Игнорируйте советы и нарушайте любые правила, но оставайтесь верным своему видению: как писать как Ли Чайлд
Ли Чайлд — один из наиболее успешных авторов триллеров на сегодняшний день. Его серия о расследованиях бывшего военного полицейского Джека Ривера насчитывает уже свыше двух с половиной десятков романов, проданных тиражом свыше 100 миллионов экземпляров. По мотивам книг о Ричере снято два полнометражных фильма, а в этом году Amazon Prime выпустил первый сезон одноимённого телесериала, ставший одним из наиболее популярных релизов стриминга. В этой статье мы от лица Ли Чайлда делимся секретами мастерства и советами, которые он даёт начинающим писателям.
Подберите процесс, который работает лично для вас
Зади Смит делит всех писателей на две категории: микропланировщиков, которым важно выстроить всю структуру истории заранее, и микроменеджеров, чьи романы вечно пишутся в режиме реального времени. Я отношусь к последним.
У меня нет никакого плана, я никогда не знаю, о чём будет моя следующая книга, когда сажусь за её написание. Нестрашно не знать всех событий романа в самом начале — так вы попадаете в шкуру детектива и принимаетесь последовательно расследовать дело, переходя от одного логического вывода к другому. Таким образом, во время работы я испытываю те же чувства, что и читатели. Мне не терпится узнать, что же будет дальше. Мне кажется, что если бы я расписал весь сюжет заранее, мне бы стало скучно, а следом стала бы скучной и моя проза.
Если бы я заранее знал, чем всё закончится, мои книги были бы очень короткими — они состояли бы всего из одного параграфа типа такого:
Ричер сходит с поезда на ближайшей станции и говорит:
— Так, я во всём разобрался. Этого парня убили, а сделали это вон они.
В моих текстах всегда есть только один драфт. Я никогда не редактирую уже написанный текст — мне кажется, это мешает органическому течению истории. Я никогда не вычёркиваю уже написанное, максимум, удаляю четыре-пять слов подряд прямо в процессе написания, если понимаю, что предложение не работает. Мой друг Деннис Лихейн как-то сказал мне, что только что осознал, что огромная часть его новой книги не работает, и удалил 40 тысяч слов. Боже правый! Мы же писатели, а не удалятели, наше дело — писать!
Пометка от редакции. Данный приём не обязательно должен работать со всеми авторами. Особенно он опасен для начинающих литераторов, которые без предварительного составления подробного маршрута пути развития сюжета рискуют зайти в тупик. Даже Ли Чайлд не сразу стал обходиться без синопсисов и вторых драфтов — существует как минимум пара драфтовых вариантов «Полей смерти» — первого романа о Джеке Ричере, а также подробный поглавный синопсис книги.
Кейс: как писались «Поля смерти»
Ли Чайлд любит говорить, что никогда не редактирует и не сокращает свои книги. Но «Поля смерти» нуждались в редактуре: Чайлд сократил книгу примерно на четверть и вырезал примерно 200 страниц текста. Не был он и против редактуры: вспоминая, как создавался роман, писатель со смехом рассказывает, как в ответ на вопрос редактора Ларри Хайфилла, не против ли он редактуры, ответил: «Ларри, если вы мне заплатите, можете изменить хоть каждое слово». Менять каждое слово не пришлось, но смотрите, как эволюционировал текст в процессе редактуры.
Первый черновик:
Меня арестовали в ресторане Ино. В полдень.
Я заказал ланч, но ещё не съел его. Я ел ланч яйца всмятку и пил кофе. Поздний завтрак, ещё не ланч.Заведение было маленьким, но чистым и светлым. Построенное совсем недавно, оно изображало переделанный железнодорожный вагон. Я сидел у окна.
