Блог издательства Delibri

Идеи, опыт, вдохновение и мастерство
Рубрика: Личный опыт

Работают ли писательские курсы? Личный опыт писательницы Юлии Цветковой: сотрудничество с Ridero, отказы и публикация трёх книг


Иногда молодой писатель начинает свой путь с того, что сначала считает себя бесконечно гениальным, а потом сомневается: в своём творчестве, умении писать и вообще, кому этот роман сдался. В худшем случае человек забрасывает писательство, в лучшем — идёт учиться, разбираться в вопросах, чтобы чувствовать себя увереннее.

Мы много раз писали о разных писательских курсах, однако ещё ни разу не писали о том, работают ли они. В этой статье наша новая колумнистка и писательница Юлия Цветкова как раз делится своим опытом. Она занималась самообразованием, прошла несколько писательских курсов, издавалась в традиционном издательстве и в самиздате, опубликовала три книги и точно знает, о чём говорит.


Привет! Меня зовут Юлия Цветкова, я — практикующий юрист, преподаватель вуза и автор статей в СМИ. А ещё я написала три книги: две в жанре нон-фикшен «Как стать юристом и не сойти с ума» и «В очереди за правосудием» и один художественный роман «У каждого своя правда». На моём пути к публикации в крупном российском издательстве «Феникс» были книги по писательству, офлайн и онлайн-курсы, консультация с книжным продюсером, отказы издательств и самиздат. Как и чем мне это помогло — в этой статье.

Начало пути

Будучи школьницей, я очень любила гулять по книжным магазинам, рассматривать книги — и сколько бы я там ни находилась, мне всегда было мало. Втайне я мечтала, что когда-нибудь буду не только читать книги, но и писать их.

Моя первая большая попытка в писательстве случилась в начале 2017 года — тогда я почти весь год писала художественный роман «У каждого своя правда».

У меня высшее юридическое образование и большой опыт работы в юриспруденции — я могла хорошо и последовательно излагать мысли в профессиональных документах, но это не имело ничего общего с навыками, необходимыми для написания книг.

Больше года я по кусочкам собирала существующие знания в сфере писательства — читала статьи, смотрела открытые вебинары, покупала книги по литературному мастерству. В самом начале я не ориентировалась ещё на нон-фикшен, а делала упор именно на художественные тексты. В книгах по писательству я пыталась найти какие-то зацепки, инструкции, лайфхаки. А в обычных художественных книгах искала вдохновение и писательские приёмы.

Вот книги по литературному мастерству и писательству, которые я использовала.

  • Рэй Брэдбери «Дзен в искусстве написания книг».
  • Элрод Хэл, Кордер Хонори «Магия утра для писателей».
  • Марта Олдерсон «Создавая бестселлер».
  • Джеймс Н. Фрей «Как написать гениальный роман».
  • Крис Бейти «Литературный марафон».

У меня получалось писать, но я понимала: знания слишком обрывочны и нужна система, обратная связь от других писателей и экспертов. И я начала искать.

Первое обучение: художественная литература

В 2018 году я увидела объявление о новом наборе на очное обучение на курсы «Мастер текста» от издательства Астрель-СПб — на тот момент они стоили около 13 тысяч рублей. Условием зачисления была отправка текстового фрагмента — их оценивали по каким-то критериям, которые не раскрывались. Я отправила заявку и через несколько дней получила уведомление о зачислении.

Эти несколько месяцев очных занятий я вспоминаю с теплотой. Информации было много, она была хорошо структурирована, студенты имели возможность задавать вопросы преподавателям, среди которых были сотрудники издательства и писатели (Александр Мазин — издатель, прозаик, автор цикла книг «Варяг», Екатерина Матюшкина — детская писательница, автор серии сказочных детективов «Кот да Винчи», стихотворений и обучающей литературы по раннему развитию детей) и получать качественную обратную связь.

Сам курс был насыщенным: разбирали, как начинать произведение, какую форму выбрать, как прописывать сюжет, диалоги, героев, как работать с издательствами. И, конечно же, говорили о продвижении: больная тема для всех начинающих авторов.

