Блог издательства Delibri

Идеи, опыт, вдохновение и мастерство
Рубрика: Мастерская автора

Как писать триллеры. Мастер-класс Дэвида Болдаччи


На Западе многие популярные писатели регулярно делятся с молодыми коллегами советами и секретами мастерства. Мы публикуем конспект мастер-класса, составленного известным автором Дэвидом Болдаччи («Абсолютная власть», «Тотальный контроль», «Абсолютная память») для подписчиков платформы MasterClass.

Откуда черпать идеи

Писательство — это образ жизни, поэтому вы всегда должны смотреть на мир через писательскую призму, как я это называю. Я вижу все те же вещи, что и люди вокруг меня, вот только у меня постоянно возникают мысли: «А что, если?» Вы должны научиться оценивать потенциал возможных историй.

  • Прогоняйте полученные идеи через фильтр. Всегда думайте, есть ли у этой идеи потенциал.
  • Ищите проблему, требующую решения. Придумайте проблему. Поднимите ставки. Найдите решение.
  • Налаживайте с читателем контакт через актуальные проблемы современности. Так у читателя появится что-то общее с персонажем — например, все страдают от забастовки работников общественного транспорта, — а вы сможете высказываться на волнующие вас темы, не рискуя показаться моралистом.
  • Пишите о том, что вам интересно. Не обязательно писать о том, что вы лично знаете, но всегда пишите о вещах и проблемах, которые вас волнуют. Любую тему можно сделать интересной. К примеру, Майкла Крайтона интересовали динозавры, клонирование и рост влияния японской экономики, Дэна Брауна — коды и шифры, а Джона Гришэма — юриспруденция.
  • Дайте идее немного отлежаться. Не хватайтесь сразу за первую попавшуюся идею — дайте ей отлежаться и оформиться. Тем временем подумайте, какой материал вам нужно собрать, чтобы приступить к работе, что вам необходимо узнать и какие пробелы заполнить.

Сбор материала

Для меня сбор материала критически важен. Писатель, работающий в жанре триллера, обязан быть журналистом. Вы должны научиться общаться с людьми и выяснять у них нужную информацию. Посещать те места, о которых пишете, и узнавать множество подробностей о том, о чём вы пишете.

  • Собирайте материал. Сбор материала может дать эмоциональную связь с тем, о чём вы пишете. Я — не фанат оружия, но я стрелял практически из каждого существующего в мире огнестрела — так я могу гораздо точнее расписывать, какие ощущения испытывают мои герои, когда им приходится стрелять.
  • Составьте предварительный план. Прежде чем приступить к сбору материала, составьте план: что именно вы хотите узнать, каким образом вы будете это узнавать и где вы будете это делать.
  • Выбирайте те места, которые могут сыграть важную роль в сюжете. Локации критически важны для сюжета, потому что хорошо подобранная локация может стать таким же важным действующим лицом, как и ваши персонажи. К примеру, когда я работал над «Падшими», местом действия романа я выбрал депрессивный шахтёрский городишко, поскольку, оказавшись в нём, ты буквально чувствовал, как тебя покидает всякая надежда.
  • Оставьте почти весь собранный материал за кадром. Когда я писал Zero Day, я собрал пять толстых папок референсных материалов. И весь этот объём я дистиллировал до нескольких страниц текста, в противном случае я рисковал утомить читателя скучной технической информацией. Но тот материал, который всё-таки попадёт в текст, должен быть очень насыщенным и полезным для понимания происходящего.
  • Найдите источники. Поспрашивайте среди знакомых, не знает ли кто нужных вам специалистов. Свяжитесь с ними. Подготовьтесь к встрече. Не готовьте статичные вопросы, ограничьтесь списком тем, на которые собираетесь поговорить, — вопросы должны рождаться в процессе диалога, так он будет гораздо продуктивнее. Всегда уточняйте, можете ли вы использовать полученную информацию в тексте.
Рубрика: Мастерская автора
Как написать роман за 30 дней: инструкция, которая работает
Мы подготовили для вас несколько советов, которые помогут справиться с поставленным вызовом. Да, написать книгу за месяц — непростая задача. Но осуществимая.
9 августа 2022Время чтения: 15 минут

Составление синопсиса

Я всегда составляю два синопсиса. Один — это общий план, в котором я списком перечисляю возможные сценарии развития сюжета, ситуации и события, которые я хочу упомянуть, а второй — это поглавный план всего романа.