Второй черновик:
Меня арестовали в ресторане Ино. Они пришли за мной в полдень. Я ел яйца всмятку и пил кофе и читал забытую кем-то газету, где было напечатано про предвыборную кампанию президента, за которого я не голосовал в прошлый раз и не собирался голосовать сейчас. Полдень, но это был завтрак, не ланч. Я припоздал, промок и очень устал после долгой прогулки под проливным дождём. Пешком от самого шоссе до окраины города.
И наконец, финальная версия:
Меня арестовали в ресторане Ино. В двенадцать часов дня. Я ел яйца всмятку и пил кофе. Поздний завтрак, ещё не обед. Я насквозь промок и устал после долгой прогулки под проливным дождём. Пешком от самого шоссе до окраины городка.
Заведение было маленьким, но чистым и светлым. Построенное совсем недавно, оно изображало переделанный железнодорожный вагон. Узкий, вытянутый зал, с длинной стойкой вдоль одной стены и кухней, спрятанной в глубине. Вдоль противоположной стены отдельные кабинки. Вместо центральной кабинки — входная дверь.
Я сидел в кабинке у окна и читал забытую кем-то газету, где было напечатано про новую предвыборную кампанию президента, за которого я не голосовал в прошлый раз и не собирался голосовать сейчас. Дождь прекратился, но стекло было до сих пор усыпано блестящими бусинками капель. Вдруг я увидел подъезжающие к ресторану полицейские машины. Быстро пронёсшись по дорожке, мощённой гравием, они завизжали тормозами, останавливаясь у самого входа. На крыше включенные маячки. Капельки на стекле расцветились красными и синими огоньками. Двери машин распахнулись, и оттуда высыпали полицейские. По двое из каждой машины, с оружием наготове. Два револьвера, два ружья. Мощная артиллерия. Один револьвер и одно ружье побежали к чёрному входу. По одному револьверу и ружью ворвались в ресторан.
Всё дело в персонажах
Секрет успешного произведения кроется в персонажах. Если сюжет работает, это приятный бонус, но читатели запоминают именно персонажей. Мой любимый пример — Одинокий Рейнджер. Все слышали об Одиноком Рейнджере, но попробуйте вспомнить хотя бы одну сюжетную линию из сериала о нём.
Пометка от редакции. Важность персонажа Ли Чайлд подчеркивал, ещё когда только приступал к работе над «Полями смерти»:
«Персонаж Г.
Это очень важно. Это будет либо пан, либо пропал. Должен возбуждать зависть в мужчинах-читателях. Они должны обожать его и хотеть стать такими, как он. Женщины должны обожать его и хотеть быть с ним. У него должны быть строгие моральные убеждения, но он должен быть до определенной степени циничен. Он должен быть чужаком, аутсайдером, одиночкой, но крутым и с ресурсами. Должны быть легкие намеки на супергеройские силы. Он должен быть очень силён и почти неуязвим. Ему должны удаваться нереальные вещи, но в очень реалистичном и убедительном ключе. Он всегда всё лучше всех знает и выходит сухим из воды».
Но в то же время оригинальный Ричер нуждался в редактуре. К примеру, Ларри Хайфилл, редактор «Этажей смерти», советовал сократить некоторые диалоги и монологи Ричера с десяти страниц до одной, потому что оригинальный Ричер не был уверен в себе и постоянно корил себя за допущенные ошибки, был очень вспыльчив, много болтал и не стеснялся выражать свои эмоции. Так, в финале романа, покинув Маргрейв и попрощавшись со своей девушкой Роско, Ричер рыдает в автобусе до тех пор, пока не оказывается посреди Алабамы — соседнего штата. А ещё он много ныл.
Сравните, например, его реплики в первом варианте черновика и финальной версии. В обоих случаях Ричер отвечает на вопрос Финли, детектива полиции, почему он не хочет работать на обычной работе и странствует по Америке как простой бродяга, но если в первом случае он немного ноет, то во втором в его речи не чувствуется слабости.
Было:
«Что я могу сказать? Я просто не хочу этого. Не хочу. Мне не нужен их мир. Не нужен. Я пытался действовать по их правилам, и к чёрту их. Теперь я всё буду делать по-своему».