Сразу оговорюсь: практически все без исключения курсы, книги для начинающих (и продолжающих) авторов, независимо от того, посвящены они написанию художественных книг или нон-фикшен, ориентируют автора на то, что за продвижение будет отвечать он сам, особенно если он пока неизвестен широкой аудитории.


Комментарий редакции

Продвижение, это важный этап работы над книгой, в котором сам писатель должен принимать активное участие — никто лучше вас не знает ваше произведение. Чаще всего в издательствах классического типа автор не может влиять на процесс продвижения книги, а так как самиздат более гибкий сам по себе, то с ним автор получает больше возможностей.


Самиздат: опыт сотрудничества с платформой Ridero

Попасть в издательство с художкой, что называется, «с улицы», очень непросто. Я отправляла текст рукописи, но либо получала отрицательные ответы, либо не получала их вовсе.

Тогда набирала популярность платформа Ridero, и я решила опубликовать свой текст через неё: с традиционными издательствами у меня не складывалось, а желание иметь собственную книгу никуда не делось. Решающим аргументом стали истории успеха авторов, которые начали именно с Ridero, а потом заключили договоры с «классическими» издательствами. На сайте я выбрала шаблон, подобрала изображение для обложки и… опубликовала. Книга действительно появилась на ЛитРес, Озоне и в ряде других магазинов, но её нельзя было купить в Буквоеде, Читай-городе, Лабиринте и просто увидеть на прилавке, зайдя в ближайший книжный. Позднее у Ridero появились платные услуги для размещения книги в крупных офлайн-магазинах, но я ими не пользовалась, потому что не увидела для себя реальной пользы за ту сумму, которая озвучивалась. К тому же в моей голове продолжала жить установка, что если я всё это оплачиваю — это «не то». А публикация в традиционном издательстве для меня по-прежнему была неким признанием, в отличие от самиздата.


Комментарий редакции

Да, сейчас на рынке действительно много разных самиздат-сервисов, которые существенно упрощают процесс выпуска книги. Какой выбрать — решать вам 😊 Но мы все-таки позволим себе минутку рекламы и скажем, что у нас тоже есть кейсы, когда авторы издавали книгу в нашем самиздате, а потом заключали контракты с крупными издательствами. Почитать об этом вы можете здесь.

И, конечно же, мы с удовольствим издадим вашу книгу и бесплатно проконсультируем. Для этого заполните форму ниже, чтобы наши специалисты могли с вами связаться 😎 *минутка рекламы закончилась*




    Рекламой книги я тогда особо не занималась — публиковала отрывки в соцсетях, и отправила несколько экземпляров книжным блогерам, и заказала рекламу в одном крупном паблике ВКонтакте. Через некоторое время я сняла книгу с публикации, и начала публиковать её по главам в интернете бесплатно (на платформе Яндекс Дзен) — через некоторое время стали появляться первые отзывы.

    Второе обучение: нон-фикшен книги

    Параллельно я заинтересовалась написанием произведений нон-фикшен — а писать было о чём, учитывая мою основную профессиональную деятельность. Мне хотелось написать такую книгу, которую хотела бы прочитать сама в начале своего профессионального пути и которой мне не хватало. Я общалась со своими студентами, и видела, что все их представления о специальности не имеют ничего общего с реальностью.

    Примерно в одно и то же время — в конце марта 2019 года — случилось два важных события: я купила онлайн-курс по написанию нон-фикшен книг «Пишу книгу за 90 дней» от Free Publicity School (я постоянно находилась в поиске каких-то новых обучений, а в то время шла активная реклама их курсов) и начала заниматься новым судебным процессом, который получил резонанс в СМИ Петербурга.

    Книга на реальных событиях

    Люди переезжали на новую квартиру, заказали услугу грузоперевозки, согласовали цену. После того как машина приехала по нужному адресу, сумма внезапно возросла без согласования и предупреждения. Люди отказались платить, а вещи (абсолютно все вещи, которые были в квартире — от тапочек до мебели) перевозчик увёз в неизвестном направлении. Как выяснилось позже, они год хранились в сыром неотапливаемом сарае на севере Санкт-Петербурга. Судебный процесс был громким, но закончился в пользу моей подзащитной, которая оказалась в центре этой ситуаации.