  • Синопсис может меняться. Составленный в самом начале синопсис не высечен в камне. История может органически эволюционировать и изменяться в процессе написания по мере того, как вам в голову будут приходить идеи получше.
  • Разбивайте синопсис на планы поменьше. Это нормально, если в самом начале вы не знаете всех деталей или того, что будет дальше. Люди не читают всю книгу сразу целиком, они читают её по главе, по странице за раз. Именно так вы и должны работать над ней.
  • Из маленьких сцен создаются великие романы. Продвигайтесь вперёд маленькими шажками, фокусируясь на текущем моменте: сцена за сценой, глава за главой. Если ваши сцены написаны слабо, никто не доберётся до конца, чтобы узнать, чем же всё закончилось.

Создавая главы

  • Начните с крупного события: падает самолёт, кто-то умирает, на государственную лабораторию совершается налёт. Так вы сразу зацепите внимание читателя. Иногда я превращаю первые главы в своего рода историю внутри большой истории.
  • Сделайте первую главу образцовой. Первая глава — самая важная во всей книге. Там не должно быть ничего лишнего.
  • Создавайте динамику за счёт коротких глав. В жанре триллера должно быть ощущение динамики, безостановочного продвижения вперёд. Ничего не должно замедлять развитие сюжета. Высокая плотность происходящего, никакой воды, никаких слабостей, каждое слово должно что-то значить.
  • Чередуйте способы повествования. Не каждая глава должна содержать сплошное действие — чередуйте действие с внутренними монологами, диалогами и экспозицией, но соблюдайте баланс: нормально посвятить одну главу внутреннему монологу, не нормально иметь несколько таких глав подряд.
  • Каждая глава должна выполнять свою цель. У каждой главы должна быть цель: продвигать сюжет вперёд, сообщать читателю новую информацию или углублять характеры персонажей.

Темп, напряжение и саспенс

  • Начните повествование с потери. Например, Уилл Роби в начале The Guilty проваливает задание и не может устранить свою цель. Соответственно, его карьера хитмана на службе государства окончена. И теперь он должен выяснить, что с ним не так.
  • Заложите основу для неожиданных сюжетных поворотов. Все сюжетные повороты должны быть обоснованными и достоверными. Люди не верят в сюжетные повороты, которые не угадывались из предыдущих глав, вы должны заложить в повествование зацепки, которые намекают на подобную возможность, но постарайтесь не быть слишком очевидным.
  • Отвлекайте внимание читателя, чтобы он не сразу понял, что на самом деле происходит. Например, в самом начале «Падших» Амос Декер сидит на крыльце своего дома и пьёт пиво. Затем случается три вещи: он слышит какой-то странный шум на противоположной стороне улицы, он слышит, как заводится двигатель машины, но не видит водителя, а над головой у него пролетает самолёт. В следующей главе он найдёт в доме напротив нескольких убитых людей. Читатели наверняка подумают, что шум и машина как-то связаны с убийством, но, скорее всего, отбросят как несущественное пролетающий над головой самолёт. А затем окажется, что убийца был на борту самолёта.
  • Часики должны тикать. Чтобы почувствовать напряжение, читатель должен постоянно чувствовать, что имеющееся у героев время на исходе.
  • Ваш роман должен напоминать американские горки: резкий прилив адреналина, потом выдох, потом новый приток адреналина. Никто не выдержит пятьсот страниц безостановочного экшена, это слишком неправдоподобно и утомительно. Дайте героям (и читателям) возможность остановиться, перевести дух, выпить по пиву, обсудить то, что с ними уже приключилось, и то, что им предстоит сделать дальше.
  • Время от времени освежайте память читателя. Напоминайте о том, что произошло в предыдущих главах. Пусть ваши герои, пока сидят за пивом, пройдутся по материалам дела, обсудят имеющиеся улики и прикинут, в каком направлении развивать расследование. Это абсолютно достоверные сцены — в детективах постоянно так поступают. Подобный приём не только напомнит читателю, в чём, собственно, дело, но и поможет вам прояснить всё происходящее, сфокусироваться на важном и проверить, не забыли ли вы чего-либо.
  • Наращивайте ожидание с помощью клиффхэнгеров. Клиффхэнгеры (художественный приём в создании сюжетной линии (в литературе или кино), в ходе которой герой сталкивается со сложной дилеммой или последствиями своих или чужих поступков, но в этот момент повествование обрывается, таким образом, оставляя развязку открытой до появления продолжения) оставляют неразрешённые вопросы и побуждают читателей перевернуть страницу и читать дальше. Но не заканчивайте ими каждую главу.

