Блог издательства Delibri

Идеи, опыт, вдохновение и мастерство
Рубрика: Мастерская автора

Как написать сюжетный твист


Дисклеймер: статья содержит спойлеры фильмов и романов, которые вы, возможно, еще не читали, но без них нельзя.


Одна из главных задач автора художественной литературы — написать захватывающую и интересную историю, которая увлечет читателя с первой до последней страницы. Удерживать внимание можно множеством различных приемов. Один из таких — сюжетный твист. В этой статье мы расскажем, как им правильно пользоваться.

Сюжетный твист — это особенно неожиданный поворот сюжета, который переворачивает повествование с ног на голову и заставляет читателя по-новому взглянуть на происходящее. Допустим, два детектива расследуют убийство и приходят к выводу, что основной подозреваемый невиновен. Подозрение тут же падает на другого человека. Это — простой сюжетный поворот. Но если один из детективов в ходе расследования выясняет, что настоящий убийца — его напарник, вместе с которым он работает уже десять лет, это уже сюжетный твист.

Другой пример: в романе Ли Чайлда «Поле смерти» Джек Ричер оказывается втянут в расследование убийства. Герой не горит желанием участвовать и всячески пытается соскочить. Однако затем он приезжает в морг и выясняет, что убитый — его старший брат Джо. Теперь Ричер лично заинтересован в поиске убийц. Если бы убитый оказался простым правительственным агентом, это был бы обычный поворот сюжета. А так — сюжетный твист.

Хотите издать книгу, но не знаете с чего начать? Оставьте заявку и получите бесплатную консультацию по изданию.



    Правила хорошего твиста

    Хороший сюжетный твист развивает сюжет, усиливает историю, удерживает внимание читателя и следует трем условиям.

    1. Неожиданность. Настоящий твист — это всегда сюрприз и откровение, как фраза «Люк, я твой отец» в «Звёздных войнах». Если читатели заранее предугадали подобное развитие событий, то это не твист.
    2. Логичность. Хороший сюжетный твист должен быть неочевидным, но в то же время иметь четкую причинно-следственную связь, вытекать из логики происходящего и соответствовать мотивации героев. Если вы пишете реалистичный детективный роман, в котором нет ни грамма мистики, убийцей не может оказаться инопланетянин или призрак — их появление никак не продиктовано сюжетом. С подобной проблемой столкнулся Джордж Лукас. В шестом эпизоде он внезапно сделал принцессу Лею родной сестрой Люка Скайуокера. Но поскольку это решение пришло к нему внезапно, в предыдущих частях не было ни единого намёка на их родственную связь. А вот намеки на романтические отношения между принцессой и фермером были, отчего некоторые сцены теперь вызывают у фанатов чувство неловкости.
    3. Твист должен повышать интерес к книге, а не наоборот. Читатель не должен чувствовать себя обманутым или оскорбленным. Поэтому никогда не вставляйте в повествование сюжетный твист ради шокового эффекта. Ваша история не может зависеть от одного лишь твиста, а сам твист не должен служить конечной целью сюжета.

    Замалчивайте информацию

    Тогда внезапное откровение выставит все предыдущие события в совершенно ином свете. Например, в романе Джиллиан Флинн «Исчезнувшая» муж главной героини долгое время выглядит виновным в её пропаже. Но когда Флинн вводит в повествование саму исчезнувшую и позволяет взглянуть на ситуацию её глазами, выясняется, что она сама всё подстроила.

    Рубрика: Мастерская автора
    Всему конец: как написать хороший финал книги?
    Внимание, статья с бесконечным количеством спойлеров, но иначе про финал не рассказать!
    15 марта 2022Время чтения: 18 минут

    Сознательно дезинформируйте читателя

    Отвлекайте его внимание от того сюжетного твиста, который вы на самом деле планируете. Вводите фальшивых протагонистов и создавайте впечатление, что они и будут главными героями истории, и тогда их пропажа или смерть станут для читателя шоком. Заводите героев в тупик. Сообщайте им недостоверную или неполную информацию.

    Например, в рассказе «Последнее дело Холмса» Ватсон уверен, что его друг сгинул в Рейхенбахском водопаде. Однако в «Пустом доме» выясняется, что Холмс выжил и несколько лет скрывался от всех, включая своего лучшего друга, чтобы вывести на чистую воду сообщников Мориарти. Здесь стоит отметить, что Конан-Дойл не собирался вводить читателей в заблуждение и на момент написания «Последнего дела» действительно намеревался расправиться с Шерлоком, но потом передумал.

