Офсетная и цифровая — в чём разница технологий печати
Прогресс, как известно, не стоит на месте — в полной мере это касается и книгоиздания. Многие слышали о станке Гутенберга, офсетных печатных станках, на которых сегодня выпускают большинство книг, но есть ещё и цифровой способ, с которым знакомы не все. В нашей статье мы расскажем об одной из современных технологий полиграфии в сравнении с «традиционной».
Этапы большого пути
Первая технология печати появилась в Древнем Китае к концу II века нашей эры, хотя самая ранняя книга была напечатана столетия спустя — в 932 году. А именно «Бриллиантовая Сутра» — первое издание из собрания китайской поэзии в 130 томах, созданного по инициативе министра китайского двора Фон-Тао.
«Бриллиантовая Сутра»
Что же касается «старушки Европы», около 1430 года в Голландии была изобретена металлографическая печать — первооснова современной полиграфии. Затем около 1450 года Иоганн Гутенберг соединил пресс-форму, матрицу и свинец при массовом производстве идентичного шрифта. Это (в сочетании с концепцией печатного пресса) именно европейская технология книгопечатания, чего не было в Поднебесной.
Затем в течение столетий шло её совершенствование, пока в начале ХХ века не был изобретён метод офсетной печати. Им (с некоторыми изменениями) мы пользуемся и сегодня.
В чём суть?
Офсетная печать представляет собой процесс переноса отпечатываемого изображения на бумагу со специальной пластины (печатной формы), при этом формируется шаблон изображения из металлических печатных и пробельных элементов. Он остаётся неизменным на протяжении печати тиража. Перенос изображения на бумагу происходит посредством офсетного цилиндра, обычно покрываемого полотном из прорезиненной влагонепроницаемой ткани.
Офсетная машина
В целом, «офсет» представляет собой использование специального оборудования — офсетной машины. Её классическая конструкция включает два цилиндра — рабочий и офсетный. Наглядно это выглядит так: на рабочем цилиндре расположен шаблон оттиска, набранный из печатных элементов. В процессе печати цилиндры вращаются и соприкасаются между собой, в результате чего краска переходит с рабочего цилиндра на офсетный, обеспечивая перенос шаблона; офсетный цилиндр непосредственно контактирует с бумагой, перенося на неё оттиск.
С помощью офсетной печати выпускают книги, журналы, газеты, прочие многостраничные издания. И чем больше их тираж, тем меньше себестоимость одного экземпляра (о чём мы ещё поговорим).
С одной стороны, «офсет» это быстро, с другой — такая технология занимает определённое время на допечатную подготовку. Но если говорить о всём сроке производства тиража, то цифровая печать намного быстрее офсетной. Например, в нашей типографии «Т8» могут и за три дня отдать тираж, напечатанный в «цифре».
Алгоритм запуска тиража в офсетное производство выглядит так
На первом этапе производится обработка принятого макета, цветоделение, а также подготовка спусков — занимается этим дизайнер типографии.
Внесём немного ясности про эти самые спуски.
Машины печатают на огромных листах, на которые помещаются 64, 32, 18, 8 страниц книги — зависит от формата.
Как выбрать формат книги, мы писали в нашем материале.
Отсюда 60х90/16 — формат листа 600х900, на нём помещается 16 страниц.
Далее эти листы фальцуют (складывают) и режут по итоговому обрезному формату. Из этого сложенного листа получается так называемая тетрадь. Потом они все собираются в общий блок и сшиваются. Получилась книга.
Для удобства постпечатных процессов на этом листе страницы книги располагаются не друг за другом, а так, чтобы при сложении листа, например, в восемь раз уже в получаемой тетради нумерация шла по порядку.
Пример спусков книги
И вот монтаж страниц в нужном порядке в нужной ориентации — подготовка спуска.
На втором этапе изготавливают печатные формы — их будет столько, сколько спусков в макете — на каждый спуск своя печатная форма.
Далее идёт установка печатных форм в машину и приладка, также настройка цвета по оттенкам, насыщенности и совмещению и, наконец, запуск тиража. Приладка будет для каждой печатной формы. На примере это может выглядеть так: поставили в машину форму на 32 полосы книги, приладили, отпечатали все 10 000 экземпляров, поставили следующую форму, приладили и пошли дальше по процессу.
А если упростить?
