Работают ли писательские курсы? Личный опыт писательницы Юлии Цветковой: сотрудничество с Ridero, отказы и публикация трёх книг
Иногда молодой писатель начинает свой путь с того, что сначала считает себя бесконечно гениальным, а потом сомневается: в своём творчестве, умении писать и вообще, кому этот роман сдался. В худшем случае человек забрасывает писательство, в лучшем — идёт учиться, разбираться в вопросах, чтобы чувствовать себя увереннее.
Мы много раз писали о разных писательских курсах, однако ещё ни разу не писали о том, работают ли они. В этой статье наша новая колумнистка и писательница Юлия Цветкова как раз делится своим опытом. Она занималась самообразованием, прошла несколько писательских курсов, издавалась в традиционном издательстве и в самиздате, опубликовала три книги и точно знает, о чём говорит.
Привет! Меня зовут Юлия Цветкова, я — практикующий юрист, преподаватель вуза и автор статей в СМИ. А ещё я написала три книги: две в жанре нон-фикшен «Как стать юристом и не сойти с ума» и «В очереди за правосудием» и один художественный роман «У каждого своя правда». На моём пути к публикации в крупном российском издательстве «Феникс» были книги по писательству, офлайн и онлайн-курсы, консультация с книжным продюсером, отказы издательств и самиздат. Как и чем мне это помогло — в этой статье.
Начало пути
Будучи школьницей, я очень любила гулять по книжным магазинам, рассматривать книги — и сколько бы я там ни находилась, мне всегда было мало. Втайне я мечтала, что когда-нибудь буду не только читать книги, но и писать их.
Моя первая большая попытка в писательстве случилась в начале 2017 года — тогда я почти весь год писала художественный роман «У каждого своя правда».
У меня высшее юридическое образование и большой опыт работы в юриспруденции — я могла хорошо и последовательно излагать мысли в профессиональных документах, но это не имело ничего общего с навыками, необходимыми для написания книг.
Больше года я по кусочкам собирала существующие знания в сфере писательства — читала статьи, смотрела открытые вебинары, покупала книги по литературному мастерству. В самом начале я не ориентировалась ещё на нон-фикшен, а делала упор именно на художественные тексты. В книгах по писательству я пыталась найти какие-то зацепки, инструкции, лайфхаки. А в обычных художественных книгах искала вдохновение и писательские приёмы.
Вот книги по литературному мастерству и писательству, которые я использовала.
- Рэй Брэдбери «Дзен в искусстве написания книг».
- Элрод Хэл, Кордер Хонори «Магия утра для писателей».
- Марта Олдерсон «Создавая бестселлер».
- Джеймс Н. Фрей «Как написать гениальный роман».
- Крис Бейти «Литературный марафон».
У меня получалось писать, но я понимала: знания слишком обрывочны и нужна система, обратная связь от других писателей и экспертов. И я начала искать.
Первое обучение: художественная литература
В 2018 году я увидела объявление о новом наборе на очное обучение на курсы «Мастер текста» от издательства Астрель-СПб — на тот момент они стоили около 13 тысяч рублей. Условием зачисления была отправка текстового фрагмента — их оценивали по каким-то критериям, которые не раскрывались. Я отправила заявку и через несколько дней получила уведомление о зачислении.
Эти несколько месяцев очных занятий я вспоминаю с теплотой. Информации было много, она была хорошо структурирована, студенты имели возможность задавать вопросы преподавателям, среди которых были сотрудники издательства и писатели (Александр Мазин — издатель, прозаик, автор цикла книг «Варяг», Екатерина Матюшкина — детская писательница, автор серии сказочных детективов «Кот да Винчи», стихотворений и обучающей литературы по раннему развитию детей) и получать качественную обратную связь.
Сам курс был насыщенным: разбирали, как начинать произведение, какую форму выбрать, как прописывать сюжет, диалоги, героев, как работать с издательствами. И, конечно же, говорили о продвижении: больная тема для всех начинающих авторов.
Сразу оговорюсь: практически все без исключения курсы, книги для начинающих (и продолжающих) авторов, независимо от того, посвящены они написанию художественных книг или нон-фикшен, ориентируют автора на то, что за продвижение будет отвечать он сам, особенно если он пока неизвестен широкой аудитории.
Комментарий редакции
Продвижение, это важный этап работы над книгой, в котором сам писатель должен принимать активное участие — никто лучше вас не знает ваше произведение. Чаще всего в издательствах классического типа автор не может влиять на процесс продвижения книги, а так как самиздат более гибкий сам по себе, то с ним автор получает больше возможностей.
Самиздат: опыт сотрудничества с платформой Ridero
Попасть в издательство с художкой, что называется, «с улицы», очень непросто. Я отправляла текст рукописи, но либо получала отрицательные ответы, либо не получала их вовсе.
