Что делает книгу плохой для читателя, писателя и издателя
Все мы любим читать хорошие книги и советовать друзьям те, что нам особенно понравились. А бывают ли вообще плохие книги? Существует ли универсальный критерий «плохости» того или иного издания? И отличается ли понимание плохой книги для читателей, авторов и издателей? Об этом рассуждаем в нашей статье.
С точки зрения читателя
Универсального определения плохой книги не существует. Абсолютно гениальное произведение может провалиться в продажах, и наоборот, у книги, которую миллионы читателей считают плохой, например, «Пятьдесят оттенков серого» есть миллионы поклонников по всему миру.
Однако критерии, которые обычно заносят в минус тому или иному произведению, чаще всего вспоминаются следующие:
Язык: грамматические ошибки, неправильное построение предложений, подстрочник и топорное изложение мыслей
Но между тем на платформах вроде Author Today у авторов, которые обладают далеко не идеальной грамотностью, сотни тысяч прочтений.
Плоские персонажи, клишированные сюжеты, непроработанный мир, избыток экспозиции и неубедительный финал
Книга, в которой объединялись бы все эти недостатки, не станет бестселлером. Но, как правило, в большинстве произведений встречаются лишь некоторые из этих грехов, причём попадаются они даже у именитых авторов. Например, создателя «Парка юрского периода» Майкла Крайтона критиковали за картонность персонажей и избыток экспозиции, но его романы продавались миллионными экземплярами. Дэну Брауну часто прилетают обвинения в нелогичности сюжетов и притянутости за уши некоторых сюжетных ходов, но это не мешает публике выстраиваться в очередь за новым триллером о профессоре Лэнгдоне в день начала продаж.
Скучно читать: неинтересно, не цепляет, хочется бросить и переключиться на что-то ещё
А вот это, пожалуй, главный критерий, характеризующий окажется ли книга плохой или хорошей для конкретного читателя. Читатель может терпеть плоских героев или непроработанный мир, если сюжет цепляет с первых страниц и никак не хочет отпускать.
Но если книга не цепляет, и каждая следующая глава даётся со всё большим трудом, книгу не спасут ни яркие персонажи, ни изумительный язык автора, ни все выигранные им Пулитцеры и Нобелевки.
И если вы наткнулись на такую скучную книгу, что даже под пытками не факт, что дойдёте до конца, не мучьте себя и возьмитесь за что-нибудь ещё.
С точки зрения автора
Что делает книгу плохой для её создателя? Книга, после которой его продажи пошли вниз? А может быть, наоборот, такой шедевр, после которого автор так и не смог написать ничего лучше? Харпер Ли, например, так и осталась создательницей одной книги, ведь опубликованный уже на закате жизни писательницы роман «Пойди поставь сторожа» — это первая версия «Убить пересмешника», отвергнутая в своё время редакторами.
Какие же вещи могут повредить автору?
Повторы и самоповторы
Читатели любят сериалы/циклы, потому что не хотят расставаться с любимыми героями. Издатели любят сериалы/циклы, потому что они гарантированно продаются. Большинство авторов сталкиваются с искушением продолжать писать о приключениях одних и тех же героев, но как долго можно поддерживать планку качества на должном уровне и в каждой следующей книге заново переизобретать правила игры? Одно дело, когда продолжение значительно отличается от того, что было раньше, как, например, в серии Джона Скальци «Война старика». Однако, если цикл начинает скатываться к привычной формуле и становится шаблонным, он перестаёт приносить пользу.
Чтобы скатиться к шаблонности, не обязательно писать циклы, достаточно каждую книгу писать по одной и той же формуле. Так поступает знаменитый автор сентиментальной литературы Николас Спаркс. Все его произведения сводятся к нехитрой формуле: «Есть он, а есть она, и есть причины, мешающие им быть вместе. Если книга закончится хорошо, они должны пострадать перед хеппи-эндом. Если книга кончится трагически для одного из героев, перед этим он должен испытать момент счастья». Новинки продолжают продаваться, но у преданных читателей все они уже давно сплелись в общую кучу, и ни одна не достигла уровня первых романов Спаркса — «Дневника памяти» и «Спеши любить».
Если автор перестаёт учиться, развиваться и пробовать что-то новое, если он думает, что он уже всего достиг и начинает писать по шаблонам, он ещё сможет какое-то время держаться на вершине и радовать старых поклонников, но новых уже вряд ли привлечёт
Излишние эксперименты
Обратный пример. Многие авторы не хотят ограничивать себя рамками одной серии или даже одного жанра и с каждой новой книгой переизобретают себя заново. Так поступает Дмитрий Глуховский (признан в РФ иноагентом), который в перерывах между романами вселенной «Метро» писал что-то совершенно иное. Но не все эксперименты одинаково полезны. Если автор постарается слишком сильно отойти от того, что приносило ему успех в прошлом, он рискует растерять читателей, которые ждут от него совсем другого. Прежде чем подаваться в эксперименты, нужно сначала нарастить такую аудиторию, которая прежде всего ждёт новую книгу конкретно этого автора, и неважно в каком жанре. Яркий пример — Стивен Кинг.
С точки зрения издателя
У издательств совершенно другой подход к оценке того, насколько хорошей удалась та или иная книга. Более того, большинство претензий, которые могут предъявить к книге возмущённые читатели, издатели способны превратить в достоинства.
- У книги нет аналогов? Уникальное издание!
- Слишком похоже на книги писателей А и Б? Идеально подходит для поклонников писателей А и Б.
- Книга плохо написана, или язык автора недостаточно хорош? Книга публикуется в оригинальной авторской редакции.
Единственный критерий, который имеет значение для издателя — продаётся книга или нет. Если первый тираж книги уходит в ноль, не имеет значения, что у неё внутри, но если же издание мёртвым грузом ложится на склад, здесь уже начинаются вопросы
Причём провал одной книги издатель может простить. Издательский бизнес полон рисков, и при составлении планов редактора заранее учитывают, что не все новинки могут выстрелить. Возможно, у книги было неудачные название и обложка, плохая рекламная кампания или просто ей не повезло с датой выхода. Неудачи бывают у всех.
Но вот ко второй книге нового автора внимание будет более пристальным. И если и вторая книга уйдёт в стоки следом за первой, тогда уже появится вероятность, что контракта на третий роман писателю уже не предложат.
Получается, что универсального определения плохой книги найти не получается, для каждого человека это понятие имеет совершенно разные значения. Более того, для автора, издателя и читателя понимание плохой книги может разниться. А что делает книгу плохой для вас? Пишите в комментариях к статье ⬇