Интервью с Хельгой Воджик: как не потерять запал в работе и любить то, что делаешь
Хельга Воджик из людей, которые одинаково талантливы во всём. Как писательница она сотрудничает с крупнейшими российскими издательствами, а как иллюстратор — поработала с известными международными брендами, такими как Marvel и DC. Мы встретились с Хельгой и попросили её рассказать, как начинался её творческий путь, как проходят её рабочие будни и как ей удалось выйти на зарубежный рынок.
Я стала рисовать ещё до того, как научилась читать
Меня с детства привлекали динозавры и прочие вымершие существа — есть какое-то завораживающее очарование в некогда царивших на земле гигантах. В семь лет я реально хотела копать пустыню Гоби, когда вырасту. Ну а фильмы об Индиане Джонсе лишь укрепляли во мне жажду приключений. Справедливости ради я также хотела быть Бэтменом, работать вместе с Малдером и Скалли, рисовать мультфильмы и завести собаку. Чётко сбылось лишь последнее желание, однако и все прочие, так или иначе, пригодились и отразились в будущем.
Рисовать я начала ещё до того, как научилась читать. Мечтала о школе ИЗО, но не сложилось. Писать я стала гораздо позже. В средней и старшей школе были первые попытки: рассказ о брошенном псе, пара баллад о китах и нечисти и задел для научно-фантастического триллера о поисках артефакта в дебрях Амазонки. В принципе, по основным элементам моё творчество не сильно изменилось: я по-прежнему обожаю китов, щедро сдабриваю книги монстрами, а нотки триллера, приключений и загадочных древних тайн присутствуют в каждой из моих историй.
Потом было ещё несколько «детских» попыток. Я их не то, что не публиковала в школьной газете, даже не показывала никому. А в писательство пришла вынужденно. У меня уже был придуман мир Тхару, герои и их история. Я жутко хотела нарисовать графическую новеллу, но мне тогда ещё не хватало умений перенести картинку из головы на бумагу в виде рисунка. Поэтому текста становилось всё больше, и в итоге какие-то моменты стало проще подать через него. Так и родился компромисс — иллюстрированное фэнтези. Позднее я поняла, что такая форма повествования для меня самая комфортная.
Первый роман я написала в 2019 году. Пожалуй, с этой даты и стоит вести отсчёт. Хотя и до этого удались несколько приличных рассказов, которые я до сих пор люблю. Например, «Время вкуса корицы», написанное в 2012 году, или антиутопия «Продление» 2018 года.
Мир Тхару родился из пустяка
Фэнтези привлекает тем, что позволяет моделировать не только свой мир, но и свою мифологию. Мне комфортно работать в этом жанре именно благодаря широкому простору, на котором может уместиться всё — от бестиария и мифологии до архитектуры и волшебства. При этом все герои мира, в котором нет людей, будут неисправимо человечными, и их поступки и чувства будут понятны нам, живущим в, казалось бы, совершенно непохожей на мир меча и магии реальности. Плюс, фэнтези позволяет добавлять и смешивать многие элементы — хоррор, триллер, роуд-стори, задавать через героев и сюжет вечные вопросы.
Рисунок Хельги Воджик
Сказки хороши тем, что, уводя нас от реальности, неизменно приближают к её пониманию.
Мир Тхару родился из прорехи на шарфике одного, случайно нарисованного тряпичного человечка. Звали его Чеба, и жил он в Пугатоне. Началось это в 2005 году, долго росло, менялось и расширялось. А в 2016 произошло расширение вселенной и редизайн персонажей. Так что сам Тхару как мир трёх рас — элвингов, бистов и аллати — берёт начало с этого года и с того момента, как юная длинноухая девочка Эша покидает родной Пугатон и отправляются навстречу приключениям. К 2019 году у меня накопилось столько заметок, что было уже стыдно не иметь хоть чего-то «причёсанного» и завершённого. И для того, чтобы размяться перед основной историей, я взяла фразу из эпилога черновика и решила написать рассказ. Фраза звучала так: «А ещё у Эши был грифон, которого она спасла в Аббарре…» Что я могу сказать… Сейчас я пишу четвёртую книгу цикла, и это далеко не конец истории.