Тогда набирала популярность платформа Ridero, и я решила опубликовать свой текст через неё: с традиционными издательствами у меня не складывалось, а желание иметь собственную книгу никуда не делось. Решающим аргументом стали истории успеха авторов, которые начали именно с Ridero, а потом заключили договоры с «классическими» издательствами. На сайте я выбрала шаблон, подобрала изображение для обложки и… опубликовала. Книга действительно появилась на ЛитРес, Озоне и в ряде других магазинов, но её нельзя было купить в Буквоеде, Читай-городе, Лабиринте и просто увидеть на прилавке, зайдя в ближайший книжный. Позднее у Ridero появились платные услуги для размещения книги в крупных офлайн-магазинах, но я ими не пользовалась, потому что не увидела для себя реальной пользы за ту сумму, которая озвучивалась. К тому же в моей голове продолжала жить установка, что если я всё это оплачиваю — это «не то». А публикация в традиционном издательстве для меня по-прежнему была неким признанием, в отличие от самиздата.
Комментарий редакции
Да, сейчас на рынке действительно много разных самиздат-сервисов, которые существенно упрощают процесс выпуска книги. Какой выбрать — решать вам 😊 Но мы все-таки позволим себе минутку рекламы и скажем, что у нас тоже есть кейсы, когда авторы издавали книгу в нашем самиздате, а потом заключали контракты с крупными издательствами. Почитать об этом вы можете здесь.
И, конечно же, мы с удовольствим издадим вашу книгу и бесплатно проконсультируем. Для этого заполните форму ниже, чтобы наши специалисты могли с вами связаться 😎 *минутка рекламы закончилась*
Рекламой книги я тогда особо не занималась — публиковала отрывки в соцсетях, и отправила несколько экземпляров книжным блогерам, и заказала рекламу в одном крупном паблике ВКонтакте. Через некоторое время я сняла книгу с публикации, и начала публиковать её по главам в интернете бесплатно (на платформе Яндекс Дзен) — через некоторое время стали появляться первые отзывы.
Второе обучение: нон-фикшен книги
Параллельно я заинтересовалась написанием произведений нон-фикшен — а писать было о чём, учитывая мою основную профессиональную деятельность. Мне хотелось написать такую книгу, которую хотела бы прочитать сама в начале своего профессионального пути и которой мне не хватало. Я общалась со своими студентами, и видела, что все их представления о специальности не имеют ничего общего с реальностью.
Примерно в одно и то же время — в конце марта 2019 года — случилось два важных события: я купила онлайн-курс по написанию нон-фикшен книг «Пишу книгу за 90 дней» от Free Publicity School (я постоянно находилась в поиске каких-то новых обучений, а в то время шла активная реклама их курсов) и начала заниматься новым судебным процессом, который получил резонанс в СМИ Петербурга.
Книга на реальных событиях
Люди переезжали на новую квартиру, заказали услугу грузоперевозки, согласовали цену. После того как машина приехала по нужному адресу, сумма внезапно возросла без согласования и предупреждения. Люди отказались платить, а вещи (абсолютно все вещи, которые были в квартире — от тапочек до мебели) перевозчик увёз в неизвестном направлении. Как выяснилось позже, они год хранились в сыром неотапливаемом сарае на севере Санкт-Петербурга. Судебный процесс был громким, но закончился в пользу моей подзащитной, которая оказалась в центре этой ситуаации.
Сначала я хотела написать что-то вроде юридической методички по этому делу — с профессиональной точки зрения процесс был действительно интересным, но затем в голове сложилась структура целой книги вместе с личной историей. В итоге это дело легло в основу моего дебюта «Как стать юристом и не сойти с ума».
Возвращаемся к курсу по писательству
Решающим аргументом о покупке курса для меня стало то, что во время обучения планировалась встреча с представителями издательств — а для меня приоритетом по-прежнему была публикация в издательстве.
На курсе было много материалов о структурировании информации, форматах, наполнении книги, как придумывать названия, как работать с издательствами, как издать книгу в сервисе Ridero. Нас разделили на небольшие группы, но в таком формает мне было не очень удобно работать. Очень понравилась предложенная методика формирования содержания книги — её я взяла себе в «писательскую копилку»: техника «свалка мыслей», последующее упорядочивание и главирование.
В то же время многие вещи, как выяснилось, я делала уже сама, интуитивно — например, использовала кейсы и сторителлинг.
Что касается продвижения — многое было полезно, но все же предложенные материалы по продвижению книги были ориентированы на произведения, изданные при помощи сервиса Ridero. Я же хотела издать книгу через обычное издательство, и не за свой счёт. Напомню, что на тот момент мне казалось, что если ты платишь за это — значит, всё не по-настоящему, это ещё не признание, и никто не будет всерьёз воспринимать твою книгу.
