Как себя чувствует российский книжный рынок в начале 2023 года
У капитана Малкольма Рейнольдса, главного героя культового научно-фантастического сериала «Светлячок», была одна цитата, идеально описывающая ожидания игроков российского книжного рынка в марте прошлого года: «Говорит капитан. У нас возникли небольшие проблемы. Нас немножко потрясёт, а потом мы, возможно, вообще взорвёмся». В 2022 году книжный рынок пережил уход ряда крупных игроков и зарубежных правообладателей, типографии были вынуждены заново выстраивать логистические цепочки, а себестоимость продукции выросла на 15—20%. Однако наиболее мрачные прогнозы всё-таки не сбылись, и к концу года рынок даже может похвастаться небольшими достижениями. Впрочем, обо всём по порядку.
Насколько всё плохо?
В денежном исчислении российский книжный рынок за 2022 год вырос на 20% и составил 119 млрд рублей. Но в количественном упал на 6%, до 252 млн экземпляров — весь рост пришёлся на повышение цен.
Главным фактором повышения цен на 15—20% стало увеличение себестоимости производства. В среднем по рынку полиграфические услуги подорожали на 20—35%. Для Delibri рост себестоимости составил 25%.
В России почти не производятся некоторые типы бумаги, например, мелованная и кремовая пухлая. До 24 февраля 2022 все необходимые запасы закупались в Европе, но в марте поставки замедлились, а в апреле окончательно прекратились. В принятый 8 апреля пятый пакет санкций попали бумага, картон, типографский клей, УФ-лак и любое оборудование для печати.
Однако российским типографиям довольно быстро удалось найти альтернативных поставщиков. Краски теперь приходят из Южной Кореи, бумага из Турции, печатные машины из Индии, а расходные материалы из Китая.
«У нас были минимальные проблемы с ограничением поставок, и в основном вендоры (физические или юридические лица, которые продвигают и поставляют товары под собственным брендом) западного оборудования, поставщики которого ушли из России, нашли альтернативные поставки этих же комплектующих и материалов из Китая и дружественных стран, — рассказывает исполнительный директор АО «Т8 Издательские технологии», генеральный директор издательства Delibri и издательской платформы Rugram Виктор Левченко. — Нам почти ничего не пришлось искать самим, но какие-то проблемы мы решали самостоятельно».
Окно возможностей
Согласно данным Всероссийского книжного рейтинга, в первом полугодии 2022 года на зарубежных авторов приходилось примерно 72% от самых читаемых в России книг. Однако в ближайшее время эта цифра изменится. После 24 февраля сотрудничество с российскими партнёрами приостановили многие западные издательства (включая представителей «Большой пятёрки» — Penguin Random House, Hachette Book Group, Simon and Schuster и Macmillan), литературные агентства и отдельные авторы, в том числе Нил Гейман, Джоан Роулинг и самый продаваемый писатель в России по итогам 2021 года — Стивен Кинг.
Все последствия от ухода зарубежных партнёров книжный рынок прочувствует только в этом году: между покупкой прав и выходом книги обычно проходит от 12 до 18 месяцев, так что как минимум на первую половину 2023 года планы у издателей расписаны, а вот дальше начнутся потери. Договора на новинки уже не подписываются, так что русскоязычным читателям не стоит ждать новый роман Стивена Кинга «Сказка» или шестую книгу о расследованиях Корморана Страйка, а вот ранее заключённые контракты продолжают действовать до истечения срока.
В отсутствие привычных лидеров неизбежно появится необходимость заполнять похудевшие редакционные портфели. Да, часть новых имён придёт из-за рубежа — в издательских анонсах уже встречается экзотика вроде арабского или индийского фэнтези, румынского хоррора и французской научной фантастики. Но по большей части замены будут искать среди русскоязычных авторов, для которых открывается окно возможностей. Тем более что ряд топовых российских писателей в 2022 году пополнил ряды иностранных агентов. Согласно действующему законодательству, это означает, что все книги Дмитрия Глуховского (признан иноагентом), Дмитрия Быкова (признан иноагентом) и ряда других литераторов должны будут продаваться в плёнке, с обязательным рейтингом 18+ и упоминанием иноагентского статуса.
Главным источником новых имён должен стать самиздат — в нынешних условиях выход любой книги неизвестного автора станет риском, а имеющаяся статистика продаж и уже сложившаяся аудитория — факторы, этот риск понижающие. Собственно говоря, отечественные издатели и раньше искали новых звёзд на ресурсах самиздата, к примеру, автор «Синтонимов» Медина Мирай изначально выкладывала свои тексты на WattPad, а автора бестселлера «Мара и Морок» Лию Арден и вовсе нашли в самотёке.
За 2022 год рынок самиздата вырос на 15% и оценивается теперь в 3,3 миллиарда рублей.
«Для новых авторов есть прямая логика: зайти на рынок и стать замеченным. Конечно, когда традиционное издательство открывает на автора охоту, оно хочет получить какую-то информацию о его заслугах. И если их нет, то ему будет очень сложно попасть к традиционному издателю. Но если в самиздате книги показали хороший результат, то это огромный фактор для того, чтобы традиционный издатель принял положительное решение».
Виктор Левченко, исполнительный директор АО «Т8 Издательские технологии», генеральный директор издательства Delibri и издательской платформы Rugram.
Что пользуется спросом
В художественной литературе в 2022 году высоким спросом пользовались книги, способные максимально отвлечь от текущей новостной повестки — любовные романы, фэнтези, динамичные триллеры.
