Блог издательства Delibri

Идеи, опыт, вдохновение и мастерство
Рубрика: Мастерская автора

Как написать рассказ: инструкции, которые работают


Мало кто из авторов берётся сразу за повесть или роман, потому что осилить большой объём текста физически трудно. А вот малые литературные формы, такие как рассказы, повести, зарисовки, очерки, помогут расписаться и научиться работать с текстом без надрыва. В нашей статье рассказываем, как написать рассказ без страданий и боли.

Поиск жанра

Рассказ — это многогранная форма, которая может быть представлена практически во всех жанрах: детектив, любовная лирика, путешествия, исторические события – всего не перечесть.


Современный рассказ, каким мы его знаем сегодня, возник во второй четверти XIX века в США. Его литературным отцом был Эдгар Аллан По, прославившийся публикацией в 1833 году «Рукописи, найденной в бутылке».


При выборе сюжета желательно исходить из собственного жизненного, профессионального опыта. Если вы, скажем, медик, то и пробовать себя нужно в медицинской художественной прозе. Увлекаетесь рыбной ловлей — вот импульс и для литературного творчества, тем более что «рыбацкие байки» можно назвать отдельным устным, разговорным жанром. Когда вы пишете рассказ с позиции простого наблюдателя, то тоже транслируете своё восприятие действительности или свои предположения, какой она могла бы быть, как в случае с фантастикой.

Зачем нужно писать рассказы?

  • Тренировка

Написание рассказов — хороший тренинг в писательском мастерстве. Занимаясь этим практически в ежедневном режиме, можно достичь высот, позволяющих замахнуться на нечто большее: повесть, роман, пьесу, сценарий.

  • Быстрее и легче познакомить публику с вашим творчеством

Рассказ — своего рода визитная карточка начинающего и даже опытного писателя, ведь в силу малой формы с таким произведением читательская аудитория знакомится быстрее.

  • Вырастить из рассказа роман

Многие повести, романы создавались на основе рассказов. Таким образом, рассказы ещё и своего рода «кирпичики» — строительный материал художественной литературы.

Как написать рассказ в технике фрирайтинга

Фрирайтинг – это техника, когда вы просто записываете всё, что придёт в голову. Все мысли. Да, вообще всё. Это напоминает мозговой штурм, но в результате может получиться рыхлый черновик будущего рассказа. Затем необходимо отделить зёрна от плевел и упорядочить наброски. Как стартовая позиция, этот способ довольно неплох.

К слову, его даже рекомендует Стивен Кинг: взять карандаш, бумагу и начать творить. Применительно к реалиям нашего времени сесть за клавиатуру.

Как написать рассказ по этапам

  • Этап 1. Выбор темы, сюжета, предмета

Тема может созреть внезапно — сродни озарению. Допустим, вы наблюдали какую-то сценку в транспорте, магазине, на рынке, отдыхе. И вот возникла идея что-то приукрасить, домыслить, развить сюжет — в общем, дать волю фантазии.

Иногда тема может вызревать месяцами в процессе наблюдения над реалиями жизни. Это долгий, и может быть, даже мучительный процесс.

Если вы нацелились на произведение фантастического жанра, то идею можно почерпнуть также из реальной жизни, но «опрокинуть» её в воображаемый мир.

Идею рассказа исторической тематики может навеять прочтение соответствующей художественной или научно-популярной, учебной литературы. Даже сдача экзамена по какой-либо исторической дисциплине, курсу лекций может сподвигнуть на создание рассказа, особенно если вы прониклись духом эпохи. Однако желательно прибегнуть к консультациям экспертов и обратиться к источникам.

Толчком к созданию рассказа может послужить яркий личный опыт: путешествие, какое-либо событие в жизни, история, рассказанная интересным собеседником и многое другое.

  • Этап 2. Работа над рассказом

  • Работа с текстом

Сразу надо отказаться от использования штампов и клише. «Свинцовые тучи нависли…», «Грозно сдвинул брови…», «волевой подбородок», «серые будни» – всё это может моментально оттолкнуть читателя, поскольку со всем этим он уже сталкивался и не раз. Конечно, начинающему писателю ещё далековато до создания собственного стиля и даже языка, но к этому надо стремиться.

Рубрика: Мастерская автора
Стилистические ошибки и грамматика: какие ошибки вы чаще всего допускаете в романах
Короткие уроки литературного языка, которые пригодятся при написании любого произведения.
1 ноября 2022Время чтения: 17 минут

При этом не стоит вдаваться в другую крайность – чрезмерную вычурность в погоне за оригинальностью – можно так углубиться в неё, что читателю повествование будет малопонятно. Особенно этим могут грешить исторические рассказы – в погоне за передачей духа времени автор может увлечься «старыми словесами», например, как в «Слово о полку Игореве».

