Всему конец: как написать хороший финал книги?
Финал романа — это, пожалуй, самая важная его часть. В финале читатель должен получить ответ на все мучившие его вопросы, дождаться разрешения всех сюжетных линий и в итоге ответить себе: стоила ли книга потраченного на неё времени? Чтобы читатель остался доволен, концовка должна отвечать всем его ожиданиям. Рассказываем, как этого добиться.
Какими бывают финалы
Прежде чем приступать к практическим советам, немного расскажем о том, какими бывают финалы.
- Открытый финал даёт читателю возможность самому додумать то, что случится потом. К примеру, в финале «Трёх билбордов на границе Эббинга, Миссури» главные герои уезжают в другой штат, чтобы разобраться с насильником и убийцей. Мы можем предположить, что случится дальше, но напрямую нам этого не показывают.
- Закрытый финал полностью подводит черту под всеми сюжетными линиями, отвечает на все вопросы и оставляет минимум недосказанности.
- Альтернативный финал бывает в тех случаях, когда автора, к примеру, не устраивает написанная им концовка и он пишет новую. Бывает, новый вариант придумывает издатель без ведома автора. К примеру, «Бойцовский клуб» Чака Паланика заканчивается тем, что бомбы не срабатывают, Тайлер пропадает, рассказчик стреляет себе в рот, но выживает и попадает в психушку, где его окружают ожидающие возвращения Тайлера бойцы проекта «Разгром». Фильм же заканчивается тем, что бомбы срабатывают, небоскрёбы рушатся, вся финансовая система мира катится к чёрту, а рассказчик говорит Марле, что они встретились в странный период его жизни. Многим зарубежным издателям подобная концовка нравилась больше, и они меняли финал романа в соответствии с фильмом, чем жутко злили Паланика. А когда «Бойцовский клуб» вышел в финале, уже китайские цензоры порезали концовку, заявив, что всё кончилось тем, что рассказчик вовремя предупредил полицию, полицейские всех арестовали и обезвредили бомбы, а Тайлер попал в психушку и вышел из неё в 2012 году.
- Боливийский финал обязан своим названием фильму «Бутч Кэссиди и Сандэнс Кид». В финале главные герои, бандиты, налётчики и грабители банков, сбегают из США в Боливию. Обжившись на новом месте, герои решают по старой памяти ограбить банк и попадают в передрягу. Они думают, что снаружи их поджидает не больше десятка боливийских солдат, но зритель видит, что к банку стекается чуть ли не вся боливийская армия. Бутч и Санденс решают идти на прорыв и выскакивают наружу с револьверами в руках. Мы так и не узнаем судьбы героев — под звуки выстрелов начинаются титры, но, учитывая противостоящие им силы, самым логичным вариантом будет предположить, что оба погибли. Таким образом, боливийский финал — это финал, в котором герой противостоит превосходящим силам противника без малейших шансов на выживание, но его конечная судьба так и остаётся неизвестной. Подобную концовку можно встретить во втором сезоне телесериала «Мир! Дружба! Жвачка», рассказе Сергея Лукьяненко «Поезд в тёплый край» и романе Александра Бушкова «След пираньи».
- Обман или перевёртыш переворачивает всё происходящее в романе с ног на голову. Подобные концовки характерны для психологических триллеров и детективов. К примеру, в «Легенде о Сонной лощине» Вашингтона Ирвинга создаётся впечатление, что главный герой встретился с реальным призраком безголового кавалериста, а в финале автор намекает, что этим всадником без головы на самом деле был переодетый соперник Икабода Крейна, воспользовавшийся жуткой суеверностью героя. А в «Убийстве Роджера Экройда» рассказчик весь роман помогает Пуаро расследовать убийство, а в финале оказывается, что он и есть настоящий убийца, который всё это время водил читателей за нос.
- Неприемлемый для читателей финал — автор считает, что всё сделал как надо, а вот читатели тянутся за вилами или факелами, поскольку подобная концовка их совершенно не устраивает, и автор вынужден писать новую.
- Гранд-финал — финал, в котором заканчивается не только эта конкретная история, но и целая эпоха. Артур Конан-Дойль написал сразу два гранд-финала для Шерлока Холмса. Сначала он отправил великого сыщика на тот свет в «Последнем деле Холмса», но после того, как эта концовка оказалась неприемлемой и читатели завалили его просьбами воскресить персонажа, Конан-Дойль вернул Холмса к жизни и уже перед самой смертью снова отправил его на покой, теперь уже просто на пенсию, в рассказе «Его прощальный поклон». Другим эталонным примером гранд-финала является «Властелин колец». Его конец — это не только завершение путешествия Братства, это окончание целой Эпохи, окончательная победа над силами тьмы и одновременно конец старого мира с магами, волшебниками и эльфами, которые массово отправляются за океан, прихватив с собой все свои легенды, гигантских лосей и одного конкретного гнома.