    Сначала я хотела написать что-то вроде юридической методички по этому делу — с профессиональной точки зрения процесс был действительно интересным, но затем в голове сложилась структура целой книги вместе с личной историей. В итоге это дело легло в основу моего дебюта «Как стать юристом и не сойти с ума».

    Возвращаемся к курсу по писательству

    Курс на тот момент стоил около 55 тысяч рублей (была возможность купить в рассрочку). Программа была заточена именно на нон-фикшен: желающие писать художественные произведения, на мой взгляд, там для себя ничего не найдут, кроме блока о продвижении.

    Решающим аргументом о покупке курса для меня стало то, что во время обучения планировалась встреча с представителями издательств — а для меня приоритетом по-прежнему была публикация в издательстве.

    На курсе было много материалов о структурировании информации, форматах, наполнении книги, как придумывать названия, как работать с издательствами, как издать книгу в сервисе Ridero. Нас разделили на небольшие группы, но в таком формает мне было не очень удобно работать. Очень понравилась предложенная методика формирования содержания книги — её я взяла себе в «писательскую копилку»: техника «свалка мыслей», последующее упорядочивание и главирование.

    В то же время многие вещи, как выяснилось, я делала уже сама, интуитивно — например, использовала кейсы и сторителлинг.

    Что касается продвижения — многое было полезно, но все же предложенные материалы по продвижению книги были ориентированы на произведения, изданные при помощи сервиса Ridero. Я же хотела издать книгу через обычное издательство, и не за свой счёт. Напомню, что на тот момент мне казалось, что если ты платишь за это — значит, всё не по-настоящему, это ещё не признание, и никто не будет всерьёз воспринимать твою книгу.


    Комментарий редакции

    Подтверждаем: то убеждение, о котором пишет Юлия действительно существует. К сожалению, это стереотип, который сформировался с приходом капитализма на территорию России. Изначально самиздат был рупором инакомыслия и способом издаться для тех писателей, которые находились в опале советской власти и не прошли цензуру в Гослитиздате. Самиздатом и тамиздатом печатались Солженицын, Бродский, Лимонов, Пастернак и другие.

    Когда с развалом СССР советская идеологическая машина и цензура потерпели крах, появился свободный рынок, читатель стал голосовать за книги рублём, тогда издательства начали выбирать чьи книги печатать. Однако никто не отменял бюрократию, справедливые и несправедливые отказы авторам в публикации и годовые очереди на печать. Все эти проблемы можно обойти с помощью коммерческого издания книги в самиздате.

    Отметим, что в сегодняшней ситуации геополитического и экономического кризисов, самиздат набирает обороты, доля рынка растёт, а издатели начинаются бороться за авторов. Так что меняется время, меняются условия восприятия.


    Безусловно, и изданную самиздатом книгу можно раскрутить и, в конце концов, увидеть на полках — вопрос лишь в цене. Базовое размещение книги в Буквоеде или Читай-городе (просто поставить на полку магазина) Ridero оценивает в 990 рублей, не считая стоимости самого тиража от 5 экземпляров. Стоимость пакетов по приоритетному размещению книги в 10 московских магазинах варьируется от 110 000 за месяц до 200–400 тысяч за 2 месяца. Также есть функции размещения книги в аэропортах: цена вопроса от 115 000 до 125 000 рублей. Я была не готова вкладывать в это столько денег. Но здесь вопрос цели: если цель не быть писателем, а с помощью книги рекламировать свои услуги, свой бизнес, то, вероятно, это вполне рабочий вариант.

    Ещё на курсе был отбор синопсисов для издательства «Феникс» — тогда мою заявку не отобрали, хотя впоследствии я, уже сама без курсов стала автором «Феникса».

    В конечном счёте цена за курс мне показалась завышенной — но, по сути, это тоже опыт.

    Заявки в издательства, отказы и контракты

    Курс закончился, а я продолжала отправлять заявки на издание в разные издательства — книгу я не написала полностью на курсе, но структуру создала именно там. Тогда я получила около 12 отказов от разных издательств.

    МИФ: «Мы рассмотрели предоставленные вами материалы, но, к сожалению, не готовы принять рукопись в работу. Спасибо за проявленный интерес к нашему издательству».

