Ответы на вопросы читателей блога
«Нас часто спрашивают…» и происходит это каждый день. Что такое авторский лист, офсет, почему труд писателя не оценивается по достоинству и другие. Мы несколько месяцев собирали вопросы от наших читателей и подписчиков, чтобы ответить на них в одном материале. Но мы уверены, что вопросы будут ещё, поэтому пишите их в комментариях, чтобы мы готовили ответы.
А теперь переходит к самим вопросам от читателей.
Хотите издать книгу? Оставьте заявку и получите бесплатную консультацию по изданию
Что такое авторский лист и как он выглядит и сколько знаков?
Авторский лист — единица измерения объёма рукописи для печати, а также для уже опубликованных произведений.
В России авторский лист для прозы — это 40 тысяч печатных символов, в том числе знаки препинания, цифры и пробелы. Для стихов — 700 строк, а вместе с иллюстрациями — 3 тысячи см².
Сколько должно быть авторских листов?
Зависит от вашего желания. То есть вы можете выделить весь текст рукописи в Word и посмотреть количество знаков. Например, оно получилось 80 тысяч. Значит, у вас два авторских листа.
40 тысяч знаков 12 шрифтов в Word — примерно 22—24 страницы в зависимости от размера полей. Мы смотрели по стандартным: левое — 2,5 см (1 дюйм), правое — 1,25-1,5 см (около полдюйма), верхнее и нижнее 1,5 — 2 см.
Что такое печатный лист?
Типографские станки печатают на огромных листах, на которые помещаются 64, 32, 18, 8 страниц книги — зависит от формата.
Отсюда 60×90/16 — формат печатного листа 600×900, на нём помещается 16 страниц.
Пример печатного листа
Далее эти листы фальцуют (складывают) и режут по итоговому обрезному формату. Из этого сложенного листа получается так называемая тетрадь. Потом они все собираются в общий блок и сшиваются. Получилась книга.
Для удобства постпечатных процессов на этом листе страницы книги располагаются не друг за другом, а так, чтобы при сложении листа, например, в восемь раз уже в получаемой тетради нумерация шла по порядку.
То есть авторский лист — это объём рукописи, который вы можете посчитать в Word, а печатный лист — большой типографский лист, на котором размещают страницы книги.
Что такое спуск?
И вот монтаж страниц в нужном порядке в нужной ориентации — подготовка спуска.
Пример нумерации страниц на спуске
Комментарий редакции:
Всё печатные процессы, описанные выше, относятся к традиционной печати, то есть к офсету. Но есть и другой способ печати книги.
Цифровая печать — технология получения оттисков из подготовленных электронных файлов. Подготовка печатных форм в этом случае не предусмотрена, а сама печать подразделяется на два типа — лазерная и струйная, в зависимости от способа нанесения краски на бумагу.
В лазерных машинах для создания изображений применяют сухие пигменты, которые фиксируются на бумажном носителе методом запекания, тогда как струйное оборудование представляет собой нанесение на бумагу жидких чернил, которые могут закрепляться под воздействием ультрафиолета. Это также впитывание и окисление.
Например, в нашей типографии «Т8» струйная цифровая печать.
Цифровая печать производится сразу с графических файлов. Она осуществляется при помощи специального оборудования, самый простой, например, лазерный принтер, но не обыкновенный офисный, а специализированное дорогостоящее оборудование, что позволяет иметь на выходе максимально чёткое и качественное изображение. Она незаменима, если вы хотите получить свой заказ максимально быстро. В этом случае изображение практически сразу отправляется с компьютера на принтер. При этом важно знать, что допечатной подготовки не происходит, однако «цифра» позволяет оперативно корректировать текст или изображение перед печатью. А офсет, конечно же, намного медленнее.
Что такое обрез?
Обрез — это кромка книжного блока. Когда печатные листы напечатали, по спуску смонтировали страницы, то их начинают обрезать и собирать в книгу. Он может быть разного цвета, с рисунками, золотом.
Что такое тиснение?
Тиснение — оно же выдавливание рельефного изображения на обложке или корешке. Можно сделать с помощью фольги, золота, серебра, кожи. Чаще всего тиснение используется для дизайна дорогих люксовых или подарочных изданий.
Устройство книги
Что такое КБС и 7БЦ?
У книг бывают мягкие и твёрдые переплёты, а чтобы сшить страницы, используют клей или нитки. Но обо всём по порядку.
Мягкие переплёты
Клеевое бесшвейное скрепление (КБС) — мягкий переплёт с клеевым соединением. Считается самым экономичным и быстрым способом скрепления для любых многостраничных изданий. Это могут быть не только книги, но и журналы.
Обложку крепят на блок книги с помощью термоклея в специальной термоклеевой машине. Перед этим торец блока предварительно торшонируют (вспахивают), потом фрезеруют (срезают с корешка 2—3 см бумаги), для придания корешку шероховатости, чтобы клей лучше лёг на поверхность.
Клеевое швейное скрепление (КШС) — обложка также крепится на книжный блок на клей, но предварительно тетради в блоке и обложка прошиваются нитками.