Для этого как раз есть другой способ. Цифровая печать — технология получения оттисков из подготовленных электронных файлов. Подготовка печатных форм в этом случае не предусмотрена, а сама печать подразделяется на два типа — лазерная и струйная, в зависимости от способа нанесения краски на бумагу.
В лазерных машинах для создания изображений применяют сухие пигменты, которые фиксируются на бумажном носителе методом запекания, тогда как струйное оборудование представляет собой нанесение на бумагу жидких чернил, которые могут закрепляться под воздействием ультрафиолета. Это также впитывание и окисление.
Например, в нашей типографии «Т8» струйная цифровая печать.
Цифровой печатный станок типографии «Т8»
Цифровая печать производится, как уже отмечалось, непосредственно с графических файлов. Она осуществляется при помощи специального оборудования, самый простой, например, лазерный принтер, но не обыкновенный офисный, а специализированное дорогостоящее оборудование, что позволяет иметь на выходе максимально чёткое и качественное изображение.
В профессиональной полиграфии для печати больших тиражей применяют также цифровые печатные машины, плоттеры — для широкоформатной печати.
А какой метод быстрее?
Цифровая печать незаменима, если вы хотите получить свой заказ максимально быстро. В этом случае изображение практически сразу отправляется с компьютера на принтер. При этом важно знать, что допечатной подготовки не происходит, однако «цифра» позволяет оперативно корректировать текст или изображение перед печатью.
Итак, «офсет» не даёт возможности запустить тираж оперативно. Цифровая же печать позволяет получать оттиски практически сразу при наличии подготовленных макетов в графических файлах. Есть мнение, что на выпуск большого тиража цифровым методом уйдёт времени больше. Однако, как показывает наш опыт, современные цифровые машины могут печатать тираж быстрее офсетных, а вот себестоимость одной книги при этом не дешевеет в зависимости от объёма, будь то 1000 экземпляров или 10 000.
Особенностью офсетной машины является высокая скорость печати, которая превосходит скорость получения оттисков на любом цифровом полиграфическом оборудовании — в среднем до 18 000 оттисков в час — такова скорость «офсета». Однако предпечатная подготовка и приладка занимают время. Как правило, от трёх до пяти дней. Понятно, что при таком раскладе выполнить заказ, который необходим «ещё вчера», типография не сможет.
Цена вопроса
Именно значительным объёмом подготовительных работ обусловлено такое понятие офсетной печати, как «цена первого оттиска». Это изготовление печатных форм и их приладка.
Стоимость всего тиража составляет цену печати продукции плюс цену первого оттиска. С увеличением тиража стоимость за единицу уменьшается, поэтому стоимость изготовления печатных форм и приладки может стать незаметной в итоговой сумме.
Считается, что офсетные тиражи выгодны от 500 экземпляров до сотен тысяч и миллионов (что сегодня уже редкость).
В цифровой печати экономика устроена немного иначе: считается, что при печати тиража этим методом можно без убытка заказать тираж хоть от одного экземпляра. Но дело в том, что цифровая машина может сделать один экземпляр и практически за это же время условные пятьдесят, поэтому убытки при печати одного экземпляра всегда есть. И типография перекладывает стоимость времени, за которое они могли сделать пятьдесят, на заказчика.
Цифровые тиражи рентабельны от одного оттиска до нескольких сотен.
А в каком случае выше качество?
Современное оборудование позволяет получать оттиски достойного качества и в «офсете», и в «цифре». Однако разница всё же есть.
Цветопередача офсетного оборудования даёт возможность воспроизвести любые изыски дизайна вплоть до сложных многоцветных рисунков. Печатать можно даже металлизированными красками.
Цифровая печать при этом более выигрышная. Пример из практики: мы печатали книгу одному из наших авторов на цифре (хотя общий тираж 2,5 тысячи экземпляров), потому что на офсете все цвета пропечатались в бумагу, а на цифре запеклись сверху и сохранили первозданный вид.
Таким образом, у автора книги есть простор для выбора: с помощью цифровой печати он может сделать, например, пробный тираж и посмотреть на реакцию читающей аудитории, на то, как будет расходиться его книга. А затем уже обратиться к «офсету». «Цифра» незаменима и в том случае, если книгу нужно выпустить «быстро-быстро».
Спасибо за информацию !
Пользуйтесь на здоровье!) И если у вас еще остались вопросы, то обязательно задавайте)
Can you be more specific about the content of your article? After reading it, I still have some doubts. Hope you can help me.
Can you be more specific about the content of your article? After reading it, I still have some doubts. Hope you can help me.