    «Олимп-Бизнес»: «Мы рассмотрели книгу „Как стать юристом и не сойти с ума“ на редсовете. К сожалению, нам не удастся взять её в работу, поскольку редпортфель уже спланирован. Однако всё равно спасибо, что написали нам!»

    Ещё я отправляла заявки в «АСТ», «Питер», «Альпина», «ЭКСМО», «Феникс» (начать с ними сотрудничество удалось только со второй книги), Animedia.Co и другие. Везде ответили отказом.

    Но в конце ноября 2019 года я всё же получила заветное письмо от издательства «Проспект»:

    «Мы готовы напечатать вашу книгу»

    Я подписала договор с издательством, а потом случился 2020 год со всеми его сложностями. Самоизоляция, простой типографий и ряд других обстоятельств привели к тому, что книгу опубликовали только в сентябре 2020 года. Но всё же она вышла и у меня на руках оказалась книга, напечатанная в издательстве, без каких-либо финансовых вложений с моей стороны.

    Где первое издание, там и второе

    Примерно в это же время я нашла в соцсетях аккаунт редактора издательства «Феникс» Юлии Шевченко (соавтор книги «Писать и издаваться») и написала ей в личные сообщения. Итогом разговора стала моя заявка на новую книгу — я отправила синопсис и небольшой фрагмент. В октябре 2020 года от редактора пришло письмо о том, что редсовет принял положительное решение, а в ноябре 2020 года я подписала договор с издательством «Феникс» на книгу «В очереди за правосудием», в которой я писала об изнанке судебной системы.

    Окончательно я сдала рукопись ближе к февралю 2021 года. Вышла в свет книга в августе 2021: на задержку с печатью повлиял кризис с бумагой — отголоски «коронавирусных» проблем.

    Выставка ММКВЯ

    В декабре 2021 года сбылась ещё одна небольшая писательская мечта — я попала на Московскую международную книжную ярмарку в качестве автора, а на стенде была представлена моя книга «В очереди за правосудием». Ранее я говорила редактору, что хочу поучаствовать в каком-нибудь большом книжном мероприятии, и через некоторое время издательство включило меня в список участников. Сама я заявок никаких не подавала.


    Комментарий редакции

    Каждое издательство по-разному отбирает книги на выставки: одни выбирают самых продаваемых авторов, другие — только новинки, а третьи — всё и сразу. Формы участия тоже бывают разные: бесплатные или платные. Оба варианта — нормальная практика, а для автора главное — озвучить своё желание издателю.


    Третья книга — роман с хештегом

    Помимо курсов, мой писательский путь включал в себя самые разные книги по писательству, большая часть из которых — зарубежные переводные книги. На российском книжном рынке в 2021 году появилась очень достойная книга Анны Шуст и Юлии Шевченко «Писать и издаваться» — подробно, ёмко, интересно, «без воды» о том, как писать нон-фикшен книги. Пожалуй, это, наверное, самое полезное из того, что я изучала в этой сфере.


    Комментарий редакции

    Анна Шуст одна из наших колумнисток и прекрасная писательница, которая подготовила для читателей блога Delibri крутые материалы 💪Вот некоторые из них.

    Рубрика: Продвижение
    Как писателю вести и развивать блог
    Рассказываем, как и где лучше всего общаться с читателями.
    27 сентября 2021Время чтения: 11 минут
    Рубрика: Личный опыт
    Как написать экспертную книгу. Пошаговая инструкция
    Вы врач, журналист, астролог или представитель любой профессии, но никак не писательской? Тогда этот материал для вас. Забирайте пошаговую инструкцию, как написать книгу о своем деле.
    13 декабря 2021Время чтения: 19 минут

    Таким образом, в 2022 году я была автором уже двух книг — «Как стать юристом и не сойти с ума» и «В очереди за правосудием». Но я не оставляла надежды всё же опубликовать в издательстве свой художественный роман «У каждого своя правда».

    У «Феникса» даже есть серия «Роман с хештегом», и мне казалось, что моя рукопись в эту серию очень подходит. Летом 2022 года написала своему редактору письмо и прикрепила файл с рукописью, в надежде, что роман действительно подойдёт. А в сентябре 2022 года мы подписали договор.

