Какие темы были популярны в литературе в 2021 и нужно ли автору следить за трендами
Пандемия коронавируса серьёзно ударила по книжному бизнесу и сказалась на читательских предпочтениях: возрос спрос на электронные и аудиокниги. Набирают популярность аудиоспектакли: «Ловец видений» Сергея Лукьяненко, аудиосериалы: «Пост» Дмитрия Глуховского, «Просто Маса» Бориса Акунина и «Тени тевтонов» Алексея Иванова и подкасты. Интересно, что большая часть новых слушателей в предыдущие пять лет вообще не поглощала книги ни в каком виде.
В 2020 году на площадках самиздата Author.Today, «Литмаркет» и «Литрес.Черновики» появились новые произведения уже давно состоявшихся писателей. Там начали публиковаться Олег Рой, Антон Чиж, Ник Перумов, Сергей Лукьяненко, Алексей Пехов и Олег Дивов. Авторы экспериментируют с формой и форматом, выкладывают книги по главам и превращают в своего рода литературные сериалы, затягивающие читателей на несколько месяцев.
Сериализация контента — изобретение не новое. В своё время такими сериалами на страницах журналов выходили новые романы Диккенса и Достоевского. Сейчас же подача контента регулярными периодическими частями позволяет издателям встроиться в рваный ритм жизни современного читателя.
Вот что говорит об этом генеральный директор «Литрес» Сергей Анурьев:
«Читатель отходит от формата, ему не нужен роман Пелевина два раза в год, ему нужно, чтобы Пелевин писал каждый день, но короткие статьи, и он готов за это платить».
Разбираемся, какие тренды в литературе сейчас популярны и нужно ли им следовать.
Художественная литература
В 2020 году в литературе образовалось два противоположных тренда. В начале пандемии от читателей появился запрос на мрачную, практически постапокалиптическую литературу, в которой человечество в результате смертоносной пандемии оказывалось на грани или за гранью вымирания.
Появились допечатки таких романов, как «Противостояние» Стивена Кинга, «Вонгозеро» Яны Вагнер и «Пандемия» А. Дж. Риддла, Вадим Панов переиздал под новым названием цикл «Аркада», а Михаил Веллер «переодел» сборник «Москва —Апокалипсис». Появились и новые проекты, например, «Постэпидемия.рф», для которого известные российские фантасты Сергей Лукьяненко, Вадим Панов и другие написали рассказы о том, как изменится жизнь в России и мире после эпидемии.
Но по мере того как пандемия затягивалась, спрос на такие книги упал. Люди устали от карантина, самоизоляции, масочного режима и невозможности провести отпуск в другой стране. Они стали искать спасение в литературе, которая поднимает настроение. Это может быть совершенно любой жанр, от фантастики и фэнтези до исторического романа, комедии или романтической истории. Главное, чтобы книга вырывала читателя из объятий действительности и отправляла в мир, место или время, где не нужно постоянно носить маску, смазывать руки антисептиком или измерять температуру.
- Если вы пишете фантастику или фэнтези, нарисуйте утопический мир, полный ярких и светлых красок, в котором герои переживают эпические, но безопасные для них приключения без особого вреда для здоровья. Своего рода анти-«Игру престолов».
- Если вы сочиняете любовные романы, отправьте своих героев в романтическое путешествие к морю и теплу, в экзотические страны подальше отсюда.
- Если вы работаете над детективом или приключенческим романом, поместите его место действия в экзотическую локацию и добавьте красок.
Если смотреть на рейтинг самых популярных книг по итогам 2020 года, верхние строчки там занимают детективы и триллеры. Казалось бы, детективы далеки от эскапистской литературы, но и в их популярности есть свой смысл.
«В 98 случаях из 100 преступник будет пойман, а у тех двух историй, где злодей от сыщика ускользнет, будет продолжение, — считает обозреватель Forbes Наталья Ломыкина. — Читательский спрос показывает, что людям, которые оказались в условиях пандемии и не могут планировать даже завтрашний день, необходима уверенность хотя бы в финале книги».
«И если детективы показали резкий рост в период весенней самоизоляции, то популярность триллеров стабильно увеличивалась в течение всего года», — говорит медиадиректор Storytel Дарья Анжело.
В подростковой литературе сейчас популярны истории, в том числе довольно откровенные, а то и откровенно эротичные, о запретной любви, токсичных отношениях, взрослении и прочих социальных проблемах. Например, «Мятная сказка» Александра Полярного, «Синтонимы» Медины Мирай, «Аспид» Кристины Старк.
