Как написать интересного положительного персонажа: 10 рабочих советов
Мы все любим, когда в книгах правда торжествует, добро побеждает зло и силы тьмы оказываются загнаны в ту самую дыру, из которой они вылезли на первой странице. Однако часто бывает так, что отрицательные персонажи порой получаются харизматичнее и интереснее положительных, а иногда даже и полностью затмевают их. Как же написать положительного героя, чтобы публика вдохновлялась им и не обращала внимания на его противника? Мы собрали подборку интересных советов, как сделать вашего положительного героя объёмным и интригующим.
Человек в чёрном бежал через пустыню, и стрелок последовал за ним — создайте предысторию
Персонажи не возникают из ниоткуда. Если только герой не появился на свет на первой странице вашей книги, у него есть определённая предыстория, которая объясняет, кто он такой, что им движет и как он оказался в том месте, где мы встречаем его в начале романа.
Стрелок из «Тёмной башни» Стивена Кинга преследует ушедшего в пустыню Человека в чёрном. Осиротевший Гарри Поттер живёт с дядей и тётей после смерти родителей и даже не подозревает о своих магических способностях. Бен Кеноби рассказывает Люку Скайуокеру, что сражался с его отцом во время Войн клонов, давным-давно, ещё до наступления Тёмных времён.
Не нужно вываливать все эти сведения на читателя уже на первых страницах. Элементы биографии следует подавать порционно, через лирические отступления, монологи главного героя, диалоги, сплетни других персонажей, воспоминания и вставки.
Не стоит вываливать на читателя и все обстоятельства прошлой жизни главного героя, вы пишете не биографию, а роман. Достаточно сообщать те детали, которые необходимы для развития сюжета. Но вы, как автор, должны знать о своём герое гораздо больше, чем говорите читателю.
Синдром Супермена — сделайте героя ближе к реальным людям
Читателей привлекают неидеальные герои: благодаря своим недостаткам они кажутся живыми людьми, ведь в реальном мире идеальных людей не существует, а некоторые и вовсе могут черпать из образа любимого героя силы для борьбы с собственными минусами.
Тони Старк — высокомерный эгоист, не способный прожить без реактора в груди, а по комиксам у него ещё и проблемы с алкоголем. Росомаха потерял всю свою семью и подвергался жутко болезненным правительственным экспериментам. А у Человека-паука проблем и вовсе целый мешок. В школе его унижают и обижают хулиганы, позже он вынужден крутиться как белка в колесе и работать на трёх работах, чтобы свести концы с концами и оплатить аренду квартиры в следующем месяце, а когда они с Мэри-Джейн всё-таки идут под венец, ко всем сложностям супергеройской карьеры добавляются ещё и тяготы супружеской жизни. Просто представьте себе обычный распорядок дня женатого стенолаза: постирать костюм, вынести мусор, успеть сдать материалы к дедлайну, заказать продукты, внести платёж по кредитной карте, сразиться с доктором Осьминогом, спасти мир, купить вина и успеть домой к ужину. С ума сойти!
Ну и к кому читатели проникнутся большей симпатией? К несчастному Спайди или к неубиваемому пришельцу с другой планеты, который обладает пуленепробиваемой кожей, способен летать, обладает рентгеновским зрением и разве что молниями из глаз не стреляет.
Атака клонов — не забывайте про индивидуальность
Если уж авторы «Войн клонов» смогли сделать индивидуальными миллион как две капли воды похожих друг на друга клонов, то уж выделить героя из толпы действующих лиц точно не станет проблемой. Главный герой должен обладать какими-то уникальными лично для него чертами. Тирион Ланнистер — карлик, у Гарри Поттера очки и характерный шрам на лбу, Человек без имени из долларовой трилогии Серджио Леоне за все три фильма ни разу не называет своего имени (другие персонажи зовут его Блонди), а Джек Воробей из «Пиратов Карибского моря» настолько эксцентричен, что порой кажется, что его уже давно заждались в комнате с мягкими стенами и белым потолком.
Вставайте, мистер Фродо, до Мордора ещё далеко — придумайте цель и конфликт
В зависимости от того, в каком жанре вы пишете, суть и масштаб проблемы могут варьироваться. К примеру, Гарри Поттер должен победить злобного тёмного мага, Фродо — отнести кольцо на противоположный край карты Средиземья, сбросить его в вулкан и избавить вольные народы от угрозы Саурона, Филеас Фогг — выиграть пари и обогнуть Землю за восемьдесят дней, а если вы пишете подростковый роман, то целью героя вполне может стать завоевание сердца симпатичной баристы из кофейни, куда он наведывается вот уже два года.