Работа над рукописью моего дебютного романа «Аббарр. Пепел и крылья» заняла у меня около полугода. Но это с учётом уже имеющихся у меня основ и наработок мира, героев, мифологии, флоры и фауны. Ещё несколько месяцев потребовалось на иллюстрации и редактирование.
Что я поняла за это время
- Не нужно гадать, есть ли у тебя силы на книгу, или нет. Нужно брать и делать, иначе никак. Сделаешь — значит, силы есть.
- Не старайтесь сделать идеально в процессе, постоянно переписывая один и тот же кусок. Не теряйте запал.
- Не ждите, что писательство — это всегда праздник. Это работа, и иногда (довольно часто) придётся попотеть.
- Не считайте читателей дураками и не полагайтесь на авось. Если вы чувствуете, что какая-то сцена не вышла, что вы недотянули, если уже сами сомневаетесь в ней — перепишите, иначе потом пожалеете.
- И главное — получайте удовольствие и любите то, что вы делаете.
Рисунок Хельги Воджик
Герои мира песков
Действие моих циклов «Аббарр» и «Архив Тирха» разворачивается в общей вселенной, которая называется «Песок Мэйтару». Хронологически «Архив Тирха» — это приквел, его события происходят до арки «Аббарра». Но если подцикл «Аббарр», в котором сейчас написано две книги из трёх, — это единая история, то романы, входящие в подцикл «Архив Тирха» — это отдельные приключения Эши и Клыкаря. «Коготь Кулуфины», первый роман цикла «Архив Тирха» можно читать самостоятельно, и лучше до «Аббарра». Потом поймёте почему.
Идея приквела родилась спонтанно. Всегда есть то, что остаётся за кадром, например, какие-то небольшие вылазки героев или локации. Приквелы и спин-оффы — это способ показать ещё больше заповедных мест мира Тхару. С их помощью я бы хотела провести читателя по другим оплотам Мэй, а заодно рассказать немного предыстории, о которой просили читатели.
Ашри (Эша) и Клыкарь — отличный пример друзей-напарников, которые нравятся не только мне, но и читателям. И хотя в дальнейшем судьба и раскидает героев по разным путям, в «Архиве Тирха» мне хотелось показать именно их совместные приключения, взаимоотношения и дружбу, чтобы раскрыть историю каждого из них.
Мне есть ещё, что рассказать о героях и мире. И если боги будут благосклонны, читатели совершат путешествие не только по пескам Мэй, но и познакомятся с Парящими Островами Силлурии, суровыми Северными землями и Архипелагом Тысячи Островов. Ключевые события и финал у меня предопределены давно, но я никогда не зарекаюсь от новых приключений, в которые герои могут пуститься между актами основной истории.
Рисунок Хельги Воджик
Сейчас я работаю над романом «Огненный лёд Борумы». Это вторая книга цикла «Архив Тирха» — очередное дело Ашри и Клыкаря на юге пустыни Мэй — оазисе Борума (что означает «Страж») — оплоте, расположенном на самой границе с Белыми Песками Безмолвия, неизведанной территорией, откуда приходят самые лютые песчаные бури и где по легендам обитают монстры из самой Бездны.
А для тех, кому не хватило приключений Эши и Клыкаря, у меня есть бонус — «Путеводитель по Мэйтару». Это сборник статей, куда попадает то, чему не досталось эфирного времени в основных историях.
Ещё у меня совсем недавно вышла книга «Монстры под лестницей». Это совсем иная история, действие которой разворачивается в нашем мире. В ней нашлось место не только локальной магии, но и целому городу, полному загадок и тайн. Это очень летняя и уютная история с щепоткой жутиков.
Каждая книга отличается от другой
Каждая моя книга отличается от предыдущей. Если «Пепел и крылья» — это своего рода роман в рассказах об Эше, то в «Песке и пламени» развиваются уже две линии — прошлое, показанное глазами нового героя, и настоящее, продолжающее начатую в «Пепле» сюжетную ветку Ашри. Композиция выстроена так, что прошлое и настоящее связаны между собой, а порядок глав совсем не случаен. В финале мы делаем круг и замыкаем кольцо. Я очень люблю «Пламя» именно за структуру, пожалуй, именно она отняла у меня больше всего времени.
