Блог издательства Delibri

Идеи, опыт, вдохновение и мастерство
Рубрика: Издательское дело

«Денежка зарабатывается»: сколько платят писателям


Каждый год журнал «Форбс» публикует рейтинг самых высокооплачиваемых писателей мира. Джоан Роулинг, Джеймс Паттерсон, Джефф Кинни и Стивен Кинг ежегодно зарабатывают от 20 до 90 миллионов долларов. К сожалению, для большинства авторов эти суммы так и останутся мечтой. Большинство из них вынуждены зарабатывать как-то ещё до того момента, пока тоже не станут звёздами литературы. Поэтому разбираем, где молодому писателю искать деньги.

Как зарабатывает автор

Можно выделить три больших модели получения дохода: от традиционных больших издательств, самиздат и смежная деятельность.

В целом, гонорар автора за книгу обычно складывается из аванса и роялти. Аванс — это разовая выплата после заключения договора или получения рукописи, но до публикации книги, а роялти — это процент с продаж. Часто аванс включается в счёт роялти за стартовый тираж, а «настоящий» роялти начинает начисляться только в том случае, если книга уходит на допечатку.

Говоря о заработке в смежной деятельности, авторы могут получать доход разными способами: вести семинары и читать лекции, писать сценарии, преподавать писательское мастерство, редактировать и переводить книги других писателей, вести блог и делать партнерские рекламные интеграции с брендами. Если произведение захотят экранизировать, стоимость прав на экранизацию станет весьма ощутимой прибавкой к доходам.
Мы же остановимся на первых двух вариантах — работа с массовыми издательствами и самиздат.

Традиционные издательства

Чтобы разобраться в писательских заработках, рассмотрим ситуацию в России и США. Американский книжный рынок является самым крупным в мире, там продаётся примерно четверть всех книг в мире, а его годовой оборот в 2019 году составил 25 миллиардов долларов. При этом многие американские писатели едва сводят концы с концами.

Согласно отчёту 2018 года от Гильдии писателей США, среднестатистический американский автор зарабатывает написанием книг всего три тысячи долларов в год. Шесть тысяч в год, если помимо написания книг он выступает на лекциях и семинарах, преподает литературное мастерство, занимается переводами и прочей окололитературной деятельностью.

Профессиональные писатели — те, кто занимается написанием книг всё время и не имеют другой постоянной занятости, зарабатывают чуть больше — 12 тысяч в год написанием книг и 20 тысяч с учётом другой окололитературной деятельности. При этом ровно четверть опрошенных авторов в 2017 году заработала литературным трудом ровно ноль долларов. Важно учесть, что прожиточный минимум в США в 2018 году составил 12 тысяч долларов в расчёте на одного человека.

«В 20 веке хороший писатель мог неплохо зарабатывать себе на жизнь одним только написанием книг. Теперь большинство авторов должно дополнительно зарабатывать за счёт публичных выступлений или преподавания. Доходы профессиональных писателей с 2009 года упали на 30 %», — Мэри Розенберг, исполнительный директор Гильдии авторов.

В 2018 году только двадцать процентов американских писателей могли позволить себе заниматься исключительно написанием книг, остальные были вынуждены зарабатывать ещё и преподаванием, редактурой, переводами, выступлениями и другими занятиями. У многих литераторов такими темпами вообще не оставалось времени на работу над новыми книгами.

Больше всего эта ситуация бьёт по авторам средней руки. Из профессии вынуждены уходить крепкие середняки, которые десятилетиями зарабатывали себе на жизнь исключительно писательским трудом, а в новых реалиях оказались на грани вымирания.

Издатели всё больше предпочитают работать с топами: авторами бестселлеров и селебрити. Джоан Роулинг или Стивен Кинг могут рассчитывать на внушительные гонорары, а в продвижение книги Мишель Обамы вложат миллионы долларов, но эти инвестиции будут компенсироваться экономией на всех остальных. Издатели почти перестали вкладываться в продвижение середняков, а средние роялти в сравнении с 2013 годом упали на 11 %.
Русскоязычные авторы зарабатывают в разы меньше своих англоязычных коллег. Причины весьма просты: в США книги стоят дороже, а средние тиражи на порядок больше. Если в штатах как минимум несколько раз в год выходят книги тиражом в миллион экземпляров, то для российских издательств тираж свыше 100 тысяч копий уже считается невероятным событием.

Сколько конкретно зарабатывают российские писатели, знают только они сами и люди, которые выплачивают им гонорары. Однако знатоки утверждают, что в среднем заработки могут варьироваться от 25–30 тысяч за книгу у начинающих авторов до 150–200 тысяч у уже сложившихся литераторов. Юлия Зайцева, литературный агент писателя Алексея Иванова, отмечает, что топовые авторы могут рассчитывать и на семизначные цифры.