Комментарий редакции
Подтверждаем: то убеждение, о котором пишет Юлия действительно существует. К сожалению, это стереотип, который сформировался с приходом капитализма на территорию России. Изначально самиздат был рупором инакомыслия и способом издаться для тех писателей, которые находились в опале советской власти и не прошли цензуру в Гослитиздате. Самиздатом и тамиздатом печатались Солженицын, Бродский, Лимонов, Пастернак и другие.
Когда с развалом СССР советская идеологическая машина и цензура потерпели крах, появился свободный рынок, читатель стал голосовать за книги рублём, тогда издательства начали выбирать чьи книги печатать. Однако никто не отменял бюрократию, справедливые и несправедливые отказы авторам в публикации и годовые очереди на печать. Все эти проблемы можно обойти с помощью коммерческого издания книги в самиздате.
Отметим, что в сегодняшней ситуации геополитического и экономического кризисов, самиздат набирает обороты, доля рынка растёт, а издатели начинаются бороться за авторов. Так что меняется время, меняются условия восприятия.
Ещё на курсе был отбор синопсисов для издательства «Феникс» — тогда мою заявку не отобрали, хотя впоследствии я, уже сама без курсов стала автором «Феникса».
В конечном счёте цена за курс мне показалась завышенной — но, по сути, это тоже опыт.
Заявки в издательства, отказы и контракты
Курс закончился, а я продолжала отправлять заявки на издание в разные издательства — книгу я не написала полностью на курсе, но структуру создала именно там. Тогда я получила около 12 отказов от разных издательств.
МИФ: «Мы рассмотрели предоставленные вами материалы, но, к сожалению, не готовы принять рукопись в работу. Спасибо за проявленный интерес к нашему издательству».
«Олимп-Бизнес»: «Мы рассмотрели книгу „Как стать юристом и не сойти с ума“ на редсовете. К сожалению, нам не удастся взять её в работу, поскольку редпортфель уже спланирован. Однако всё равно спасибо, что написали нам!»
Ещё я отправляла заявки в «АСТ», «Питер», «Альпина», «ЭКСМО», «Феникс» (начать с ними сотрудничество удалось только со второй книги), Animedia.Co и другие. Везде ответили отказом.
Но в конце ноября 2019 года я всё же получила заветное письмо от издательства «Проспект»:
«Мы готовы напечатать вашу книгу»
Я подписала договор с издательством, а потом случился 2020 год со всеми его сложностями. Самоизоляция, простой типографий и ряд других обстоятельств привели к тому, что книгу опубликовали только в сентябре 2020 года. Но всё же она вышла и у меня на руках оказалась книга, напечатанная в издательстве, без каких-либо финансовых вложений с моей стороны.
Где первое издание, там и второе
Примерно в это же время я нашла в соцсетях аккаунт редактора издательства «Феникс» Юлии Шевченко (соавтор книги «Писать и издаваться») и написала ей в личные сообщения. Итогом разговора стала моя заявка на новую книгу — я отправила синопсис и небольшой фрагмент. В октябре 2020 года от редактора пришло письмо о том, что редсовет принял положительное решение, а в ноябре 2020 года я подписала договор с издательством «Феникс» на книгу «В очереди за правосудием», в которой я писала об изнанке судебной системы.
Окончательно я сдала рукопись ближе к февралю 2021 года. Вышла в свет книга в августе 2021: на задержку с печатью повлиял кризис с бумагой — отголоски «коронавирусных» проблем.
Выставка ММКВЯ
В декабре 2021 года сбылась ещё одна небольшая писательская мечта — я попала на Московскую международную книжную ярмарку в качестве автора, а на стенде была представлена моя книга «В очереди за правосудием». Ранее я говорила редактору, что хочу поучаствовать в каком-нибудь большом книжном мероприятии, и через некоторое время издательство включило меня в список участников. Сама я заявок никаких не подавала.
Комментарий редакции
Каждое издательство по-разному отбирает книги на выставки: одни выбирают самых продаваемых авторов, другие — только новинки, а третьи — всё и сразу. Формы участия тоже бывают разные: бесплатные или платные. Оба варианта — нормальная практика, а для автора главное — озвучить своё желание издателю.
Третья книга — роман с хештегом
Помимо курсов, мой писательский путь включал в себя самые разные книги по писательству, большая часть из которых — зарубежные переводные книги. На российском книжном рынке в 2021 году появилась очень достойная книга Анны Шуст и Юлии Шевченко «Писать и издаваться» — подробно, ёмко, интересно, «без воды» о том, как писать нон-фикшен книги. Пожалуй, это, наверное, самое полезное из того, что я изучала в этой сфере.