Если вы ориентируетесь на англоязычный рынок, там в моде мультикультурализм, инклюзивность и движение OwnVoices.
На практике это значит, что если вы пишете фэнтези или фантастику, тогда описываемое в тексте общество, каким бы оно ни было вымышленным, не должно основываться на западноевропейской культуре.
Последние годы популярны ориенталистское фэнтези, например «Нефритовый город» Фонды Ли, «Маковая война» Ребекки Куанг, «Латунный город» Шеннон Чакраборти, и даже фэнтези, основанное на русской культуре, к примеру «Медведь и соловей» Кэтрин Арден или даже «Тень и кость» Ли Бардуго.
Как правило, мультикультурализм идёт в комплекте с инклюзивностью и OwnVoices. Инклюзивность означает, что среди персонажей обязательно должны быть персонажи разных рас, вероисповеданий и ориентаций, а OwnVoices предполагает, что автор пишет историю, основанную на собственном опыте. Особенно это касается современных романов о запретной любви, токсичных отношениях, абьюзе и других социальных темах.
В последнее время большим спросом на западе также пользуются истории о сильных женщинах и недостатках патриархального общества.
На нашем рынке OwnVoices нашли своё воплощение в виде смешных рассказов представителей самых разных профессий о своей профессии. Например, «Записки сантехника» Славы Сэ основаны на его двадцатилетнем опыте работы сантехника, а «Акулы из стали» Эдуарда Овечкина по большей части повествуют о смешных случаях из жизни экипажа тяжёлого ракетного подводного крейсера стратегического назначения типа «Акула». Примечательно, что оба автора начали публиковать свои истории в Интернете: Слава Сэ ведёт блог, а Эдуард Овечкин выкладывает свои истории на авторском сайте.
Если взглянуть на современную русскую большую литературу, то действие подавляющего числа произведений разворачивается в прошлом. Последние годы особенно популярным стало раннее советское время. «Зимняя дорога» Леонида Юзефовича повествует о малоизвестном эпизоде Гражданской войны, события «Обители» Захара Прилепина разворачиваются на Соловках в конце двадцатых, «Зулейха открывает глаза» Гузели Яхиной рассказывает о раскулачивании татарских крестьян в тридцатые, а сюжет нового романа писательницы «Эшелон на Самарканд» расскажет о спасении пятисот детей из голодающего Поволжья в 1923 году.
Иногда исторические декорации становятся лишь фоном для размышлений о современном обществе. Так, к примеру, в основе «Сада» Марины Степновой лежит идея о том, что бы случилось, если бы в дворянской семье конца XIX века родилась девушка с сознанием начала XXI века, а Шамиль Идиатуллин в «Городе Брежневе» вспоминает утраченную советскую молодость.
Нон-фикшн
Во время самоизоляции резко увеличился спрос на книги о психологии, отношениях и саморазвитии. Люди вынужденно оказались взаперти со своими вроде бы самыми близкими людьми и внезапно обнаружили, что не знают, как находиться с ними рядом в режиме 24/7. Возникла необходимость в книгах по семейным отношениям, поиску общего языка с детьми, родителями и второй половинкой, искусству идти на компромиссы. Те, у кого внезапно образовалось больше свободного времени, наконец-то получили возможность заняться саморазвитием.
По итогам 2020 года первые три позиции в рейтинге продаж сервиса электронных книг «Литрес» занял именно нон-фикшн. На вершине рейтинга продаж оказались «Расширить сознание легально» Владислава Гайдукевича, «Подсознание может всё» Джона Кехо, «Я женщина. Всё о женском здоровье» Ольги Белоконь, «Тараканы в твоей голове и лишний вес» Олеси Галькевич и «Красная таблетка-2. Вся правда об успехе» Андрея Курпатова. В рейтинге бумажных книг одну из верхних строчек заняла мотивационная книга Джен Синсеро «НЕ ТУПИ. Только тот, кто ежедневно работает над собой, живёт жизнью мечты».
«Во время ограничений и самоизоляции, когда люди столкнулись с необходимостью проводить друг с другом в одном пространстве больше времени, чем обычно, вырос спрос на книги об улучшении семейных взаимоотношений — от секса до разговоров о любви, — говорит директор департамента по стратегическим коммуникациям издательской группы «Эксмо-АСТ» Екатерина Кожанова. — Люди по-прежнему увлечены ЗОЖ, альтернативной медициной. Растёт доля лёгких книг про магию, силы природы, кристаллы, фен-шуй. Высок интерес к книгам о медитации и майндфулнесс».