У каждого героя должна быть конкретная цель, которая руководит его поступками. Фродо хочет сбросить кольцо в вулкан, чтобы помочь друзьям, избавиться от этой ноши и вернуться домой, Мартин Иден жаждет пробиться наверх, и ради этой цели занимается самообразованием и становится писателем, а Билли Саммерс из одноимённого романа Стивена Кинга мечтает уйти на покой и ради этого берётся за последнее дело, которое снабдит его деньгами до конца жизни. Разумеется, бывают и тяжёлые случаи, когда разобраться в целях и мотивах персонажа нереально — поди пойми, что вообще нужно Печорину или Обломову! — но в целом поиск смысла и стимула к дальнейшей жизни тоже могут быть достойными целями героя.
Мне очень жаль, Марио, но твоя принцесса в другом замке — создавайте препятствия
Слышите шум? Возможно, это крутятся шестерёнки в мозгу у несчастного сценариста, который ломает голову, о чем бы теперь рассказать на оставшихся двадцати страницах комикса или как растянуть эту историю на целый выпуск. А возможно, это храп, поскольку наши читатели из первого ряда Тэрри, Нил и Стиви уже заснули от скуки.
В нашем мире ничего не получается так просто. На пути реализации даже самого незначительного плана возникают практически нерешаемые сложности. Нести кольцо нужно не в Ривенделл, а аж в Мордор, победить Тёмного лорда можно, только разрушив семь крестражей, принцесса Персик оказывается совершенно в другом замке, а на пути к верхнему этажу пагоды смерти сидит сразу четыре мастера, специализирующихся на разных восточных единоборствах, во главе с Каримом Абдулом-Джаббаром на самой верхотуре.
Путь героя к цели должен быть тернист, извилист и полон трудностей. Трудности закаляют характер, а нерешаемые на первый взгляд проблемы помогают расти над собой. При этом, чем значительнее эти самые трудности, тем больше читатель переживает за героя. Особенно если ему кажется, что изначально у персонажа нет никаких шансов на выполнение миссии. Что может простой хоббит против повелителя тьмы, девяти назгулов и целой армии орков, а простой студент-первокурсник против величайшего тёмного мага в истории? Да даже на Джека Ричера всегда найдутся коррумпированные копы, отряд южноамериканских наёмников и продажный мэр!
Направо пойдёшь, коня потеряешь — поставьте героя перед выбором
Настоящего героя героем делает именно способность в нужный момент делать трудный выбор. Йода предлагает Люку продолжить обучение и стать джедаем, но юноша спешит на выручку своим друзьям. Человек-паук вынужден решать, кого он спасёт — свою девушку или автобус, полный детей.
Способность сделать правильный выбор, принести что-то в жертву и жить потом с последствиями принятого решения — всё это делает персонажа куда более интересным в глазах читателей.
Я ещё стану джедаем, как мой отец, — герой должен эволюционировать
Гарри Поттер из неуверенного в себе ребёнка превращается в одного из самых сильных магов в истории. Тирион Ланнистер из пьяницы и повесы становится десницей короля и руководит обороной столицы в гражданской войне. Люк Скайуокер спасает принцессу, возвращает на светлую сторону силы отца, побеждает Императора и из фермера из галактической дыры превращается в мудрого джедая. Фил Коннорс находит выход из «Дня сурка» и превращается из эгоистичного засранца в человека, который искренне интересуется окружающими.
Главное, запомните две вещи. Первое: даже если персонаж меняется, он не может поменяться полностью — какие-то качества должны оставаться константами. Допустим, вернувшись с кровопролитной войны, ваш герой напрочь утратил чувство юмора и разучился смеяться, но его любовь ко второй половинке остаётся неизменной, ведь именно мысли о ней помогли пережить тот ад, в котором он побывал.
И второе: герой необязательно должен меняться в лучшую сторону. Допустим, герой спасает родную планету от инопланетной угрозы, но в процессе уничтожает целую расу и становится безжалостным убийцей. Так, Энакин Скайуокер из героя Республики и надежды ордена джедаев превращается в палача Императора, а простой старшеклассник становится главой школьного совета и завоёвывает сердце прекрасной баристы из кафе напротив, но в процессе ловит звезду, забывает бывших друзей, да и милая бариста ему уже не нужна, ведь на него вешаются все красотки школы.