Комментарий редакции
Анна Шуст одна из наших колумнисток и прекрасная писательница, которая подготовила для читателей блога Delibri крутые материалы 💪Вот некоторые из них.
Таким образом, в 2022 году я была автором уже двух книг — «Как стать юристом и не сойти с ума» и «В очереди за правосудием». Но я не оставляла надежды всё же опубликовать в издательстве свой художественный роман «У каждого своя правда».
У «Феникса» даже есть серия «Роман с хештегом», и мне казалось, что моя рукопись в эту серию очень подходит. Летом 2022 года написала своему редактору письмо и прикрепила файл с рукописью, в надежде, что роман действительно подойдёт. А в сентябре 2022 года мы подписали договор.
Дальше — литературная редактура (этап, которого не было в работе над нон-фикшен книгами), корректура, создание обложки. В конце февраля 2023 года «У каждого своя правда» перестала быть интернет-романом и стала книгой, вышедшей в издательстве «Феникс».
В моём случае получилось так, что опубликовать художественную книгу я смогла, сначала написав и опубликовав две нон-фикшен книги, «войдя» таким образом в традиционный издательский мир
Стоит ли идти на обучение писательству?
Если интересно этим заниматься, хочется писать книги и есть желание публиковаться в крупных издательствах, то, конечно, да, стоит. Система и наличие обратной связи всегда лучше самообучения (которое, конечно, тоже важно и не должно прекращаться). Публикация в издательстве предполагает, помимо определённой доли везения и упорства, ещё и определённый уровень написанного текста. Но идти на курсы за 50–60 тысяч рублей, на мой взгляд, не стоит. Это не гарантия попадания в издательство и не гарантия, что написать книгу в принципе получится. Лучше начать с чего-то попроще.
- Ответить себе честно на вопрос: зачем? Чего вы хотите? Написать книгу, потому что это сейчас модно? Или для своей рекламы? Или вы всегда мечтали быть писателем?
- Взять консультацию у книжного продюсера.
- Прочитать книги (для нон-фикшен рекомендую «Писать и издаваться»).
- Подписаться на странички писателей, пишущих книги в интересующем жанре, ходить на презентации книг и встречи с читателями. Попытаться задать авторам какой-то вопрос (мне однажды в одной соцсети ответила Дарья Донцова, а на презентации своей книги в Санкт-Петербурге на мой вопрос ответила Александра Маринина).
- Посещать книжные выставки, ярмарки — входной билет стоит недорого, а на них можно пообщаться вживую с авторами и издателями.
- Как можно больше читать (невозможно писать не читая).
- Пробовать писать снова и снова.
- Найти обучение по приемлемой цене — за деньги, которые не жалко отдать, даже если в итоге вы не напишете книгу.
Всё это если и не сделает вас писателем, то очень приблизит к этому. Главный профит здесь: вы сможете понять, нужно вам всё это или нет.
Статья эта— типичная реклама дорогих писательских курсов. Несомненно, польза в них есть. Но плодятся от таких курсов правильные книги, ничего общего с настоящей литературой не имеющие. никаким писателем ты не будешь от этих бесконечных курсов, если по большому счёту тебе нечего сказать, за душой у тебя нет настоящих переживаний, серьезного опыта жизни. И плодить ты можешь только что-то похожее на бесконечные мыльные оперы мексиканских сериалов. Для чего и зачем этому вы учите? Денег мало? Пашите землю, выращивайте хлеб…..
Если бы это была реклама, то мы бы так и написали 🙂 Мы всегда помечаем, когда что-то рекламируем, правда делаем это крайней редко :)) Это статья — о личном опыте автора, которая поделилась им с читателями. Возможно, вы пропустили момент в тексте, но Юлия пришла на курсы с уже написанным черновиком книги и его частями:)
Каждый писатель сам выбирает те образовательные инструменты, которые ему нужны и извлекает разную пользу. В этом плане мы никого ничему не учим, а рассказываем о разном опыте разных писателей.
У каждого свой жизненный опыт, который может лечь или не лечь в основу книги, поэтому мы предлагаем корректно относится ко всем литераторам не зависимо от того что и как они пишут. Любой писательский труд — это труд, даже если это мыльная опера. Поэтому мы призываем уважать любой труд одинаково, будь то пахание земли или написание мексиканских сериалов:)))
This article opened my eyes, I can feel your mood, your thoughts, it seems very wonderful. I hope to see more articles like this. thanks for sharing.
Your article gave me a lot of inspiration, I hope you can explain your point of view in more detail, because I have some doubts, thank you.
Your article helped me a lot, is there any more related content? Thanks!
Thanks for sharing. I read many of your blog posts, cool, your blog is very good.