Создаём запоминающихся персонажей

Персонажи — это ваш единственный шанс связаться с читателем на человеческом уровне.

  • Сделайте ваших персонажей живыми. Идеальных людей не существуют. Недостатки делают героев живыми и предоставляют пространство для развития сюжета — например, кто-то совершил ошибку, и читатель задаётся вопросом: почему он её совершил и что теперь будет? Другой пример: Уилл Роби — хитман на службе государства, его работа — устранять других людей. Как заставить читателя переживать за хладнокровного убийцу? Нужно показать, что это его работа, что он в ней хорош и что всякий раз, как он убирает очередную цель, очередная частичка его души умирает.
  • Дайте вашим персонажам багаж. Чтобы объяснить цели и мотивы персонажей, нужно заглянуть в их прошлое.
  • Расставьте на пути героев полосу препятствий. Если вы поставите героя в очень тяжелую ситуацию, а затем покажете, как он из неё выбирается, это создаст связь между ним и читателем.
  • Герои должны меняться. Читатели ожидают, что персонажи будут развиваться по ходу романа. К примеру, Амос Декер в «Абсолютной памяти» — глубоко травмированный человек, которому тяжело даются любые социальные контакты, он даже может выйти из комнаты, пока другие люди с ним разговаривают. Но к концу романа он пытается стать более человечным и общительным.
  • Придайте вашему герою уникальные черты. Это выделит его из толпы. К примеру, Амос Декер получил спортивную травму, которая крайне ограничила его социальные навыки, зато теперь он обладает совершенной памятью и способен запоминать мельчайшие детали.
  • Не забивайте на сайдкиков (помощники супергероев). Создать правдоподобный дуэт персонажей в четыре-пять раз сложнее, чем создать одного правдоподобного героя, но отдача того стоит. К примеру Алекс Джемисон из романов об Амосе Декере служит своего рода якорем, который связывает Амоса с реальностью. Но она тоже не стоит на месте и развивается. Слабые сайдкики ослабляют вашу историю.
  • Создавайте морально неоднозначных злодеев. Я люблю работать в серых зонах, в которых хорошие люди иногда совершают плохие поступки из неверных побуждений, а плохие люди могут совершить что-то хорошее — это придаёт им сложности и глубины и позволяет понять, откуда они взялись.
Рубрика: Мастерская автора
Как написать интересного положительного персонажа: 10 рабочих советов
Как же написать положительного героя, чтобы публика вдохновлялась им и не обращала внимания на его противника? Мы собрали подборку интересных советов, как сделать вашего положительного героя объёмным и интригующим.
8 июля 2022Время чтения: 21 минута

Это очень важно: если вы придумали для своей книги злого гения, который творит дьявольски жестокие поступки, найдите для него повод или причину так поступать. Это сделает вашего антагониста более реалистичным.


Прописываем диалоги

  • Определите эмоциональный контекст диалога: ваши герои злятся друг на друга, раздражены, испуганы или довольны друг другом.
  • Все диалоги должны служить одной из трёх целей: продвигать сюжет вперёд, углублять характеры персонажей или сообщать читателю новую информацию. Люди никогда не говорят бесцельно, у каждой беседы есть своя задача.
  • Каждое слово должно иметь значение. Не затягивайте диалоги сверх необходимости. Они должны быть запоминающимися, сообщать читателю необходимую информацию, но не более.

