Блог издательства Delibri

Идеи, опыт, вдохновение и мастерство
Рубрика: Мастерская автора

Кто такой герой-ярлык и как его написать


Герой-ярлык — это герой одной роли. Чаще всего он выступает с одной функциональной нагрузкой, без регресса или прогресса в своём развитии, а также без деструкции образа. Буквально такой герой несёт в себе коннотацию или только «хорошо», или только «плохо», или только «сумасшедший», или только «одиночка», и так до бесконечности. В нашей статье разбираемся, зачем нужен такой персонаж и как его написать.

Что такое литературный ярлык?

Для начала определимся со значением слова «ярлык». Это листок с наименованием, клеймом или указанием. Соответственно, в литературе ярлык на герое — это только одна номинация, значение для персонажа. Ещё его называют героем одной роли.

Герой одной роли — это следование традициям классицизма. Каким традициям? В классицизме одна из черт: чёткое деление на отрицательных и положительных персонажей. Вариативность не допускается.

Можно возразить, что не каждый одиночка злой. Да, но тогда и герой уже не будет играть лишь одну роль, а станет полноценным или второстепенным, или внесценическим. Почему? Потому что будет уже некое раскрытие образа: а почему он не злой, а что в его жизни привело его к одиночеству?

Кстати, антропоморфных персонажей (природа/стихийные явления/вещи и прочее) нельзя считать героями одной роли, так как они или вероятны, или обязательны для сюжета, а герой одной роли скорее мелькающий, периодичный персонаж, чем перманентный.

Карен Визнер в своей книге «Живой текст. Как создавать глубокую и правдоподобную прозу» пишет так:

«Для чего вообще писателям нужны герои (в любом жанре)? Персонаж может быть главным, второстепенным или даже проходным; однако все персонажи должны быть чем-то важны для сюжета. Герой, который подходит на свою роль и выполняет свою сюжетную задачу, – это важный герой. Иначе зачем вводить его в повествование? Чтобы определить, надо ли прорабатывать тот или иной образ, задайте себе такие вопросы:

  • Этот персонаж будет играть значительную роль в книге? Если нет, прописывайте детали по желанию. Но если да, то его образ обязательно нужно проработать.
  • Если этого персонажа можно обозначить простым «ярлычком», хватит ли этого ярлычка, чтобы объяснить роль персонажа в тексте? Если да, можете им и ограничиться. Наброски ведь нужны только вам.
  • Есть ли у персонажа предыстория, которую непременно нужно рассказать, даже если его роль в книге и не очень велика? Если да, то стоит прописать его сегодняшнее, вчерашнее и завтрашнее «я» наряду с другими персонажами второго плана. Если нет, можно не отвлекаться на лишние детали».

В каких произведениях чаще всего встречается герой одной роли?

Однозначно ответить на вопрос нельзя, так как поле действий этого героя огромно: фантастика, мифы, роман, притча, комедия, трагедия и так далее, но чаще всего это либо драма, либо фантастика, где такой герой просто необходим для динамики сюжета. Динамика для сюжета важна, иначе это будет статичное, чаще лирическое, повествование. Однако парадокс героя одной в том, что он нужен настолько же, насколько и не нужен для повествования. То есть, мы ничего не потеряем, если не встретим его на страницах произведений, если читаем их впервые. Конечно, если читаем произведение повторно, то привычка видеть этого персонажа даёт о себе знать, и нам уже неуютно без него.

А есть пример?

Возьмём Аргуса Филча и Полумну Лавгуд из серии романов о Гарри Поттере, чтобы показать разницу героев и их предназначение. Вы можете не согласиться с представленным разбором, однако эти герои несут довольно яркое позиционное значение в книгах. Начнём!

Аргус Филч

Аргус Филч — смотритель и завхоз в школе чародейства и волшебства «Хогвартс». Филч — пожилой человек, страдающий ревматизмом, что, однако не мешает ему быстро появляться там, где творится какое-то безобразие.

Полумна Лавгуд

Полумна Лавгуд — впервые появляется в романе «Гарри Поттер и Орден Феникса». Девочка учится на факультете Когтевран, курсом младше Гарри Поттера. Полумна — это своего рода антипод Гермионы, поскольку мировоззрение Грейнджер базируется на логике и рациональности, а для Полумны главное — вера.