С каждым годом наблюдается всё больший спрос на азиатскую культуру — российский читатель хорошо покупает и мангу, и вебтуны (южнокорейский цифровой комикс), и текстовые корейские, китайские и японские романы. Лидеры продаж в этом сегменте исчисляются в сотнях тысяч экземпляров — манга Тацуки Фудзимото «Человек-бензопила» разошлась тиражом в 308 тысяч копий.
Самый неожиданный тренд 2022 года — резкий всплеск популярности российских графических романов — в топы продаж книжных магазинов попал цикл сценариста и художника Фёдора Нечитайло «Земля королей».
В сегменте нон-фикшен потеряли всякую актуальность книги о бизнесе, инвестициях и саморазвитии. А вот исторические издания и книги по психологии, напротив, расходились словно горячие пирожки. К примеру, книга «К себе нежно» журналистки Ольги Примаченко за год разошлась тиражом свыше 400 000 копий — с учётом бумажных, электронных и аудиоверсий.
Что ещё представляет опасность для рынка
5 декабря 2022 года президент Владимир Путин подписал закон о полном запрете «пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений и предпочтений и распространения среди детей информации, способной вызвать у несовершеннолетних желание сменить пол». За нарушение закона для юридических лиц предусмотрены штрафы до 5 миллионов рублей, либо полная остановка работы на срок до 90 дней.
Автор законопроекта, депутат Государственной думы Александр Хинштейн, заявляет, что под запрет попадают любые произведения, в которых подчёркиваются преимущества или равнозначность гомосексуальных отношений по сравнению с традиционными. Для книжного рынка это означает потерю очень большого сегмента книг — в современной западной (да и в восточной, по правде говоря) литературе квир-персонажи присутствуют практически по умолчанию, да и на российском рынке в прошлом году книги о не совсем традиционных отношениях были одним из главных драйверов роста. Совокупный тираж скандально известного романа «Лето в пионерском галстуке» (авторы книги признаны иноагентами) к началу зимы превысил 300 000 экземпляров.
Отсутствие чётко прописанных критериев «пропаганды» повышает риски издателей.
«Закон написан так, что не позволяет как-то определённо осознавать и применять ограничения, — говорит Виктор Левченко. — И так как он неопределённый, то открывает огромное поле для злоупотреблений и самоцензуры. Потому что из текста документа непонятно, что может быть признано нелегитимным, а что не может. В такой ситуации ряд игроков рынка просто предпочтут не связываться и не издавать авторов, опасаясь риска. А самоцензура плохо сказывается на рынке».
Как дела с электронными книгами
Ушедший год выдался непростым и на рынке электронных книг. Если в предыдущие годы сегмент рос по 50—60% в год, то в 2022 году его прирост составил всего 5,5%.
Причин подобного спада немало. Из-за блокировки ряда социальных сетей издатели лишились нескольких каналов маркетинга. Из-за отказа от сотрудничества ряда зарубежных авторов серьёзно сократился ассортимент — в отличие от бумажных изданий, электронные книги той же Джоан Роулинг исчезли из продажи практически сразу. Из-за ухода Apple Pay и Google Pay сервисы потеряли часть подписчиков и вынуждены были перестраивать системы оплаты.
В 2022 году с российского рынка ушли два крупных иностранных игрока — Storytel и Bookmate (основатель сервиса, ирландская компания Bookmate Limited признана в России иноагентом). Правда, сами сервисы по большему счёту остались — библиотека Storytel перешла «Литресу», а Bookmate вошёл в подписку Яндекса, сохранив большую часть каталога.
А в ноябре на рынке появился ещё один крупный игрок — МТС запустил сервис «Строки». Приложение доступно абонентам всех операторов, стоимость подписки начинается от 299 рублей, но тем, кто читает много, придётся раскошелиться как минимум на 549 рублей.
И МТС, и Яндекс активно вкладываются в раскрутку своих новых сервисов и заманивают читателей эксклюзивами. Например, «Бронепароходы», новый роман автора «Сердца Пармы» Алексея Иванова в электронном виде можно прочесть только в Bookmate.
Что вам с этого?
Самые мрачные прогнозы на 2022 год не оправдались, но многие издатели готовятся к тому, что худшее ещё впереди: запасы переводных книг будут иссякать, себестоимость, скорее всего, вырастет и дальше, а находить запчасти для выходящего из строя оборудования станет ещё труднее.
- Продолжать писать — интерес к книгам у россиян возрастает, а издатели остро нуждаются в новых авторах.
- Есть смысл издаваться самиздатом, так как это позволяет быть независимым, самостоятельно регулировать размер авторского вознаграждения и сохранить авторское право. А ещё стать заметным среди больших издателей, потому что хоть они и нуждаются в русскоязычном контенте, но система отбора авторов и бюрократия не изменятся.
- Помимо бумаги, издавать книгу в электронной и аудиоверсии, чтобы с помощью разных форматов дотянуться до большего количества читателей.
- Необходимо планировать сроки издания своей книги: загруженность типографий, импорт сырья, производство и задержки всех остальных процессов из-за санкций не могут обеспечить срочную печать.
- Сравнивать цены на рынке: мы рекомендуем авторам не подходить к вопросу выбора издательства поверхностно, так как от этого зависит результат конечного продукта. Изучайте полноту пакета услуг, команду специалистов, которая будет работать над вашей книгой.
Thanks for sharing. I read many of your blog posts, cool, your blog is very good.
Your point of view caught my eye and was very interesting. Thanks. I have a question for you.