Автор бестселлера «Мара и Морок» рассказывает, как написать успешное фэнтези
Начинающие писатели считают, что пробиться в издательство и получить большие тиражи в современной ситуации невозможно. Лия Арден своим примером опровергает истинность подобных утверждений. Она начала писать лишь в январе 2019 года, а год спустя ее роман «Мара и Морок» трехтысячным тиражом без минимального продвижения вышел в издательстве «ЭКСМО». Два с половиной года спустя «Мара и Морок» считается одним из главных русскоязычных бестселлеров в жанре Young Adult. Совокупные тиражи писательницы перевалили за полмиллиона экземпляров, а выход каждой новой книги превращается в событие. Специально для блога Delibri Лия Арден делится секретами своих продуктивности и успеха.
Каждый писатель должен научиться трём вещам
- Начинать. Не надо бояться чистого листа. Если мысли не идут, просто напишите список понравившихся имен, которые будете использовать в истории, или опишите внешности персонажей. Лист уже будет хоть чем-то заполнен, и страх пустоты, скорее всего, отступит.
- Заканчивать. Многие бросают рукопись на полпути, но без финала у вас не получится книги, вам нечего будет предложить читателям. Обязательно дотащите себя и персонажей до логического конца. Даже если останутся провисания, это не так страшно, любые огрехи или нюансы можно будет исправить на стадии редактуры.
- Редактировать. Невозможно начать редактировать, пока нет финального варианта рукописи. Только дойдя до конца, вы поймете, о чем ваша история и нужно ли в ней что-то менять. Иногда я даже пишу весь цикл целиком и только потом начинаю его редактировать и лучше увязывать книги между собой.
Я пишу очень быстро
Я — трудоголик и живу в Южной Корее. Условия жизни и характер научили работать постоянно и без выходных, поэтому я пишу очень быстро. На написание черновой рукописи уходит от четырех до восьми недель. Вот как это работает.
У меня есть ежедневная норма. Изначально я писала по 1600 слов в день, сейчас норма увеличилась до 2000 слов. Разумеется, не каждый день получается соблюдать конкретно это количество. Бывают дни, когда на меня нападает вдохновение и я пишу больше, а иногда слова даются совсем тяжело — и я пишу меньше.
Главное — работать каждый день. Стоит только дать себе послабление хотя бы на пару дней, и вернуться в прежний ритм будет очень тяжело.
Я люблю бросать себе вызовы. Однажды поставила себе задачу писать по 4000 слов в день. Опыт длился пару недель, повторять его в течение такого же количества времени я не хочу. Но изредка можно.
Норму нужно ставить именно по количеству слов, а не по затраченному времени. Бывало, я писала 2000 слов буквально за два часа. А если текст совсем не шел, то тратила на тот же объем целый день.
Нужно менять распорядок дня. Иногда я пишу по утрам, иногда — по вечерам. Когда график приедается, то дни становятся похожими один на другой. Но если менять распорядок дня, то в жизни появляется разнообразие. Мне такой подход помог.
Хотите издать книгу или получить бесплатную консультацию? Заполните форму и наши специалисты свяжутся с вами ❤
Я всегда ставлю себя на место читателя
Все авторы делятся на садовников и архитекторов. Садовники руководствуются принципом «что выросло, то выросло». Архитекторы тщательно выстраивают сюжет по кирпичику. Я так не могу.
Работая над рукописью, я ставлю себя на место читателя. Я не очень усидчивый человек, поэтому мне важнее всего увлечь себя саму. Черновая рукопись должна удивить и вызвать эмоции в первую очередь во мне самой.
Даже садовники не работают с нуля. Почти все писатели заранее прописывают для себя какие-то ключевые моменты, связки и кульминацию происходящего. Но вот как именно герои дошли до этой кульминации, как все увязалось между собой — все эти детали я предпочитаю узнавать в процессе.
Бывает, я начинаю писать книгу, не придумав ее концовку. Мне приходится продумывать все сюжетные линии, расширять и дополнять их. В процессе мозг обрабатывает огромное количество информации, пытается выстроить ее в логическую цепочку. К середине я, как правило, уже знаю все, что нужно знать.
Сюжеты приходят сами
В большинстве моих книг сюжет пришел сам. Не целиком и полностью, но основные опорные точки появились сами собой, а остальное придумывалось в процессе написания. Лишь однажды сложилось иначе: я вынашивала несколько несвязанных между собой идей и потом они сами соединились. В тот момент я писала другой сюжет, продумывая новые идеи на задворках сознания и без особых усилий. Но когда села писать историю, казалось бы, разрозненные детали начали складываться вместе.