- Кольцевой финал в мельчайших деталях совпадает с началом произведения, создавая таким образом закольцованность сюжета. В определённой степени встречается в фэнтезийной трилогии Джо Аберкромби «Первый закон», в которой последние главы ряда персонажей слово в слово повторяют первые их главы. Наиболее известным примером служит фэнтези-эпопея Стивена Кинга «Тёмная башня», которая заканчивается тем, с чего всё и начиналось: за дверью Тёмной башни Роланда ожидает… возвращение к началу первой книги: Чёрный человек бежит в пустыню и Стрелок следует за ним.
- Ложный финал — по всем законам жанра уже случается кульминация, и читателю кажется, что сейчас повествование должно закончиться, а оно продолжается и дальше. К примеру, во «Властелине колец» история не завершается ни с победой над Сауроном, ни даже с коронацией Арагорна: герои ещё возвращаются обратно в Шир и узнают, что, оказывается, здесь ещё нужно разобраться с Саруманом, который сумел ускользнуть из Изенгарда. Но даже на этом история не заканчивается, потому что некоторым героям предстоит отправиться в самое последнее путешествие, на Запад, а некоторым — окончательно вернуться домой.
- Счастливый финал — все счастливы, добро торжествует, преступник пойман, а страстный роман заканчивается свадьбой, после которой все живут долго и счастливо. Счастливые концовки случаются в большинстве произведений Николаса Спаркса.
- Несчастливый финал — зло торжествует, преступник остался на свободе, положительные герои убиты, в тюрьме или терпят любые другие трудности. Роман заканчивается разрывом или смертью одного из возлюбленных, героиня умирает при родах, а героя убивают на войне. Несчастливые финалы характерны для антиутопий: в «1984» Уинстон отрекается от своих идеалов, предаёт свою любовь и начинает боготворить Большого Брата, в «Дивном новом мире» Джон кончает жизнь самоубийством, а в «Мы» Д-503 делают лоботомию и лишают души.
- Deus ex machina — Deus ex machina (с лат. — «бог из машины») — вид финала, который пришел в литературу из греческих трагедий и античного театра. Для него характерна неожиданная развязка сюжета за счет участия третьей стороны. Этот прием особенно любил Еврипид и использовал около 8 раз. Например, в трагедии «Алкеста» именно Геракл становится богом из машины, который возвращает душу Алкесты из подземного мира, когда казалось бы исход сюжета уже понятен. В русской литературной традиции этот прием еще называют роялем в кустах. Представьте, что в концовке шестого эпизода «Звёздных войн» Палпатин бы одолел и Вейдера, и Люка Скайуокера, и тут вдруг из реактора вылезли бы Дарт Мол с Мейсом Винду и на двоих победили императора, принеся повстанцам победу.
Разные жанры тяготеют к определённым концовкам. К примеру, для триллеров и детективов свойственны обманки или перевёртыши, фантастические и фэнтезийные саги заканчиваются гранд-финалами, а серийные романы обычно оставляют какие-то сюжетные линии в подвешенном состоянии, чтобы читатели активнее ждали следующие книги, где эти сюжеты будут наконец-то завершены.
Как не слить финал: практические советы
Вы хотите, чтобы концовка не разочаровала читателей и они остались довольны финалом, даже если он выдался очень печальным и все умерли? Вам нужно последовать следующим советам.
- Не будьте предсказуемы или банальны. У каждого жанра есть свои законы, и тот же детектив предусматривает разоблачение преступника в финале, но подойдите к этому делу с изобретательностью. Если читатель уже к середине книги догадается, что убийца — дворецкий, он просто бросит книгу на полпути, и вы лишитесь фаната.
- Конец не должен быть взять с потолка. Этот совет прямо вытекает из предыдущего. Вы должны удивить читателя, но концовка должна логически вытекать из предыдущего текста. Грубо говоря, если в финале вашей книги стреляет висящее на стене ружьё, значит, вы должны включить в роман сцены, в которых герои вешают на стену ружьё, заряжают его и даже спорят о том, как это опасно — держать на стене заряженное ружьё. Вам следует оставить в тексте малозаметные зацепки, которые должны намекнуть на то, что случится в конце. Эти намёки должны быть малоприметными, но всё же бросаться в глаза, чтобы читатель, дойдя до конца, подумал: минутку, я же видел какие-то намёки, что всё развернётся именно так! В лучшем случае он решит снова перечитать книгу с самого начала и, уже зная финал, поймёт, что вы вели к нему с первых строк.