Твёрдые переплёты
Переплёт 7БЦ — твёрдый целлофинированный переплёт с обложкой из картона с полимерным покрытием, например, матовым или глянцевым. Покрытие наносят методом ламинирования.
Сначала листы книги собирают в блоки. Блоки нитками сшивают в тетради. Затем обложку из картона ламинируют полимерной плёнкой и соединяют с прошитыми тетрадями с помощью ленты форзаца. Дополнительно наносят клей на корешок, а на края крепят капталы — кусочки утолщённой цветной тесьмы.
Переплёт 7Б (7Т) — страницы также собирают в блоки, а блоки сшивают в тетради, а картонную обложку предварительно обклеивают тканью, бумагой или любой другой основой. Полимерная плёнка не используется.
Поэтому в названиях разные буквы: 7Б — твёрдый переплёт № 7 с бумажной основой, 7Т — твёрдый переплёт № 7 с тканевой основой.
Какой минимальный тираж можно издать и помогает ли издательство в продвижении книги?
У нас есть разные инструменты для издания книг.
- Печать по требованию — от одного экземпляра для себя и друзей. Например, три экземпляра.
- Издательская подписка — стоит 55 тысяч рублей и действует 8 месяцев. Вы получите первые 60 экземпляров книги и дистрибуцию в книжные офлайн и онлайн-магазины.
Если ни один из вариантов вам не подходит, то вы всегда можете обсудить объём тиража с нашим специалистом. Мы можем напечатать и 100 экземпляров и 1000, в зависимости от финансовых возможностей автора.
Делает ли издательство корректуру или нет?
Да, наши специалисты делают корректуру, а также редактуру до вёрстки и после вёрстки.
Есть ли сейчас ограничения по объёму печати? Например, когда автору говорят: «Удали 20 страниц, иначе не напечатаем»
В Delibri нет ограничений по объёму, потому что у нас более гибкая система работы с текстами. Редакторы подскажут, как сделать текст лучше и сильнее, могут предложить что-то поправить, но финальное решение всегда за автором. Если автор отказывается, например, вырезать определённый эпизод, который кажется важным ему, но не выглядит таким для редактора, то мнение и пожелание автора специалист учтёт в первую очередь.
Правда ли, что в издательствах сейчас остались одни лишь деньги?
Издательское дело всегда было и остаётся в первую очередь бизнесом. А у любого бизнеса всегда есть две цели: создавать товары и оказывать услуги, которые будут востребованы обществом, и получать с этого прибыль.
Поэтому, когда традиционные издательства предлагают автору издать книгу, они выбирают его с учётом потенциала к продаже. Например, у него интересная рукопись, он уже публиковался где-то сам или в литературных журналах, или у писателя уже есть много поклонников в интернете. Тогда издатель оценивает его капитал и понимает, будет продаваться книга или нет, потому что без продаж издательство не сможет заработать денег, чтобы издавать книги дальше.
К тому же автору тоже важно, чтобы книга хорошо продавалась и он мог получать с неё доход. То есть литература в целом становится бизнесом.
Ещё есть самиздат, например, Delibri. Мы коммерческое издательство и печатаем книги за деньги автора, но опять-таки, если книга хорошо продаётся, это выгодно и автору и нам, потому что он получает авторское вознаграждение. Нам это выгодно тем, что мы открыли нового писателя, который интересен публике. А значит, мы можем обоснованно порекомендовать его для издания уже за счёт издательства Ripol Classic или Rugram.
Правда ли, что хорошо продаются только книги про секс и извращения?
Конечно же, нет, неправда. Вообще, стабильно хорошо продаются учебники, что логично, потому что они нужны школьникам, учителям и студентам каждый новый учебный год. Отсюда возникает фактор сезонности.
Например, перед Новым годом хорошо продаются подарочные книги, сказки. Книги известных писателей, например, Дарьи Донцовой, Бориса Акунина, Салли Руни, Стивена Кинга редко падают в продажах. Поразительно, но вместе с ними пользуется популярностью русская классика: Толстой, Достоевский, Есенин, Ахматова, Бродский, даже Лимонов.
Сейчас книги о сексе и различных видах сексуальных отношений, которые отличаются от традиционной нормы, запрещены в России по новому закону о полном запрете ЛГБТ-пропаганды и смене пола. Однако нельзя закрыть глаза на тот факт, что книга «Лето в пионерском галстуке», авторы которой признаны иностранными агентами, очень долго была главным драйвером книжного рынка в сегменте Young Adult.
Есть ещё один популярный кейс — трилогия Эрики Л.Джеймс «Пятьдесят оттенков серого», которая буквально за несколько месяцев стала бестселлером в разделе эротической литературы.
Однако даже две этих ситуации не дают заявлять, что хорошо продаются книги только о сексе, так как на продажу может влиять очень много факторов, а не только тематика. Например, первая книга Л.Джеймс сначала была фанфиком по роману Стефани Майер «Сумерки» и хорошо читалась в интернете, а после издания в бумаге её экранизировали. А «Лето в пионерском галстуке» активно обсуждалась на телеканале Россия-1 Дмитрием Киселёвым, блогерами и СМИ. Очевидно, что без этих факторов таких огромных продаж бы просто не было.