    Готовьте твист заранее и оставляйте двусмысленные намеки, считываемые при повторном прочтении

    Классический пример — фильм М. Найта Шьямалана «Шестое чувство». По сюжету главный герой, детский психолог Малькольм Кроу, работает с ребенком, который считает, что может видеть призраков. Кроу поначалу не верит мальчику, но затем принимает его особенность и учит с ней жить. В финале выясняется, что Кроу и сам призрак, не подозревающий о собственной смерти. И если пересматривать фильм второй раз, становится понятно, что Шьямалан с самого начала намекал на это — ни в одной из сцен ни один из персонажей напрямую не общается с Кроу и даже не замечает его присутствия!

    Главное, оставляя для читателя путь из хлебных крошек, постарайтесь не раскрошить всю буханку, иначе он заранее обо всем догадается и твист потеряет свою силу.

    Начинайте от обратного

    Если вы не можете придумать неожиданного поворота сюжета для своей истории, попробуйте сначала придумать этот поворот, а затем уже представить, что к нему привело.

    Твист твистом погоняет

    Еще вариант — спрятать большее откровение за меньшим и вывалить его на читателя до того, как он успел отойти от первоначального шока. Посмотрите, как это делает Л. Фрэнк Баум в «Волшебнике из страны Оз». Раз, и волшебник оказывается всего лишь талантливым фокусником и мошенником. Два, и оказывается, что всё это время Дороти могла вернуться домой в любой миг — достаточно было трижды стукнуть каблучками друг о друга и назвать место, в котором она хотела бы оказаться. Три, и выясняется, что это был всего лишь сон. Или нет?

    Повышайте ставки

    Если в истории несколько сюжетных твистов, каждый следующий должен быть мощнее предыдущего. Давайте посмотрим, как это делает Джордж Мартин в «Песне льда и пламени».

    В «Игре престолов» мы думаем, что Нед Старк — один из главных героев, а затем ему — бац! — и отрубают голову. Мы понимаем, что в этом повествовании умереть может кто угодно, а настоящие герои — это дети Неда.

    А затем в «Буре мечей» Мартин не просто убивает Робба, старшего сына Неда, а устраивает Красную свадьбу — кровавую резню, во время которой на тот свет отправляются и Робб, и его мать, и ближайшие союзники, и вся армия северян.

    К «Танцу с драконами» читатели уже привыкают к постоянным смертям, поэтому

    Джордж придумывает новый поворот и пускает в расход чуть ли не единственного персонажа, в выживании которого были уверены все, Джона Сноу.

    Но и это ещё не конец, потому что Джона Сноу, в отличие от всех остальных, Мартин собирается воскресить в «Ветрах зимы». И вот вам новый сюжетный твист — этот роман всё никак не выйдет!

    Не повторяйтесь

    Если вы уже один раз огорошили читателя удачным сюжетным твистом, не думайте, что его повтор окажет аналогичный эффект. Когда в пятом эпизоде Дарт Вейдер оказался отцом Люка, мы были шокированы. Когда в шестом эпизоде Лея оказалась сестрой Люка, многие наверняка подумали: «Ну что за „Санта-Барбара“!»

    Избегайте клише или используйте их для того, чтобы водить читателя за нос

    В романе Орсона Скотта Карда «Игра Эндера» человечество завязло в войне с инопланетной расой жукеров. Шестилетний Эндер Виггин чуть ли не с рождения готовится к роли военного стратега и успешно управляет своими войсками в постоянных симуляциях битв, всякий раз одерживая победу. Но в конце выясняется, что всё это время Эндер управлял настоящими войсками в настоящих боях, и теперь человечество успешно уничтожило всю расу жукеров, осуществив факт «ксеноцида».

    Не сбавляйте скорость

    Ваше откровение должно подстегивать действие, а не служить кульминацией всего произведения. Если это не клиффхэнгер (повествование обрывается в тот момент, когда герой сталкивается со сложной дилеммой или последствиями своих или чужих поступков, а развязка остается открытой), повествование должно продолжаться после твиста.

    Пятый эпизод не заканчивается на фразе «Люк, я твой отец», «Игра престолов» — казнью Неда Старка, а Гарри Поттер вынужден ещё сражаться с Квиреллом после того, как выясняется, что это именно профессор строил против Гарри козни и пытался выкрасть философский камень.

    Что бы сделал мистер Спок?

    Если вам кажется, что вы не знаете, как именно провернуть сюжетный твист, доверьтесь персонажам. Они подскажут наиболее органичное развитие сюжета.

    Ставьте себя на место читателя

    Попробуйте перечитать вашу книгу с позиции читателя и предугадать, как именно будут развиваться события. Отбросьте все самые очевидные варианты, которые первыми пришли вам в голову.