«Коготь Кулуфины», написанный третьим, тоже имеет свои особенности — здесь мне было важно сыграть на эмоциях, удерживая баланс между лёгкостью развлекательного приключения, красотой и жестокостью окружающего мира, внешней безалаберностью героев и их внутренними страстями и трагедиями. Мир Тхару суров, но при всём этом мне хотелось дать героям и читателям мажорный настрой, толику веры, что всё получится, а финал, так или иначе, будет счастливым.
Каждый авторский мир уникален. Одних ведут герои, других — идея, а третьих — мир. Поэтому сложно советовать другим авторам, насколько им стоит прорабатывать собственный мир. Одни погаснут, закопавших в деталях, а другие, наоборот, будут ковыряться в каждом пёрышке на хохолке своей синей птицы,и ловить вдохновение от перелива чешуек выдуманных ящерозавров.
У меня нет конкретной нормы или ритуалов
Мои книги рождаются по-разному. Мне помогает расширенный план, чем-то похожий на синопсис. При этом на идее я могу писать и без него, просто видя внутри себя всю историю — завязку, сюжет и финал. А могу поддаться порыву и строчить в моменте. Всё это о себе ты понимаешь лишь с опытом. Что будет через книгу или две — не знаю. Может, я найду ещё более комфортный для себя способ.
Хочу вспомнить слова Хаяо Миядзаки «К чёрту логику!» Это не значит, что ваш мир должен быть алогичен, а скорее про то, что для волшебства не должно быть рамок рационального. А внутренняя логика должна быть в каждом, даже самом фантастическом, мире. У меня есть огромная таблица времени и событий по «Песку Мэйтару». Я люблю схемы и упорядочивание хаоса.
Ещё я верю в «лучшее решение»: чем сильнее погружаешься в мир и историю, тем больше мозг вовлечён в обработку всех возможных вариантов.
И иногда, уже в процессе, план корректируется, так как появляется «лучшее решение». Но ключевые точки и финал, как правило, не меняются. Изменения в основном не про «что», а скорее о том «как» показать и рассказать это «что».
У меня нет конкретной нормы и ритуалов. Обычно я стараюсь писать каждый день, хотя бы немножко: маленький шаг вперёд всегда лучше топтания на месте. Но иногда я рисую целыми днями и могу не написать ни строчки. А иногда наоборот. Это зависит не от вдохновения, а скорее от дедлайнов. Но при этом я могу обдумывать очередную сцену или миф. И да, мне важна идея. Особенно для таких книг как «Монстры под лестницей». Идея, которая будет интересна мне. Когда ты понимаешь, что нашлось оно, лучшее решение, всё становится яснее и понятнее.
Пусть ваш путь будет уникальным
С 2014 по 2021 год я работала с зарубежными компаниями. Это был увлекательный период моей жизни. Всё началось с того, что я отправила тестовые работы одному из издателей, прошла отбор, а дальше меня уже стали приглашать и другие. Я не участвовала в работе над комиксами для Marvel и DC, это другой пласт гик-культуры. Я рисовала коллекционные скетч-карточки по разным франшизам, а также тематические выпуски.
Скетч-карточки (sketch cards) — это нарисованные вручную карточки размером 2,5 на 3,5 дюйма. Художники рисуют их на специальных бланках, предоставляемых издательством, на заданную тему. Затем эти маленькие уникальные рисунки упакуются случайным образом в наборы (там есть и печатные карточки, и карточки с автографом, и прочие артефакты) и таким же случайным образом попадаются при покупке коллекционерам. Я всегда любила такие штуки, поэтому именно скетчи стали той сферой, в которой мне хотелось себя проявить. За это время мне удалось прикоснуться к любимым мной мирам и историям, официально поучаствовать в лицензионных выпусках по ним. Это «Мстители», «Стражи Галактики», «Ходячие мертвецы», «Игра престолов», «Хоббит» и другие.
Официальные скетч-карточки Хельги Воджик
К сожалению, в нашей стране это явление не имеет истории и такого бурного развития, а всё моё сотрудничество с западными компаниями на настоящий момент по понятным причинам приостановлено.
Я не могу сказать, подходит ли мой путь только для иллюстраторов, или же писатели и сценаристы тоже могут так попасть в зарубежные компании. Боюсь, что мои советы могут стать всего лишь ошибкой выжившего. У каждого свой путь, пусть у вас он будет своим, уникальным, отличным от моего.
Your point of view caught my eye and was very interesting. Thanks. I have a question for you.