу, прогуляйтесь и отдохните. Теперь вы точно заслужили.
Дальнейшие пути
И вот наконец тот момент, когда вы узнаёте, попали ли вы в число финалистов или нет. Если вас смело можно поздравлять, поверьте — это только начало! Впереди возможность публикации в крупном издательстве, заслуженно полученные средства, которые можно будет потратить на написание следующих произведений. Автограф-сессии и восторженные поклонники, вдохновляющие не сдаваться и писать новые произведения. А главное — ваше имя заметят, и в издательствах вам, скорее всего, не придётся лишний раз представляться.
Если нет, то не стоит печалиться. Всегда есть повод научиться чему-то: у конкурентов, у мастеров, у самого себя. Сделать выводы и идти дальше. Писать, возможно, выбрав более самостоятельный путь. Скажем, пробовать платформы, где есть возможность получить обратную связь от читателей и распространять свои тексты. Конечно, перед тем, как с новыми силами и данными об аудитории отправляться в издательства.
Reading your article has greatly helped me, and I agree with you. But I still have some questions. Can you help me? I will pay attention to your answer. thank you.
Thanks for sharing. I read many of your blog posts, cool, your blog is very good.