Почему книги дорожают?
Глобально всё началось с локдауна и пандемии коронавируса. В России существует семь заводов офсетной бумаги, и все оказались сосредоточены на производстве упаковки, а не бумаги для книг. Поэтому типографии стали закупать сырьё за рубежом.
Потом случилось 24 февраля 2022 года и посыпались санкции и поставки сырья перекрыли. Себестоимость производства внутри страны начала обходиться дороже, чем зарубежная, потому что производство ещё и подорожало и начало зависеть от зарубежных химикатов и оборудования.
К тому же многие издательства и типографии закупают итальянское, австрийское или финское сырьё, которое из-за скачка курса стало ещё дороже. При этом возить сырьё из Китая, тоже дорого, потому что затраты на поставки существенно выше из-за расстояний. Многие отечественные производители были вынуждены перевести ценники на бумагу в евро.
Почему труд писателя вообще не оценивается? Бумага, типография, продажа — всё это понятно, но издаваться за свой счёт и самому за это платить — треш какой-то. Если книга плохая, её издавать не надо и за свой счёт — это преступление против литературы. Если хорошая и я же её оплачиваю? Не потому ли у нас литература в коме, рулит «Лето в пионерском галстуке»?
Можно долго размышлять о том, какая книга плохая, а какая хорошая, потому что сколько людей, столько и мнений. Вряд ли это приведёт к какому-то конструктивному решению. И также можно бесконечно дискутировать на тему, как и чем оценить писательский труд. Например, книга получилась плохая, но значит ли это, что в неё не вложено труда? Конечно, нет, это в любом случае труд. Тогда как его оценивать?
Вариантов много. Можно оценивать писательский труд по количеству книжных премий, по количеству продаж книги и выплаченных авторских вознаграждений и роялти, по вкладу в литературу.
Если расценивать вопрос «Почему издательства не платят писателям за то, чтобы они писали?», то они платят — предварительные гонорары и авансы, например, если книга ещё пишется.
Издавать книгу самому за свой счёт — это не треш, к счастью. А нормальная ситуация для начинающего автора, который хочет, чтобы его заметили. Волшебная сказка о том, что ноунейм писатель написал книгу, которая магическим образом дошла до очереди на прочтение к издателю и редактору, и на неё сделали ставку и издали за счёт издательства — это только сказка. Особенно в текущих условиях рынка, когда издательства сокращают портфели, чтобы выпускать только продаваемые книги.
Поэтому мы призываем не осуждать писателей, которые хотят попробовать свои силы и выйти на рынок любым путём, в том числе и через самиздат.
Ну, то есть писатели — сфера обслуживания, как медицина и образование?
В некотором смысле да и возникает вопрос: чем плоха сфера обслуживания? Медики лечат людей, учителя занимаются нашим образованием. Это важные отрасли и как обойтись без них в жизни? Точно так же и писатели. Они создают книги, с помощью которых мы учимся разным навыкам (учебники, словари), узнаём что-то новое о себе и мире (энциклопедии и любой нонфик, научпоп), хорошо проводим время (художественная литература). А ещё проживаем эмоции, которые могут быть недоступны нам в определённый момент жизни (слёзы, боль, утрата, счастье, радость). С помощью книг мы можем путешествовать по фантастическим или реальным мирам. И если писатели не будут создавать книги, то мы не сможем пользоваться теми благами, которые книги в себе несут.
Раньше редакторы, ложась костьми и жизнями, не пускали сырой и неинтересный материал в печать, отбирая для книгопечатания рукописи с поставленными вопросами нравственности или морали. Всё остальное считалось низкопробной, развлекательной ерундой, хотя и там можно было найти шедевры фантастики и приключенческой литературы. А сейчас кто хочет, тот и издаётся. Причём если есть денежка. Стоит ли удивляться, что качество идей и уровня написания упало. Сейчас на любое произведение смотрят ТОЛЬКО с коммерческой стороны
Здесь мы предлагаем вернуться к вопросам об оценке писательского труда и про то, что в издательствах сейчас остались одни лишь деньги. И ещё раз призываем не осуждать чужое творчество и желание издаваться любым способом.
Представить себе книгу на помойке в пору юности было невозможно. Сейчас валяются везде и не жалко. Половину прочитала соседка, оторвала и выбросила, остальное дочитывает и туда же. Вот до чего дожили
К сожалению, такая ситуация и правда существует. Поэтому мы рекомендуем ненужные книги продавать на Авито, отдавать друзьям, относить в букинистические магазины, библиотеки и школы, или отдавать в переработку. Если книга вам кажется ненужной, то дайте ей возможность найти другого хозяина.
Что такое твист-история?
Об этом мы написали прекрасный материал с примерами.
Your article helped me a lot, is there any more related content? Thanks!