    Дальше — литературная редактура (этап, которого не было в работе над нон-фикшен книгами), корректура, создание обложки. В конце февраля 2023 года «У каждого своя правда» перестала быть интернет-романом и стала книгой, вышедшей в издательстве «Феникс».

    В моём случае получилось так, что опубликовать художественную книгу я смогла, сначала написав и опубликовав две нон-фикшен книги, «войдя» таким образом в традиционный издательский мир

    Стоит ли идти на обучение писательству?

    Если интересно этим заниматься, хочется писать книги и есть желание публиковаться в крупных издательствах, то, конечно, да, стоит. Система и наличие обратной связи всегда лучше самообучения (которое, конечно, тоже важно и не должно прекращаться). Публикация в издательстве предполагает, помимо определённой доли везения и упорства, ещё и определённый уровень написанного текста. Но идти на курсы за 50–60 тысяч рублей, на мой взгляд, не стоит. Это не гарантия попадания в издательство и не гарантия, что написать книгу в принципе получится. Лучше начать с чего-то попроще.

    1. Ответить себе честно на вопрос: зачем? Чего вы хотите? Написать книгу, потому что это сейчас модно? Или для своей рекламы? Или вы всегда мечтали быть писателем?
    2. Взять консультацию у книжного продюсера.
    3. Прочитать книги (для нон-фикшен рекомендую «Писать и издаваться»).
    4. Подписаться на странички писателей, пишущих книги в интересующем жанре, ходить на презентации книг и встречи с читателями. Попытаться задать авторам какой-то вопрос (мне однажды в одной соцсети ответила Дарья Донцова, а на презентации своей книги в Санкт-Петербурге на мой вопрос ответила Александра Маринина).
    5. Посещать книжные выставки, ярмарки — входной билет стоит недорого, а на них можно пообщаться вживую с авторами и издателями.
    6. Как можно больше читать (невозможно писать не читая).
    7. Пробовать писать снова и снова.
    8. Найти обучение по приемлемой цене — за деньги, которые не жалко отдать, даже если в итоге вы не напишете книгу.

    Всё это если и не сделает вас писателем, то очень приблизит к этому. Главный профит здесь: вы сможете понять, нужно вам всё это или нет.

    guest
    4 комментариев
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии
    Александр
    Александр
    1 год назад

    Статья эта— типичная реклама дорогих писательских курсов. Несомненно, польза в них есть. Но плодятся от таких курсов правильные книги, ничего общего с настоящей литературой не имеющие. никаким писателем ты не будешь от этих бесконечных курсов, если по большому счёту тебе нечего сказать, за душой у тебя нет настоящих переживаний, серьезного опыта жизни. И плодить ты можешь только что-то похожее на бесконечные мыльные оперы мексиканских сериалов. Для чего и зачем этому вы учите? Денег мало? Пашите землю, выращивайте хлеб…..

    Редакция Delibri
    Редакция Delibri
    1 год назад
    Ответить на  Александр

    Если бы это была реклама, то мы бы так и написали 🙂 Мы всегда помечаем, когда что-то рекламируем, правда делаем это крайней редко :)) Это статья — о личном опыте автора, которая поделилась им с читателями. Возможно, вы пропустили момент в тексте, но Юлия пришла на курсы с уже написанным черновиком книги и его частями:)

    Каждый писатель сам выбирает те образовательные инструменты, которые ему нужны и извлекает разную пользу. В этом плане мы никого ничему не учим, а рассказываем о разном опыте разных писателей.

    У каждого свой жизненный опыт, который может лечь или не лечь в основу книги, поэтому мы предлагаем корректно относится ко всем литераторам не зависимо от того что и как они пишут. Любой писательский труд — это труд, даже если это мыльная опера. Поэтому мы призываем уважать любой труд одинаково, будь то пахание земли или написание мексиканских сериалов:)))

    gate.io kullanımı
    gate.io kullanımı
    1 год назад

    This article opened my eyes, I can feel your mood, your thoughts, it seems very wonderful. I hope to see more articles like this. thanks for sharing.

    20bet
    20bet
    9 месяцев назад

    Your article gave me a lot of inspiration, I hope you can explain your point of view in more detail, because I have some doubts, thank you.


    Рубрики