Кто такие литературные агенты и зачем они нужны
Представьте: ваша книга успешно издаётся и распространяется без вашего активного участия. Да-да, вся коммуникация с издательствами и продвижение вас не заботят, позволяя сконцентрироваться на главном – творчестве. Вы скажете, что это приятная, но нереальная фантазия? Мы скажем, что это вполне реализуемо при сотрудничестве с литературным агентом. Кто этот полезный человек, чем именно он занимается и где искать надёжного исполнителя разберёмся прямо сейчас.
Кто такие литературные агенты
Литературный агент – посредник между издательством и автором. И по совместительству главное заинтересованное в вашем успехе лицо. Почему? Такая работа. Буквально: агент чаще всего работает за процент от доходов писателя, поэтому тоже хочет, чтобы произведение стало популярным (а главное – работает над этим). Если агент хорош, то сотрудничество может длиться годами: крепость такой связи покажем на примере Стивена Кинга.
Так, Кирби Макколи из Миннесоты работал с Кингом почти двадцать лет. На этой должности его сменил Ральф Вичинанца. Он взялся за дела с особой энергичностью и навёл строгий порядок в делах подопечного автора: торговля правами на издание Кинга за рубежом перешла от пяти отдельных фирм в руки агентства Вичинанцы. При этом внутри страны делами писателя занимался другой агент – Артур Грин, много лет проработавший его бухгалтером.
Как и Кирби Макколи, Вичинанца успел стать и другом Кинга, но при этом вёл себя максимально деликатно. Кроме Кинга, он вёл дела ещё порядка тридцати писателей и, по неофициальным данным, входил в первую десятку самых богатых литагентов США, что можно приравнять к лидерству во всём мире.
Что входит в задачи литагента
Без преуменьшения – облегчение жизни автора. А детально вот такие:
- оценка рукописи и навигация по дополнительной работе над ней;
- подготовка презентации произведения;
- поиск подходящего издательства, ведение переговоров о публикации книги;
- составление юридически грамотного контракта;
- управление правами писателя и их защита;
- отслеживание полагающихся выплат, продвижение;
- при необходимости – курирование продажи прав на экранизацию / перевод / озвучивание для аудиоверсии.
Для чего вам может понадобиться такой человек
Литагент необходим вам, чтобы:
- договариваться о максимально выгодных условиях, обсуждать приемлемый тираж и честный гонорар;
- аргументировать и запрашивать у издателя бюджет на продвижение;
- отслеживать премии, куда можно податься с вашим произведением;
- проверять, как соблюдаются ваши права по договору;
- если у вас нет желания самостоятельно проводить раунды переговоров с издательствами, и вы готовы это делегировать;
- у профессионального литагента есть нужные контакты, в этом бизнесе широкий круг полезных связей многое решает.
Можно обойтись без литагента, если вы:
- хотите напрямую общаться с издательствами;
- готовы самостоятельно выстраивать и контролировать все договорённости по контракту;
- уже ориентируетесь в трендах и знаете, на какие выставки/премии нужно отправить заявку;
- активно ведёте соцсети не только для себя, но и для продвижения своих работ.
Словом, если вашему таланту нет дела до бытовых историй — скучных, но необходимых, чтобы о творениях узнали не только подписчики в соцсетях, обращайтесь к профи, который отслеживает тренды, портфели издательств и ориентируется в литературной повестке. Он станет связующим звеном, которое будет искать выигрышные условия для всех заинтересованных в сотрудничестве сторон.
Процесс и стоимость работы с литагентом
Для общения с агентом нужно подготовить определённый пакет материалов, как для издательства: заявка, синопсис, рукопись или глава. Некоторые литературные агентства рассматривают отдельно заявки и уже после рукописи. Конкретные требования лучше уточнять заранее — например, на сайте выбранного вами агентства или в личном письме/сообщении конкретному специалисту.
Если агент заинтересован в сотрудничестве с вами, важно сразу обсудить условия взаимодействия, гонорар агента (обычно это 15–20% от дохода автора), права и обязанности сторон плюс заключить договор, прописав и условия его расторжения.
Форматы совместной работы бывают разными. Литагент может выступать в качестве книжного продюсера и получать фиксированный гонорар, а не проценты. Ещё есть агенты, которые занимаются только переговорами с издательствами, и за свои услуги, выполненные в конкретный срок, они тоже получают фиксированный гонорар.
Кстати, вовсе не обязательно становиться автором в портфеле конкретного агента (то есть, одним из нескольких его клиентов), чтобы с ним сотрудничать: всегда можно взять точечные консультации по интересующим вас вопросам. Это может быть выгодной стратегией, если вы публикуетесь в самиздате или планируете издать свои произведения таким способом – для этого литагент тоже пригодится.
Чем литагенты в России отличаются от зарубежных
На начало 2023 года мировой книжный рынок оценивался в 91,39 миллиарда долларов. Ожидается, что к 2027 году он вырастет на 7,06% и достигнет 97,84 миллиарда долларов.