Даже в характеристиках персонажей можно заметить существенное различие в нагрузке на героя

Итак, разберёмся с Аргусом Филчем. Что он делает на протяжении серии романов? В общем-то, только бурчит и гоняет студентов.

Какие вопросы задавать для проверки?


  • Можем ли мы описать персонажа как героя только положительного/отрицательного?

Да, он отрицательный герой, потому что помогает Долорес Амбридж, ловит членов отряда Дамблдора, ненавидит магию и волшебников, потому что сам ей не владеет волшебством.

  •  Нужна ли нам его детальная история, чтобы разобраться в его судьбе? И повлияет ли эта информация на ход сюжета?

Нет.

  •     Делает ли Аргус Филч что-либо в романе, что переворачивает ход событий на 180° (побеждает злодея, спасает главного героя, сражается с мифическим существом)?

Нет.

  •     Роман бы обошёлся без этого героя?

Да, вполне.


Соответственно, можно сделать вывод, что персонаж может быть героем одной роли, который несёт отрицательную окраску в своём фактическом образе.

Теперь давайте поговорим о Полумне Лавгуд. Она не просто полноценный герой романов, но и подруга главного героя и своего рода антиподом Гермионы Грейнджер. Почему же тогда Полумну так часто считают неким маркером или ярлыком «полоумного/сумасшедшего» персонажа?

Полумна — персонаж довольно экстравагантный, но в то же время знающий себе цену, и умеющий себя преподнести не только вкупе с мозгошмыгами, но и как сильный волшебник, способный на подвиги. Мы находим подтверждение этому в словах Гарри Поттера:

«Полумна выдержит даже заключение в Азкабане. Она гораздо крепче, чем кажется. Небось просвещает сейчас товарищей по камере насчёт нарглов и мозгошмыгов».

Девушка участвует в главном сражении книги «Орден Феникса». Она и ещё пять членов Отряда Дамблдора летят на фестралах (причём именно Полумна предложила этот вид «транспорта») в Министерство магии и проникают в Отдел тайн. Там она вместе с остальными находит Пророчество о Гарри Поттере.

Полумна оказывается среди тех немногих членов Отряда Дамблдора, которые пытаются отразить Нападение на Хогвартс Пожирателей смерти в конце шестой книги. Из всего Отряда Дамблдора, кроме друзей Гарри — Джинни, Рона и Гермионы, которые были рядом и в курсе событий, — только Невилл и Полумна откликнулись на призыв о помощи в обороне Хогвартса от возможного вторжения Пожирателей смерти, разглашённый по магическим монетам.

Вместе с Гермионой и Джинни она сражается с Беллатрисой Лестрейндж в самом конце битвы.

Как видите, не такой уж она и герой второй роли, скорее наоборот. Так что мы можем подвести однозначный итог о её персоне, ответив на вопросы ниже.

  • Можем ли мы её описать его как героя только положительного/отрицательного?

Нет, так как Полумна показывает разные свои качества на протяжении романов.

  • Нужна ли нам её история, чтобы разобраться в её судьбе? И повлияет ли эта информация на ход сюжета?

Да. Полумна предлагает фестралов, потому что она, как и Гарри, видела смерть.

  • Делает ли Полумна Лавгуд что-либо в романе, что переворачивает ход событий на 180° (побеждает злодея, спасает главного героя, сражается с мифическим существом, и проч.)?

Да.

  •   Роман бы обошёлся без этого героя?

Нет.

Соответственно, это НЕ герой одной роли.

Выводы

Во-первых, чтобы разобраться в принадлежности персонажа к одному из типов героев, мы, несомненно, должны хорошо знать текст произведения, чтобы понимать роль героя и логически её интерпретировать.

Во-вторых, мы должны ответить на вопросы, чтобы подтвердить или опровергнуть нашу версию.

Ну и в-третьих, если вы очень любите героя, то для вас все коннотации (любые ролевые нагрузки и положительная или отрицательная окраски героя) и факты могут быть более размытыми, чем для филолога или для человека, только знакомящегося с произведением. Здесь фактор принадлежности скорее не будет объективным, если не подходить отстранённо к разбору героев.

Упражнение

Хотите издать книгу? Оставьте заявку и получите бесплатную консультацию ❤️



    guest
    0 комментариев
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии

    Рубрики