Стало:
«Потому что я не хочу работать, — сказал я. — Я работал тринадцать лет, и это меня никуда не привело. У меня такое ощущение, будто я попробовал делать так, как положено, но из этого ни черта не вышло. А теперь я буду делать так, как хочу сам».
Но не сближайтесь с героями слишком сильно
Иногда писатели проникаются к героям чересчур родительскими чувствами. Они боятся подвергать их серьёзным угрозам и стараются защитить от плохих вещей и негативных характеристик. Когда я только начинал писать, я всегда стремился держать Ричера на расстоянии вытянутой руки. В идеале я стремлюсь к тому, чтобы мне он нравился чуточку меньше, чем читателям. Это помогает превращать его в живого человека, а не в мультяшного персонажа.
Ваши герои не обязательно должны вызывать симпатию
Да, читатели запоминают персонажей, но во время чтения их внимание удерживает саспенс. А чтобы нагнать саспенса, достаточно в самом начале задать или хотя бы намекнуть на наличие вопроса, а затем как можно дольше на него не отвечать. По такому принципу устроено большинство телевизионных шоу — задайте аудитории вопрос, любой, даже максимально нелепый, и уходите на рекламную паузу. Наш мозг устроен так, что если зритель не знает ответа, он останется, чтобы его узнать, а если знает — тоже останется, но уже чтобы убедиться в своей правоте.
Всегда знайте, чего хочет читатель
Однажды я услышал, что каждую страницу один из персонажей должен чего-то хотеть. Полная чушь! Персонажи не существуют в реальности, они выдуманы и не способны чего-то желать. Во всём этом процессе есть два человека, способные чего-то хотеть: писатель и читатель.
И вот именно читатель должен хотеть чего-то каждую страницу, и ваша задача как писателя понять, чего именно он хочет: ускорения темпа, усложнения сюжета, новой информации, экшен-сцены, разрядки или романтического интеркурса.
Вы должны сфокусироваться на желаниях читателя, поскольку без него книги попросту не существует. Герои — лишь марионетки, созданные с одной целью — выполнять волю автора и давать что-то читателю.
Не переборщите с экспозицией
По ходу моих романов Ричеру то и дело приходится иметь дело с темами, непонятными для большинства читателей. К примеру, в «Полях смерти» Ричер борется с фальшивомонетчиками, которые убили его брата. Сначала он вообще не знает, кто именно ему противостоит, а затем, чтобы разобраться в происходящем, ему приходится обращаться за помощью к специалистам.
Что я сделал для того, чтобы сделать полученную информацию максимально дружелюбной и понятной для читателя:
- Ричер, как и читатели, не разбирается в вопросе;
- информация подаётся небольшими, но насыщенными порциями, причём не в формате учёного монолога, а в основном в формате диалога, но в некоторых сценах Ричер сам копается в источниках и осмысливает прочитанное;
- несколько раз лекторы освежают память Ричера и читателей, повторяя то, что героям уже известно;
- одна из второстепенных загадок книги напрямую зависит от результата изысканий Ричера.
Если вы не хотите, чтобы читатель уснул во время очередного вброса информации, убирайте экспозицию из начала и не сообщайте больше жизненно необходимого.
Главная задача хорошего триллера — развлечь читателя, а не научить ему чему-либо. Если читатели захотят информационного экскурса в чистом виде, они обратятся к нон-фикшену.
Нарушайте правила
В писательстве не существует никаких чётких правил, равно как не существует никакого чёткого рецепта идеального бестселлера. У одного писателя работают одни приёмы, у другого — другие. Если Элмор Леонард в статье для New York Times говорит: «Никогда не начинайте книгу с описания погоды», это следует читать так: «Я так и не придумал способ заставить описания погоды работать в начале моих книг». Есть известный автор триллеров Алистер Маклин, автор «Пушек острова Наваррон». У него есть роман «Ночь без конца», он начинается примерно с сорока страниц описаний погоды, и эти страницы совершенно блестящи.