Из личного опыта автора статьи: приходилось сталкиваться с тем, что современный читатель не понимал таких выражений как «ничтоже сумняшеся»* и «с младых ногтей»*.

Ещё одна рекомендация — краткость. Предложения из нагромождения фраз и сложноподчинённых конструкций сложны для восприятия, как и злоупотребление гиперболами и метафорами.

  • Планирование — работа со структурой

Когда замысел рассказа чётко обозначился, можно приступать к более детальной работе — составить план. Отдельные пункты дополнить, хотя бы тезисно раскрыть их. Нужно понимать, что составляем мы именно план рассказа, а не повести или романа. Сразу нужно думать о необходимости тех или иных деталей, хронологии событий. В рассказе, как правило, одна сюжетная линия, которая может дополняться воспоминаниями персонажа.

Рубрика: Мастерская автора
Какой тип повествования приведет вашу книгу к коммерческому краху: важные писательские ошибки
Разбираем ошибки в повествовании и предлагаем варианты их решения.
18 ноября 2022Время чтения: 17 минут
  • Работа с персонажами

Необходимо вдумчиво нарисовать образ главного героя и героев второстепенных, исходя также из критериев краткости, присущих рассказу. Нужно продумать их бэкграунд, но сделать это лаконично. Например, если вы пишете о людях из глубинки, то они должны разговаривать как люди из глубинки, а не как москвичи.

Кстати, упор на диалоги — хороший способ раскрыть действующих лиц, показать их характеры.

Рубрика: Мастерская автора
Как влюбить читателя в своего героя: разбираем ошибки в создании персонажей
Плохой герой испортит книгу, в которые вы вложили время и силы. Мы разбираемся, как это исправить.
28 октября 2022Время чтения: 15 минут
  • Работа с окружающим миром и сеттингом

Важна и местность, география, где персонажи действуют и живут. Если вы плохо ориентируетесь в реалиях страны, региона, куда хотите их поместить, лучше этого не делать. Ведь ваш рассказ могут прочитать те, кто знаком с местностью, пространством не понаслышке или вовсе является специалистом, страноведом. Не стоит и чрезмерно увлекаться подробными описаниями: рассказ — это прежде всего действия в их динамике, а не «лирические отступления».

  • Этап 3. Чек-лист по редактуре рассказа

Лучше всего дать произведению (и себе) «отдохнуть» несколько дней, а то и неделю, после чего со свежими силами приняться за редактуру. Она включает грамматику, стилистику, орфографию и фактчекинг.

  • В работе над грамматикой большим подспорьем являются различные сервисы проверки. Например:
  1. Главред
  2. Тургенев
  3. Простым языком
  • Стилистика — это уже исключительно роль человеческого фактора. Полезно дать рассказ на прочтение кому-то, кто знает толк в русском языке. Но перед этим вычитать самому. Как говорится, одна голова хорошо, а две — лучше. Самому же следует обратить пристальное внимание на лишние детали и обороты, ненужные метафоры, чрезмерно длинные описания — всё это без сожаления вычищается либо подвергается жёсткой саморедактуре. Нужно учесть, что штампы иногда бывают и полезны, если мы описываем какой-то феномен или передаём речь человека, который ими говорит, общается в повседневной жизни.
  • Хороший способ – чтение рассказа вслух, чтобы почувствовать ритм. Ещё вариант: позвать друзей, близких и зачитать им свой рассказ. Вы должны быть готовы к критике с их стороны, что может пойти только на пользу.

Совет по написанию рассказов от Дмитрия Быкова* (признан иностранным агентом на территории РФ)

По его мнению, рассказ обязан быть интересным, хотя задача добиться этого чрезвычайно сложна. Самым интересным для читателя является он сам. Он читает как бы про самого себя.

Человек является героем. Герой должен быть одержим теми же проблемами, которыми одержимы вы. Решить эту задачу очень непросто, но если удастся это сделать, на выходе получается идеальный рассказ.

Уроки от Антона Чехова

Писатель считал себя беллетристом, то есть человеком, который пишет для широких масс. Чехов рекомендовал писать по 100–200 рассказов в год. При таком режиме вы достигаете двух целей: получаете постоянную практику и показываете умение держать планку качества независимо от условий работы.