    Мыслите дерзко и нестандартно

    Не бойтесь рисковать и мыслить нешаблонно. Пробуйте самые разные сценарии и проверяйте самые дикие варианты. Вы удивитесь, какие из них окажутся работающими.
    Проверьте твисты на бета-ридерах

    Бета-ридер — это тот, кто по просьбе автора читает текст перед его передачей для публикации. Он на самой ранней стадии может выявить в тексте ошибки и слабые места. Пусть ваш ридер прочитает текст и расскажет, какие сюжетные твисты сработали, а какие нет и почему.

    Не переборщите

    Если неожиданных сюжетных поворотов будет слишком много, они начнут приедаться. И наоборот, чем меньше читатель ждёт подобного сюрприза, тем сильнее будет эффект.

    Распространенные твисты

    • Внезапная смерть. Нед Старк в «Игре престолов», Галахад в Kingsman, Мэрион Крейн в «Психо».
    • Фальшивый протагонист. В фильме «Приказано уничтожить» известный актер Стивен Сигал играет полковника Трэвиса, командира группы спецназа, и зрители предполагают что именно он сыграет решающую роль в освобождении самолёта с заложниками. Однако Трэвис глупо гибнет уже в самом начале, и его задача ложится на плечи персонажа Курта Рассела — эксперта-теоретика без опыта полевой работы.
    • Открытый финал. Волчок в конце «Начала» продолжает кружиться, а Декард в конце «Бегущего по лезвию» так и не понимает, человек он или репликант.
    • Ненадежный рассказчик. Тайлер Дерден в «Бойцовском клубе» оказывается плодом воображения главного героя. А в романе «Убийство Роджера Экройда» убийцей оказывается доктор Шеппард, от лица которого ведётся повествование и который ни разу не лжет читателю, лишь умалчивает о степени своего участия в убийстве.
    • Срыв масок. Герой или злодей оказывается совсем не тем, за кого себя выдавал. Дарт Вейдер — отец Люка, принцесса Лея — сестра Люка, а профессор Снейп — внучатый племянник двоюродного соседа Люка всё это время присматривал за Гарри в Хогвартсе.
    • Флэшбек. Важная информация о прошлом героя или его мотивации подаётся во флэшбеке. Так, в «Однажды на Диком Западе» выясняется, что брат Гармоники погиб на его глазах от рук банды Фрэнка и всё это время Гармоника мстил за его убийство.
    • Оборотень или перевертыш. Эми Данн в «Исчезнувшей» из жертвы превращается в манипулятора, кукловода и преступника.
    • Великий облом. Достигнув своей цели, герой сыграл на руку тем, против кого он боролся. Так, в игре Overlord протагонист становится Повелителем и сражается с бывшими героями, которые перешли на сторону зла. Однако, когда Повелитель расправляется с последним из них, выясняется, что всё это время он был лишь пешкой в руках настоящего повелителя тьмы, решившего чужими руками расправиться с конкурентами.
    • Большое откровение. Часто используется в детективах, когда главный герой собирает всех действующих лиц и сообщает, кто из них убийца.
    • Финальный твист. Рассказчик в конце «Бойцовского клуба» выясняет, что Тайлер — лишь плод его воображения. Кроу оказывается призраком. В финале «Десяти негритят» не осталось никого из гостей поместья, а убийцей оказался один из убитых.
    • Клиффхэнгер. Повествование в одной из книг цикла обрывается на самом интересном, а судьба персонажей подвешена в воздухе. Так, в финале романа «И вспыхнет пламя» бойцы Сопротивления спасают Китнисс, однако Пит и еще несколько трибутов попадают в руки президента Сноу.

    Приевшиеся твисты

    Следующие твисты использовались настолько часто, что превратились в клише.

    • Люк, я — двоюродный брат внучатого племянника твоего соседа по ферме. Приелось ещё в «Возвращении джедая».
    • Рояль в кустах / бог из машины / дальше на орлах. Герои оказываются в безвыходной ситуации, а затем их спасает всё это время сидевший в кустах рояль или внезапно прилетевшие орлы.
    • Это всё сон. В финале герой или героиня понимают, что всё происшедшее им приснилось. Это разом обесценивает все пережитые испытания.
    • Красавица и чудовище. Злобное чудище пленяет красавицу, а затем она влюбляется в монстра и творит с ним всякие непотребства. Скучно, даже если в итоге настоящим монстром окажется красавица.

    А какие ваши самые любимые сюжетные твисты? Какими приёмами вы пользуетесь в своих произведениях? Расскажите нам в комментариях.

    guest
    1 Комментарий
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии
    bonificación de referencia de Binance
    bonificación de referencia de Binance
    29 дней назад

    I don’t think the title of your article matches the content lol. Just kidding, mainly because I had some doubts after reading the article.


    Рубрики