Страны, на книжные рынки которых приходится 2/3 всего мирового оборота рынка: США (~30%), остальное влияние распределено между Китаем, Японией, Германией, Великобританией и Францией.
В США как в стране-лидере в книжной индустрии, где ежегодные продажи составляют около 26 миллиардов долларов, книгоиздательский процесс уже давно немыслим без литературных агентов. И авторы-новички уже на старте задумываются, как попасть в портфель известного литагента, так как это может сильно повлиять на развитие их писательской карьеры.
Так вышло, что профессия литературного агента в России до сих пор не особо популяризирована. К сожалению! Причин несколько:
- рынок переживает спад в контексте мировых событий (коммерческий российский рынок сократился на 7% – до 229 млн рублей за год, хоть общие продажи книг и увеличились за счёт роста цен на 10% – до 109 млрд рублей);
- стереотипы о заработке на книжном деле и недоверие к посредникам, укоренившееся в обществе, никуда не исчезли.
Параллельно с этим увеличивается доля самиздата, продажам которого прогнозируют рост через 4–5 лет с текущих 3–4 млрд рублей до 10 млрд рублей в год. Бытует ошибочное мнение, что при самиздате агент бесполезен, но это не так: он может так же, как и в схеме с классическими издательствами, взять на себя коммуникацию и решение ряда ключевых вопросов.
И всё же литагенты в нашей стране востребованы: игроки рынка понимают, что эти люди полезны и авторам, и издателям. Например, по состоянию на конец марта 2023 на одном из ключевых сайтов по поиску исполнителей свои услуги предлагают более 9800 литагентов – это говорит о немалом спросе для такой условно узкой специализации.
К слову, за рубежом активно издают качественную российскую беллетристику, фантастику и ужасы в переводе: Марину Степнову, Анну Старобинец, Людмилу Улицкую, Лукьяненко. Петрушевская на слуху, благодаря обзорам СМИ, а Михаил Шишкин получил уже не одну литературную премию в Германии. Это происходит благодаря качественной работе агентов и формирует благоприятный фон для талантливых русскоязычных авторов.
Где искать литагента
Рассматривайте все варианты: частные объявления (например, на Профи.ру), ключевых игроков рынка и специализированные агентства: Banke, Goumen & Smirnova, Flauberium, Литагентство Насти Дьяченко, Elkost, Galina Dursthoff.
На что обратить внимание.
- При выборе человека очень важен личный контакт: если вас что-то напрягает или смущает – лучше не замалчивать это, а проговорить сразу. Или продолжить поиски того, с кем работа будет комфортной.
- Главное, на что стоит обратить внимание – портфолио. Просмотрите список уже изданных с помощью агента книг, оцените тиражи, серии, авторов. Это также поможет понять, с какими издательствами он работает.
Лайфхак: можно связаться с авторами и попросить дать фидбэк на совместную работу с выбранным специалистом.
Заодно подумайте, вписывается ли ваша книга в концепцию конкретного издательства, с которым агент сотрудничает. У крупных игроков рынка есть основная специализация и дополнительные направления: для художественной литературы лучше подойдёт ЭКСМО и АСТ (плюс здесь есть нон-фикшен и блогерские направления), а Бомбора, МИФ и Альпина Паблишер специализируются на нон-фикшен (у последних двух есть также направление по прозе).
Но доступны и другие варианты – самиздат более гибкий по структуре: здесь можно общаться и напрямую, и подключать агента к коммуникации.
Осторожно: мошенники!
Разумеется, есть и подводные камни – риск быть обманутым. Мошенники могут выдавать себя за представителя агентства и просить перевести оплату за рассмотрение рукописи. Проблема в том, что эти агентства могут оказаться выдумкой. Поэтому важно тщательно отбирать контакты для сотрудничества. Если от вас скрывают портфолио и уклончиво отвечают на вопросы о кейсах, ссылаясь на конфиденциальность, но гарантируют небывалый успех (который, вообще-то, зависит от множества факторов и нюансов), это явно красный флаг.
И ещё повод задуматься, если литагент предлагает только:
- подготовить обложку, создать и опубликовать электронную версию книги на ключевых ресурсах, сделать рекламные посты в соцсетях;
- или получить платную рецензию лидера мнений и на этом остановиться;
- или издать бумажный тираж за счёт клиента в типографии в обход издательства классического типа или коммерческого самиздата (иногда – по знакомству).
Потому что по отдельности эти пункты не ведут к бумажным публикациям в издательстве.
Выводы
Каждый автор сам принимает решение, проходить ли ему по пути книгоиздания в одиночестве или прибегнуть к сторонней помощи. Но в основе литературного труда всегда лежит:
- понимание своего читателя и аудитории;
- продвижение и привлечение аудитории;
- качественная работа над текстом.
Can you be more specific about the content of your article? After reading it, I still have some doubts. Hope you can help me.
Your point of view caught my eye and was very interesting. Thanks. I have a question for you.