В фэнтези мир и персонажи имеют одинаковое значение
В фэнтези важны не только персонажи, но и мир, в котором они живут, мифология и вера, которые их окружают. Все вместе формирует единую картину.
В героях для меня важнее отношения между персонажами. Они должны быть интересны и сами по себе, но для хорошей истории недостаточно одного героя. Нужны те, с кем он будет дружить, сталкиваться во мнениях и ссориться. Нужны те, против кого он будет сражаться и кто ему понравится. Думаю, все читатели любят наблюдать именно за развитием взаимоотношений.
Я пытаюсь не перегружать читателя информацией о мире — стараюсь давать ее по крупицам, не заваливать деталями и сразу переходить к динамике в сюжете. Но если вижу, что понимать происходящее без определенных знаний будет сложно, приходится вываливать на читателя нужные данные буквально в первых главах, а затем потихоньку добавлять следующую информацию по ходу сюжета.
Я задействую все органы чувств, когда работаю над антуражем. Описываю, что персонаж видит, чует, слышит и чувствует, в надежде, что эти ощущения вызовут у читателя стойкие ассоциации с нужными мне образами.
Когда я прорабатываю мир, то много читаю о разных местах. А путешествия помогают придать выдуманному месту реалистичности — мне было бы очень тяжело описать ощущения персонажа в пустыне, если бы я там никогда не была. Если копать глубже, то надо было бы побывать во многих пустынях, чтобы в бо́льших деталях описать именно ту, которую ты подразумеваешь. Пустыни ведь бывают разные. Будь это возможным, я бы во все нужные места ездила лично, чтобы набраться опыта. Но пока приходится использовать имеющийся бэкграунд, а остальное черпать из книг, видео и рассказов других людей.
К различным источникам я обращаюсь на протяжении всей работы над рукописью. Но объемы работ зависят от уже имеющегося в голове. Я пять лет изучала в университете культурологию, мифологию, философию и историю абсолютно разных стран. Поэтому определенный запас знаний есть, просто что-то я помню лучше, что-то — хуже.
Пиши быстро, редактируй потом
Я пишу очень быстро и никогда не редактирую текст до того, как его закончу. Если вы напишете несколько глав и начнете их редактировать, то рискуете навсегда застрять в этом порочном круге и так никогда и не закончить рукопись.
Написав черновую рукопись, я откладываю ее в сторону на срок от месяца до полугода. Предпочитаю вернуться к тексту уже после того, как он уляжется в голове, а затем взглянуть на него свежим взглядом. Именно на этом этапе решаю, стоит ли расширять или наоборот сокращать сюжетные линии, расписывать или выбрасывать сцены.
Каждая моя книга проходит через несколько этапов редактуры. Прежде чем отправить текст в издательство я сама минимум трижды редактирую его.
Объем моих правок при редактуре варьируется от книги к книге. Бывает, ограничиваюсь незначительными правками, а иногда сильно увеличиваю объем. Например, объем романа «Илос. Начало» после моей редактуры увеличился минимум на двадцать процентов.
Писательство — это работа вдолгую
Чтобы зарабатывать хорошие деньги, книге недостаточно быть бестселлером. Ей нужно становиться лонгселлером — хорошо и стабильно продаваться в течение долгого времени.
Второе условие — необходимо наличие большого бэклиста. Если человек написал всего одну книгу, пусть даже она продастся тиражом в 50 000 экземпляров, много он не заработает. Мои нынешние хорошие роялти в «ЭКСМО» появились не потому, что «Мара и Морок» — бестселлер, а потому, что помимо «Мары» у меня в продаже есть еще с десяток книг. Хорошие выплаты зависят от количества книг и тиражей. Поэтому нужно постоянно работать и выпускать в год минимум одну-две книги, которые будут стабильно продаваться и допечатываться.
Сарафанное радио работает
«ЭКСМО» почти не вкладывалось в релиз «Мары и Морока». Из-за пандемии я сама нашла пятнадцать блогеров, договорились с ними об отзывах, за свой счет заказала на «Лабиринте» книги, и им еще пришлось забирать посылки из пунктов самовывоза. Большинство блогеров прочитало книгу почти сразу после получения и выложило отзывы. И все же мне кажется, что главный двигатель успеха книги — сарафанное радио. Люди читали «Мару», советовали ее друзьям, и число моих читателей множилось.
*В материале использованы фото из личного аккаунта Лии Арден из социальных сетей, арт к роману «Мара и Морок» kartinkin.net