Как писать о кино, если вы писатель: азы кинокритики
В предыдущем материале мы познакомили вас с книгой «Литературная мастерская. От интервью до лонгрида, от рецензии до подкаста». Это коллективный труд нескольких авторов, которые учат и делятся опытом, как писать тексты в разных форматах.
В этой статье мы расскажем, как писать о кино по советам журналиста, кинокритика и радиоведущего Антона Долина* (признан иностранным агентом на территории РФ).
Рецензирование не считается литературой?
«Литературная мастерская» обходит стороной такой жанр, как киносценарий, однако рецензирование разобрано подробно, в том числе кинокритика, создание рецензий на кинофильмы.
При этом Антон Долин* указывает, что «Моё кредо – не считать рецензирование литературой». И объясняет это так: «Вот ты критик и написал целую книжку. Если скажешь, что ты писатель, то возьмёшь на себя чрезмерную ответственность. Человек, который садится писать рецензию в газету, говоря о себе: „Я писатель“, – сам себе вредит».
Долин* утверждает, что в критике и в кинокритике основное – техника и наличие критического мышления.
С этим, конечно же, можно поспорить. Яркая увлекательная рецензия, критический разбор вполне можно расценивать как литературное произведение, тем более, если это относится к такому виду искусства как кино. При этом совершенно необязательно упражняться в изящной словесности.
Зачем учиться писать рецензии?
- Это хорошая практика создания текстов. Кинокритика, рецензирование фильмов – наиболее востребованные направления, поскольку кино сегодня одно из самых популярных искусств.
- Сам Долин* считает кино не только искусством, но и формой коммуникации. Формой коммуникации, по его мнению, является и любая критика. Этот формат позволяет провести работу над собой и попробовать посмотреть на произведение со стороны. Иногда многим начинающим писателям этого не хватает, чтобы понять, почему публике или издателю книга не понравилась.
- Написание рецензии – практика, которая поможет осознать, что вы в конечном счёте работаете не для себя или в стол, а для внешней аудитории. Вот что говорит автор раздела: «Вы не должны общаться с самим собой. Когда вы пишете книгу в стол, вы обращаетесь к некоему воображаемому альтер-эго, к людям, мыслящим как вы, выросшим на тех же ценностях. Когда вы учитесь, вы должны писать для кого-то, и самое лучшее здесь – понять языки разных СМИ, разных форм коммуникации и площадок. Если вы разберётесь с ними, вам станет проще».
- То есть кинокритик должен изучать разные аудитории через понимание языков различных изданий, и именно это один из основных методов его работы. Часто писатели стараются работать по той же логике, чтобы найти своего читателя и аудиторию.
- Написание рецензий для СМИ – работа оперативная и достаточно стремительная именно в силу динамики выхода публикаций. Если книги можно писать годами, то с критикой работает иначе. Буквально сегодня посмотрели фильм, завтра выдали критический текст. При этом он должен быть понятен практически любому.
- Часто критика требует простого и безэмоционального языка. А такая практика молодым писателям часто трудно даётся. Поэтому рецензия – ещё один способ потренироваться в другом стиле письма.
«Вы решаете своего рода алгебраическую задачу: как написать так, чтобы любой понял, о чём вы хотели сказать. Вам нужно чётко понимать, что и почему для вас самое важное», – резюмирует Долин*.
Для чего и для кого пишутся рецензии?
Несмотря на то, что Долин* считает рецензию «не литературой», он пишет о том, что это достаточно сложный жанр, особенно с точки зрения структуры.
«Структура – очень сложная вещь. Она зависит от того, для кого вы пишете и каков объём вашего текста».
Не нужно излишне описывать собственное восприятие картины и вести повествование от первого лица и местоимения «я». Ваши мысли, не почерпнутые непосредственно из фильма, должны занимать не более трети материала.
Рецензия – это служебный текст. Вы пишете для человека, который хочет решить, идти ему в кино или нет. Если вы начинаете кормить его своими воспоминаниями о том, как вы учились кататься на лошади, велик шанс, что человек бросит читать её на середине. На самом деле он читает не вас, а «Афишу», газету «Коммерсант» или ваш блог на определённую тематику. Но это не значит, что вы должны заставить человека интересоваться вашим внутренним миром.
По мнению Долина*, единственный капитал кинокритика – его аудитория, его читатели, а их потеря означает творческую смерть. Он предостерегает от соблазна хвалить или ругать по заказу. Люди быстро поймут фальшь и отвернутся от вас.
Техника работы с рецензией
- Если рецензия кажется вам слишком сложной, дайте её прочитать нескольким людям, лучше всего начать с членов семьи. И если кто-то сказал, что определённый кусок ему непонятен, Долин* не защищается и не объясняет, а просто вымарывает этот кусок и пишет новый.
- Мысль нужно доносить доходчиво и лаконично, чтобы было понятно всем, а не только глубоким интеллектуалам и ценителям словесных экзерциций. Язык определяется мыслью, которая является стержнем вашего текста, так как невнятная мысль не нужна никому. Собственно, этот тезис носит универсальный характер. В полной мере это относится и к литературе в целом.
Как смотреть фильмы?
Антон Долин* советует смотреть фильмы исключительно в кинотеатре. Да, сегодня есть разные сервисы, но, по его мнению, это вовсе не то. Вот несколько причин.