  • Следите за тем, как разговаривают другие люди. Изучайте их мимику, наблюдайте за языком тела, отмечайте отдельные языковые особенности.
  • Заберитесь вашим персонажам в голову. Диалоги должны отражать особенности героев. К примеру, Амос Декер из-за травмы ведёт и общается иначе, чем окружающие его люди.
  • Перечитывайте все диалоги вслух. Это лучший способ найти фальшь, слабость или провисание.
  • Ограничьте употребление сленга. Ваши герои могут обладать какими-то уникальными знаниями или использовать слэнг, непривычный или даже непонятный для всех остальных героев. Но старайтесь ограничивать его использование, иначе вы рискуете потерять читателя. Включайте в беседы с такими персонажами героев, которые, как и читатель, не понимают технических терминов — так читатель поймёт, что он не один такой. С другой стороны, читатель не дурак, поэтому старайтесь не упрощать подобные диалоги слишком сильно.

Пишем экшен

  • Используйте экшен-сцены для того, чтобы сообщить читателю новую информацию. Экшен-сцены могут передать информацию о месте, о мотивах героя или его особых навыках. К примеру, Уилл Роби — хитман, поэтому в романах о нём много экшена. Но эти сцены также показывают его профессионализм, его особые навыки и тщательность, с которой он подходит к делу: заранее всё планирует, просчитывает все возможные стратегии и прорабатывает точки выхода.
  • Замедлите темп, усильте воздействие. Триллер — это не фильм с Брюсом Ли, поэтому экшен не должен разворачиваться молниеносно, читатель должен на эмоциональном уровне прочувствовать происходящее, он должен прочувствовать, каково это — пропустить удар под дых или словить пулю в плечо.
  • Займитесь хореографией экшен-сцен. Читатели рассчитывают, что вы расскажете им, что именно они видят. Тщательно подбирайте слова. Нет ничего плохого в том, чтобы добавить пару-тройку слов, чтобы прояснить, что именно происходит в моменте.
  • Не забывайте о реалистичности происходящего. Помните, что у каждого действия есть последствия. Допустим, ваш персонаж попал в драку и вышел из неё победителем, но покажите, что он всё равно пострадал и теперь должен взять паузу и зализать раны.

Писательский процесс

Когда я ещё работал адвокатом, я работал очень много и писать мог только по ночам, когда вся семья ложилась спать. На протяжении нескольких лет я писал каждый день с десяти вечера до двух часов ночи семь дней в неделю.

Да, это тяжело, но, если вам действительно нравится писать и сочинять истории, вы справитесь. Я каждый вечер взбегал по лестнице в свой маленький кабинет, потому что это моё время, и на протяжении всего дня я не мог дождаться возможности заняться всеми теми идеями, что приходили мне в голову.

  • Найдите время, чтобы писать, несмотря ни на что. Если вы действительно хотите стать писателем, вы найдёте время, чтобы писать. Настоящий писатель не может не писать. Это страсть, это увлечение, это часть того, кто вы есть. Если вы хотите творить истории, вы должны проявить креативность и найти время, чтобы этим заниматься.
  • Найдите процесс, который работает для вас. Кто-то пишет по утрам, кто-то — по вечерам, а кто-то — по дороге на работу и обратно. Кто-то пишет две тысячи слов каждый день, кто-то ставит себе еженедельный лимит, кто-то каждый день занимается чем-то иным: пишет новую главу, перечитывает предыдущую, правит весь текст или собирает материал.
  • Погрузитесь в материал с головой. Прежде чем начать писать, я перечитываю первые несколько глав романа и перечитываю несколько предыдущих глав — так я погружаюсь в историю и напоминаю себе, в каком направлении она развивается. Это как разминка перед началом тренировки.
  • Позвольте вашему разуму парить. Каждый писатель рано или поздно загонял себя в тупик. Не зацикливайтесь на тексте и переключите внимание — займитесь другим проектом, сходите на прогулку, лично для меня отлично работает поход в душ: вы просто не представляете, сколько сюжетных проблем я разрешил, стоя под потоками горячей воды.
  • Лучшие дедлайны — те, что вы определили для себя сами.