Умение создавать хорошие добротные произведения на протяжении всей жизни — вот, по мнению Чехова, настоящее доказательство таланта. Вот его рекомендации.

  1. Написав рассказ, следует вычёркивать его начало и конец. «Тут мы беллетристы, больше всего врём. Мы разгоняемся, и плавный текст начинается примерно с 50–200 слов».
  2. Надо выбрасывать лишнее, очищать текст от фраз «помимо того», «при помощи». Стоит заботиться о музыкальности своего произведения.
  3. Талант познаётся не только по качеству, но и по количеству им сделанного.

Уроки Джерри Дженкинса

Дженкинс написал более 200 книг в различных жанрах, таких как биографии, самопомощь, любовные романы, детективы и художественная литература для молодёжи. Американский писатель даёт следующие рекомендации.

1. Прочитать как можно больше рассказов. Читать и писать. Вы читаете рассказы и помечаете наиболее удачные приёмы авторов для того, чтобы научиться писать и выработать собственный стиль.

2. Художественный текст — это, прежде всего, история, где главенствует идея. Её нужно отыскать. Формула идеи может выглядеть так:

«Человек — Проблема — Напряжение — Конфликт — Страхи и фобии».

Далее вопрос, а что если? Что, если бы у персонажа получилось всё по-другому? Если бы у него не было алиби? Такие вопросы и рождают истории из людей, которые вас окружают — друзья, родственники. Возьмите их характеристики, смешайте, что-то добавьте, что-то уберите и создайте уникальные образы.

3.  Масштабируйте вашу историю до короткой формы. В романе у нас есть несколько сюжетных линий, большие промежутки времени, десятки персонажей. В рассказе основной акцент нам нужно сделать на эмоциональном потрясении, для чего оптимизируйте описание. Всё что надо читатель додумает сам.

Например, уберите сцены, как один персонаж едет к другому. Можно начать сразу со встречи, а как персонаж добрался это никому не интересно.

Наша цель: добраться до финала через конфликты, которые и раскрывают историю.

4. Говоря о структуре истории, Дженкинс предлагает воспользоваться рекомендациями американского писателя-фантаста Дина Рэя Кунца.

Как можно быстрее поместите персонажа в сложную ситуацию, создайте ему проблему → Все попытки персонажа исправить ситуацию только усугубляют её → Потому что положение кажется безнадёжным → Приобретённый опыт и навыки помогают персонажу победить.

Сама ситуация может быть разной и зависеть от жанра. В триллере это вопрос жизни и смерти, в любовном рассказе — эмоциональное потрясение.

Вы должны поместить персонажа в самую скверную ситуацию, которую только можете придумать.

  1. Проработайте сильный финал. Он должен вызвать удовлетворение у читателя после всего, что произошло с персонажем. Стоит избегать концовки, которая создаёт ощущение, будто история закончилась слишком рано.
  2. Нужно стать дотошным редактором. Работа над рассказом только началась. Обращаем внимание на корректность текста на клише, избыточность, нарушение логики и последовательности. Не забываем уделять внимание диалогам. Подумайте, где вы можете усилить историю, вызвав более эмоциональный отклик у читателя. Ваша задача — не переделать полностью историю, как это часто бывает, а сделать её интересней.

Такова методология и алгоритмы работы над рассказом. Следует выбрать собственную золотую середину и, главное, практиковаться и ещё раз практиковаться.


*«Ничтоже сумняшеся». В переводе с церковнославянского «ничтоже сумняшеся» означает «ничуть не сомневаясь». Так иронично говорят, когда кто-то совершает действия решительно, с уверенностью в своей правоте.

*«С младых ногтей». Встречается в памятнике литературы XII в. «Послание Никифора, митрополита Киевского, великому князю Володимиру» («из млад ногтий очисти») и в «Повести от Ульянии Муромской» («от младых ногтей Бога возлюби»). Так говорят, когда человек уже с детства или юности стал предпринимать какие-то действия, которые оказали влияние на его дальнейший жизненный путь.

*«На круги своя». Крылатая фраза, означающая возвращение чего-либо или кого-либо на обычное место, к исходному положению, а также то, что ничего принципиально нового нет.

*«Аредовы веки». Довольно редкий фразеологизм, значение которого нашим современникам понять трудно. Он обязан своим происхождением библейской легенде о патриархе Иареде (Ареде), который, по преданию, прожил 962 года. Поэтому и означает это крылатое выражение очень долгую жизнь.


Хотите издать книгу? Заполните форму, наши специалисты проведут вам бесплатную консультацию



    guest
    0 комментариев
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии

    Рубрики