Нарушайте правила всякий раз, как считаете нужным.
Игнорируйте советы
Книга срабатывает тогда, когда во главе писательского процесса находится всего одно воображение, и вы создаете оригинальный, цельный и живой продукт. Вы никогда не добьётесь такого результата, если будете переживать, что вам скажут другие люди.
Советы одной строкой
- Читатель всегда ищет книгу, которая увлекала бы его с первых страниц, поэтому всегда цепляйте его с первого же параграфа, с первой же строчки. Первое предложение — самое важное во всей книге, поэтому оно должно быть идеальным.
- Чтобы стать хорошим писателем, сначала нужно стать заядлым читателем. Спустя тысячи прочитанных книг вы наконец начнёте интуитивно понимать нужный темп, динамику или уместность клиффхэнгеров ((художественный приём в создании сюжетной линии (в литературе или кино), в ходе которой герой сталкивается со сложной дилеммой или последствиями своих или чужих поступков, но в этот момент повествование обрывается, таким образом, оставляя развязку открытой до появления продолжения. Этот приём часто используется авторами, чтобы увеличить вероятность того, что зрители будут заинтересованы в продолжении в надежде узнать, чем закончилась история)).
- В длинных главах нет ничего плохого. То, что хорошие книги состоят из коротких глав, — это миф. Куда важнее, чтобы повествование текло сплошным потоком. Для этого, например, попробуйте начинать следующую главу как раз на том же моменте, где закончилась предыдущая.
- Большая часть читателей детективов и криминальных триллеров — женщины. Если вы хотите всерьёз преуспеть в жанре, никогда не пишите чисто мужских книг. Ричер одинаково симпатичен обоим полам — мужчины мечтают быть им, а женщины мечтают быть с ним. И не забывайте, Ричер всегда учтив и обходителен с женщинами.
- Если вы пишете цикл, не повторяйтесь, ваши книги должны отличаться друг от друга. Меняйте повествование от первого лица с третьим, меняйте темп повествования. Одну и ту же сцену можно подать по-разному. Например, два копа сидят в машине и ведут наблюдение. К ним садится третий и рассказывает, что он узнал: как зовут подозреваемую, в чём ещё её подозревают, есть ли у неё история арестов. Эту сцену можно подать по-разному, например, превратив её во второстепенную сюжетную линию и показать, как третий коп наводил справки, опрашивал свидетелей и искал информацию. А можно вышвырнуть несущественные детали и оставить так, как описано в примере.
- Всегда пишите на голодный желудок. Со мной это всегда работало, а недавно я наткнулся на исследование, подтверждающее, что чувство голода пробуждает человеческую креативность. Так повелось ещё с древних времён, когда тебе приходилось охотиться, чтобы добывать себе еду. Всё просто: проголодался, пошёл охотиться на мамонта, придумал новый креативный способ его убить — добыл, поел, выжил. Не придумал — не поймал, умер.
- Никогда не описывайте, как главный герой изучает свою внешность в зеркале. Избавьте меня от конструкций типа «Ричер уставился в зеркало. На него в ответ уставился двухметровый бугай с волевыми чертами лица, недельной щетиной и кристально-голубыми глазами». Никто в реальном мире не изучает свою внешность в зеркале, поскольку все и так знают, кто как выглядит. Исключение возможно только тогда, когда ваш герой только что пережил пластическую хирургию и действительно понятия не имеет, на кого он стал похож.
- Будьте готовы ради продвижения своих книг на всё. Я, к примеру, сделал крюк длиной в 50 миль только для того, чтобы выпить пива с парнем, который написал мне письмо и рассказал, насколько большим моим фанатом является.
I don’t think the title of your article matches the content lol. Just kidding, mainly because I had some doubts after reading the article. https://www.binance.com/sl/register?ref=OMM3XK51
Your point of view caught my eye and was very interesting. Thanks. I have a question for you.