«Видимо, для наших читателей нахождение в самоизоляции стало тем самым временем, когда они смогли заняться собой, задать внутренние вопросы и погрузиться в самих себя», — соглашается с ней директор департамента прикладной литературы издательства «АСТ» Евгения Журавлёва.
«Огромный рост в нон-фикшене в категории книг о личных финансах. В пандемию народ стал максимально интересоваться своими сбережениями и вложениями», — добавляет Борис Макаренков.
Помимо этого набрал популярность ещё один интересный тренд — мода на книги о фактчекинге. Так как мы живём в эпоху фейковых новостей, каждый день в Интернете появляется множество ошибочных и откровенно лживых новостей, в том числе касающихся эпидемии и всего, что с ней связано.
Людям нужна достоверная информация, своего рода медицинский ликбез от надёжных источников, которым они могли бы довериться, поэтому они с радостью обратят внимание на книгу действующего врача или практикующего специалиста.
Пользуются спросом также книги, посвящённые предыдущим эпидемиям, вирусам и истории борьбы с ними, к примеру «Эпидемия. Настоящая и страшная история распространения вируса Эбола» Ричарда Престона или «Пандемия. Всемирная история смертельных вирусов» Сони Шах.
Детская литература
Детская литература остаётся одним из самых консервативных направлений на рынке. Среди лидеров продаж по-прежнему книги и авторы, которыми зачитывалась ещё наши папы и мамы, бабушки и дедушки. И это вполне объяснимо, учитывая, что именно они и являются основными покупателями детских книжек.
Однако это не означает, что детская литература не приемлет новичков. Если родители приходят в магазин с ребёнком, ребёнок сам выберет, что ему интересно. Если родители знают его вкусы, они подберут новинки по нужным тематикам. Если же они ищут что-то новое, то, скорее всего, обратят внимание на яркое, красочное, цветное, качественное издание, предлагающее детям какой-нибудь интерактив. В последние годы очень вырос рынок детских комиксов — сказался выход таких зарекомендовавших себя вещей, как «Хильда», «Кельвин и Хоббс» и «Дневники Вишенки».
За время удалёнки вырос спрос и на развивающие и познавательные книги и энциклопедии. С одной стороны, у родителей появилось больше времени на игры с детьми, и они стали искать, чем бы их занять. С другой — появилась необходимость чем-то занять ребёнка, пока папа с мамой работают, а лишнего компьютера нет. В этом случае хорошие развивающие и развлекательные книги, способные увлечь ребёнка на несколько часов, на вес золота.
Нужно ли вообще попадать в тренды
Одной из отличительных черт книжного рынка является его непредсказуемость. Рецепт идеального бестселлера до сих пор не знает ни один издатель. Верные хиты с треском проваливались в продажах, а никому не известные «тёмные лошадки» расходились миллионными тиражами. Любой тренд может остановиться в любой момент, а читатель всегда может сказать, что хочет чего-то нового.
Учитывать тенденции рынка необходимо, но ещё ни один писатель не стал топом, просто следуя трендам. Не бойтесь экспериментировать и пробовать новые форматы, а главное — пишите о том, что интересно лично вам и о чём хотели бы почитать лично вы.
Если кратко:
В художественной литературе популярны детективы, триллеры, исторические романы, а также любой вид эскапистской прозы, позволяющей сбежать от окружающей действительности в интересной книге. Подростки предпочитают читать о запретной любви, токсичных отношениях, взрослении и других социальных проблемах.
В нон-фикшене пользуются спросом книги о психологии, отношениях и саморазвитии, финансовой грамотности и здоровом образе жизни. Хорошую динамику показывает медицинский ликбез от практикующих врачей, развеивающих самые вредные мифы, связанные как с пандемией в частности, так и со здоровьем в целом.
Потребители детской литературы обращают внимание на классику, обучающие и развивающие книги, энциклопедии, комиксы и сказки.
Bu Gördüğünüz Kompresör Çarpıcı Performansı ile Rakiplerini Geride Bırakır
Your article helped me a lot, is there any more related content? Thanks!
Your article gave me a lot of inspiration, I hope you can explain your point of view in more detail, because I have some doubts, thank you.
Thanks for sharing. I read many of your blog posts, cool, your blog is very good.
I don’t think the title of your article matches the content lol. Just kidding, mainly because I had some doubts after reading the article.