Редактура

Я обожаю редактуру. Я постоянно перечитываю, переписываю и редактирую первые главы в процессе написания, а затем распечатываю весь текст, беру две цветные ручки и сажусь вычитывать страницу за страницей.

  • При редактуре нет ничего неприкасаемого. Редактуре подвергается всё: темп повествования, экшен-сцены, сюжет, язык. Вы должны вырезать слабые куски и заменять их более сильными и, желательно, краткими.
  • Проверяйте темп повествования поглавно. Возможно, где-то действие разворачивается чересчур быстро, а где-то, наоборот, провисает. Возможно, одну главу следует разбить на две или на три. Старайтесь уделять внимание тому, как главы стыкуются друг с другом.
  • Отдохните от материала. После того как вы закончите первую редактуру, отложите рукопись в сторону и займитесь чем-то другим. Начните новую книгу, возьмите отпуск. В общем, прочистите голову и только после этого заново садитесь за редактуру, глядя на текст свежим взглядом.
  • Умейте вовремя остановиться. Редактировать можно до бесконечности, причём в какой-то момент ваши правки начнут не улучшать, а ухудшать текст. Чем дольше вы пытаетесь довести рукопись до совершенства, тем выше шансы, что роман станет слабее.

Научитесь ориентироваться в книжном бизнесе

  • Узнайте, как работает индустрия.
  • Относитесь к ремеслу всерьёз.
  • Активно участвуйте в продвижении.
  • Наладьте отношения с книготорговцами.
  • Создайте свою фан-базу и регулярно общайтесь с фанатами.
  • Пользуйтесь новыми платформами.
  • Не забывайте, что именно имеет значение.
Рубрика: Издательское дело
Что из себя представляет российский рынок прозы: авторы, зарплаты и жанры
Прежде чем приступить к работе и заняться написанием первого романа, неплохо было бы сначала изучить рынок и понять, что пользуется спросом, что заранее обречено, а что уже исследовалось десятки раз.
3 мая 2022Время чтения: 15 минут

Создавая цикл

Серии дают вам второй шанс погрузиться в характеры ваших персонажей и развить их ещё больше, так что заранее развешивайте на стенах ружья, которые выстрелят в следующих книгах.

  • Взрослейте вместе со своими героями. Пусть они отражают происходящие в жизни изменения.
  • Оставляйте пространство для манёвра. Не говорите наверняка, что следующая книга будет, пока вы за неё не возьмётесь.
  • Беритесь за следующую книгу, только если у вас есть стоящая идея.
  • Старайтесь предоставлять достаточное количество предыстории, так вы не перегрузите тех, кто читает книги не по порядку, и не заставите скучать тех, кто читает книги по порядку. Но вкратце рассказать, что было раньше, не повредит и для тех, и для других.
  • Будьте последовательными. Если ваш герой три книги подряд охранял закон, он не может вдруг в четвёртой книге начать грабить банки.

Жизнь писателя

  • Настойчивость — ключ ко всему. Отказ — это часть писательской жизни, и если один отказ способен отбить у вас охоту писать дальше, эта жизнь не для вас.
  • Учитесь на отказах и своих ошибках.
  • Продолжайте писать. Совершенствуйте мастерство.
  • Осторожно принимайте важные решения.
  • Постоянно переизобретайте себя. Не застревайте в рутинном процессе, так вам быстро станет скучно, а следом станет скучной и ваша проза.
  • Оставайтесь верным истории, которую вы пытаетесь рассказать.
  • Не игнорируйте другие аспекты вашей жизни.
  • Никогда не теряйте запал.
  • Постоянно пополняйте свой колодец идей.

Книги меняют мир. Мир нуждается в свежих идеях и новых голосах. Люди, которым суждено стать писателями, станут писателями. Следуйте за словами, следуйте за своим сердцем, и что-то хорошее обязательно случится и с вами!

Вы написали книгу и хотите увидеть её в бумаге? Заполните форму, наш менеджер свяжется с вами и расскажет, как правильно издать книгу



    guest
    1 Комментарий
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии
    binance referal code
    binance referal code
    26 дней назад

    I don’t think the title of your article matches the content lol. Just kidding, mainly because I had some doubts after reading the article.


    Рубрики