- Персонажи должны оставаться собой и не изменять себе. Больше всего читателя раздражает, когда герои, которые всю книгу поступали логично и последовательно, вдруг творят совершенно нехарактерные для себя вещи просто потому, что иначе у автора финал не складывался. Главное, понять, когда герой изменяет самому себе, а когда он просто себя обманывает. К примеру, если всю книгу персонаж охотится за каким-то сокровищем, а в конце легко от него отказывается ради спасения друзей, это ещё не выход за рамки характера. Просто, возможно, он обманывал сам себя и участвовал в деле ради самого процесса, приключений и острых ощущений, а до самого сокровища ему дела не было. Но если тот же герой всю книгу откровенно жаждал заполучить сокровище, ставил другим персонажам палки в колёса и даже пытался убить, а в финале он вдруг жертвует собой ради спасения других действующих лиц, это уже вызывает вопросы. К примеру, в романе Николаса Эванса «Заклинатель лошадей» главная героиня оказывается в центре любовного треугольника и разрывается между чувствами к мужу и к ковбою Тому, доброму, уверенному в себе и очень рациональному парню, который за всю книгу не совершает никаких необдуманных поступков. Однако в финале Том позволяет дикому мустангу убить себя, чтобы не заставлять героиню выбирать между им и мужем.
- В финале вы должны подвести итог под всеми основными и второстепенными линиями и дать ответ на все основные вопросы, встававшие перед персонажами. Но что-то должно остаться недосказанным — в таком случае читатели постараются заполнить недостающие места сами и эмоционально вложатся в персонажей ещё больше.
- Концовка должна служить нуждам сюжета и в идеале отвечать на вопрос: зачем вы вообще всё это затеяли и написали.
- Если у вас есть несколько вариантов концовки, выберите тот, который вызывает наибольший эмоциональный отклик.
- Последнее предложение должно быть запоминающимся.
Если же вы хотите слить финал, следуйте этим советам.
- Оборвите повествование на полуслове, не закончив ни одной сюжетной линии.
- Скомкайте концовку и разрешите все сюжетные линии за десять — пятнадцать страниц.
- Затяните концовку. Представьте, что третья «Матрица» была бы книгой, и сцена смерти Тринити была бы расписана на сто — сто пятьдесят страниц.
- Предайте своих персонажей. Представьте, что на склоне Роковой горы Фродо вдруг решил перейти на сторону Саурона, убил бы Голлума и столкнул Сэма в жерло вулкана. Ну вот примерно так и предайте, фанаты вам точно вовек не простят.
Книги, в которых концовки оказались так или иначе слиты
Джоан Роулинг «Гарри Поттер и дары смерти». Книгу стоило бы заканчивать битвой за Хогвартс, однако Джоан Роулинг зачем-то решила написать эпилог, в котором показала своих повзрослевших и совершенно поскучневших персонажей, которые поблекли, постарели, переженились друг на друге и стали работать в министерстве магии или на других скучных работах и собрались на платформе девять и три четверти, чтобы отправить в Хогвартс уже своих детишек.
Джоджо Мойес «До встречи с тобой». Кларк всю книгу пытается вернуть Уиллу желание жить и наполнить его жизнь яркими красками, она влюбляется в него и вызывает в нём ответные чувства, они целуются и уже готовы перейти к более активным действиям, и в финале Уилл вдруг решает, что всё равно не сможет нормально жить, бросает девушку и уезжает в Швейцарию, чтобы совершить самоубийство. Возникает мысль: такой концовкой Мойес просто предаёт всё, через что прошли персонажи, и намекает, что инвалидам в принципе в этой жизни ничего не светит, даже если у них есть много денег?
Эрнест Хэмингуэй «Прощай, оружие!». Главный герой проходит через все ужасы войны и вроде бы обретает своё счастье с любимой, но она умирает при родах. Ребёнок появляется на свет мертворождённым, и в финале герой в одиночку уходит в закат под струями дождя. Остается вопрос: что же было в других сорока семи вариантах концовки?
Нэнси Митфорд «В поисках любви». Линда, главная героиня книги, на протяжении всей истории находится в поисках единственной любви своей жизни, и в самом конце находит её в лице французского аристократа по имени Фабрис. Однако начинается Вторая мировая война, Фабрис присоединяется к Сопротивлению и погибает на войне, а Линда умирает при родах. Получается, автор пытается нам сказать, что поиск истинной любви и рождение ребёнка просто убило главную героиню? Точно ли это тот посыл, который стоит адресовать читателям?
«Игра престолов», весь восьмой сезон. Пусть и не книга, но очень наглядный пример, как всего за шесть серий растерять зарабатываемый десять лет кредит доверия и слить развитие всех персонажей в канализацию. Даже если сам Мартин так всё и задумывал, шоураннеры не сделали ничего, чтобы подвести героев к такому концу, а в некоторых случаях персонажи и вовсе диаметрально меняются в рамках всего одной серии. Канонический пример — Джейме Ланнистер. Семь сезонов он выбирался из тени своей сестры-любовницы, в конце седьмого сезона наконец принял волевое решение и присоединился к хорошим парням, нашёл свою истинную любовь, провёл с ней ночь… а на следующее утро бросил её и сбежал обратно к Серсее, чтобы погибнуть с ней рядом.
Can you be more specific about the content of your article? After reading it, I still have some doubts. Hope you can help me.
хчяф