Уилсон, спички есть? Герою нужны друг и общество
Если действие вашего романа разворачивается не на необитаемом острове, ваш персонаж просто обязан взаимодействовать с окружающими: общаться с близкими и родными, ходить с друзьями в бар, перемывать кости начальству в курилке, да хотя бы о чём-то переговариваться с газетчиком, молочником и той же баристой из кофейни напротив.
Через эти взаимодействия, привычки и рутину вы сможете показать характер своего героя и лучше раскрыть его. Любит ли он родителей? Часто ли навещает старенькую маму? Легко ли находит язык с новыми людьми? Как к нему относятся в коллективе? Может, он душа компании и без него друзья даже в бар не ходят, потому что нет смысла. А может, его, наоборот, на дух не переносят, и стоит ему уйти, как коллеги за спиной начинают перемывать ему кости. А если он два года не может пригласить одну и ту же девушку на свидание, значит, он человек постоянный, романтичный, но не уверенный в себе и сомневающийся, а может и вовсе застенчивый.
Аналогично на создание характера персонажа работают его привычки и традиции. Может, он вообще не курит, но если нервничает, то может выкурить пачку за полчаса? А может, он ходит в бар и целый вечер сидит там в одиночестве, уставившись в непочатый бокал пива, а может, нервничает и заикается, но в трудные и опасные моменты забывает о заикании и начинает говорить чётко и уверенно? Или он каждый год 31 декабря ходит с друзьями в баню, лишь бы забыть о том, что в тридцать с лишним лет живёт в одной комнате с мамой в типовой советской квартире без единого шанса получить новую жилплощадь? Ну как, нарисовался портрет героя?
Я — Звёздный лорд! Кто? Сделайте первое появление героя эффектным
Приём Гаррисона отлично подходит и для того, чтобы с первого же появления вашего персонажа в кадре заинтриговать им читателя и заставить и дальше следить за его приключениями. Этим приёмом не брезгуют и режиссёры блокбастеров и популярных сериалов. Шерлок Холмс в первой серии нового «Шерлока» хлещет плёткой труп в морге. Индиана Джонс в «Искателях потерянного ковчега» в первой же сцене вынужден доставать артефакт, спасаться бегством от огромного валуна, разбираться с предателями и конкурентами, удирать от толпы туземцев, а в довершение всего мы узнаем, что бравый профессор боится змей. А Звёздный лорд в «Стражах галактики»?
Вступительная сцена, где Питер Куилл, дурачась и подпевая «Redbone», пытается выкрасть какой-то артефакт, настраивает нас на атмосферу всего фильма. А когда в ответ на пафосное «Я — Звёздный лорд» мы слышим недоумевающее «Кто?», то сразу понимаем, что у Квилла огромное эго и завышенное представление о своей значимости.
Ты ничто перед мощью тёмной стороны — создайте достойного противника
При описании антагониста важно помнить, что ни один злодей не считает себя злодеем, у него должны быть какие-то свои, совершенно логичные с его точки зрения мотивы. К примеру, Локи в «Мстителях» пытается править миром, потому что считает людей тупым стадом, которым нужно управлять. А кому ещё править ими, как не самому крутому сыну Одина?
Более того, в зависимости от жанра книги, которую вы пишете, антагонист главного героя не обязательно должен быть злодеем. Возможно, он просто его соперник в борьбе за сердце прекрасной баристы, конкурент на выборы в школьный совет или принципиальный полицейский, который штрафует его за парковку в неположенном месте даже тогда, когда персонаж стоит в пробке или тормозит на красный сигнал светофора.
Главное, не переборщите с харизмой антагониста. Плохих парней писать всегда веселее, и нередки случаи, когда они совершенно затмевают собой главного героя. Кому нужны профессор Ван Хельсинг и Кларисса Старлинг, когда есть Дракула и Ганнибал Лектор?
Статья — блеск.
Спасибо!
Очень интересная и полезная статья. Разложили всё по полочкам!
статья полезная.
Крутейший текст! Ааа, кайф, как здорово написано!
Your point of view caught my eye and was very interesting. Thanks. I have a question for you. https://www.binance.info/it/join?ref=IJFGOAID
Thanks for sharing. I read many of your blog posts, cool, your blog is very good. https://accounts.binance.com/en-ZA/register-person?ref=JHQQKNKN