Блог издательства Delibri

Идеи, опыт, вдохновение и мастерство
Рубрика: Мастерская автора

Как создать персонажа-трикстера: алгоритм и примеры


Обманщик, мошенник, обаятельный плут — все это трикстер, один из излюбленных персонажей в художественной литературе. Его популярность обусловлена корнями в мифологии, фольклоре и даже религиозных воззрениях древних. В нашей статье разбираемся, как создать самого обаятельного обманщика для вашего романа.

Кто такой трикстер

Название персонажа происходит от английского слова «trickster» — обманщик, ловкач. В литературе этому герою соответствуют определенный типаж и даже жанр.

Если говорить о героях русских сказок, то под это определение подходят Иванушка-дурачок, Емеля, Лиса Патрикеевна, былинные богатыри. Хрестоматийные примеры из классики — Павел Иванович Чичиков из гоголевских «Мертвых душ» и великий комбинатор Остап Бендер Ильфа и Петрова.


Важно: трикстер часто выступает в роли антагониста, но иногда главный положительный герой и трикстер смешиваются в одном персонаже.


Отечественным литературным прообразом трикстера, вероятно, можно считать стихотворную «Повесть о Горе-Злосчастии», рассказывающую о мыканье доброго молодца, которого Горе сбило с истинного пути. Произведение основано на фольклорной традиции.

Хотите издать книгу? Оставьте заявку в форме и получите бесплатную консультацию и просчёт по изданию

 



    Становление жанра

    Классический трикстерский роман зарождается в Испании в XVI—XVII столетиях. Жанр сразу же находит горячих поклонников и приобретает популярность. Чем это обусловлено?

    В это время активно развиваются товарно-денежные отношения, происходит становление капитализма и даже мирового рынка. Это эпоха Великих географических открытий, колониального разграбления и обогащения кучки лиц — авантюристов, конкистадоров. И на этом фоне происходит разрушение патриархальных родственных связей, обнищание народа. И вот тут-то на литературную поверхность всплывают милые, обаятельные мошенники, способные тысячью и одним способом заставить богачей «делиться».

    Еще одна причина популярности жанра: в усталости читательской аудитории от написанных как под копирку рыцарских романов, где благородные хорошие парни спасают прекрасных дам, совершают подвиги во имя престола и церкви.

    Первые романы жанра

    Первым плутовским романом называют «Ласарильо с Тормеса» 1554 года — историю о мальчике, который служит семи богатым господам. И это не просто люди, их образы аллегорически символизируют семь библейских смертных грехов.

    Книга обрела сумасшедшую популярность и породила множество сочинений подобного рода. Например, «Жизнеописание плута Гусмана де Альфараче», или «Хитрую Хустину», чьей героиней впервые стала девушка-плут.

    В 1749 году Карло Гольдони создал пересекающуюся с «Ласарильо с Тормеса» пьесу «Слуга двух господ». Через двести лет и почти четверть века именно по ней был снять советский двухсерийный художественный телефильм, музыкальная комедия режиссера Владимира Воробьева «Труффальдино из Бергамо». Экранизация была завершена на киностудии «Ленфильм» в 1976 году — лишнее подтверждение извечной популярности жанра трикстер.

     

    Как устроен персонаж трикстер

    Популярность персонажа трикстера лежит в архетипах мифологии, фольклора и даже религии, представляя собой «демонически-комический дублер культурного героя, наделенный чертами плута, озорника». В качестве трикстера могут выступать божество, дух, человек или антропоморфное животное. Главное свойство — такой герой идет против общепринятых правил и норм.

    Это может происходить в форме различных уловок, хитростей или даже воровства. Трикстеры хитры, а иногда глупы, и могу эти качества совмещать. Тогда они становятся предметом осмеяния. В качестве примера можно привести Хейоку — божество грома в мифах индейцев сиу и дакота, покровителя охоты. Иначе его называют Священный Клоун: он дурачится и играет и все у него наоборот. В зной он мерзнет как от стужи, в стужу изнывает от жары. Так он веселит людей — охотников и собирателей.

    Зачастую фигура трикстера проявляет половую изменчивость, то есть меняет гендерные роли. Такие трикстеры характерны для мифологии североамериканских индейцев. О них говорят, что они имеют двоедушную природу. Есть подобные примеры и в мифах других народов. Впрочем, можно и не копать столь глубоко. Обратимся опять же к советскому кино.

    «Здравствуйте, я ваша тетя!» — двухсерийный художественный телефильм режиссера Виктора Титова, созданный в 1975 году творческим объединением «Экран». Снят по мотивам пьесы Брэндона Томаса «Тетка Чарлея», впервые поставленной в Лондоне в 1892 году. Ее лейтмотив — фарс с переодеванием и перевоплощением мужчины в женщину — замечательный пример трикстера.

    Также персонаж такого типа имеет глубокие корни в мифологии Северной Европы, норманнов, германских племен, что создали «старую добрую Англию» в том числе. «Патриарх» всех трикстеров — бог Локи скандинавской мифологии — божество хитрости и обмана.

    Локи владеет магией и обладает чудесными вещами. Так, у него есть бездонный мешок, а сам он может превратиться в кого угодно. В одном из мифов Локи принимает облик лошади и вообще проявляет гендерную неустойчивость, а однажды даже беременеет от жеребца Свадильфари.

    Трикстер: алгоритмическая пятерка

    Давайте разберемся, на что нужно обратить внимание, чтобы создать персонажа трикстера.

    • Решите, каким будет в общих чертах ваш герой. Обаятельным или не очень? Думается, начисто лишать обаяния трикстера было бы ошибкой. Как и превращать его в воплощение абсолютного зла. Многогранные персонажи всегда интереснее.
    • Придумайте персонажу бэкгарунд. Как герой дошел до такой жизни, что заложило в нем плутовские задатки? Быть может, непростое детство, отрочество, юность, особые экономические условия в стране?
    • Герой должен меняться по ходу повествования, в какую сторону — решать вам. Если это произведение с нравоучительным подтекстом, то, разумеется, в лучшую. В упомянутой выше «Повести о Горе-Злосчастии» добрый молодец, немало согрешив, принимает монашеский постриг. Но, быть может, плут упражняется в своем мастерстве, доводя его до совершенства?
    • Сюжет должен быть авантюрным, виртуозно закрученным, поэтому стоит поучиться у признанных мастеров детективного жанра. Разница в том, что в вашем случае должно быть еще и море иронии, сарказма.
    • Трикстер — это вымышленный герой, но он основан на прототипе. Присмотритесь к своим родственникам, друзьям, знакомым (не обязательно мошенникам, надеемся, в окружении читающих эти строки таких личностей попросту нет). Это могут быть люди с артистическими задатками, успешные креативные предприниматели. Вот их можно представить в определенных обстоятельствах, наделив чертами обаятельного плута. И, как знать, может быть, созданный вами герой станет вровень с незабвенным Остапом Бендером или хотя бы сможет приблизиться к нему?

     

    Рубрика: Мастерская автора
    Как влюбить читателя в своего героя: разбираем ошибки в создании персонажей
    Плохой герой испортит книгу, в которые вы вложили время и силы. Мы разбираемся, как это исправить.
    28 октября 2022Время чтения: 15 минут
    guest
    0 комментариев
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии

    Рубрики