«У топовых (опять же с коммерческой точки зрения) писателей совсем другие заработки и совсем другая арифметика. Тиражи в среднем — 30 000–50 000 экземпляров только за первый год продажи новой книги, роялти примерно — 20–30 %. В итоге гонорар за одну книгу будет выше как минимум в 20 раз. Ещё прибавьте к этому деньги от продажи прав на экранизацию ($ 20–150 тысяч), театральные постановки, переводы ($ 2–50 тысяч, в зависимости от языка), аудио- и электронную версии книги (в среднем 5–10 тысяч скачиваний в год). Кроме того, учтите, что, скорее всего, книга станет лонгселлером, и каждый следующий год издательству придётся допечатывать дополнительно 5000–10 000 экземпляров и выплачивать писателю ещё роялти», — Юлия Зайцева, литературный агент.

Долгое время российский рынок был привязан конкретно к бумажной книге, но в последнее время всё больший вес приобретают электронные публикации. В пользу их эффективности свидетельствует хотя бы тот факт, что за два последних года их услугами воспользовались не только независимые авторы, но и уже сложившиеся писатели вроде Олега Роя, Андрея Чижа и Сергея Лукьяненко.

Одно из основных преимуществ электронных площадок перед традиционными издательствами заключается в более высоком проценте роялти, которые могут достигать 35–50 %. Согласно отчётам «Литрес», в 2019 году 11 топ-авторов платформы заработали свыше 1 млн рублей каждый.

Самиздат

В 2017 году в США был опубликован один миллион книжных наименований, из которых две трети пришлось на самиздат, по большей части электронный. Благодаря появлению Amazon Kindle и программы Kindle Unlimited рынок самиздата за период с 2012 по 2017 вырос на 70 %. Авторы самиздата стали зарабатывать почти в два раза больше, чем в начале десятилетия, однако их доходы по-прежнему в два раза меньше, чем у традиционных писателей.

Лучше всего обстоят дела у авторов любовных романов — в среднем они зарабатывают по 10 тысяч долларов в год. Однако между ними и всеми остальными независимыми писателями огромная пропасть — идущие вторыми в рейтинге доходов авторы детективов получают в лучшем случае 2 тысячи в год.

Кроме того, в отличие от своих традиционных собратьев независимые авторы вынуждены взваливать на себя функции книжных издательств и вкладывать собственные средства в издание и продвижение своих книг. Они тратятся на редактуру, корректуру, вёрстку, создание обложки и любое платное продвижение.

В России также набирают популярность электронные платформы для самиздата. Но если в США большую часть независимого рынка захватил Amazon, то в России рынок поделён между Author.Today, «Литнетом», «Литмаркетом», «Литресом.Самиздат» и Bookmate.

Доход авторов других площадок зависит от пользовательской базы платформы и популярности произведения, но авторы признают, что миллионные заработки возможны и там, но светят они только одному проценту из сотни. Большинство обходится доходом от 50 до 200 тысяч за книгу. Всё зависит от плодотворности автора, продвижения и его готовности поставлять новый контент с завидной регулярностью: одной из наиболее эффективных оказалась модель с постоянно выкладываемой «продой».

«Вообще, денег в литературе мало, поэтому автору надо всегда искать окололитературные занятия. Мне основной заработок приносят преподавание и другая околокультурная деятельность», — Олли Вингет, автор романов «Там, где цветёт полынь» и «Сёстры озёрных вод».

Какой путь выбрать?

Писатели могут зарабатывать не только книгами, но и семинарами, лекциями, сценариями, преподаванием, редактурой и переводом книг других авторов.
В США авторы в среднем зарабатывают от 6 до 12 тысяч долларов в год, но только половина этой суммы идёт от написания книг.

В России средние заработки могут начинаться от 25–30 тысяч рублей за книгу у начинающих авторов до 150–200 тысяч рублей у опытных литераторов. Самые топовые имена могут рассчитывать и на миллионные гонорары.
Доходы авторов самиздата за последние годы выросли почти в два раза, но всё равно не сравнялись с доходами писателей, публикующихся в традиционных издательствах. Больше всех зарабатывают авторы любовных романов, дальше идут авторы детективов и триллеров. В России независимые авторы могут рассчитывать на доходы от 50 до 200 тысяч рублей.

Важно, что доходы писателей нерегулярны. Аванс нужно делить на всё время работы над книгой — в зависимости от плодотворности автора она может занимать от пары месяцев до нескольких лет. Роялти, в отличие от авансов, выплачивается регулярно, как правило, раз в квартал или полугодие, но его сумма зависит от объёма продаж. Если тираж был распродан, и его не успели допечатать, то новых продаж не будет. И роялти тоже.
Конечно, каждый писатель выбирает тот путь заработка, который ему ближе, однако целесообразно смотреть гибридный метод: стараться работать с издательствами и в то же время заниматься окололитературной деятельностью. Главное — правильно распределять время загрузки, чтобы оставались часы на книгу, отдых и саму работу.

guest
2 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
gate borsası
gate borsası
10 месяцев назад

Your article made me suddenly realize that I am writing a thesis on gate.io. After reading your article, I have a different way of thinking, thank you. However, I still have some doubts, can you help me? Thanks.

gate io nedir
gate io nedir
10 месяцев назад

At the beginning, I was still puzzled. Since I read your article, I have been very impressed. It has provided a lot of innovative ideas for my thesis related to gate.io. Thank u. But I still have some doubts, can you help me? Thanks.


Рубрики