- Вы можете скачать плохую копию с невнятным переводом. Надо принять во внимание, что книга «Литературная мастерская» вышла в свет в 2020 году, и сейчас ситуация поменялась – показ пиратских версий можно и в кинотеатре встретить.
- Долин* считает фактически обязательной плату за право просмотра фильма, то есть за билет. Не стоит руководствоваться мнением о том, что журналист, кинокритик должен ознакомиться с предметом своего преломления труда бесплатно, «…деньги, которые вы платите, дают вам внутреннее основание и моральное право для суждения». Кроме того, уплаченная сумма – некая гарантия того, что вы досмотрите до конца и не покинете зал до окончания киносеанса. Хотя могут быть и исключения.
- Также он полагает, что просмотр картины в кинотеатре несёт в себе, прежде всего, не технологический, но психологический аспект. Это очень важный момент, поэтому поговорим про него подробнее.
Кино со времён братьев Люмьер – это публичные показы, то есть некая коммуникация со зрительской аудиторией. Действительно, в этом случае можно услышать зрительские мнения, что называется, «с колёс». То есть обсуждение картины после её показа и даже во время такового.
«И воздух в зале действительно пронизан электричеством. Очень интересно наблюдать, как люди реагируют, – не обязательные аплодисменты в конце, а то, как они смеются или как выходят из зала, как теряют интерес к происходящему. На самом деле фильм рождается из реакции на него. Пока нет этой связи, нет никакого фильма, есть только некий его зародыш», – рассуждает Антон Долин*.
И ещё одна важная рекомендация – смотреть картину на языке оригинала с субтитрами. И дело не только в том, что таким способом хорошо учить иностранные языки – их интонацию, мелодику, что важно, например, в японском и корейском. Важно помнить, что актёры играют внешностью и голосом, а в оригинале у вас получится лучше прочувствовать игру и эмоции.
Долин* указывает, что есть огромное количество кинокартин, где именно голос определяет актёрскую игру, а не внешность или костюм.
«Я не понимаю, как люди смотрят в дубляже гениальный фильм Триера «Догвилль», ведь там каждого артиста взяли в очень большой степени за голос. Этот фильм очень близок к театральной постановке», – пишет кинокритик.
И ещё один секрет профессионального мастерства критика заключается в отказе от просмотров трейлеров. Это может лишь испортить впечатление, потому что трейлер – это рекламное видео, смонтированное из того же материала фильма, но совершенно другими людьми. Сами режиссёры себя съёмкой трейлеров не утруждают. К тому же эту рекламную продукцию чаще всего делают на раннем этапе, когда ещё не готов звук, может быть другая музыка, чем в будущем фильме.
Неоспоримым достоинством уроков кинокритики от Антона Долина* являются практические задания, которыми они снабжены. Вот наиболее интересные, на наш взгляд
Упражнение 1
Составьте анкету, чтобы определить портрет своей аудитории: возраст, работа, семейное положение, хобби, место жительства, привычки и т. д. Чем подробнее вы опишете своего воображаемого читателя, тем выше вероятность, что он превратится в читателя реального.
Упражнение 2
Посмотрите фильм в новом, непривычном для вас жанре – сначала просто для знакомства и удовольствия, затем пересмотрите его осознанно, с ручкой и блокнотом. Запишите свои эмоции, отметьте, какие моменты вызывают у вас особо яркие чувства.
Упражнение 3
Представьте, что знаменитая кинокомедия Леонида Гайдая «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» (1967) только что вышла. Вы попали в число первых зрителей на закрытом показе. Напишите рецензию на этот фильм – такую, чтобы всем захотелось его посмотреть. Не забывайте: вы ещё не знаете, что он станет классикой!
Упражнение 4
Напишите рецензию объёмом 140 символов, не раскрывая сюжета.
Резюме
- Писателям полезно писать рецензии, потому что формат позволяет потренироваться и прокачать свои писательские навыки.
- Рецензия – это предельная ясность языка. Стиль должен быть понятен среднему читателю. Если посмотреть на этот тезис с точки зрения успешной коммерческой литературы, которую часто называют бульварными романами (мы называем в хорошем смысле), то он выражает главную цель и задачу таких книг. Но и к другим литературным жанрам его можно применить. Поэтому прихватите себе на заметку.
- Для рецензии, как и для книги, нужно отчётливо представлять свою аудиторию. Ваши внутренние переживания и впечатления от фильма нужно подать максимально доступно, но не переборщить. Конечно, в книге, особенно в автобиографии, нужно подробно разбирать свои эмоции, поэтому к этому тезису относимся без фанатизма. К тому же если вы пишете рецензию в своём блоге, то аудитории будет интересно и ваше мнение.
- Смотреть кино лучше всего в кинотеатре. Там же можно получить первые зрительские впечатления, что поможет в рецензировании. Но так как сейчас мы находимся в сложной экономической и геополитической ситуации, то тезис лучше воспринять как рекомендацию.
- Сделайте упражнения, чтобы потренироваться в написании рецензии, а также посмотреть фильм, который долго откладывали.
Хотите издать книгу? Заполните форму и наши специалисты вас проконсультируют
В статье использованы фотоматериалы великого русского режиссёра Андрея Тарковского из открытых источников.
Reading your article helped me a lot and I agree with you. But I still have some doubts, can you clarify for me? I’ll keep an eye out for your answers.
Can you be more specific about the content of your article? After reading it, I still have some doubts. Hope you can help me.